КАРА-АБЫЗСКАЯ КУЛЬТУРА, эпохи железного века, названная по сравнительно полно изученному поселению возле Благовещенска у озера Кара-абыз. Кара-абызская культура формируется в результате слияния пришедших из Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья в VI-V вв. до н.э. племен поздне-ананьинской культуры и мигрировавших в IV в. до н.э. с Верхнего Зауралья групп гафурийской керамики. Выделяются несколько этапов развития: IV-III вв. до н.э., III-II вв. до н.э. и II в. до н.э. — III в. н.э.
На последнем этапе культура представляет собой компактно проживающий союз с четырьмя племенными центрами в Биктимировском, VI Уфимском, Шиповском и II Охлебининском городищах. Численность этноса достигает около 3-3,5 тыс. чел. На Юге Кара-абызскому социокульту противостоят многочисленные кочевые сарматские племена, на Западе — чегандинский племенной союз. На Севере и Востоке в горно-лесных районах обитают относительно распыленные убаларские, айские (гороховские, гамаюнские и иткульские) группы.
Ученые единодушно считают, что кара-абызцы принадлежали к древним финно-угорским племенам, находились на стадии развитого родового строя. Они вели оседлый образ жизни (выявленные городища, видимо, служили укрепленными поселениями отдельных родов), занимались скотоводством и земледелием.
Для содержания скота заготавливали на зиму сено (на одном из городищ рядом с селом Охлебинино Иглинского района найдена коса), сеяли ячмень, обрабатывали почву палками с металлическими наконечниками. Подсобным занятием были рыболовство и охота – в лесах водились лоси, медведи, бобры, лисы, куницы.
У кара-абызцев существовала развитая, хорошо приспособленная к ведению войн и отражению нападений общественная организация. Главную опасность для них представляли сарматские племена. Сарматы были кочевниками и занимали обширные пространства от Северного Причерноморья до Южного Урала. Кочевали они и по левобережью р. Белой. Наиболее известные памятники этой культуры: Уфимское (Чертово) городище (территория санатория «Зеленая Роща»), Ново-Уфимский могильник (район Башгосуни-верситета), городище и могильники у д. Шипово и др.
Кара-абызские поселения, сохраняя традиционные ананьинские черты, имели и новшества. Большинство городищ расположены на мысах и вершинах холмов, со стороны поля они ограничены валами и рвами. Валы шириной 4-9, высотой 0,6-3,8 м. укреплены каменными плитами, галечником и глиняной обмазкой. С приходом зауральских племен в регионе появляются береговые укрепления, прямоугольные и полукольцевые оборонительные системы, замкнутые фортификации из валов и рвов на границах поселения, валы и земляные перемычки-входы.
Возрастает площадь поселений от 1750-6400 кв. м (IV-II вв. до н.э.) до 4-20 га (III вв. до н.э. — III в. н.э.). Собственно жилищ на городищах не обнаружено — видимо, кара-абызцы обитали в легких постройках с каркасами из кольев и жердей, обтянутых шкурами животных. Кроме стационарных посёлков на высоких труднодоступных местах, существовали летние стойбища в поймах рек, ныне полностью уничтоженные разливами.
Ранние могильники кара-абызцев небольшие, могильные ямы узкие, прямоугольные. В ранних могильниках умерших хоронили ногами к реке, в поздних — головами к водоему, с заупокойной пищей в глиняных сосудах. В Охлебининском могильнике около трети могил обложены камнями, иногда на всю глубину.
Покойников заворачивали в лубок, клали на спину, иногда хоронили на боку с подогнутыми ногами. По составу и количеству инвентаря различаются детские, мужские и женские захоронения. Первые всегда бедны. Мужские погребения сопровождались оружием, среди него — стрелы с бронзовыми наконечниками, копья с железными наконечниками, железные ножи и мечи, а также детали конской сбруи — железные удила, бронзовые и костяные псалии, поясные ремни. Обязательная принадлежность женских погребений — широкие кожаные пояса, украшенные массивными бронзовыми круглыми бляхами и накладками с изображением голов лошадей. Одежду украшали бляшки, обоймочки, подвески. Часто встречались височные подвески, перстни, бусы, реже — гривны и браслеты.