ТУШКЫРОВСКАЯ МЕЧЕТЬ

869565 ТУШКЫРОВСКАЯ МЕЧЕТЬ Ислам История и краеведение

ТУШКЫРОВСКАЯ МЕЧЕТЬ в д. Старо-Тушкырово Балтачевского р-на РБ, памятник народного зодчества конца XVII в. Одно из старейших мусульманских культовых зданий региона. По мере перехода башкир к оседлости роль мусульманского духовенства в их среде все более возрас­тала. Как писал путешественник и географ XVIII века Николай Петрович Рычков, «почти в каждой деревне на­ходится молитвенный храм и училище, в котором обучает живущий тут мулла. Учит словесным наукам, татарскому и арабскому языку, потом показывает им правила закона и толкует правила священного Алкорана». Помимо учи­тельских и священнических обязанностей, мусульманское духовенство выступало в роли судей-кадиев, ведущих судопроизводство на основе шариата. Академик Иван Лепехин, побывавший в башкирском крае в составе Академической экспедиции, писал по этому поводу следующее: «Духовенство их разбирает и всякие свары между мирянами, разводит недо­вольных браком и имеет власть наказывать преступников. Суд свой производят по Алкорану и смотря по вине на­казывают плетьми и палками».

Тушкыровская мечеть -прямоугольная двухминаретная. Здание деревянное, одноэтажное, состоит из центрального объема, двух прирубов с противоположных сторон и пониженного дощатого пристроя. Прямоугольная в плане, Тушкыровская мечеть имеет крыльцо с северной и михраб (молитвенная ниша) с южной стороны, двускатную крышу и гумбез (надстройка в виде купола, разобрана в 1941) . Минареты установлены в 1891 г., высотой 7 м, двухярусные, конусовидные. Бревенчатый объем здания в своей основе представляет собой симметричную композицию как в отношении продольной, так и поперечной осей. Весь бревенчатый объем мечети покрыт одной двускатной крышей. Оба минарета решены одинаково, на высоте они четко расчленены на два яруса неодинаковой высоты. Нижний ярус, имеющий в плане форму восьмигранника, является основанием минарета.

Читайте также:  Верховный муфтий о воздушной операции в Сирии

Тушкыровская мечеть имела два молитвенных зала, при мечети действовало медресе. В 1863 в приходе насчитывалось 393, в 1912 — 638 человек. Закрыта в 1940-е гг. Имам-хатыбы мечети: А. Аднагулов, А. Абдулбакиев (с 1805), Г. Абдулманяфов (с 1836), М. Гильманов (с 1874), Ш. Гильманов (с 1916), А. Фатахитдинов (с 1923).

Лит.: Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. – Уфа, 1978.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + 6 =

Next Post

ТИМАНОВА Вера Викторовна

Сб Ноя 24 , 2012
ТИМАНОВА Вера Викторовна (1855– 1942), выдающаяся пианистка, уроженка Уфы, ученица композиторов Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Ее исполнительское искусство высоко ценили П.И. Чайковский, А.П. Бородин, […]
Вера Тиманова