Башкирские фамилии, происходящие от древних верований

bashkirskaja-jetnografija Башкирские фамилии, происходящие от древних верований БАШКИРИЯ Народознание

Здесь и ниже — фотографии башкир из этнографической коллекции архива Свердловской области

Частью духовной культуры башкир — поклонение явлениям природы. Первые сведения о башкирах и их образе жизни, верованиях мы находим в письменных источниках IX–X вв. В начале X в. (921–922 гг.) посол багдадского халифа Ахмед Ибн-Фадлан, путешествуя к волжским булгарам, сообщает о территории, занятой башкирами, приводит ряд интересных данных об их верованиях. Он пишет: «Кое-кто из них говорит, будто бы у него двенадцать господов: у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у лошадей господь, у воды господь, у ночи господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь, а господь, который на небе, самый большой из них». Многие из названий этих «господов нашли отражение и в башкирских именах».

bashkirskaja-jetnografija-mat-i-doch Башкирские фамилии, происходящие от древних верований БАШКИРИЯ Народознание

Целью данной статьи является исследование происхождения и функционирования башкирских антропонимов на основе древнетюркских личных имен, восходящих к названиям небесных тел, атмосферных явлений и времен года. Следует отметить, что большинство из них сохранилось лишь в фамилиях, поэтому смеем предположить, что именно на основе изучения фамилий возможно осмысление древней антропонимической системы.

Источником данного исследования послужили башкирские фамилии, зафиксированные в сборнике документов «Формулярные списки о службе чиновников Башкирско-мещерякского войска за 1836–1842 годы», вышедшем в двух книгах (2012, 2014 гг.), в которых опубликованы документы второй четверти XIX в., в первую очередь, формулярные списки чиновников Башкирско-мещерякского войска. Формулярные (послужные) списки – это форма систематического и регулярного учета российского военного и гражданского чиновничества, существовавшая с середины XVII в. до 1917 г.

Как отмечает Т.Х. Кусимова, «названия небесных тел, атмосферных явлений и времена года: ай ‘месяц’, көн ‘солнце’, таң ‘заря’, ‘рассвет’, ҡояш ‘солнце’, төн ‘ночь’, кис ‘вечер’ образовали антропонимы, с одной стороны, как тотемы и, с другой – как показатели времени рождения ребенка. Который из этих факторов в образовании антропонимов выступал на первое место – сказать трудно». 

Мы предполагаем, что первичным фактором при образовании имен выступали древние верования башкир. Со временем же данные названия в именах стали употребляться в качестве показателя времени рождения младенца.

Читайте также:  Рудольф Нуреев: истоки творчества, превратности судьбы

В историческом антропонимиконе башкир зафиксированы следующие имена: Ҡышты, Йәйсән, Ямғырсы, Елҡас, Елкәй, Елбулды, Төнөш, Төнәй, Яуымбай, Яуымбәт и др. На сегодняшний день многие из этих имен бытуют лишь в фамилиях. В исследуемом источнике функционируют следующие фамилии с анимистической основой: Буранаев, Буранбаев, Бурангулов, Буранов, Буранчин – от ‘буран’, Елкийдаров – от ел ‘ветер’, Яумбаев / Яунбаев, Яумбетов – от яуым ‘осадок’, Тунгунов, Тунлуков, Тунгильдин – от төн ‘ночь’, Яйлявов – от йәй ‘летовка’ и т.д. Более подробно остановимся на некоторых из них.

Верховным божеством башкиры считали Тәңре ‘небо’, ‘космос’, ‘небесные силы’, наименование которого нашло отражение в имянаречении. Несмотря на то, что имя верховного божества Тенгри отражает мужское начало и, казалось бы, должно даваться только мальчикам, в башкирском антропонимиконе функционирует женское имя: Тәңребикә. В нашем источнике зафиксирована фамилия Тенгрибирдин (Тенгри ‘Всевышний’ + бирде ‘дал’). В шежере башкир рода кальсер-табын племени табын отмечено личное имя Тенгрибирде-бий.

В современной башкирской антропонимической системе Аллабирҙе, Хоҙайбирҙе являются синонимами данного имени.

В источнике нашего исследования трижды упоминается фамилия Ямгурчин: из 8-го башкирского кантона (Кармаскалинский район Республики Башкортостан). Необходимо отметить и единичный случай фиксации фамилии Емгурчин, возможно, также являющейся фонетическим вариантом фамилии Ямгурчин. В «Башкирских шежере» упоминается имя Ямғырсы – от ямғыр ‘дождь’ «…Потомки Ямгурчы-бия назывались ямгурчы-кипчаками или ногай-кипчаками».

В башкирской мифологии существуют выражения: ямғыр Тәңре, ямғыр Тәңреһе ‘Божество дождя’, ямғыр хужаһы, ямғыр эйәһе ‘дух, хозяин дождя’, Яуымбикә ‘личное имя духа дождя, направленное на проецирование многодетности, плодовитости, хорошего урожая’. Как видно из примеров, для древних башкир дождь был объектом почитания и магического действия.

Исходя из этого, можно истолковать, что оним Ямгырсы → Ямгы(у)рчин является доказательством былых анимистических верований башкир.

В книге «Башкирские шежере» отражены мужские имена: Туман, Туманчи, Тумен-бий. В нашем же источнике встречаются следующие фамилии с данной лексемой: Туманов, Туманчин. Данный антропоним встречается во многих тюркских языках. Это говорит о том, что на формирование и дальнейшее развитие антропонимической системы башкирского языка большое влияние оказали и культурные традиции древних тюрков.

Читайте также:  О транспортной реформе по-башкирски

В «Родословной туркмен» Абу-л Гази можно найти интересную информацию по поводу происхождения данного онима: «Огузский иль сказал Ҡорҡоту: “Дай мальчику хорошее имя”. Ҡорҡут-ата сказал: “Пусть его имя будет Туманхан. Нет имени лучше этого. Этот мальчик родился во время тумана, и поэтому я дал ему имя Туман. И, во-вторых, от всего сердца желаю ему счастливой судьбы и потому даю имя Туман, ибо туман долго не держится, он скоро проходит. Туманный день станет солнечным…”».

В исследуемом источнике зафиксированы также фамилии с компонентом көн: Кунсуяров, Кунчуваков, Кункасов, Кунрясов. Лексема көн ‘солнце’ в башкирском языке является активным имяобразующим компонентом. Как отмечает Ф.Г. Хисамитдинова, Ҡояш / Көн ‘солнце’ «в башкирской народной культуре одно из самих мифологизированных и почитаемых небесных светил. Культ солнца глубоко проник в башкирские поверья, обряды и обычаи, запреты».

Исследования древних пластов тюркских языков показывают, что в башкирском языке в значении солнце употреблялось слово kön – от пратюрк. *gün(el) / *guṅal (1 солнце 2 день 3 солнечное место 4 солнечный жар). В тюркских языках kün в значении ‘солнце’ был первичнее, чем ‘день’. В.Г. Егоров предполагает, что само название солнца происходит от глагола кӱй ‘жечь’, ‘гореть’.

У башкир личные имена с компонентом көн отражали поклонение солнцу, которое должно было покровительствовать ребёнку.

Анализ башкирских шежере XVIII века показывает, что даже в период активизации мусульманских имён в башкирском именнике функционировали имена Кунай, Кунтугмуш.

В антропонимической системе башкир с компонентом көн функционируют такие женские имена, как Кунбика, Куннур, Кунсылу, Куньямал. Здесь можно говорить об утрате связи с древними верованиями. В большинстве случаев в таких именах лишь отмечается «фиксирование» времени появления (днем) младенца на свет, а также пожелания красоты и нежности.

Начиная с XIX века мужские имена с компонентом көн выходят из употребления. Вместо него, по нашим наблюдениям, начинает появляться личное имя Ҡояш (Кояш / Куяш). Например, в селе Кангирово Александровского района Оренбургской области был найден эпитафийный памятник, где было написано: «1861 йыл. Нурғәле Ҡояш улы 68 йәшендә вафат (1861 год. Нургали сын Куяша скончался лет от роду)». В исследуемом источнике выявлена фамилия Куяшев. В источнике нашего исследования упомянуто 9 человек – носителей данной фамилии.

Читайте также:  Знаток мифологии Анатолий Васильевич Бармин

Также в настоящее время слово ҡояш встречается в названии речки на территории Республики Башкортостан. Не исключено, что данный гидроним образовался от мужского имени. В современном именнике башкир данный антропоним встречается в качестве женского имени, что, в свою очередь, доказывает двойственную сущность солнца.

В исследуемом источнике приводятся фамилии Айсаков, Айсанов, Айчубаев, Айчуваков (Айсуаков), образованные от основы ай ‘месяц’. Нужно отметить, что первые три онима сохранились лишь в фамилиях. В башкирском именнике они отсутствуют.

В именнике башкир лексема ай как самостоятельный антропоним употребляется редко. Он функционирует в составе двухкомпонентных имен. Личные имена с компонентом ай активно функционировали и продолжают функционировать в антропонимиконе башкир. В «Башкирских шежере» зафиксированы следующие личные имена с данным компонентом: Айзуак, Айле, Айсыуак, Айтуган. Ай в башкирских именах может также значить ‘родившийся в лунную ночь’ и ‘красивый’.

В современном башкирском именнике имеется 60 мужских и 44 женских имен с препозитивным компонентом ай, например: Айнур, Айзат, Айдар, Айдис, Айгуль, Айзида, Айдан, Айсина, Айсылу, Айзила, Айназ и др.

Цифры показывают, что личные имена с компонентом aй в современном именнике башкир имеют высокую частотность функционирования и большинство из них являются новообразованиями.

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что личные имена, восходящие к названиям небесных тел, атмосферных и природных явлений, являются древними, в настоящее время большинство из которых сохранилось лишь в фамилиях.

 

Автор: Р.А. Сулейманова (Уфа) БАШКИРСКИЕ ФАМИЛИИ, ОСНОВАННЫЕ НА АНИМИСТИЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЯХ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Роль русских письменных источников XVI–XX вв по Башкортостану в социально-культурной модернизации общества (на материале ономастики)», проект № 18-412-020031. Публикуется в сокращении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 10 =

Next Post

Город Соликамск (Пермский край)

Вт Мар 12 , 2024
Соликамск — город и железнодорожная станция на р. Усолка, левом притоке р. Кама, центр Соликамского городского поселения и Соликамского муниципального района Пермского края. Другие варианты […]
Город Соликамск (Пермский край)