Бактериология на Южном Урале (1941-1945 гг.)

immunizacija-loshadej Бактериология на Южном Урале (1941-1945 гг.) История и краеведение ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

В Чкалове (Оренбурге) в военное время работало три института эпидемиологии и микробиологии: Смоленский, Чкаловский и Украинский им. И. И. Мечникова

В начале Великой Отечественной войны в Чкаловский (Оренбургский) институт Оренбурга влились два эвакуированных института эпидемиологии и микробиологии — Смоленский и Московский.

С октября 1942 по апрель 1943 г. с чкаловскими эпидемиологами трудились эвакуированные из Харькова специалисты Украинского института эпидемиологии и микробиологии им. И. И. Мечникова. Чкаловский институт расширил деятельность производственного сектора, развернув два сывороточных отдела в Блозерском и Новосергиевском районах, вел научно-исследовательскую работу, которую возглавил доцент С. Г. Миронов.

Научные сотрудники внесли много ценного в разработку новых дезинфекционных средств по профилактике и борьбе с брюшным тифом. Изготовление препаратов для фронта в 1944 г. освоили на 160%.

В 1945 г. Институт производил 16 бактерицидных препаратов, в том числе ценнейшие анаэробные сыворотки — противостолбнячную и противогангренозную. По объему производства противостолбнячной сыворотки институт занял второе место в СССР, противогангренозной — первое место, обеспечивал бактерицидными препаратами не только фронт и Чкаловскую область, но и отправлял их в другие города страны.

В годы Великой Отечественной войны перед Советами и органами здравоохранения стояли огромные задачи предупреждения инфекционных заболеваний и борьбы с ними, они превратились в четко работающие механизмы, связанные с живой эпидемиологической практикой. Громадную роль в спасении многих тысяч раненых и больных сыграла хорошо налаженная бактериологическая служба.

2 февраля 1942 г. вышло постановление ГКО «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии», направленное на обеспечение санитарно-эпидемического благополучия в городах и рабочих поселках тыла страны со скученным размещением населения, поголовной иммунизации призывных контингентов, рационального распределения врачей — эпидемиологов, бактериологов и гигиенистов в соответствии с изменениями плотности населения и др.

Особое внимание уделялось вопросам производства бактерицидных препаратов, усовершенствованию выпуска вакцин и сывороток, повышению их иммунных свойств, снижению их реактивности и т.д.

 

dokladnaja-zapiska-po-rasshireniju-shtata Бактериология на Южном Урале (1941-1945 гг.) История и краеведение ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

До 1941 г. Чкаловский институт эпидемиологии и бактериологии являлся небольшим учреждением, выпускающим оспенный детрит, противокоревую сыворотку, осваивающим изготовление тривакцины и бактериофага. В институте в 1940 г. числилось 107 человек. Эвакуированный на Южный Урал Смоленский институт эпидемиологии и микробиологии влился в Чкаловский институт. На протяжении всей войны сотрудники обоих научно-исследовательских учреждений вели противоэпидемиологическую работу в тылу и производили бактериологические препараты для Красной Армии и населения.

Со Смоленским институтом прибыло 18 человек, а также большое количество оборудования, удалось перебазировать на Урал 48 лошадей-продуцентов. Чкаловский институт эпидемиологии и микробиологии принял также 12 сотрудников Московского института эпидемиологии и эмбриологии, отправленных на Южный Урал с необходимым спецоборудованием. Число работающих в 1941 г. составило 371 человек.

Читайте также:  «Уфимские губернские ведомости»

Слияние Чкаловского института с эвакуированным вначале из Харькова, а потом из Сталинграда Украинским институтом эпидемиологии и микробиологии имени И. И. Мечникова произошло в октябре 1942 г.

В течение полугода, с октября 1942 по апрель 1943 г., Чкаловский институт эпидемиологии и микробиологии представлял собой ассоциацию учреждений, специализирующихся в области эпидемиологии. При этом руководство перешло Украинскому институту имени И. И. Мечникова. И только с мая 1943 г. после раздела Чкаловский институт продолжил самостоятельную
деятельность.

В обстановке военного времени Чкаловский институт коренным образом перестроил свою работу, в первую очередь расширив деятельность производственного сектора. По решению правительства в августе 1941 г. сотрудники института приступили к развертыванию производства сывороток, используемых против раневых инфекций — столбняка и гангрены.

Сывороточный отдел (филиал) № 1 был развернут в 65 км от г. Чкалова на базе совхоза «Уранбаш» Белозерского района, находившегося в ведении главного курортного управления НКЗ РСФСР. Отдел возглавил директор совхоза «Уранбаш» Ф. М. Тюхин.

Производством сыворотки в отделении № 1 руководила кандидат медицинских наук Д. Д. Хаджидимова. Первый филиал института организовал изготовление сывороток против столбняка, дифтерии, гангрены, а также выпуск столбнячного анатоксина. Для производства вакцины приспособили совхозные конюшни. В 1942 г. филиал содержал 260 лошадей-продуцентов, у которых систематически брали кровь (10—11 раз в год) для производства сыворотки.

Второй филиал развернули на базе курорта им. М. В. Фрунзе в Новосергиевском районе во главе с директором совхоза А. С. Балашовым. Филиал в 1942 г. имел 200 лошадей-продуцентов. Здесь готовили противогангренозную сыворотку, столбнячный анатоксин и столбнячную сыворотку.

Сотрудники обоих филиалов испытывали значительные трудности: отсутствие топлива как для производственных нужд, так и для отопления жилых помещений, дефицит белых мышей для проверки силы сыворотки и антигенов, а также хроническую нехватку ряда материалов и ампул.

В 1941 г. институт поставил на иммунизацию 460 лошадей. Полученная на Урале продукция не задерживаясь поступала на фронт. Работу коллектива по достоинству оценило правительство. В 1942 г. директор института С. Г. Ханин был награжден орденом «Знак Почета». 

Эпидотдел Чкаловского института эпидемиологии и микробиологии обеспечивал работу санитарно-эпидемиологических станций, дезпунктов, бактериологических лабораторий и других противоэпидемиологических учреждений, налаживал первичный учет и статистику эпидемиологических заболеваний в Чкаловской области, организовывал своевременную и высококачественную лабораторную диагностику инфекционных заболеваний, участвовал в составлении конкретных планов противоэпидемиологических мероприятий, обеспечивал повышение квалификации и эпидемиологической подготовки врачей и медицинских работников.

Чтобы обеспечить выполнение правительственных заданий по производству бактериологических препаратов для нужд Красной Армии и противоэпидемических целей, институту в 1942 г. было ассигновано 10 125 тыс. рублей, выделены 402 лошади из кумысных и других хозяйств Наркомата здравоохранения РСФСР.

Читайте также:  Оренбургская область отгородится от Казахстана

sbornik-trudov-instituta-po-septicheskoj-angine Бактериология на Южном Урале (1941-1945 гг.) История и краеведение ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

Накопившийся огромный опыт практической борьбы с эпидемическими вспышками и инфекционными заболеваниями требовал научного обобщения. На 1943 г. в институте запланировали 12 научных тем по различным направлениям, имеющим практическое значение, но их выполнение тормозилось главным образом по тем же причинам, что и производственная программа учреждения.

Начиная с 1942 г. институт развернул широкие исследования по септической ангине.

Чрезвычайная комиссия Чкаловской области по борьбе с эпидемическими заболеваниями поручила 1 августа 1942 г. Чкаловскому институту заняться детальным изучением септической ангины. Дирекция института пригласила лучших специалистов области, исследовательскую работу возглавил доцент С. Г. Миронов. Сотрудники института в 1942 г. провели эпидемиологическое обследование в Асекеевском, Краснохолмском, Бугурусланском, Мордово-Боклинском районах. В 1942 г. в Мордово-Боклинский район направили экспедицию для углубленного изучения эпидемиологической ситуации, в Сорочинском районе с 17 по 25 апреля 1944 г. обследовали 72 двора.

В условиях войны ученые приложили максимум усилий для борьбы с септической ангиной. Только за первый год исследований они подготовили пять научных работ по данному заболеванию, о которых С. Г. Миронов доложил на Пленуме ученого медицинского совета при Наркомате здравоохранения РСФСР. Результаты изысканий по септической ангине легли в основу сборника научных статей, подготовленного к сентябрю 1943 г. совместно с учеными 1-го Харьковского медицинского института.

На сыпной тиф было обращено первостепенное внимание. Все силы и средства противоэпидемической службы Южного Урала направили на его профилактику. В связи со вспышками сыпного тифа в Бугурусланском, Зиянчуринском, Адамовском, Соль-Илецком, Сорочинском районах сотрудники института эпидемиологии и микробиологии в 1942 г. работали в районах 82 дня.

На месте изучалась эпидемиологическая обстановка, проводились мероприятия, ведущие к быстрой ликвидации вспышки. Сыпнотифозную вакцину применяли практически во всех районах. Проведение активной иммунизации снизило заболеваемость в регионе.

 Много ценного в разработку новых дезинфекционных средств по профилактике и борьбе с сыпным тифом внесли сотрудники Чкаловского института эпидемиологии и микробиологии. В борьбе с брюшным тифом на Южном Урале стали разворачивать походные лаборатории.

Согласно приказу Наркомата здравоохранения РСФСР от 12 апреля 1944 г. тему «Эффективность применения брюшного бактериофага в очагах брюшного тифа» включили в план работы эпидемиологического отдела Чкаловского института на 1944 г., в том же году сотрудники эпидемиологического отдела М. К. Бакбардина, К. А. Мартьянова, Э. В. Давыдова с целью учета эффективности действия брюшного фага выезжали в Медногорск, Орск, Бугуруслан.

С марта 1944 г. в Чкаловской области начали проводить фагирование населения в очагах брюшного тифа, что способствовало иммунизации большей части людей. Всего к 1 июля 1944 г. было профагировано около 2 тыс. человек. Высокие показатели заболевания брюшным тифом наблюдались в городах Орске и Бугуруслане. За девять месяцев 1944 г. провели фагирование 7 тысяч человек в Чкалове, Орске, Бугуруслане.

Читайте также:  Литературная премия имени Петра Рычкова в Оренбурге

Проблемы предупреждения инфекционных болезней разрабатывались большой группой чкаловских ученых в годы Великой Отечественной войны. В 1944 г. в Чкаловском институте на 28 конференциях заслушали 68 докладов.

При подведении итогов деятельности институтов эпидемиологии и микробиологии за 1944 г. в Наркомате здравоохранения РСФСР отметили работу Чкаловского института в разработке «методики поливалентной противогангренозной сыворотки, что дало значительные экономические преимущества». Активно в военные годы трудились ученые, эвакуированные из Смоленска, среди которых особенно выделялась Д. Д. Хаджидимова.

Применительно к новым условиям войны оказались трудноосуществимыми методы вакцинации личного состава войск и населения страны, разработанные и принятые в мирное время. Это повлекло за собой необходимость разработки и применения вакцин, которые в большей степени соответствовали бы полевым условиям. Вакцина, вырабатываемая в институте, незамедлительно отправлялась на фронт.

Институт эпидемиологии и бактериологии начал широко внедрять новые открытия в практическую медицину. В 1940 г. институт выпустил бактерийных препаратов на 558 200 рублей, в 1944 г. — на 6 790 900 рублей, выполнив план выпуска этого года на 100,3%. Из 24 институтов страны выпуск бактерийных препаратов обеспечили лишь 12, при этом Чкаловский институт занимал в этом ряду 8 место.

По сравнению с 1943 г. почти вдвое увеличился выход вакцин в Чкаловском институте. Стоимость выпущенных в 1944 г. лечебно-профилактических препаратов составила 93 млн. рублей, или на 230% выше плана 1940 г. и на 10 млн. выше плана 1943 г. Изготовление препаратов для фронта в 1944 г. освоили на 160%. В 1944 г. было выпущено 967 200 доз противостолбнячной сыворотки.

В 1945 г. институт производил 16 бактерицидных препаратов, в том числе ценнейшие анаэробные сыворотки — противостолбнячную и противогангренозную. По объему производства противостолбнячной сыворотки институт занял второе место в СССР, противогангренозной — первое место, обеспечивал бактерицидными препаратами не только фронт и Чкаловскую область, но отправлял их в другие города страны. 

Таким образом, бактериологи, работавшие на Южном Урале, приложили максимум усилий в борьбе против эпидемий и различных заболеваний. Практическое применение новых методов и средств лечения раненых и больных содействовало быстрейшему возвращению в строй многих тысяч воинов.

По материалам: А.В. Федорова Чкаловский институт эпидемиологии и микробиологии в годы Великой Отечественной войны. — ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2017. № 1 (21)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 6 =

Next Post

Региональным чиновникам предписано демонстрировать скромность

Сб Фев 4 , 2023
Источники сообщают, что главам регионов сегодня предписано всячески демонстрировать максимальную скромность. Это связано с ухудшающейся экономической ситуацией в регионах, пусть и не обвальным, но падением […]
Региональным чиновникам предписано демонстрировать скромность