Церкви Зауралья от Вознесенки до Верхнего Авзяна

0_sh105148 Церкви Зауралья от Вознесенки до Верхнего Авзяна БАШКИРИЯ История и краеведение Православие

Свято-Вознесенский храм в селе Вознесенка Учалинского района — выдающийся памятник архитектуры, которому нет равных в Башкирском Зауралье. Фото Сергея Синенко

 

Продолжаем наше хождение посолонь – по храмам Уфимской епархии. Из Белокатайского края направляемся сначала на юго-восток, в Зауралье. Дорога в Учалинский район ведет через Челябинскую область, через Миасс, здесь трасса лучше. На путешествие от Миасса до Вознесенки по асфальту уходит чуть больше часа. Шоссе виляет, огибая железную дорогу то справа, то слева.

От поселка Верхний Иремель сворачиваем на грунтовку, потом к исчезнувшему Кузьмо-Демьяновскому руднику и развалинам Петровской обогатительной фабрики, оттуда к озеру Шарамбаю, где когда-то был рабочий поселок золотоискателей с ярким названием Возрождение.

Среди берез и елей много мест, где когда-то велись рудничные разработки – шурфы, ямы, закопушки, выработки, в которых добывали золото.

Дорога ведет вдоль Нуралинского хребта к озеру Ворожеич. Наконец со взгорка открывается вид на долину, где у хребта Алабия, как на ладони, лежит село Вознесенка с замечательным каменным храмом.

SH105108-2 Церкви Зауралья от Вознесенки до Верхнего Авзяна БАШКИРИЯ История и краеведение Православие

Свято-Вознесенский храм постройки 1906 г. Роспись стен выполнена итальянскими мастерами, специально выписанными для этого на Вознесенский завод. Фото Сергея Синенко

Первая деревянная церковь здесь была построена в 1876 году, когда из-за притока горнорабочих деревня разрослась до большого села. Через тридцать лет была возведена каменная церковь. Храм возводился усердием прихожан, которых в то время было не менее трех тысяч – в селе жили рудознатцы и золотодобытчики, дома были богатые, почти все двухэтажные – низ каменный, верх деревянный (некоторые постройки еще сохранились). Поэтому и храм выстроили большой, пятиглавый, в византийском стиле с тремя престолами – Вознесения, во имя святого Николая и во имя Архангела Михаила. Отдельно к церкви пристроена колокольня.

Церковь закрыли в 1930-е годы, разместили в ней колхозную конюшню.

Старожилы рассказывают, что разрушить ее пытались несколько раз, но не смогли и тогда сорвали и сбросили на землю колокола. Самый большой из них, посеребренный, упав с колокольни, разбился. Его увезли на Вознесенский завод в переплавку, а те, что поменьше, исчезли сразу. Один из колоколов, по воспоминаниям, милиционеры из Миасса утопили в озере Ворожеич.

В середине войны храм открыли вновь. Действующим он оставался до начала хрущевских гонений на православие, когда здание приспособили под сельскохозяйственный склад. Верующим храм вернули в 1990 году, а со следующего года начались регулярные богослужения. В храме в большом числе сохранились росписи стен, выполненных итальянскими мастерами. Рядом с церковью стоит памятник в честь освобождения крестьянства от крепостного права. Ранее изломанный, исковерканный, оскверненный, он теперь восстановлен церковным приходом.

Рядом с селом находится небольшое озерцо Ворожеич, или Карагайка, знаменитое обилием полудрагоценной яшмы.

Не меньшую ценность представляет собой окружающая природа с березовыми лесами и высокими холмами – места вокруг озера объявлены национальным памятником природы. Если подняться на горку с северной стороны озера в трехстах метрах от берега, оттуда откроется замечательный вид на село Вознесенка с величественным храмом, на озеро Ворожеич, хребет Алабия и гору Уйташ.

Читайте также:  Террорист из Башкортостана предстанет перед судом

0_SH104940-2 Церкви Зауралья от Вознесенки до Верхнего Авзяна БАШКИРИЯ История и краеведение Православие

Пантелеймоновский молитвенный дом в г. Учалы постройки 1997 г. Фото Сергея Синенко

0_SH104933-2 Церкви Зауралья от Вознесенки до Верхнего Авзяна БАШКИРИЯ История и краеведение Православие

Из Вознесенки дорога ведет в Учалы (Учалы-Митряево). Это город молодой, ему нет еще и полувека, церковной жизни здесь почти не было, православные верующие ездили в другие приходы. С начала 1990-х годов службы велись в арендованном подвале пятиэтажного дома.

Молитвенный дом с престолом во имя святого великомученика Пантелеймона построен в 1997 году.

Тогда же общине выделили на городской окраине три гектара земли, началось строительство молитвенного дома. Сделали фундамент, стали возводить стены из бруса, но не хватало ни материалов, ни средств. Тогда директор Учалинского горно-обогатительного комбината Анатолий Хмелев взял строительство на себя.

Было построено двухэтажное здание с колокольней. Первый этаж с высоким потолком служит для богослужений, во втором – кухня, трапезная, учебные комнаты воскресной школы. Учалинским комбинатом подарены храму и колокола, изготовленные в Каменск-Уральске.

Из Учалов направляемся в Белорецк, старинный металлургический центр Урала. Большой каменный Свято-Троицкий собор был построен в 1863, разрушен до основания в 1928 году, на его месте возвели Дом техники. С послевоенных времен в городе действовал маленький молитвенный дом.

Новый храм с престолом в честь Святой Троицы в память разрушенного собора был построен силами прихожан, освящен в 1981 году.

Ежегодно отсюда совершается крестный ход на Казанский источник Божьей Матери. При храме работает воскресная школа для детей и взрослых.

0-03573 Церкви Зауралья от Вознесенки до Верхнего Авзяна БАШКИРИЯ История и краеведение Православие

Собор г. Белорецка во имя святителя Николая, макет из краеведческого музея. В 2000 г. архиепископом Никоном было освящено место под возведение нового каменного храма вместо разрушенного, но строительство пока не ведется из-за отсутствия средств

В селе Ломовка под Белорецком находится Михаило-Архангельскии молитвенный дом. Деревянная Михаило-Архангельская церковь была построена здесь в 1890, а в 1930 году закрыта. Открыли ее в первые послевоенные годы, спустя некоторое время она сгорела (или ее подожгли).

После пожара служба велась в обычном крестьянском доме – его перенесли на место, где раньше стоял храм, рядом построили небольшую колокольню. Во время хрущевской «оттепели» церковь закрыли, в 1960 году – очередной пожар. Так надолго замерла церковная жизнь в этом старом православном селе. Небольшой молитвенный дом в Ломовке открылся в 1999 году, богослужения здесь совершаются в праздничные дни…

До поселка Узяна дорога ведет то вверх, то вниз.

В Узяне находится молитвенный дом, названный в честь великомученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. Старая деревянная Троицкая церковь, построенная в середине XIX века была закрыта в 1930 году, а вскоре сожжена. В селе находились две часовни, которые разрушены чекистами из Белорецка. Богослужения в Узяне возобновились в 1993 году. Крестный ход на IX пятницу совершается к источнику Табынской иконы Божьей Матери, который находится на окраине поселка.

Сразу после выезда из Узяна начинается длинный подъем, а затем крутой спуск к деревне Кагарманово, затем снова – вверх и вниз. Спускаемся к реке Белой, перед селом Кага – опять крутой подъем. Свято-Никольскую церковь на высоком холме над селом видно отовсюду. Благодаря удачному расположению и внушительным размерам, храм доминирует в окружающем пространстве.

Читайте также:  НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ УФИМСКОГО УЕЗДА

Село небольшое, самобытное, чего стоит один только кагинский говорок с растягиванием гласных на концах слов…

Кагинский завод построен Иваном Демидовым, а в 1824 году, после его смерти (детей у него не было) объявились сначала девять наследников, потом еще четверо. Большое хозяйство было разбито на доли, начались распри между владельцами, продажа и перепродажа ими своих частей.

О развитии заводского производства не было и речи и, в конце концов, заводы были переданы в казенное управление, затем проданы с публичных торгов. Несколько раз они меняли владельцев, пока не были включены в акционерное общество Белорецких заводов.

0-03568 Церкви Зауралья от Вознесенки до Верхнего Авзяна БАШКИРИЯ История и краеведение Православие

Свято-Никольская церковь в с. Каги постройки 1890-х гг. Храм на высоком холме над селом видно отовсюду, благодаря удачному расположению и внушительным размерам, он доминирует в окружающем пространстве. Важно воссоздать первоначальный облик храма, восстановить колокольню

В начале 1890-х годов в Кагах решено было строить новую каменную церковь. Подготовка к строительству велась то ли шесть, то ли восемь лет. В той части села, что зовется Усть-Кага (здесь река Кага впадает в Белую), специально для строительства храма построили кирпичный завод с амбарами для просушки кирпича-сырца.

Строили церковь почти восемь лет всем миром, каждая кагинская семья, в зависимости от состава, выделяла на строительство храма работников.

С каждого рубля дохода, который давал железоделательный завод, одна копейка шла на строительство церкви. Небольшую сумму дала и казна, но больше всего было народных пожертвований.

В село были приглашены высококлассные каменщики. На зиму стройку прекращали, мужики вязали жгуты из соломы, перевязывали их лыком и застилали ими кирпичную кладку, а сторож обязан был ежедневно стряхивать со жгутов снег, чтобы во время оттепели кладка не замокла. Церковь возвели трехпрестольную, с главным престолом во имя святителя Николая и боковыми в честь святых апостолов Петра и Павла и святого апостола Иоанна Богослова.

На всю Уфимскую епархию своим искусством прославились звонари Никольской церкви Кирилл и Иван Тарасовы. Были они потомственными кузнецами, но по праздникам на колокольню поднимались именно они, именно им общество доверяло вызванивать самые торжественные звоны.

В заметках российской геологической экспедиции 1899 года под руководством Дмитрия Менделеева есть запись о живописно расположенной на высокой скале каменной церкви.

Страшный пожар случился в селе в 1911 году, когда огонь уничтожил три четверти всех жилых домов. Завод выгорел полностью, но церковь, стоявшую поодаль, огонь не тронул. После пожара завод больше не восстанавливался, кагинцы стали заниматься исключительно сельским хозяйством.

Последним настоятелем Никольского храма являлся отец Иоанн, Иван Александрович Марсов, которого кагинцы особенно любили. Когда в 1933 году его арестовали, в поселке произошел бунт, его смогли подавить лишь прибывшие из Белорецка чекисты. В Белорецке конвой с батюшкой тоже был встречен верующими, протестующими против ареста, но отец Иоанн благословил всех, попросил разойтись, веря, что власти быстро во всем разберутся и отпустят его, безвинного. На уфимской пересылке он заболел, угас и был похоронен в общей могиле.

Читайте также:  Как я приняла крещение

В том же году Никольский храм закрыли, колокольню и купола разрушили, кирпич пустили на хозяйственные нужды.

Некоторое время в поселке богослужение и обряды проводил по домам старый священник Куликов, но и он был арестован, сослан, расстрелян.

В предвоенные годы по требованию райкома партии кресты на фасаде стесали зубилом – в церковном здании расположилась изба-читальня. В военное время здесь устроили зернохранилище. В середине 1950-х годов здание отремонтировали, сделали внутреннее перекрытие и второй этаж, разместили в нем Дом культуры. С директором повезло – назначен был Иван Антонович Лисовский, человек большой культуры, понимающий историческую и культурную ценность храма.

На свой страх и риск он очистил подкупольную часть от поздней штукатурки, отмыл старинные церковные росписи, делая все, чтобы сохранить церковную сущность строения. В 1976 году здание было поставлено на учет как памятник архитектуры. В

1999 году в Каге был зарегистрирован православный приход, а в следующем году Никольский храм был возвращен верующим.

Непременно нужно сказать и о часовнях села, раньше их было две. Одна за рекой на склоне горы, где течет родник, – православные ходили туда крестным ходом на Петров день. После революции часовня была разрушена. Вторая часовня до сих пор возвышается на месте, называемом в народе Сажелкой, стоит на ключе, вода которого считается жителями Кагов и окрестных селений целебной. По воспоминаниям старожилов, кагинцы, жившие на Елани, горе близ Сажелки, никогда, даже в холерные годы, не болели, потому что пили воду только из этого ключа.

Первоначально Сажелка была староверческой святыней (старообрядцев в Каге проживало много – все или почти все приписанные к заводам крестьяне были раскольниками). В 1996 году часовню на Сажелке реконструировали. Сегодня православные совершают сюда крестный ход в Обещанный день, это сугубо кагинский праздник, отмечаемый ежегодно 21 августа.

Староверов в Каге сегодня почти не осталось, но Сажелка является святыней по-прежнему, там ежегодно служат молебен…

0-03569_22 Церкви Зауралья от Вознесенки до Верхнего Авзяна БАШКИРИЯ История и краеведение Православие

Казанско-Богородская церковь с. Верхний Авзян постройки 1750-х гг.

Пересекаем речку Кага. Теперь здесь пруд – местное водохранилище. Развилка, прямая дорога ведет на Бурзян, в Старосубхангулово, наша – вправо, на Верхний Авзян. Мимо поселка Бельский, перевалив несколько гор, въезжаем в старинное село. Оно вытянулось в долине реки Авзян. На горе – Казанско-Богородская церковь, построенная в середине XVIII века, неоднократно перестраивавшаяся и переименованная ныне в Свято-Никольскую.

Закрыли церковь в 1930 году.

Последним настоятелем перед закрытием церкви был отец Матфей Яковлевич Федоров, который вскоре был репрессирован и погиб на строительстве Беломорканала. Колокольня и барабан были полностью разрушены, уничтожены фрески, но само здание сохранили – в нем разместили клуб.

Храм вернули Уфимской епархии в 1992 году.  Реставрационные работы из-за нехватки средств продолжаются долгие годы. Крестный ход совершается в IX пятницу по Пасхе на святой источник Табынской иконы Божьей Матери на Малиновой горе, где служат торжественный молебен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + двадцать =

Next Post

Журналист БСТ Азамат Альмухаметов задержан оперативниками МВД

Пт Авг 31 , 2012
Журналист БСТ Азамат Альмухаметов задержан оперативниками МВД 28 августа оперативники МВД по РБ в ходе следственного эксперимента поймали с поличным при получении 120 тысяч рублей заместителя […]
Русофобия, как двигатель карьеры