Сергей Синенко
ГОРОД НАД БЕЛОЙ РЕКОЙ
Краткая история Уфы в очерках и зарисовках
Уфа – 2002
Сергей Синенко. Город над Белой рекой. Краткая история Уфы в очерках и зарисовках 1574-2000. Уфа, Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 2002. Формат 60х84 1/8. Бумага мелованная матовая. Гарнитура Лазурского. Печать офсетная. Тираж 5000 экз.
Карта г. Уфы 1897 г. на форзаце книги «Город над Белой рекой»
Карта г. Уфы 1939 г. (фрагмент) на форзаце книги «Город над Белой рекой»
От автора
Давно, в детстве, мне казалось, что все города должны стоять на холмах, как Уфа, и позднее я был удивлен, когда увидел города, которые стояли на ровном месте или, еще хуже, в какой-нибудь низине. Они представлялись мне «неправильными» городами. Природа вокруг степных южных безлесных, почти «лысых» городов и городков мне казалась однообразна, а позже, когда я вполне взрослым человеком стал ездить по стране, так же однообразны показались и окрестности в принципе очень любимых мною сибирских городов, где улицы сразу переходили в тайгу и елки тянулись на сотни километров во все стороны – одни елки да елки.
Похожим на Уфу мне поначалу показался Томск – но только поначалу. Помню, я поселился в студенческом общежитии на окраине. Прямо к дому подступал лес, почти как у нас, на Зорге. Но из леса выбежал лось, он был весь облеплен мошкой – и глаза, и ноздри. Лось покружил-покружил и так и упал на асфальте. Вышел дворник, сделал надрез на деревенеющем теле – из под кожи вместо крови выкатилась мутная розоватая водица. Лес был совсем рядом, но мошка висела в воздухе невидимой завесой и туда не было хода..
Природа уфимских окрестностей в одном месте давала мне сразу все, чем она была богата: стоя на одном бугорке нужно было только покрутить головой – здесь был и березовый лесок, и сосняк, и заросли сирени, и цветочная поляна, и крутые овраги, и скалы-камни из известняка, и ручеек, и речка, и озеро-старица, и родник, все было сразу, в одном месте, не надо было ходить далеко. Все это называлось Уфой – город плавно спускался к реке по склонам, поросшим лесами, леса окружали город со всех сторон, были в самой его сердцевине.
У каждого города своя история, своя судьба. Прошлое нашего города богато событиями. Для тех, кому оно не знакомо, город – только местность для проживания, состоящая из «спальных районов», «промзоны», дорожных магистралей, торговых точек.
Такую территорию очень легко поменять, о ней незачем заботиться, ее не к чему беречь, с ней не возникает глубоких личных связей. Значит, можно, не слишком волнуясь, снести кладбище и устроить на старых костях сквер для выгуливания собак; легко разрушить старую церковь и мечеть; а еще легче – обычный дом, только потому, что он старый; легко срубить вековые деревья и закатать их корни в асфальт.
Чтобы стереть лицо, не обязательно рубить голову.
Но существует память места, и потому сквер над могилами пустынен и печален, а могучие корни не хотят ни гнить, ни гореть. Старые уфимские дома стоят как живые люди, старики-свидетели, которые все повидали: приезд царей и президентов, казни бунтовщиков и “врагов народа”, войны и пожары, крестные ходы и колонны демонстрантов, праздники и будни, свадьбы и похороны.
В уфимских храмах крестили, венчали и отпевали предков, уже по одному этому они – неприкасаемая святыня.
Когда начинали звонить колокола всех двадцати семи уфимских церквей, воздух вибрировал от столкновения ритмов и звуков. Старая уфимская архитектура, которую можно назвать церковно-усадебной, создавала свою неповторимую атмосферу жизни, формировала характеры горожан.
Ничего этого уже нет, город стал другим. Изменились и сами люди. Но будущее всегда растет из прошлого, конец двадцатого столетия больше всего свидетельствует об этом — прошлое дает неожиданные всходы.
Дети в уфимских школах на уроках географии изучают климат Африки и ландшафты Америки, на уроках истории им рассказывают о строительстве пирамид и войнах английских королей, но, к сожалению, они почти ничего не узнают о том, как возник и рос их собственный город.
Немного об этом знают и взрослые уфимцы.
Кто основал Уфу? Что за люди здесь жили в далеком прошлом, во что они верили, каким богам молились? Как возникли уфимские улицы и как они назывались раньше? Какие церкви и мечети стояли раньше на этих улицах и площадях? Как город развивался в начале двадцатого века? Какими заботами жили уфимцы тридцатых и сороковых годов? Как город рос в послевоенные годы, в шестидесятые-восьмидесятые, в конце двадцатого века?
Об этом рассказывает эта книга зарисовок и очерков. Она не претендует на полноту исторической монографии, она не ставит задачи сделать открытие, «перевернуть представления», ничего такого революционного.
Задача и проще, и в чем-то сложнее – рассказать об основных событиях в истории Уфы и жизни самих уфимцев в простой, по возможности (насколько это позволяет материал) доступной форме.
В работе над этими очерками я опирался на различные источники. С одной стороны, на статьи уфимских историков и краеведов дореволюционной поры А. Пекера, В.С. Юматова, Р.Г. Игнатьева, А. Алекторова, В.С. Зефирова, В. Ефремова, В.И. Филоненко, Н.Н. Барсова, П.Ф. Ищерикова, на работы современных исследователей Г.Ф. и З.И. Гудковых, Ю.А. Узикова, В.А. Скачилова, А.Н. Усманова, М.Ф. Обыденнова, Н.А. Мажитова, М.А. Чванова, М.Г. Рахимкулова, В.В. Сидорова, В.А. Марушина, О.В. Васильевой, В.В. Латыповой, Н.П. Зиминой, В.Н. Макаровой, А.В. Егорова и других, на монографические работы по истории Уфы, выполненные сотрудниками республиканской Академии наук, краткую энциклопедию «Башкортостан» и другие труды.
С другой стороны, многое из жизни и быта горожан становится понятно только при обращении к их личным воспоминаниям дневникового и художественно-публицистического характера.
Такую память о событиях дают дневники, очерки, книги М.С. Ребелинского, С.Т. Аксакова, С.Я. Елпатьевского, М.В. Нестерова, А.М. Горького, С.Р. Минцлова, Б.Д. Четверикова, М.А. Осоргина, А.А. Черданцева и других.
Наконец, третьим источником были живые свидетельства старожилов нашего города, записанные мною непосредственно с их слов: рассказы о событиях и отдельных происшествиях тридцатых годов, о трудной жизни в военные и послевоенные годы, о самом недавнем времени – “оттепели”, “застое”, “перестройке”. Эти воспоминания дороги тем, что дают живо почувствовать атмосферу, в которой жила Уфа в разные периоды своей истории.
К этой же группе источников относится и уфимский фольклор – легенды, предания, рассказы о людях и событиях далекого и близкого прошлого. Несмотря на свою порой фантастичность, сказочность, они довольно точно характеризуют психологию людей – сочинителей и носителей этих преданий, а также сами эпохи, их породившие.
Автор благодарит за рецензии и рабочие замечания по книге заведующего кафедрой источниковедения БГУ Б. А. Азнабаева, заведующую отделом дореволюционной истории Национального музея Республики Башкортостан В. Н. Макарову, журналистов Марселя Кутлугаллямова, Тамару Нефедову, Айрата Еникеева.
Основу иллюстрирования этой книги составляют архивные фотографии, многие из снимков дореволюционной эпохи выполнены уфимским фотографом Аполлонием Александровичем Зирахом (1855-1919), несколько фотографий снято военными топографами, работавшими в Уфе в начале ХХ века. Фотоснимки 1920-60-х годов выполнены различными фотографами, имена которых, к сожалению, нам неизвестны. Автор признателен Валерию Жаркову, Анатолию Чечуха, Вере Макаровой, предоставивших для работы над книгой материалы из личных архивов. Современные фотоснимки и пересъемка архивных фотографий выполнены автором этой книги.
Сергей Синенко
Из рецензий на книгу «Город над Белой рекой»:
Книга Сергея Синенко посвящена теме, еще очень слабо изученной, а, самое главное, до сей поры отсутствует популярно изложенная работа по истории нашего города.
Достоинства и недостатки коллективного труда «История Уфы» известны всем, но, пожалуй, мало кто обратил внимание на то, что читается эта книга с большим трудом, академическая манера изложения делает ее малодоступной для подрастающего поколения и людей, не знакомых с марксистской методологией.
В этом отношении «Очерки» С. Синенко значительно превосходят все, что было написано по данному вопросу краеведами и профессиональными историками. Книга данного автора скорее продолжает традиции дореволюционной школы уфимских краеведов, таких, как Игнатьев, Ремезов, Новиков, Волков и др., нежели наукообразно изложенные, но малоинтересные юбилейные статьи и монографии прошлых лет.
Увлекательный стиль, обилие малоизвестных фактов из истории города, личное отношение автора к теме делает книгу вполне доступной для любого читателя, интересующегося историей Уфы.
Заведующий кафедрой источниковедения и историографии исторического факультета Башкирского государственного университета Азнабаев Б. А.
Книга Сергея Синенко – незаменимое пособие на уроках краеведения. И не только: она дает пищу сердцу и уму для любого, интересующегося жизнью Уфы.
В текст включено немало исторических событий и имен, доселе неизвестных или малоизвестных. Так что в некотором роде книга дополнит и явится естественным продолжением книги «История Уфы», выпущенной башкирским книжным издательством в 1976 году. Приятен и стиль изложения: сочетание документального материала с живым авторским комментарием. Книга не просто читается, а «прочитывается» — на одном дыхании.
Тамара Нефедова, член Союза журналистов России (членский билет № 1820), обозреватель редакции газеты «Вечерняя Уфа» по проблемам краеведения
>> Смотрите также хронологический перечень основных событий в истории Уфы с 1557 по 2006 г.