Охота на Южном Урале

953a9c1bf1ec Охота на Южном Урале БАШКИРИЯ История и краеведение Народознание

Охота на Южном Урале

Сегодня публикую отрывок из книги Сергея Руденко «Башкиры», выпущенной в 1925 году. Речь о традиционных для башкир способах охоты.

Смотрите также об охоте в окрестностях Уфы.

…Обзор бытовых особенностей башкир мы начнем с первейшей и необходимейшей работы человека, добывания пищи для поддержания своего существования, и в первую очередь с охоты и рыболовства. Если в настоящее время охота и рыболовство являются для башкир скорее развлечением, чем средством пропитания, то раньше они без сомнения имели существенное значение в жизни этой народности. Известно, что после покорения Башкирии ее обитатели звериными шкурами платили русскому правительству ясак (подать).

В былое время пушного зверя было больше и угодья, в которых он водился, считались особенно ценными. Во всех грамотах московских царей и первых императоров российских, выданных на имя башкирских родов или на имя служилых из башкир людей в закамских землях, башкиры жаловались вотчиною «землею и речками и всякими угодьями и звериными, рыбными ловлями и бобровыми гоны» .

Впрочем и в те времена экономическое значение охоты и рыболовства не для всех башкир было одинаково. Для башкир лесной зоны и в горах южного Урала звероловство было первейшим средством существования, тогда как в степях главная роль принадлежала скотоводству. Постепенно, но систематически, с колонизацией закамских земель, с увеличением населения и истреблением леса исчезали наиболее ценные промысловые звери, а с ними угасало и звероловство, заменяясь другими способами добывания пищи и иными формами хозяйства.

626442626 Охота на Южном Урале БАШКИРИЯ История и краеведение Народознание

Собирание яиц диких гусей, уток и различных видов чаек в широких размерах ныне практикуется только на некоторых зауральских озерах. В других местах Башкирии их или совсем не собирают, или сбором занимаются только дети. Зато преследование беззащитных животных, как зверя, так и птицы, известно едва ли не повсеместно.

Осенью, когда опадают желуди, в дубняках южного Урала (восточная часть Стерлитамакского и западная часть Орского уезда) собирается много глухарей, питающихся желудями. С первым снегом башкиры отправляются в эти дубняки добывать спящих глухарей. Один из охотников вооружается длинной дубиной, а другой несет на себе запас факелов (срак) из бересты или смолистых лучин.

При свете факела глухари далеко видны на белом фоне снега, спят они крепко и позволяют охотнику подойти настолько близко, что их бьют просто дубиной. Этот вид охоты, хотя и продолжается короткое время, до первого значительного снега, но бывает добычлив: два охотника добывают за ночь до десятка глухарей и более. Гоньба диких коз по насту особенно распространена в северной части башкирского Урала, преимущественно восточного его склона.

Весной, после первых оттепелей и наступающих после них морозов, на снегу образуется ледяная корка, не позволяющая козам свободно бежать. В это время башкиры (катайцы) выслеживают .диких коз, а иногда и лосей и преследуют их на лыжах. Животные, поминутно проваливающиеся сквозь наст и изранившие ноги, быстро бежать не могут, охотники их нагоняют и массами убивают, палками.

Подобный же способ охоты мы встречаем в северо-западной лесистой Башкирии (Гайнинская и Уранская башкирские дачи), кое-где по западному склону Урала (табынцы и юрматынцы). Там башкиры гоняют на лыжах (подбитых шерстью — сайга) по глубокому снегу лисиц, волков и даже рысей.

Напав на след зверя, два охотника гонятся за ним непрерывно в течение многих часов, пока выбившийся из сил зверь не заляжет; подоспевший охотник добивает его дубиной или обухом топора. При этом преследовании зверя охотников бывает два, чаще три; бегут они один за другим по одной лыжнице: передние два гонятся за зверем, сменяя один другого, а задний несет верхнюю одежду, скинутую впереди бегущими и съестные припасы.

Тропные петли устанавливают на звериных тропах. Прежде ими ловили лося, косулю, кабаргу, медведя, в настоящее время используют на промысле мелких зверьков. Применение их для отлова копытных животных и медведя запрещено. Наиболее широко используются при добыче зайцев.

В настоящее время отлов зайцев-беляков петлями является весьма распространенным способом промысловой добычи в таежной зоне России. Тройные петли в дужках используют для добывания белых и серых куропаток и прочих животных. Для этого берут ивовый или черемуховый прут, сгибают его и в верхней трети дужки подвязывают две капроновые нитки.

Эти нитки препятствуют распрямлению дужки и одновременно дужкой и растягиваются. Затем из оставшейся нитки изготавливается петля, верхняя часть которой помещается между двумя ранее натянутыми нитками и, таким образом, за счет натяжения ниток, закрепляется между ними. Дужка с закрепленной петлей втыкается в снег на тропе или в воротцах изгороди.

Читайте также:  В Казани обсуждают недостатки императора Петра I

Гораздо многочисленнее и разнообразнее у башкир приемы ловли зверей и птиц при помощи различных ловушек. Наиболее простые из них—ямы, которые роют для волков. Роются они с осени и служат для ловли зимой. Ямы эти круглые, в диаметре около двух метров и до трех метров глубиной.

Посредине такой ямы вколачивается шест, верхний конец которого слегка выставляется над краями ямы. Сверху она закрывается хворостом, засыпается .снегом или соломой и снегом (11, 457). Впрочем, ямы башкиры устраивают редко, гораздо распространеннее у них всевозможные петли (тузак), служащие как для ловли птиц, так и для ловли зверей.

Петли на птиц устраиваются следующим образом: на длинную мочальную веревку 2—3 метра длиной, на равном одна от другой расстоянии прикрепляются от 9 до 16 петель, свитых из конского волоса. Такими петлями ловят главным образом тетеревов во время их весенних токов. Эти веревки с петлями натягиваются в различных местах токовища между деревьями или специально вбитыми в землю колышками, на высоте сантиметров двадцати от земли.

Во время тока в эти петли попадает много птиц. Кроме тетеревов такими же петлями башкиры ловят и уток в камышах, на тропах, по которым они ходят в хлеба: и глухарей в дубняках, где последние кормятся желудями.

Если пойманная птица предназначена для продажи, то петли простые, и в них птица душится; если же она ловится для собственного потребления, то принимают меры к тому, чтобы она не удушилась в петле, так как не зарезанных, но задавившихся животных, башкирам, как мусульманам, воспрещается употреблять в пищу. В целях предохранения птиц от удушья на петлях устраиваются особые узелки, не выпускающие птицу из петли, но и не дающие ей удушиться.

histori_32 Охота на Южном Урале БАШКИРИЯ История и краеведение Народознание

Петли на зайцев (куян тузак) делаются теперь чаще из тонкой проволоки, хотя, как и лисьи (тыльку тузак), бывают и из конских волос. Эти цевки или попручки, как их называет великорусское население Приуралья, ставятся в количестве нескольких десятков на заячьих и лисьих тропах. Над тропой нагибаются небольшие деревца, к вершине которых привязываются петли, а само деревцо удерживается при помощи особой прицепки. Петля прилаживается над тропой в таком положении, чтобы проходящий по тропе зверь попал в нее головой. Как только заяц или лисица попадет в петлю, прицепка срывается и дерево, «разгибаясь, поднимает зверя вверх.

Иногда петля привязывается к концу тонкой жерди, прикрепленной в свою очередь к растущему возле тропы дереву, а грузом, привязанным к ее нижнему концу, уравновешивается так, что попавший в петлю зверь подымается кверху, как и на согнутом деревце. На лисьи петли одевается еще деревянная колодка, которая нажимает на шею пойманной лисицы и не дает ей перегрызть петлю. Таких петель на местах, изобилующих тропами, расставляются сотни.

Охотники каждое утро осматривают свои снаряды, обирают добычу и снова их настораживают. Этот способ лова применяется главным образом осенью. Встречается он почти везде и особенно распространен у бурзян, у кипчаков и их соседей. Изредка ловят башкиры петлями также серых куропаток зимой на не свезенных с полей хлебах, хорьков и сусликов на норах, сов и проч.

Среди ловушек более сложного устройства, распространенных среди башкир, следует различать три рода: западни (япма, ауын), ловушки, прижимающие зверя своей тяжестью (тапэ) и, наконец, ударные капканы (тапэ, атма, саут).

Ловушки—западни япма и ауын устраиваются для ловли серых куропаток и тетеревов. На полях, возле скирд и суслонов хлеба, вбиваются в землю колья в виде конуса основанием кверху. Япма от ауын отличается только тем, что в последней посредине бывает вбит кол.

Над ловушкой кладутся жердочки, к которым привязаны колосья или веточки ягод калины, которые привязываются иногда к вершине центрального кола. Куропатка или тетерев садится на жердочку, стараясь схватить ягоды калины или колосья хлеба, привязанные к колу; жердочка опрокидывается и птица падает в открытый конус, откуда уже не может выбраться.

Одним из корреспондентов Географического Общества описана у бурзян за Уралом более сложная западня для ловли тетеревов и рябчиков. Там колья забиваются в землю по кругу и от этого цилиндра (сантим. 30 диам.) в нижней его части в стороне устроен балаганчик из палочек и ветвей, сообщающийся с цилиндром. Над кольями укреплены два колеса из двух кругов, а над ними калина или другие красные ягоды.

Как только птица сядет на колесо, оно переворачивается и она падает вниз и прячется в боках балаганчика до прихода охотника. О подобной же ловушке упоминает и Казанцев (12,56): «иногда устраивают в лесу большую корзину с закрышкою на вертеле, на которую кладут прикорм. Прилыценная этою приманкою птица лишь только спустится, тотчас проваливается в корзину».

Читайте также:  Матвей Любавский

Тапэ или плашка, так называется ловушка, состоящая из двух колод, причем верхняя приподымается и настораживается; она же придавливает попавшего под нее зверя. При одном и том же принципе устройства, тапэ бывают и очень маленькие, когда ими ловят мышей, и очень большие, когда настораживаются на медведя.

В первом случае тапэ состоит из двух плоских обрубков дерева и в качестве приманки снабжается куском сала, во втором делается из бревен, и приманкой служит павшая или задранная медведем скотина. Как мышеловка, тапэ довольно распространенная ловушка, а как ловушку на медведя мы встретили тапэ только у башкир Калчир-Табынской б. д., на западном склоне Урала.

Тем же именем тапэ башкиры называют и ударную ловушку для мышей, горностаев и других мелких зверьков. Она состоит из деревянного, полого внутри, обрубка (hаут) с укрепленной в нем широкой деревянной лопаткой (калак). На середине обрубка вырез, в котором свободно ходит другая лопатка таких же размеров, как и нижняя.

Двойная веревка (тукан йип) внутри обрубка, скрученная и натянутая наружными клиньями, играет роль пружины для верхней лопатки. Настороженная верхняя лопатка задерживается при помощи особой палочки—лучка (йа) и привязанного к ней колышка (сирткыш) с язычком (тэль).

Ловушки только что описанного типа нам пришлось встречать только у горных башкир. Дальнейшим развитием тапэ является наиболее типичная для башкир и некогда широко распространенная ударная ловушка, так называемый саут или hаут. Саут бывает маленький и употребляется для охоты на мелкого зверя— горностая, норку, ласку, а также большой—для охоты на зайца и лисицу.

Устройство саут в общем довольно сложно: он состоит из полого деревянного барабана или цилиндра (саут купсяк), внутри которого проходит двойная витая веревка (тэдря тубы, сынгыр трук), конопляная в малом и из сухожилий в большом саут. Эта витая веревка, натянутая на клиньях(калак, сига) играет роль пружины для ударного плеча (ук). В средине основного цилиндра прикреплены: спереди узкая дуга из прута (бугул, йа), а сзади деревянная ручка (аткуш хигач, калак).

В капканах на мелкого зверя дужка бывает обмотана мочалом, чтобы зверек не проскочил в ее отверстие. Другое отличие малого саут от большого заключается в том, что на ударном плече первого вбиты простые гвозди, в большом же укреплены подобные гарпуну острия (тыш) с бородкой и зазубриной.

Настораживается (саут) при помощи деревянных курка и чекушки (таты, тыяк), от которого к прутику, укрепленному в вершине дуги, натянут белый конский волос. Расставляются саут на звериных тропах так, что на самой тропе лежит дуга.

Капкан засыпается снегом, равно как и дужка его, следы тщательно заравниваются, для чего служит специальная лопата (саут крёк) узкая и длинная (длиннее двух метров), которую расставляющие капканы охотники всегда волочат за собой. Саут некогда был широко распространен у башкир, ныне же он встречается редко, в горах южного Урала да в лесах северо-западной Башкирии.

По р. Белой и ее притокам встречается кое-где, а у табынцев даже в большом количестве, еще один тип деревянного капкана—так называемая атма, хорошо известный черкан сибирских инородцев.

По типу своему атма—разновидность самострела, состоит из ложа (бугазы) и лучка (йа); внутри ложа подвижно укреплен ударник (тэль), насаженный на палочку, играющий роль стрелы (ук) в самостреле.

Настораживается атма при помощи особой чекушки с тоненькой спицей (сирткыш и тэль). Употребляется атма, подобно сибирским черканам, главным образом для ловли горностаев.

Самострелов в настоящее время башкиры, насколько нам известно, не настораживают ни на каких зверей. Тем больший интерес представляет прекрасное описание этого снаряда, настораживаемого башкирами на медведя, приводимое Лепехиным (62, 68—69) и снабженное рисунком.

Приводим дословное описание этого снаряда:

«Когда они приметят, что медведь, несмотря ни на какие другие предосторожности, посещает их борти, то делают они простую ловушку, казы называемую. Бортевое дерево огораживают кольями (а) и оплетают оные плетнем, оставляя отверстие шириною аршина на два в том месте, откуда медведь приходит к борту. С одной стороны отверстия вбивают кол (b), вышиною великорослому человеку в колено, от которого в прямой линии расстоянием на сажень вбивают другой кол (с) и оба сии кола скрепляются перекладиною (d)— ситказ.

Читайте также:  Поджоги на железной дороге в Уфе

Противу перекладины, расстоянием саженях в двух вколачивают еще два кола е и f, между которыми кладется сырой вязовый шест g, лучок я называемый, к концу оного h привязывается путо штауш. К путу прикрепляется сторожок k кондак, который по натянутии лука g, настораживается в зарубине l, сделанной на перекладе а. С другой стороны лучка в прямой линии с перекладиною d и равной с нею длины укрепляется или толстая стрела или обломок копья m. К концу сторожка привязывается тонкая веревочка n, которая прикрепляется также к колу, на другой стороне отверстия стоящему о так, чтобы она не была натянута, но висела.

Отверстие рр слегка покрывают хворостом, чтобы веревочка q не так была видна. И так, когда медведь по обыкновенной своей дороге сквозь отверстие рр пробирается к борту и тащит перед собою хворост и с оным зацепляет веревочку q, от чего сторожок k срывается, то лук g своею упругостью устремляет стрелу т, которая медведю или бок, или грудь пронзает, отчего он иногда на месте, иногда отошед, издыхает».

Нечто подобное видел у башкир и Паллас (72, 24): «С большим успехом», пишет этот исследователь, «употребляют иные на деревах натянутые некоторые снасти, которые имеют некое сходство со старинными стрелометательными орудиями, кои так настораживают, что если медведь полезет на дерево, то он заденет за веревочку и заощренное бревно, спустившись, ударит его в грудь».

Помимо только что приведенных, у башкир известно еще несколько приемов охоты на медведя. Некоторые из них рассчитаны скорее на защиту ульев от медведей, чем на добычу этого зверя. У башкир отмечен общеизвестный способ защиты борти от медведя, подвешиванием перед ее отверстием на длинной веревке толстого деревянного обрубка, чурбана или камня (12, 49—50).

В землю около бортевого дерева с чурбаном вбиваются заостренные дубовые колья (11, 461). По словам Палласа (7, 23) самое обыкновенное средство башкир для защиты борти от медведя состояло в том, что «вколачивали в ствол острые сверху загнутые ножи или железные спицы, либо вокруг всего дерева, ежели оно прямо, либо повыше изгибу, когда оно кривое.

Когда медведь лезет на дерево, то обходит он сии вострые спицы: а напротив того спускаясь вниз, упадает на них и ранен бывает в брюхо так, что обыкновенно от того умирает». Еще один любопытный способ охоты не медведя был встречей у башкир и подробно описан исследователями конца XVIII и XIX стол. (72, 24, 11, 462, 12, 49—50).

Приводим такое описание со слов Палласа: «Иные привязывают толстыми канатами к длинному дерева суку в равновесном положении доску, которая к пню притянута и мочалом крепко привязана быть может. Медведю весьма способно покажется сидя на оной выбирать мед, почему и первый его труд состоит в том, чтобы разорвать мочало, коим сук с доскою привязан; но едва он сие сделать успеет, сук с доскою от дерева удалится и по воздуху на привязанном к суку канате качаться начнет.

Если медведь тотчас не упадет, то должно ему отважиться к двум опасностям; либо с высоты низринуться, либо там терпеливо сидеть до времени. На оба первые случаи вколочены под деревом заостренные колья деревянные, а в последнем убивают его отчасти стрелами, а отчасти из ружей».

Особенно много распространилось за последнее время повсеместно среди башкир железных тарелочных капканов различной силы и величины в зависимости от рода зверя, для которого они предназначены. В степной, южной Башкирии на базарах вместе с железными тарелочными капканами продаются еще особые ловушки на сусликов. Они состоят из жестяной трубочки сантиметров 7—8 диаметром, внутри которой укреплены шесть проволочных крючков (по три у каждого конца трубки), обращенных остриями к середине. Трубочка эта вставляется во входное отверстие норки суслика; попав в трубку суслик из за заостренных крючков не может из нее выбраться.

Ловля зверей и птиц сетями башкирам мало известна. Кое-где, преимущественно за Уралом, они кроют шатрами (сатир) куропаток и тетеревов зимой, изредка осенью на хлебах гусей и уток. В сети (ау) загоняют только зайцев и хотя этот способ охоты известен в различных местностях, но практикуется он редко.

См. продолжение работы С. Руденко о традиционных методах охоты.  Читать далее….

См. также «Охота в окрестностях Уфы», включая отрывок об охоте из «Описания Уфы» М. Сомова, опубликованного в «Оренбургских губернских ведомостях» в 1864 г. Подробнее…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 2 =

Next Post

Ислам в Самарской области

Вт Янв 22 , 2013
Ислам в Самарской области и террористическая активность Самарский «халифат»: исламский экстремизм в регионе – миф или реальность? Одним из главных факторов, способствующих распространению радикал-исламистской идеологии […]
Ислам в Самарской области