Храмы Уфимской епархии

03-03044 Храмы Уфимской епархии История и краеведение Православие

Участники православного миссионерского сплава по рекам северо-востока Башкирии возле установленного ими поклонного креста. Фото протоиерея Романа Хабибуллина

Храмы Уфимской епархии

Посолонь, западное кольцо

Прогулки по уфимским улицам хороши тем, что доступны любому — можно гулять с друзьями, с детьми, неплохо и одному пройтись. Но в этих прогулках мы ограничиваем себя городскими предместьями – Шакшой, Демой и Затоном. А дальше что?! Если исследовать пространство вширь, это будут уже небольшие путешествия.

Цель может быть любой, в данном случае — начинаю цикл путешествий по храмам Уфимской епархии. Путешествовать будем посолонь. «Ходить посолонь» — значит «по солнцу», по часовой стрелке. Да, именно так!

Путешествие по храмам начнем с западных районов — так называемой Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Далее повернем на северо-запад в сторону Николо-Березовки. Оттуда — на восток в Дуванский, Мечетлинский и Белокатайский районы, затем в Зауралье и на Южный Урал. От южных районов, двигаясь вдоль старого Оренбургского тракта, через города Кумертау, Мелеуз, Салават, Ишимбай и Стерлитамак возвратимся в Уфу. Таким способом мы делаем по часовой стрелке большой неровный круг, который, конечно же, не включает в себя все приходы и храмы епархии, но позволяет представить себе картину церковной жизни епархии в ее ключевых точках.

Путешествовать будем, преимущественно, по русским селам, но не обязательно. Православие — религия многонациональная. Русская Православная Церковь называется «Русской» по месту расположения (в Японии, к примеру, она называется Японской Православной Церковью, в Польше – Польской) Православной Церковью. В то же время для многих народов соотнесение себя с православным вероисповеданием является коренной частью мироощущения — нахождения себя в мире.

Традиционно православным населением Уфимской епархии являются русские, украинцы, белорусы, чуваши и мордва.

Особая группа — кряшены, татары по языку, христиане по конфессии. Есть удмуртские, марийские, латышские приходы. Соответственно, православные храмы расположены, прежде всего, в местах проживания православного населения. Самым многочисленным среди народов, проживающих в Башкирии, являются русские, с русскими и связано распространение православия в крае.

Современное русское население республики преимущественно городское — более 80 % русских проживают в городах. Русские преобладают в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае, Бирске, Белебее, Мелеузе, Давлеканово, Белорецке, Благовещенске, Кумертау. На селе живут чуть более двухсот пятидесяти тысяч русских и эти поселения расположены неравномерно, пятью-шестью крупными кустами. Самый крупный из них — вокруг Уфы, в Уфимском, Иглинском, Кармаскалинском, Чишминском и Благовещенском районах, где, если исключить русское население Уфы, проживают около ста тысяч человек. Севернее находится еще один такой куст — около половины жителей Бирского района — сельчане, более девяти тысяч из них — русские.

На северо-востоке республики, в Дуванском и Белокатайском районах, расположен второй по численности, после центрального, район, где на селе компактно живут более тридцати тысяч русских.

Примерно столько проживают в южных районах республики — Мелеузовском, Кугарчинском и Куюргазинском. Русское население сосредоточено вокруг старых заводских поселков, около больших водных путей и железных дорог.

Читайте также:  Наместничество Уфимское - Уфа от А до Я

В горной Башкирии выделяется русским населением Белорецкий район, в Тирляне, Тукане и Белорецке русских большинство. Много русских деревень и сел на юго-западе республики — в Альшеевском и Давлекановском районах, а также в среднем течении реки Белой в Стерлитамакском и Гафурийском районах. Так и собираемся путешествовать. Итак, в путь!

…Шоссе от Уфы на запад ведет в сторону городов Белебей, Туймазы и Октябрьский, к крупным православным селам Верхнетроицкое, Воздвиженка-Шелина, Надеждино, Приютово и другим.

sh103268_22 Храмы Уфимской епархии История и краеведение Православие

Михаило-Архангельский собор в Белебее возведен в русско-византийском стиле в 1820-е годы. Фото Сергея Синенко

Начнем с Белебея, старинного уездного города основанного в царствование Елизаветы Петровны новокрещеными чувашами.

Выразительные церковные постройки Белебея — Михаило-Архангельский собор, церковь во имя святого Николая Чудотворца, а также городские часовни. Здание собора, построенного в 1820-е годы, верующим Белебея было возвращено в связи с празднованием тысячелетия Крещения Руси.

В советское время оно некоторое время использовалась под склад, затем стояло заколоченное, полузаброшенное, было обезображено — снесена верхняя часть колокольни, купол и барабан. Для выполнения богослужений Михаило-Архангельский храм восстановили в течение года, но работы планируется продолжить, чтобы вернуть церкви первоначальный исторический вид.

_sh103370 Храмы Уфимской епархии История и краеведение Православие

В Никольском храме г. Белебея заканчиваются восстановительные работы. Фото Сергея Синенко

В белебеевском Никольском храме постройки 1890-х годов в послереволюционное время размещались промышленные цеха, с началом войны находился эвакуированный из западных областей сахарный завод, затем завод сельхозмашин. Существовал проект реконструкции здания, но устроить в нем предполагалось не церковь, а концертный зал. После возвращения храма верующим в начале 1990-х годов средств на восстановление не нашлось, строительство началось лишь через десять лет. Теперь в праздник перенесения мощей Святителя Николая 22 мая от Михаило-Архангельского храма к Никольскому стал совершаться крестный ход.

Другие храмы Белебея — Иоанно-Предтеченская кирпичная церковь и небольшая Всехсвятская церковь были снесены в первые годы Советской власти. На их месте теперь стоят памятные часовни.

При въезде в Белебей освящен источник в честь Владимирской иконы, над ним построена одноименная часовня, к которой ежегодно 6 июля на праздник иконы Владимирской Божьей Матери вокруг города совершается крестный ход.

Читайте также:  Памятники городские - Уфа от А до Я

01-0386 Храмы Уфимской епархии История и краеведение Православие

В с. Ивано-Казанка храма раньше никогда не было, относилось оно к Никольско-Заварицкому приходу. Кирпичная Марие-Магдалинская церковь была построена здесь во второй половине 1990-х гг.

Продолжим наше путешествие. Немного южнее Белебея находится село Надеждино (Куроедово) со старинным Димитрие-Солунским храмом, большой благовестный колокол которого хорошо слышен в Белебее, за восемь километров от села.

История церкви тесно связана с судьбой русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Основал село отставной майор Михаил Максимович Куроедов, назвав его по имени своей жены Надежды Ивановны, в девичестве — Аксаковой. Первая деревянная церковь появилась здесь в 1759 году, еще через сорок лет был возведен каменный храм.

Надежда Ивановна приходилась Сергею Тимофеевичу Аксакову троюродной бабкой, село Надеждино-Куроедово писатель получил в наследство от отца, переехал сюда с семьей в 1821 году, здесь через два года родился сын Иван, которого крестили в Димитрие-Солунской церкви. Известно, что с конца 1870-х годов в селе существовало церковно-приходское училище, которое размещалось в доме, построенном Григорием Сергеевичем Аксаковым, сыном писателя и губернатором Уфимской губернии.

Церковь закрыли в начале 1930-х годов, разместили в ней зернохранилище. Позже склад перевели в соседнюю деревню Малиновку и здание забросили окончательно. В послевоенные годы памятник истории и культуры был поставлен на государственную охрану, но здание не реставрировалось и постепенно разрушалось. В 1980-х годах планировался снос церкви, но случайно в селе оказался корреспондент М.А. Чванов, ныне директор дома-музея Сергея Аксакова. Вместе с уфимским краеведом Г.Ф. Гудковым он встал на защиту церкви. В начале 1990-х годов по инициативе краеведов Г.Ф. и З.И. Гудковых в связи с двухсотлетием со дня рождения С.Т. Аксакова, по проекту архитектора З.М. Хатмуллиной была проведена полная реставрация церкви.

Читайте также:  Дом-музей С.Т. Аксакова - Уфа от А до Я

Работы велись на пожертвования прихожан Надеждино и соседних сел, жителей Белебея, помогали в строительстве и несколько промышленных предприятий. Были установлены колокола, отлитые в Каменск-Уральске знаменитым колокольным мастером России Николаем Пятковым.

Надеждино стало первой в республике восстановленной дворянской усадьбой.

Сегодня на базе этого историко-культурного центра создана школа народных ремесел, опирающаяся на традиции резьбы по дереву, кузнечного ремесла, изготовления керамических изделий. В аксаковские дни в Надеждино приезжают гости, от них храмом приняты дары, среди которых старинные иконы Владимирской Божьей Матери, святого Димитрия Солунского, напрестольное Евангелие, Евангелие с иллюстрациями художников из Палеха и другие…

01-03541 Храмы Уфимской епархии История и краеведение Православие

Строительство Богородице-Тихвинской церкви в пос. Приютово велось с 1993 г. В январе 2003 г. совершено малое освящение недостроенного храма, на Рождество Христово совершена первая торжественная служба. Перед поднятием церковного купола, фото 2003 г.

Неподалеку от Надеждино, в поселке Приютово, прежде железнодорожной станции, церкви раньше не было. С возникновением здесь православного прихода служба шла сначала в бывшем здании кафе, приспособленном под молельный дом, затем в самом центре поселка поднялась каменная Богородице-Тихвинская церковь. Почитается местными жителями святой источник Тихвинской Божьей Матери в пятнадцати километрах от поселка Приютово в селе Рябаш, где стоит старинная Ильинская церковь постройки 1828 года, занесенная в Реестр по охране памятников истории и архитектуры, но еще ожидающая своей реставрации.

 

Автор: Сергей Синенко

 

Комментарии

 
  1. kuns_64

    Посолонь, Никольский храм в Белебее

     

    Был в Белебее. Никольский храм выглядит сейчас совсем по другому. Было бы хорошо опубликовать современное фото.

 
  1. Сергей Синенко
    Никольский храм в Белебее

    О чем разговор? Присылайте фото, только с разрешением на публикацию от автора, размещу в момент. В Белебее давно не был, так ни разу и не надел презентованную мне тамошним патриотом майку с шикарной надписью made in Belebey 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − 2 =

Next Post

Выдуманный "Собор русских Башкортостана"

Вс Янв 8 , 2012
Выдуманный «Собор русских Башкортостана» — продолжение начатого месяц назад разговора Первоначально планировался обычный репортаж с очень нерядового события – второго Собора русских Башкортостана. Я брал […]
Выдуманный "Собор русских Башкортостана"