Символы России и «местные дизайнеры»…

0001 Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ

Как защитить государственные символы России от «местных дизайнеров»?

Государственные символы России, такие как флаг и герб, нуждаются в постоянной защите. Особенно в регионах, периодически претендующих на «особые права» и «особый статус», где десятилетиями внедряются «местные правила» и «местные символы», а к государственным символам относятся не слишком бережно, вольно или невольно их искажая.

В канун праздника 9 мая в Уфе перед зданием главной теплоэлектроцентрали города — ТЭЦ-1 вывесили российский флаг. Правда, в перевернутом виде. Никто не поправил. Так он и провисел в День Победы, пока уфимцы не разместили фото в соцсетях (группа БашДТП).

Высказывалась версия, что, возможно, в праздничные дни сотрудники ТЭЦ принимали делегацию из Сербской республики – ведь именно так выглядит флаг Сербии. Как знать, как знать…

0002 Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ

Бдительные уфимцы разместили в соцсетях фото российского флага в перевернутом виде перед городской ТЭЦ

К примеру, во время празднования Дня города концертную площадку перед зданием городской администрации Уфы украшали баннеры с изображением флага… Богемии и Моравии. Вместо бело-сине-красных полосок, как положено, были бело-красно-синие, как на флаге Протектората Богемии и Моравии (территория нынешней Чехии) – государства, переставшего существовать аж в 1945-м!

0003 Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ

Этот случай вызвал негодование зрителей и множество саркастических комментариев в социальных сетях. К примеру, БелокураяЖоз писала: «самый «ляп» в том, что этот «флаг» несколько дней ДО праздника висел перед окнами мэрии! т.е. ВСЕ городские чиновники каждый день наблюдали его из окон…» Oleksandr Horbunov комментировал так: «да не мучайтесь уже, выберите ОДИН цвет, красный, например! Запомнить три разных цвета, да еще последовательно? НИКАК!»

Кстати, после праздника у дверей уфимской администрации появились девушки из молодежной организации, которые раздавали сотрудникам учреждения ленточки с изображением российского флага, напоминая, как он выглядит на самом деле…

0004 Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ

Сотрудникам уфимской администрации раздают ленточки с цветами российского флага

С флагом тенденция, однако… В чем-то закономерная для региона, где длительное время в рамках воспитания «гражданина суверенного Башкортостана» утверждаются, как государственные, иные символы – Салават Юлаев и курай.

Читайте также:  Чапаева (Томская) улица

Герб России… Здесь тема немного иная.

Сталкивался с тем, что для некоторых представителей местной этнократии две головы у орла – повод поёрничать. Ирония эта имеет свою традицию. Помню, в свое время президент Башкирии Муртаза Рахимов, настраивая подчиненных на веселый лад, публично задавал вопрос – что за птица такая с двумя головами?..

Не буду углубляться в трактовки и геральдику, но специально для местных пытливых умов замечу – герб ведет происхождения с XV века. Участвуя в войнах, которые вела Россия, предки современных башкир шли в бой под российским флагом и, соответственно, двуглавым орлом.

Символ этот присутствовал сначала на печатях подразделений Башкирско-мещерякского войска, а после образования отдельного Башкирского конного войска – на войсковом знамени. Под двуглавым орлом башкиры воевали и гибли. Не под кураем (растение из разряда зонтичных, музыкальный инструмент). Хотя курай тоже для определенной части людей является значимым символом, к которому следует относиться бережно.

1464681691_pechat_18-go_yurta_11-go_bashkirskogo_kantona Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ

Печать 18-го юрта 11-го Башкирского кантона Башкиро-мещерякского войска

 

1464681732_znamya-bashkirskogo-konnogo-voyska-obr.-1891-goda-licevaya-storona Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ

Знамя Башкирского конного войска обр. 1891 года (лицевая сторона)

 

1464681814_znamya-bashkirskogo-konnogo-voyska-obr.-1891-goda-oborotnaya-storona Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ

Знамя Башкирского конного войска обр. 1891 года (оборотная сторона)

 

Но обратимся к современным местным «корректировкам» государственного герба. Недавно мне презентовали такую вот листовку местного производства:

0005 Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ

 

А теперь наиболее выразительные ее фрагменты (сверху – из Приложения к конституционному закону «О государственном гербе Российской Федерации», снизу – «уфимский дизайн»).

 

0006 Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ
0007 Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ
 
 
 

 
 
0008 Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ
0009 Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ
 
 
 
 

Читайте также:  Улица Советская (Губернаторская) в Уфе

 
00011 Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ
00012 Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ

 

Формат листовки 26,5 х 20, т.е. близкий А4. Отпечатана типографским способом (не принтер!). Выходных данных, само собой, нет. На заборах такие листовки никто не развешивает, она гуляет по рукам среди «своих», ко мне попала случайно.

Сами по себе идеи такой «корректировки» государственного герба не новы, об этом в свое время писали. Но чтобы тиражировать в типографии… Хм-м…

Естественно, возникают вопросы: где печатали? на каком оборудовании? на чьи деньги? каков тираж? кто автор дизайна? Но главный вопрос повторю – зачем нужно было тиражировать? С какой, собственно, целью? Кому и что хотели доказать?

Если, предположим, в домашних условиях… то можете хоть свой портрет поместить в центре герба. И любоваться. Ежели на улице продемонстрируете такой «герб», к вам могут возникнуть естественные вопросы. А также тумаки и затрещины… Если тиражируете – к вам вопросы совсем иного плана…

Я привел только несколько примеров из местной практики. Но и этого, думаю, достаточно.

Государственные символы – не чепуха, они относятся к фундаментальным ценностям. Долгое время о них вообще никто не заботился. Хорошо помню времена, когда флаг России срывали с Уфимского телецентра. И никто тогда его не защитил. Наоборот, заискивали… А тех, кто это сделал, всячески поощряли (они и сейчас вещают с телеэкранов Башкирского спутникового телевидения). То есть проблема, как видится, в значительной степени кадрового свойства.

Носители государственных идей – это конкретные люди, государственники («сначала интересы Отечества, потом мои личные»), именно ими и создана великая страна. В советское время они являлись ее опорой, но затем оказались на периферии. В «национальных регионах» такие люди десятилетиями выдавливались из общественно-значимых сфер жизни – политики, госуправления, муниципального управления, системы образования, общественных наук, топонимики и геральдики, музейного дела, книгоиздания, средств массовой информации (ТВ в первую очередь). Сегодня мы пожинаем плоды…

Читайте также:  Цюрупы улица (Телеграфная) - Уфа от А до Я

Изменения происходят, но крайне медленно. По моим наблюдениям, в «национальных регионах» Москва все время опаздывает. Иногда на год-два, иногда – на пять. Так можно и не успеть…

Ну и что дальше делать? Организовать мониторинг государственно-значимых символов? Усилить контроль?

Мониторинг, конечно, необходим, но только не на региональном уровне, а непременно на общероссийском. Не призываю к созданию особой службы защиты символов. Есть антимонопольная служба (к примеру, недавно ФАС выступила в защиту символа «Родина-Мать зовет!»). Но, возможно, эффективнее было бы передать особые полномочия по защите государственных символов Федеральному агентству по делам национальностей, где концентрируются специалисты.

Им, как говорится, и флаг в руки. И в прямом смысле, и в переносном.

Автор Сергей Синенко

 
 

 
И еще (в качестве добавки из социальных сетей).

 

В Нефтекамске гимн России звучит – чиновники сидят

Верхушка городской администрации Нефтекамска продемонстрировала свое неуважение к одному из государственных символов. Размещаем видeo с концерта, посвященного Дню России.

1300158943_neftekamsk Символы России и «местные дизайнеры»... БАШКИРИЯ

При исполнении гимна России, глава города Нефтекамск Давлетов Рашит Мустафович со своей свитой сидит как ни в чём не бывало. За кадром слышно: «…Я в шоке!…Я в шоке!»

 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 11 =

Next Post

Идеи превратить Уфу в мусульманский Рим

Вт Июн 14 , 2016
Преподаватель-мударрис медресе г. Троицка. Фото 1906 г. Начало XX века – эпоха брожения мусульманства. Революция в Иране, в Турции, вообще — всеобщее  шатание в мусульманских […]
Идеи превратить Уфу в мусульманский Рим