«Башнефть» объявила войну «Лукойлу»
потому что Вагит Алекперов не поделил Арктику с Игорем Сечиным
Федеральная антимонопольная служба начала рассмотрение дела, возбужденного по жалобе АНК «Башнефть» и ООО «Башнефть-полюс» в отношении нефтяной компании «Лукойл»
Воинственная риторика
Поводом для иска стали цены на перевалку нефти на Варандейском терминале в Ненецком автономном округе, где расположена жемчужина в короне «Башнефть-добычи» – месторождение Требса и Титова. Терминал принадлежит «Лукойлу», компания берет с «Башнефти» $38 за тонну. Но в Уфе считают обоснованным тариф втрое ниже!
Накануне было распространено заявление главы «Лукойла» Вагита Алекперова о том, что компания намерена идти в споре с «Башнефтью» до победного. Помимо ФАС, Алекперов пригрозил «Башнефти» судом. Аналитики рынка оценивают это заявление как чересчур воинственное. Позиции «Башнефти» сильны, она принадлежит не «народу Башкортостана», и не «Системе» Владимира Евтушенкова. Ее сегодняшний владелец — всемогущая «Роснефть». Если Алекперов решил воевать с Игорем Сечиным, исход предсказуем и печален…
«Есть основа, на которой будут рассматриваться вопросы в антимонопольном комитете, а если не в антимонопольном комитете, то в судебных инстанциях. До победного!» — заявил Алекперов, комментируя ход рассмотрения дела в ФАС.
Дело было возбуждено в отношении «Лукойла» 5 декабря. Его ведут в закрытом режиме. Московские и уфимские источники полагают, что чаша весов склоняется в пользу «Башнефти».
Предистория конфликта
Варандейский терминал расположен в Баренцевом море в 22 км от берега в районе поселка Варандей Ненецкого АО и работает с 2008 года. Инвестиции в его строительство «Лукойл» в свое время оценил более чем в $1 млрд, мотивируя это сложными условиями строительства в условиях Крайнего Севера. Терминал позволяет компаниям, добывающим нефть в Ненецком АО (там расположена Тимано-Печорская группа месторождений), экспортировать ее в Европу с помощью морских танкеров. С 2011 года среди этих компаний появилась «Башнефть».
После истощения нефтяных запасов в Башкирии она искала новые. Важным рынком добычи стало месторождения Требса и Титова. Для того, чтобы «Лукойл» предоставил в распоряжение «Башнефти» Варандейский терминал, компании пришлось запустить Алекперова в капитал ООО «Башнефть-полюс», через которое идут бизнес-процессы башкирской компании на Крайнем Севере. Несмотря на 25-процентное присутствие в капитале «Башнефть-полюса», «Лукойл» брал с «Башнефти» $38 за тонну нефти, экспортируемой через Варандейский терминал – тогда как среднерыночные цены в 10-15 раз ниже. Высокие цены «Лукойл» объяснял уникальностью сооружения, принадлежавшая АФК «Система». «Башнефти» приходилось с Алекперовым соглашаться.
Ситуация изменилось, когда «Башнефть» перешла во владение «Роснефти»
Новое руководство компании сразу заявило, что цена в $38 завышена и подлежит пересмотру. Учитывая уникальность терминала, «Башнефть» согласилась платить $12-15. Конфликт разрастался. В какой-то момент дошло до разговоров о выходе «Лукойла» из капитала «Башнефть-полюса».
«Роснефть», не сумев убедить ЛУКОЙЛ снизить цену перевалки нефти с их совместного проекта «Башнефть-Полюс» на севере России, пожаловалась на компанию в ФАС
Исчерпав переговорные возможности, «Башнефть» начала действовать через контролирующие инстанции. В сентябре 2018 года «Башнефть» и «Башнефть-полюс» подали совместную жалобу в ФАС. В результате 5 декабря было возбуждено антимонопольное дело против «Лукойла».
Знающие люди говорят: ситуация такова, что «Башнефть» благодаря ее владельцам способна выиграть любой спор в любых инстанциях. Для Башкирии, экономику которой нефтедобыча «Башнефти» обеспечивает своими доходами на 25-35%, этот спор означает возможное поступление дополнительных налогов в бюджет. На кону очень много.
Незамерзающий порт Индига
«Башнефти» помогают обширные связи Хабирова в регионах. Врио губернатора Ненецкого АО Александр Цыбульский заявил, что строительство глубоководного незамерзающего порта Индига будет включено в программу развития региона. По его словам, строительство планируется по принципу государственно-частного партнерства. Пропускная способность портасоставит до 300 миллионов тонн. В порту будут установлены нефтяные, угольные терминалы и терминал по отгрузке сжиженного газа. «Башнефть» видится одним из главных инвечторов строительства Индиги.
Глубоководный порт станет альтернативным Варандейскому терминалу способом доставки башкирской нефти, добытой на месторождении Требса и Титова. А расходы на строительство, которые «Башнефть» понесет из-за несговорчивости Алекперова… — компания попытается их компенсировать. Знающие люди уже напоминают главе «Лукойла», чем закончилась для Владимира Евтушенкова попытка спорить с «Башнефтью».