ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО МУСУЛЬМАНСТВА

img_a10 ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО МУСУЛЬМАНСТВА Ислам История и краеведение

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО МУСУЛЬМАНСТВА

Хронологический перечень событий VIII в. — середина XX в.

Сегодня публикую в сокращенном варианте хронологический перечень событий из истории российского мусульманства с акцентом на роль Духовного собрания в Уфе по своей книге «Мусульманское Духовное собрание» (Уфа-2008). В книге «исторические справки» разбросаны по всему тексту, здесь даю их единым блоком.

VIII в.

Наиболее раннее свидетельство связей территории Приуралья с миром ислама. Среди находок Левашовского могильника (Ишимбайский район Башкирии) — три серебряных дирхама и золотой динар времен Арабского халифата (Омейядского и Аббасидского халифатов), датируемые 706, 712 и 892 гг. Монеты, а также особенности захоронения позволяют считать Левашовский могильник раннемусульманским кладбищем.

922

Прибытие в столицу Булгарского ханства посольство багдадского халифа во главе с Сусаном ар-Расси и секретарем Ахмедом ибн-Фадланом. Этот год считается официальной датой принятия ислама народами Поволжья.

X в.

По мере утверждения ислама в Булгарском ханстве религия проникает в западные районы башкирского края, входившие в его состав.

XI-XII вв.

Распространение ислама среди башкирских племен миссионерами из Волжской Булгарии и Средней Азии (Бухара, Хорезм и др.)

XIII в.

Сообщение арабского писателя Ибн Сайда о демских башкир, которые «обращены в ислам».

1229, 1232

Неудачные попытки завоевания монголами Волжской Булгарии.

1236-1237

Время завоевания монголами приуральских и приволжских народов, закончившееся включением их в состав нового государственного образования Восточной Европы — Улуса Бату.

1242-1243

Территориальное и административное оформление Улуса Бату, иначе — Золотой Орды, после возвращения хана Бату из похода на Южную Русь и Центральную Европу.

1255-1266

Время правления Береке-хана, который первым из правителей Золотой Орды принял ислам.

XIII в., конец

Археологические раскопки на Южном Урале свидетельствуют, что в могильниках присутствуют как языческие, так и раннемусульманские захоронения (Кушкулевский могильник в Дюртюлинском районе РБ).

XIV в., начало

Большинство погребений на территории башкирского края совершаются по раннемусульманскому обряду (могильники Новотроицкий, Шах-Тау, Такталачукский, Азметьевский I, Дербешкинский, Кара-Яр), а языческие элементы встречаются уже как пережитки.

1312-1341

Период правления хана Узбека, при котором ислам становится официальной религией Золотоордынского ханства. В его правление к башкирам с миссионерской целью были посланы мусульманские проповедники, получившие духовное образование в Булгарах. В долинах рек Белой, Уршака, Ика, Демы и Чермасана находятся несколько кэшэне — мавзолеев мусульманской культуры, где захоронены некоторые из миссионеров, членов их семей и знатных мусульман.

XIV в., середина

На территории расселения башкирских племен повсеместно утверждаются принципы захоронения по ортодоксальному мусульманскому обряду, сохранившемуся до наших дней.

1395-1396

Поход войск Тимура по золотоордынским городам нижнего Поволжья, окончательно подорвавший могущество Золотой Орды и ускоривший ее распад.

XIV в., конец

В башкирском крае вместе с распространением ислама устанавливается шариат. Эта правовая основа жизни мусульман внедряется медленно, в большинстве башкирских племенах преобладает местное обычное право, а для северозападных племен (буляр, юрми, байлар, ирэкте), живущих в приграничной с Казанским ханством местности, шариат и обычное право действуют параллельно.

XV в.

Активная миссионерская деятельность в среде восточно-башкирских племен, которую осуществляют, преимущественно, среднеазиатские проповедники суфийских братств Йасавийа и Накшбандийа (это братство в конце XV в. заняло главенствующее положение среди суфийских общин Средней Азии). В этот период завершается формирование у башкир мусульманской организации. Распространение ислама среди башкир способствует слиянию различных по происхождению и историческим судьбам племен в одно этническое целое, приобщение их к культуре стран Востока.

XV в., середина

Образование на бывшей территории Улуса Бату самостоятельных и враждебных друг другу мусульманских государств — Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств, а также Ногайской Орды. Территория башкирского края расчленяется между тремя владениями: низовья р. Белой, бассейны рек Большой Ик, Сюнь, База, Чермасан и Кармасан (в русских летописях эта территория называется Беловоложской землей) входят в состав Казанского ханства, восточные границы которого достигают устья р. Уфы; зауральские башкиры, кочующие между Яиком и Тоболом присоединены к Сибирскому ханству; остальная часть башкирского края от южных окраин и до мест слияния рек Белая, Уфа и Дема захвачена ханами Ногайской Орды.

XV-XVI вв.

Основным источником сведений об исламе в русском государстве служат переводы с греческого, латинского и польского языков антимусульманских религиозно-философских трактатов и исторических трудов. Долгое время именно взятые из этих сочинений искаженные сведения о Коране, пророке Мухаммаде и догматах ислама заполняют исторические и популярные труды на русском языке.

XVI в., середина

В работах князя Андрея Курбского (1528-1583), ученика богослова Максима Грека, проявляется значительная осведомленность об исламе и мусульманского странах Востока.

1552

Завоевание Казани, включение территории Казанского ханства в состав русских земель. Это вызвало отток части мусульманского населения из Поволжья в Приуралье, что привело к усилению здесь позиций ислама.

1556

Завоевание русскими войсками Астраханского ханства.

1557

Добровольное вхождение основной части башкирских племен в состав Русского государства. Тот факт, что сохранение ислама в неприкосновенности являлся одним из условий, заявленных башкирами при вхождении в новое подданство, свидетельствует, что к середине XVI в. ислам стал важной частью жизни башкирских родов.

1560

В описи архива Посольского приказа, составленной в при Иване Грозном, упомянут «Куран татарский, на чом приводят татар к шерти» (присяге). Поступая на государственную службу, российские мусульмане присягают на Коране.

1681-1683

Башкирское восстание, причиной которого становятся распространяемые муллами слухи о предстоящем насильственном крещении всех мусульман. Правительство официально заявляет башкирским представителям, что указа о насильственном крещении никогда не существовало.

1683

Издание первого в России сочинения, специально посвященного Корану. В г. Чернигове напечатан составленный на польском языке ректором Киево-Могилянской коллегии Иоанникием Галятовским трактат «Alkoran Macometov…», посвященный царевичам Иоанну и Петру, будущему русскому императору. Русский перевод выполнен Посольским приказом. Книга не содержит подлинных коранических цитат, показывает полное незнакомство автора с содержанием Корана.

1689-1725

Годы правления императора Петра I, который в русле восточной политики России положил начало систематическому изучению мусульманского Востока, переводу и изучению Корана.

XVII, начало

Мусульманское право получает широкое распространение у башкир и мишарей, существуя параллельно с обычным и общероссийским правом. Споры по земельному вопросу, случаи убийства и грабежи составляют исключительную компетенцию уфимского воеводы.

1704-1711

Башкирское восстание, одной из причин которого стал указ, объявленный сборщиками налогов о новых сборах на мечети, мулл и сборах с прихожан.

1716

По приказу Петра I в г. Санкт-Петербурге напечатан первый перевод Корана на русский язык, выполненный неизвестным переводчиком (приписывался Дмитрию Кантемиру или Петру Посникову) с французского перевода Андре дю Рие. Опубликованный перевод назывался «Алкоран о Магомете или закон турецкий».

1719

Специальный указ Сената «О некрещении татар и других иноверцев против их воли».

1720

В с. Стерлибаш Уфимской провинции (ныне Стерлибашевский район Республики Башкортостан) открыто медресе; при мударрисе Нигматулле бин Биктимер бин Тукай аль-Стерли (1772-1844), как писал муфтий Р. Фахретдинов, это медресе становится высшим учебным заведением. К 1860-м гг. число зданий медресе достигло двадцати пяти. В 1860-1870-е гг. здесь обучались 600 человек. В пореформенный период в медресе вводятся новые методы обучения, новые предметы: русский язык, география, история, арифметика и естествознание. Медресе окончили многие деятели науки, культуры и религиозной мысли — М. Акмулла, Л. Биксурин, Т. Сокрой, Г. Рафики, Т. Янаби, М. Султангалиев, М.-Ш. Тукаев и др.

1720-е гг.

Возрастание деятельности шариатских судов на территории башкирского края в связи с переселением сюда татар из Казанской губернии, у которых такие суды являлись сложившимся институтом. Некоторые башкиры роды принимают татарских мулл «для законных отправлений, для содержания мечетей и ради обучения ребят».

1722

В г. Санкт-Петербурге опубликован переводной с латыни труд князя Дмитрия Кантемира «Книга Система или состояние Мухаммеданнския религии», выполненный по указанию Петра I.

Посещение императором Петром I во время Персидского похода Булгарского городища, высочайший указ казанскому губернатору о восстановлении древних мусульманских построек Булгара.

1724

Начальник Главного правления Сибирских и Казанских казенных заводов В.Н. Татищев предлагает правительству для осуществления государственного правосудия на территории проживания мусульманского населения строить особые городки. Предложение трудноосуществимо, большинство дел по-прежнему решается в шариатских и третейских судах.

1734

В инструкции, данной руководителю Оренбургской экспедиции И.К. Кирилову императрицей Анной Иоанновной указывается, что правосудие должно основываться на обычаях народов, населяющих край. Это положение подтверждено в сенатском указе того же года в связи с обращениями башкир, мишарей и тептярей в Сенат с жалобами на Уфимскую воеводскую канцелярию, игнорирующую решения шариатских и третейских судов.

1736

Указ императрицы Анны Иоанновны, по которому число ахунов в крае сокращается до четырех по числу «дорог» (областей края). Выборное начало в их отношении сохраняется, но утверждение на должности и принесение присяги на верность императору происходят в Уфимской провинциальной канцелярии.

1730-1740-е гг.

В башкирском крае окончательно разграничены сферы деятельности третейского и шариатского судов. В состав первого входят старшины, назначаемые Уфимской провинциальной канцелярией, и муллы, которые разбирают дела о нарушениях прав частной собственности (о кражах лошадей, меда), о взысканиях заемных денег, рассматривают случаи ссор и драк. Шариатский суд производят только ахуны и муллы, которые разбирают семейные, брачные и имущественные дела, включая раздел наследства.

1746

В Каргалинской слободе (ныне с. Каргалы Оренбургской области) при первой соборной мечети открыто медресе. Со временем здесь при поддержке мусульманского купечества возник один из крупнейших в России комплекс коранических школ — при второй мечети в 1760 г., при третьей — в 1773 г., при четвертой — в 1789 г., при пятой — в 1802 г. К концу XIX в. в Каргалах действовало девять медресе, где обучались около семисот шакирдов из башкир, татар и казахов. Эти медресе были среднеазиатского типа, в них поддерживались традиции бухарских и самаркандских медресе. В 1910-е гг. четыре медресе были реформированы, другие вплоть до их закрытия в 1920-х гг. продолжали работать на старой религиозносхоластической основе.

1767, весна-лето

Путешествие императрицы Екатерины II по Волге с посещением г. Казани и Булгарского городища.

1771

В г. Казани открыты Апанаевское и Ахундовское медресе.

1773, 17 июня

Указ Екатерины II «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающихся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам», провозгласивший принцип веротерпимости на территории Российской империи. Выход Указа Синода (Tolerance act) о терпимости всех вероисповеданий, где говорилось что «Бог на земле терпит все веры». Указ выходит после посещения Екатериной II г. Казани и данного императрицей разрешения на строительство в городе мечетей.

1774

По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору с Турцией Екатериной II признан духовный авторитет турецкого султана, «яко Верховного Калифа Магометанского закона».

1775, 17 марта

Манифест «О высочайше дарованных разным сословиям милостях по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою»

1780

В г. Казани открыто Амирхановское медресе.

1782

Строительство мечети в г. Москве.

1783

Именной указ Екатерины II от 28 января «О дозволении поданным магометанского закона избирать самим у себя ахунов». Указ сыграл весомую роль в осуществлении государственных планов относительно мусульманского населения России. С его появлением прекращалась существовавшая ранее практика приглашения мулл из среднеазиатских государств. Это не только устраняло влияние тамошних мусульман на их российских единоверцев, но и позволило выдвигать на духовные посты верных правительству людей. Теперь возникала возможность регулировать численность мулл и влиять на них в соответствии с интересами центральной власти.

Окончательное присоединение Крыма и ряда других областей на юге и юго-востоке России, населенных мусульманами, заставляет правительство разрабатывать меры по организации управления религиозными общинами и духовными лицами.

Россия в одностороннем порядке аннулирует статью Кючук-Кайнарджийского мирного договора с  Турцией (1774 г.), по которому Екатерина II признала религиозный авторитет турецкого султана над мусульманами. В то же время в государственной политике России халифат продолжает учитываться как религиозная и политическая реальность (учитывается этот фактор и последующими руководителями государства, включая В.И. Ленина, пока в 1924 г. халифат в Турции не упраздняется).

1784

Татарским мурзам и башкирским старшинам предоставлены права дворянства, мусульманским купцам даны льготы в торговле с Туркестаном, Ираном, Индией и Китаем.

Читайте также:  Должна ли жена прислуживать мужу?

1785

Выпуск грамоты о веротерпимости, утверждение ряда положений, обеспечивавших и регулировавших права мусульман на территории Российской империи.

1787

По указу Екатерины II в частной Азиатской типографии г. Санкт-Петербурга напечатан полный арабский текст Корана «для бесплатной раздачи киргизцам». Появление книги явилось ответом на жалобы мусульман о дороговизне книг, покупаемых за границей. Издание отличалось тем, что носило мусульманский характер — текст к печати снабжен подробным комментарием на полях книги на арабском языке, выполненным муллой Усманом Исмаилом. Коран был напечатан специально отлитым по рисункам Усмана Исмаила шрифтом, рисунок которого превосходил все арабские шрифты, существовавшие тогда в типографиях Европы. Одновременно с этим Екатериной II отдано распоряжение о строительстве мечетей за государственный счет.

1788, 1 мая

Генерал-губернатор Симбирского и Уфимского наместничества барон О.А. Игельстром обращается к императрице с предложением образовать в г. Уфе «особенную комиссию» во главе с главным ахуном края Мухамеджаном Хусейновым для приема экзаменов у претендентов на духовные должности. Кроме ахуна в комиссию предлагается ввести двух штатных ахунов и двух мулл. На каждом заседании комиссии предполагается присутствие двух членов верхней расправы и губернского прокурора. Этот проект Игельстрома ложится в основу указа Екатерины II.

1788, 22 сентября

Императрицей Екатериной II подписан именной указ «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона, и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими». Инициаторы принятия этого законодательного акта — генерал-губернатор О.А. Игельстром и советник наместничества Д.Б. Мертваго. В указе подчеркивалось, что руководить духовным учреждением должны «люди, в верности надежные…». В территорию округа Духовного собрания вошла территория, включенная в состав России с середины XVI в. до 2-ой трети XVIII в., за исключением Таврической и западных губерний, Кавказа и Закавказья, Туркестана и Степного края (Казахстана). Духовному собранию, в трактовке Ш. Марджани, были поручены следующие вопросы: «давать фетвы о верности или ошибочности деяний в религиозных делах или мусульманам подчиненного им округа, духовных вопросах; принятие экзаменов у лиц, назначаемых на должности выполняющих обязанности по шариату ахунов, мухтасибов, мударрисов, хатыбов, имамов и муэдзинов в вопросах науки, практики и морали; выдача разрешений на строительство и ремонт мечетей; раздел имущества мусульман по шариату».

1789, 4 декабря

Торжественное открытие Духовного магометанского закона собрания в г. Уфе. В число канцелярских работников Духовного управления входят русские чиновники и служащие — секретарь Петр Атаев, переводчик Лаврентий Мещеряковский, регистратор Никита Пилетский, помощник столоначальника Петр Харкевич, копеист Панкратий Ульянов. Указом от 20 апреля 1789 года Духовному собранию, как государственному учреждению, ассигновано 900 рублей на содержание секретаря, канцелярских и прочих служителей.

1789-1797

Официальное название Духовного собрания — Уфимское духовное магометанского закона собрание.

1789-1798

В г. Санкт-Петербурге выходят пять изданий Корана. Этот факт используется Екатериной II во внешней политике, в частности, в ходе войны с Турцией, императрица получает возможность заявить о себе как о покровительнице ислама.

1789-1817

Устройство медресе для детей казахской знати в г. Оренбурге, первый опыт организации татарских школ в России за казенный счет с целью интеграции жителей Степного края в русское общество.

1790

Перевод с французского перевода дю Рие и издание Корана на русском языке. Перевод выполнен русским литератором М.И. Веревкиным, первым директором Казанской гимназии, стараниями которого в гимназии было введено преподавание восточных языков.

1792

Указом от 15 июня пятница в Духовном собрании, в отличие от других государственных учреждений, объявлена днем, «свободным от присутствия», так как «по магометанскому закону пятничный день есть день праздничный».

1794, 23 января

Именным указом заявлено о создании магометанского духовного правления в Крыму, деятельность которого регламентирована в 1831 г. «Положением о Таврическом магометанском духовенстве».

1796-1802

Духовное собрание в этот период находится в г. Оренбурге, а затем уже окончательно возвращается в Уфу.

1797

При содействии муфтия М. Хусейнова учреждается Ханский совет для управления казахским Малым Жузом, которым, фактически, руководит муфтий.

1797-1846

Официальное название находящегося в Уфе Духовного собрания — Оренбургское духовное магометанского закона собрание (по названию губернии).

XVIII в., конец

Заметный рост влияния центральной власти на мусульманских окраинах империи. Купцы из российских мусульман становятся посредниками между Россией и ее мусульманскими соседями, серьезно помогая ее продвижению вглубь Средней Азии. Мусульмане широко привлекаются к службе в российской армии и на флоте, где создаются специальные должности мулл, ахунов и муэдзинов.

1800

Указом от 15 декабря сняты ограничения на публикацию в России мусульманской религиозной литературы. По просьбе казанских татар при Казанской гимназии учреждена Азиатская типография.

1801

Азиатской типографией г. Казани издан Коран, близкий по внешнему виду санкт-петербургскому изданию Корана. Экземпляры именно этого издания получили наименование «Казанские Кораны».

1801-1802

Арабский шрифт типографии Российской Академии наук в г. Санкт-Петербург передан в Азиатскую типографию Казани.

1810

При Министерстве внутренних дел создан Департамент духовных дел иностранных исповеданий, как орган управления и контроля за религиозными учреждениями инородцев и иноверцев.

Духовное собрание в г. Уфе приравнено по основной деятельности к средним судебным учреждениям с подчинением местной администрации и Главному управлению духовных дел иностранных исповеданий.

1821

В г. Уфе учрежден попечительский комитет о бедных при императорском человеколюбивом обществе под покровительством губернатора, епископа, муфтия Духовного собрания и почетных граждан города.

1828

Издан Указ Сената «О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому Духовному магометанскому управлению» (21 сентября).

Специальным указом Николая I воинам-мусульманам созданы условия для исполнения религиозных обрядов. Командование гвардии рекомендует интендантским службам готовить пищу без свинины, а традиционную чарку водки в торжественные дни заменяло чаем и сахаром. Военный распорядок не предполагает условий для совершения пятивременной молитвы, однако после завершения дня, когда православные солдаты становятся на молитву «Отче наш», мусульмане совершают вечерний намаз.

Из представителей кавказских горцев (кумыков, чеченцев, князей Большого и Малого Карабаха) образован лейб-гвардии кавказско-горский мусульманский полуэскадрон, который входит в состав императорского конвоя, чем проявлено особое доверие императора.

1829

Обязанностью приходских имамов становится ведение метрических книг, являющихся юридическими документами, на основании которых определяется сословное происхождение, имущественные права наследников, род и потомство. Муллы обязаны своевременно фиксировать даты рождения, смерти, бракосочетаний и разводы прихожан. Ежегодно второй экземпляр метрической книги представляется в архив уфимского муфтиата. Важность этих книг, как юридических актов, вынуждает муфтия и судей-кадиев Духовного собрания неоднократными циркулярными указами разъяснять правила их заполнении.

Азиатская типография г. Казани присоединена к университетской типографии. Теперь издание мусульманской религиозной литературы становится ее исключительным правом вплоть до 1840 г. Коран, выпущенный в это время в Казани, получает высокую оценку европейских востоковедов, издание выдерживает множество публикаций и постепенно вытесняет в Европе все предшествовавшие выпуски Корана. В Средней Азии высококачественные российские печатные издания Корана вытесняют конкурентов и полностью завоевывают рынок, становятся одним из основных российских товаров в Бухаре, Самарканде и Ташкенте, книжных рынках Ирана, Афганистана, Индии и Аравии. По мнению некоторых востоковедов, именно российские издания сыграли решающую роль в многовековом процессе закрепления единообразного текста Корана.

1830

В г. Уфе построена Первая соборная мечеть (ул. Тукаева, 52).

1831

Издан устав о Таврическом магометанском духовенстве. Он стал первым в России систематическим сводом законов о мусульманском духовенстве, который применялся и к управлению духовенством в округе Оренбургского магометанского собрания, а также лег в основу «Положения о духовном управлении магометан», вошедшем в Свод законов Российской империи. В связи с неоднократными эпидемиями холеры, уфимским муфтиатом направлены для обучения на медицинском факультете Казанского университета с последующей службой в башкирско-мещеряцком войске юноши из числа мусульман.

1834

В г. Уфе построен вакуфный дом для заседателей и приезжих мусульман.

1836

Значительно расширен и впервые полностью укомплектован штат Духовного собрания (в этом виде он просуществовал до 1917 г.).

1837

Императором Николаем I утвержден порядок избрания мулл и иных духовных лиц в мусульманских приходах.

1838-1844

Строительство историко-архитектурного комплекса Караван-Сарай в г. Оренбурге (открыт 30 августа 1844 г.).

1844

При Оренбургской пограничной комиссии открыта школа для казахских детей, в которой за казенный счет преподается «закон магометанский».

1845

Морским министерством во всех военных портах России в штатное расписание введены должности мулл.

1846-1917

Официальное название Духовного собрания — Оренбургское магометанское духовное собрание. Председатель собрания, муфтий, назначается императором по представлению министра внутренних дел и местной администрации. Члены Духовного собрания (заседатели) до 1889 г. избирались мусульманским духовенством. Муфтии, заседатели и служащие собрания получали жалование наравне с другими государственными чиновниками.

1846

Правительством издан закон, впервые регламентировано правовое положение мусульманских духовных лиц в гвардейских войсках. Нормой становится назначение духовных лиц из числа нижних чинов. В случае несоответствия исполняемым религиозным обязанностям они возвращались в свои войсковые части. Срок службы военного духовного лица определяется сроком рекрутской службы, по истечении которого он освобождался от своих обязанностей и, как принадлежащий к податному сословию, пользовался общими правами, положенными отставным нижним чинам. При отставке старшему ахуну присваивалось звание почетного гражданина. Пенсии и единовременные пособия им назначались в соответствии с общими пенсионными правилами с учетом получаемого на службе оклада. Законом определен правовой статус детей военных мулл при гвардейском корпусе. Рожденные в период исполнения отцами обязанности духовного лица имели равные права с детьми приходского духовенства и приписывались в податное состояние.

1848

Через Духовное собрание военные муллы предпринимают попытку добиться ношения религиозной формы одежды вместо солдатской униформы, а также бороды. Их предложения не принимаются.

1863

В Уфе построено здание магометанского Духовного собрания. Из-за дальности расстояния от г. Санкт-Петербурга до г. Уфы Духовное собрание в виде исключения делегирует свои полномочия по испытанию кандидатов на должности духовных лиц в знании основ шариата петербургской комиссии в составе старшего военного ахуна и других мулл Санкт-Петербурга и Кронштадта.

1865-1930

Духовное собрание размещается в специально построенном для него двухэтажном каменном здании в г. Уфе (ныне ул. Тукаева, 50).

1867

Оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский в своем представлении в правительство предлагает «в целях сближения мусульман с Россией» проект реформирования Духовного собрания и системы управления мусульманским духовенством.

1869

В проекте реформирования мусульманского духовенства кавказский наместник великий князь Михаил Николаевич среди целей, которые, по его мнению, должно преследовать правительство в предстоявшей реформе духовных учреждений, указывает: «препятствовать вторжению из Турции и Персии чужеземных духовных лиц». Одним из условий для занятия духовной должности на территории России должно стать русское подданство.

1870

В Оренбургском крае для реформирования мусульманских духовных учреждений создается Комитет с участием губернаторов Уфимской, Оренбургской, Уральской и Тургайской областей под председательством генерал-губернатора. Обсуждение вопросов выявило большой разброс в точках зрения. Отсутствие единства во мнениях вынудило правительство признать невозможным выработку общих начал и не принимать общие меры, так как «всякая общая реформа может вызвать у магометанского населения опасения в посягательстве на их религию».

Впервые постановлением Совета министров народного просвещения от 2 февраля урегулировано преподавание в начальных училищах России основ ислама. Дети мусульман теперь освобождались от уроков «Закона Божия», а также, с целью облегчения обучения, в сельских и городских начальных училищах — от чтения по церковно-славянским книгам, а в уездных училищах — от изучения церковно-славянского языка.

1871

В Уставе гимназий и прогимназий впервые заявлено о преподавании в качестве учебного предмета основ ислама — «Закона Божия иноверческого вероисповедания». Претворение данного права в жизнь во внутренних губерниях России происходит в 1888 г. в мужской гимназии Уфы.

На должность инспектора по татарским, башкирским и киргизским школам Казанского учебного округа назначен выдающийся тюрколог В.В. Радлов. Он предлагал ввести в медресе округа Духовного собрания изучение русского языка, арифметики, начал алгебры и других наук и создать в Казани учительскую семинарию для подготовки учителей по светским предметам и русскому языку. Таким образом, представителем власти был поставлен вопрос не о замене мусульманской школы русской, а о дополнении ее программы общеобразовательными предметами и государственным языком. Такая постановка вопроса разделялась всеми мусульманскими реформаторами.

1872-1876

Деятельность в г. Уфе первой татаро-башкирской учительской школы. В 1876 г. переведена в г. Оренбург, в 1889 г. закрыта.

Читайте также:  Петр Рычков (список публикаций)

1872

Создание Закавказского магометанского Духовного правления.

1878

В г. Уфе открыт приют для мальчиков и богадельня для престарелых мужчин из числа мусульман.

1883

Начало издания первой тюркской газеты И. Гаспринского «Переводчик-Тарджеман», которая становится своеобразной летописью обновленческих процессов в культурной жизни российских мусульманских общин. В ней также постоянно обсуждаются вопросы реформирования управления духовными делами мусульман, роль и места мулл в национальном образования, нововведения в общественном богослужении, правовое положение мусульман, а также будничная жизнь городских и сельских религиозных общин.

1884

В г. Троицке Оренбургской губернии З. Расулевым на средства казахского бая Алтынсарина при 5-й соборной мечети открыто медресе «Расулия» (закрыто в 1919 г.). С 1893 г. здесь вводится звуковой метод обучения, классно-урочная система и изучение светских дисциплин, включая русский, арабский языки и тюрки, чистописание, чтение, математику, российскую, тюркскую и всеобщую историю, историю ислама, священную историю, теологию, мусульманское право, логику, этику, гигиену, географию, естествоведение, физику, химию, зоологию и педагогику. К началу XX в. Медресе превратилось в популярное полусветское учебное заведение с одиннадцатилетним курсом обучения, центр религиозной жизни зауральских башкир. К 1913 г. в медресе обучалось 240 шакирдов. Медресе содержалось на средства меценатов, в том числе самого З. Расулева.

1886, 15 декабря

Правительством издано положение «О числе прихожан магометанского исповедания, при наличности которого разрешается устройство мечети». Оно определяет количество лиц, необходимых для строительства мечети: «чтобы при всякой мечети прихожан было не менее двухсот наличных мужского пола душ».

1887

В Уфе при Первой соборной мечети ахуном Хайруллой Усмановым основано медресе «Усмания». В начале 1890-х гг. здесь вводится новый метод обучения «Усули джадидд». С 1906-1907 учебного года медресе размещалось в трехэтажном здании (ныне ул. Тукаева, 39, здание школы № 14), построенном на средства Губернской земской управы и пожертвования мусульман. Обучение в медресе было 12-летним, число шакирдов приближалось к двумстам. В 1918 г. медресе преобразовано в татарскую национальную гимназию. К приезду муфтия М. Султанова на Нижегородскую ярмарку идеологом «новометодных школ» И. Гаспринским приурочено открытие образцового новометодного мектебе.

1889

Под ведомством Духовного собрания на этот год находятся 4254 прихода, наличных душ прихожан мужского и женского пола — 3405460, ахунов — 65, хатыбов — 2734, мударрисов и имамов — 2621, муэдзинов — 2783.

Государственным Советом обсуждается проект о замене выборного начала принципом назначения муфтия и заседателей Собрания. Изменение порядка мотивировалось значением главы магометанского духовенства. Порядок назначения оренбургского муфтия императором, а членов собрания — Министерством внутренних дел законодательно закреплен 9 января 1890 г., а 27 мая 1891 г. распространен на должность таврического муфтия.

В г. Оренбурге братьями А. и М. Хусаиновыми на собственные средства открыто медресе «Хусаиния». В медресе действовала 14-классная система, преподавание велось по новым методам, значительное внимание уделялось светским и естественным предметам, изучению старотюркского и русского языков. В медресе преподавали Р. Фахретдинов, С. Рамиев, С. Сунчалей, Ш. Камал, Ф. Карими, Ш. Бурхан и др. В 1919 г. медресе преобразовано в Татарский институт народного образования.

1891

В Степном крае по положению от 25 марта высшее управление духовными делами передается областной администрации, а местное — муллам, избранным у казахов не приходскими обществами, а волостными съездами владельцев кибиток и утвержденными губернаторами. Деятельность духовных лиц регламентируется лишь в общих чертах. Действие Степного положения не распространялось на мусульман тех областей, приходы которых подчиняются Духовному собранию в г. Уфе.

1896

В российской армии упразднены штатные мусульманские духовные лица.

1897

По данным Первой всеобщей переписи в России, из 125 миллионов 600 тысяч ее жителей более 13 миллионов, т. е. около 11 процентов, составляли народы тюрко-исламской общности: на востоке империи — волжские и сибирские татары, башкиры, казахи, в Средней Азии — узбеки, киргизы, туркмены, на европейском юге — крымские татары, турки, азербайджанцы, ногайцы, горские народы восточной и центральной части Северного Кавказа — кумыки, карачаевцы, балкарцы; в западных губерниях — небольшие группы литовских или польских татар. Удельный вес мусульман в каждом из регионов сильно различался. Если в Средней Азии и на Кавказе они составляли значительный контингент жителей — соответственно 90,29 и 34,54%, — то в европейской части России и Сибири — 3,8 и 2,2%.

1904, 12 декабря

Принят Указ, провозгласивший принципы веротерпимости, который стал толчком к пересмотру всех законодательных актов, касавшихся устройства религиозной жизни российских мусульман. В Комитет министров поступают прошения, которые включают просьбы ввести выборное начало при замещении духовных должностей, выделить государственные средства на содержание мусульманского духовенства, учредить органы духовного управления в регионах, не имевших таковых и др.

1905, 10-15 апреля

По указанию Председателя Кабинета министров С. Витте в г. Уфе при Духовном собрании под председательством муфтия М. Султанова прошло заседание «Общества улемов» (мусульманских ученых). Совещание было созвано для подготовки доклада правительству по проблемам мусульманской общины России. Основным докладчиком выступил казый Духовного собрания Р. Фахретдинов, его предложения сводились к созданию религиозной автономии и учреждении поста Шейх уль-Ислама — единого руководителя российских мусульман, избираемого мусульманами при последующем утверждении императором в ранге имперского министра. В подчинение Духовного собрания в г. Уфе Р. Фахретдинов считал необходимым передать все мусульманские приходы России кроме Крыма, Кавказа, Туркестана и нескольких западных губерний.

1905, 17 апреля

На основании высочайше утвержденного положения Комитетом Министров созывается особое вневедомственное совещание под председательством А.П. Игнатьева по разработке «мусульманского вопроса», в частности, о порядке избрания и назначения должностных лиц мусульманского духовенства.

1905, 22-25 июня

В г. Уфе прошло «Совещание доверенных башкирских волостей Уфимской губернии для обсуждения вопросов, касающихся мусульманской религии».

1905, 12 августа

В г. Нижнем Новгороде состоялся I Всероссийский мусульманский съезд (первый общенациональный форум российских мусульман).

1907

В г. Уфе купцом А. Хакимовым на ул. Бекетовской (ныне М. Карима, 11) построена двухминаретная мечеть «Хакимия» (Хакимовская).

1908

Введения в четырех военных округах штатных должностей военных мулл. В официальном порядке поставлен вопрос об отводе временных молелен солдатам-мусульманам. В предписании Главного штаба указывается, что молитвенное помещение должно выделяться «из числа помещений, занимаемых войсками и управлением».

Открытие в Уфе первой национальной типографии «Шарык» (по другим данным — с 1909 г.).

1908-1910

Издание в г. Уфе журнала «Вестник Оренбургского Магометанского Духовного собрания». В журнале публиковались указы, манифесты, циркуляры и постановления, связанные с религиозной жизнью российских мусульман округа уфимского муфтиата, разъяснения по юридическим вопросам, сообщения об открытии новых приходов, строительстве мечетей и медресе, о назначении и увольнении духовных лиц, о мусульманских праздниках. Значительную часть журнала занимали статьи по вопросам мусульманского быта, нравственности и образования, учебные программы для религиозных учебных заведений, статистические и краеведческие исследования. После неоднократных предупреждений властей о публикации статей, выходящих за рамки редакционной программы, распоряжением муфтия М. Султанова журнал в ноябре 1910 г. был закрыт. Издание было возобновлено в 1916 г. муфтием М. Баязитовым.1910 В Санкт-Петербурге проходит «Особое совещание по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Приволжском крае».

Востоковед Отто Гетч, исследуя в работе «Русский Туркестан» состояние мусульманского общества России, привел такие сравнительные данные за 1880 и 1910 годы. У мусульман в 1880 г. было «выпущено 7-8 книг… одна типография, 4 вождя, 12 человек с высшим образованием, в том числе 1, который учился в Западной Европе. В 1910 г. они имели свыше 1000 печатных книг, 14 типографий, 16 периодических изданий, 200 человек, получивших высшее образование в России, и 20 — в Западной Европе, около 100 литераторов, 6 высших и 5000 низших школ, 37 благотворительных учреждений, 3 небольших банка и 3 сельских банка».

1910-1912

Впервые в истории Духовного собрания в г. Уфе и Таврического Духовного собрания проведены правительственные ревизии этих учреждений. В отчете о ревизии уфимского муфтиата указывается на канцелярскую рутину, несамостоятельность членов Духовного собрания. Заключение ревизии: «Собрание устарело, не удовлетворяет ни задачам государственного управления, ни потребностям мусульманского населения». Ревизоры Таврического собрания отмечают не только канцелярское отношение к делам и пассивность в образовательной сфере, но и «отсутствие противодействию влиянию турецкого мира».

1911, 19-21 мая

Съезд в г. Уфе в честь 25-летнего пребывания М. Султанова на посту муфтия. Основные обсуждаемые темы связаны с национальным просветительским движением. Съезд способствует упорядочиванию учебных программ и образовательной литературы на национальных языках.

Министерством внутренних дел разосланы письма к губернаторам, в которых сообщается, что лица, окончившие курс ряда новометодных медресе («Галлия» в г. Уфе, Галеевское в г. Казани и др.), не могут занимать должности мулл без удостоверений губернского начальства в их политической благонадежности. Одновременно местным властям делается распоряжение не допускать к преподаванию в мектебе и медресе священнослужителей, получивших богословское образование за границей, прежде всего в Турции и Египте.

1912, март — 1913

В г. Санкт-Петербурге под грифом Императорского общества востоковедения издается журнал «Мир ислама», первое российское исламоведческое периодическое издание (редакторы В.В. Бартольд и Д.М. Позднеев).

1914, август

Собравшиеся в соборной мечети г. Санкт-Петербурга мусульмане направляют от имени столичной общины численностью свыше 15 тысяч человек в адрес турецкого правительства телеграмму-протест против посягательства Турции на целостность России.

При участии четырех министерств в г. Санкт-Петербурге состоялось «Особое совещание» по мусульманским делам. Обсуждались вопросы и перспективы национального образования мусульман России.

1914, 6-11 декабря

В г. Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский съезд мусульманских благотворительных обществ, на котором избран «Центральный комитет российских мусульманских общественных организаций», которому поручалось «руководство всей работой мусульманских общественных организаций по оказанию помощи раненым воинам». В соответствии с решениями этого съезда создается «Временный комитет помощи раненым воинам и их семьям».

1915

Татарская печать либерального направления активно протестует против назначения муфтием М.С. Баязитова, считая его выразителем традиционно-консервативных взглядов.

В соответствии с «Положением о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений», в женском среднем учебном заведении для подготовки учительниц г. Троицка, на трехгодичных педагогических курсах для подготовки учителей и учительниц в русско-татарские и русско-башкирские училища Уфы, а также в национальной гимназии Ф. А. Аитовой в Казани (с 1916 г.) уроки мусульманского вероучения вводятся в процесс преподавания в соответствии с учебным планом.

1916

В г. Петрограде состоялось совещание, принявшее решение о создании бюро при мусульманской фракции. Фракция и бюро воспринимают себя единственными законными представителями мусульман России. Татарская элита начала поддерживать силы, стремившиеся к свержению самодержавия.

В округе уфимского муфтиата на 1916 г. насчитывается 6081 мечеть, при которых служат 13328 духовных лиц, в том числе 220 ахунов, 3822 хатыпов, 3346 имамов, 5940 муэдзинов.

В г. Уфе муфтием М. Баязитовым возобновлено закрытое распоряжением муфтия М. Султанова в 1910 г. издание «Вестника Оренбургского Магометанского Духовного собрания». Помимо традиционных тем в журнале нашли отражение события военной поры, Февральской революции, Всероссийского съезда мусульман и реорганизации Духовного собрания. В июле 1917 г. издание прекращено в связи с обострением общеполитической ситуации.

1917-1923

Официальное название Духовного собрания — Духовное ведомство национального управления мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Все делопроизводство национальных и религиозных институтов в Волго-Уральском регионе с весны 1917 г. переводится на татарский язык. На нем же имамами ведутся метрические книги.

1917, март

Знаменитый имам Кашшаф Тарджиманов выступает в г. Казани с лекцией о реформе Духовного собрания. Он говорит, что уже в XIX веке, когда Ш. Марджани составил свой проект реформирования муфтиата, муллы выдвинули лозунги религиозной свободы, контроля над медресе, мектебами и вакфами и они были учтены Марджани. Начало современных реформ Тарджиманов относит к апрелю 1905 г., когда муфтием М. Султановым был созван при Духовном собрании съезд улемов. В своих лекциях Тарджиманов обосновал необходимость вести реформирование мусульманской жизни именно под эгидой Духовного собрания, видя в нем исторический центр всех российских мусульман.

1917,  14-17апреля

Состоялся I Уфимский губернский мусульманский съезд.

1917, 26 апреля

Мусульманское «Общество духовенства» принимает проект, предлагающий возможные принципы будущего устройства татарского общества в России.

Читайте также:  Ислам на Южном Урале в XV-XVI вв.

1-11 мая

I Всероссийский мусульманский съезд в г. Москве. 830 делегатов на нем представляют все мусульманские области бывшей Российской империи. Представители мусульманского духовенства ведут на съезде самостоятельную политику, настаивая на параллельном сосуществовании национальных и религиозных органов. Ключевым моментом становится заседание 5 мая, на котором Г. Баруди избирается муфтием Духовного собрания.

30 мая

В г. Уфе организовано Мусульманское военное шуро (совет).

17-26 июля

I Всероссийский мусульманский военный съезд в г. Казани, на котором создан Всероссийский мусульманский Военный Совет.

1 июля

Приказ военного министра Керенского об учреждении при штабах дивизий выборной должности муллы, содержащегося за счет казны.

21 июля — 2 августа

II Всероссийский мусульманский съезд в г. Казани. Кроме представителей татар и башкир, на нем присутствует духовенство Крыма, Кавказа, Туркестана, Казахстана и Сибири. На совместном заседании Всероссийского съезда и мусульманского духовенства принята декларация о национально-культурной автономии мусульман Внутренней России и Сибири. Высшим законодательным органом утверждено Национальное собрание (Милли-меджлис), а в губерниях, где проживает мусульманское население, — Губернское национальное собрание. Объединенное заседание казанских мусульманских съездов 22 июля 1917 г., включив муфтиат, как один из назаратов (министерств) в правительство национально-культурной автономии, фактически ставит духовную власть под контроль светской.

4 октября

По всей стране объявлен День солдата-мусульманина. Поскольку на этот же день приходилось празднование первого дня мухаррама (первого месяца мусульманского календаря), имамы обращаются к официальным лицам с просьбой освободить в этот день военнослужащих-мусульман для исполнения ими религиозных обязанностей и получают соответствующее разрешение.

20 ноября — 11 января

Учредительная сессия Национального собрания мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири в г. Уфе. Принято решение об образовании Урало-Волжского штата «Идель-Урал».

3 декабря

Национальная мусульманская ассамблея в г. Уфе, на которой обсуждаются проекты и предложения по созданию культурно-национальной автономии мусульман России.

Декабрь

Учреждено Главное Духовное управление мусульман Башкирии.

1918

Начато издание в г. Уфе журнала «Самоопределение» («Мухтариат»), преемника «Вестника Оренбургского Магометанского Духовного собрания». Издание «Мухтариат» учреждает Национальное управление тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Выходило нерегулярно, печаталось в типографии газеты «Тормош». В нем публиковались распоряжения, указания, обращения и разъяснения по актуальным проблемам жизни мусульманских общин. В июне 1918 г. закрыто в связи с упразднением Национального управления.

6 января

На следующий день после провозглашения Российской Федеративной Республики Национальное собрание (Милле Меджлис) заявило о создании в составе федерации штата Идель-Урал и приняло решение о порядке создания нового государственного субъекта. Татарскими представителями создана «мусульманская социалистическая фракция» в которую вошли А. Цаликов, С. Салихов, Ф. Туктаров, Ш. Мухаммедъяров, Ш. Сунчаляй, А. Мухаметдинов, Г. Ильясов и М. Ахмеров. На встрече с И.В. Сталиным члены фракции отказались от признания Советской власти и сотрудничества с ней.

20 января

Совнарком РСФСР принимает декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (впоследствии утвердилось следующее название декрета — «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»), который становится основой религиозной политики Советского государства. С этого времени в России начинает осуществляться концепция атеистического государства, главным элементом которого становится атеистическая пропаганда и вытеснение церкви из всех сфер жизни общества. Отделение церкви от государства и школ от церкви было в основном завершено к середине 1920-х годов.

Издан декрет о правилах ведения актов гражданского состояния, по которому ведение метрических книг изымается у мусульманского духовенства и передается в местные органы Советов. Это постановление вызвало протесты как в мусульманской прессе, так и со стороны религиозных учреждений. В частности, в газете «Иттифак» опубликован протест Духовного управления против данного декрета, а также некоторых других постановлений, советской власти, ограничивающих полномочия мусульманского духовенства.

1918, 31 января — 1918, 7 июня

Издание газеты «Иттифак», официального органа «Всероссийского союза мусульманского духовенства» («Всероссийского союза улемов»). Этот религиозный союз образован на I Всероссийском съезде мусульманского духовенства, состоявшемся летом 1917 г. в г. Казани. Тогда же была обсуждена программа и цели будущей газеты.

1918, 12 апреля

Принято решение о роспуске Национального управления тюрко-татар мусульман внутренней России и Сибири, которое подписали И. Сталин и М. Вахитов. Центральное Духовное управление мусульман временно восстанавливает свою самостоятельность и независимость от светской власти.

1918, июнь

Г. Баруди и казыи от имени муфтиата подписывают поздравление в адрес командования белогвардейских частей в связи с избавлением г. Уфы от власти большевиков.

1919

Медресе «Галия» в г. Уфе преобразовано в светскую мужскую общеобразовательную школу второй ступени для башкир и татар. Позже в здании размещается школа-интернат № 92.

1919

В г. Уфе открыт Музей народов Востока.

1920, 16-25 сентября

I Всероссийский мусульманский съезд в Уфе под председательством муфтия Г. Баруди. На съезде уточняется структура и формы управления Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) как религиозного управления мусульман Внутренней России, Сибири и Казахстана, преемника Оренбургского магометанского духовного собрания. Структура Духовного управлениятрехступенчата: высшая (муфтиат в составе председателя — муфтия и шести членов-кадиев), средняя — мухтасибат из трех человек во главе с мухтасибом; нижняя — мутаваллиат из муллы, муэдзина и секретаря-казначея при каждой мечети. Одним из вопросов повестки дня на съезде стало ознакомление с Конституцией РСФСР.

1921-1922

Засуха и голод. Эпидемия холеры с высоким летальным исходом. Голод охватывает 95% населения Малой Башкирии и Уфимской губернии.

1922-1923

Центральное Духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири, окончательно восстановив свои структуры, частично распавшиеся в годы гражданской войны, получает признание от центрального правительства, становится единым центром утверждения кадров и руководства ими, а также аналитическим и теоретическим центром российского мусульманского духовенства. Оно включает в себя региональные контрольные учреждения-мухтасибаты, местные органы религиозного контроля над мусульманским населением, начальные и средние религиозные школы, центры подготовки и переподготовки кадров. Духовное управление сохраняет контроль над молитвенными зданиями, возможность участвовать в гражданской жизни приходов, влиять на общенациональных и местных советских лидеров. До конца 1920-х гг. муфтиат сохраняет единую структуру с казахским духовенством и тесные связи с духовенством всех мусульманских регионов СССР.

1923, 10-25 июня

II Всероссийский мусульманский съезд в г. Уфе. На нем присутствуют 285 делегатов, включая муфтиев Коканда, Ташкента и Крыма. Утвержден устав Центрального духовного управления мусульман РСФСР. Муфтием и председателем ЦДУМ избран Р. Фахретдинов. На съезде заслушан доклад председателя комиссии помощи голодающим К. Тарджиманова, делегаты направили в адрес М. Калинина телеграмму с выражением признательности и восхищения ЦКПомголом. Съезд принял резолюции по вопросу об отношении к советской власти, советской школе и преподавании религии. Было принято «Обращение к братьям-мусульманам, живущим в разных частях земного шара». Все эти документы свидетельствовали о лояльности мусульманского духовенства и руководителей духовного управления. Выступления на съезде и приветственные телеграммы Ленину, Сталину, Троцкому и Калинину проникнуты готовностью сотрудничать с советской властью.

Декретами ВЦИК РСФСР от 17 марта и 11 сентября 1923 г. разрешено преподавание ислама молодежи. В архив Духовного управления переданы мусульманские метрики. ЦДУМу было передано историческое здание муфтиата в Уфе. Мутаваллии получили право участия в профсоюзах и работы на госслужбе. Были сделаны уступки в обложении налогами мечетей, духовенства и облегчен доступ в школу детям духовенства. Разрешен хадж, праздник «Курбан-байрам» на несколько лет становится выходным днем. Однако попытки добиться издания учебной литературы, открыть медресе и мектебы отвергнуты властями.

1923, 30 ноября

НКВД РСФСР утвердило Устав Духовного управления, по которому оно распространяет свои полномочия на Европейскую часть РСФСР и Сибирь, включая Казахскую республику РСФСР.

В библиотеке мечети иранского г. Мешхеда А.-З. Валидовым найдена книга Ахмеда Ибн-Фадлана о первом посольстве халифа в Великий Булгар и о принятии ислама народами Поволжья.

1923-1948

Официальное название уфимского муфтиата — Центральное духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири (ЦДУМ).

1924-1928

Издание в г. Уфе мусульманского периодического издания «Журнал Ислам» («Ислам маджаллясе»), органа Центрального Духовного управления мусульман внутренней России и Сибири. Тираж составлял от 4 до 7 тыс. экз., печатался журнал в типографии «Октябрьский натиск» под редакцией казыя Духовного управления К. Тарджиманова. В журнале публиковались редакционные статьи муфтия и казыев, суры Корана, богословские сочинения, информация о пленумах и съездах Духовного управления. Выпуск журнала окончательно остановлен в 1928 г.

1925, 21 августа

НКВД и Наркомпрос РСФСР издают совместную инструкцию, согласно которой преподавание мусульманского вероучения должно впредь проводиться только при мечетях лицам, достигшим четырнадцатилетнего возраста или окончившим начальную советскую школу.

1926, октябрь

III Всероссийский съезд мусульманского духовенства в г. Уфе. Съезд демонстрирует лояльность руководству СССР, направляет приветственные телеграммы председателю ЦИК СССР и РСФСР Михаилу Калинину, председателю Совнаркома СССР и РСФСР Алексею Рыкову, секретарю ЦК РКП(б) Иосифу Сталину, наркому иностранных дел СССР Георгию Чичерину, наркому по военным и морским делам СССР Клименту Ворошилову, председателю Башкирского ЦИК Мстиславу Кушаеву, а также королю Хиджаза Сауду. Муфтием и председателем Духовного управления переизбран Р. Фахретдинов, который становится и первым председателем Голямалар шурасы (Совета улемов).

1926-1928

Издание в г. Уфе религиозного мусульманского журнала «Дианат», органа Центрального Духовного управления мусульман АБССР под редакцией М. Гатауллина (печатался в типографиях (Уфы, Москвы, Одессы). В нем публиковались богословские и религиозные статьи, дидактические материалы и статистические данные.

1927

В подчинении Духовного управления на начало года находятся 14825 приходов.Духовное управление 27 апреля 1927 г. принимает обращение к мусульманскому духовенству и прихожанам, в котором нем опровергает обвинения в том, что обучение религии переходит в политическую деятельность, а также в том, что духовенство выступает против обучения детей науке и ремеслам. Обращение подписывают муфтий Р. Фахретдинов, казыи З. Камалетдинов, М. Магкули, Х. Байчурин, М. Буби.

1928, апрель-май

На заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б) рассматривается просьба муфтия Р. Фахретдинова об открытии в г. Уфе медресе, создание духовного учебного заведения признано нецелесообразным.

1929, июнь

Партийная антирелигиозная комиссия отвечает отказом на обращение муфтиата с просьбой издать брошюру «Ислам дине». Тиражом 10 тыс. экз. разрешено издание одной из частей Корана.

1929-1930

Трудности в ходе кампании по хлебозаготовкам и коллективизации, возникшие в этот период, были отнесены властью с одной стороны на счет кулацких элементов, а с другой на противодействие служителей культа. Вслед за этим развернулась кампания по закрытию молитвенных зданий. Коллективизации повсеместно сопутствовало «раскулачивание» служителей культа.

1930, май

Визит муфтия Р. Фахретдинова в постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, где он рассказывает об административном закрытии мечетей, о наложении непосильного налога на духовенство, штрафах и арестах за их неуплату, о раскулачивании служителей культа, их высылке на принудительные работы, об арестах, конфискации личного имущества, об изъятии у верующих Корана и других религиозных книг. После встречи с муфтием П. Смидович пишет председателю ВЦИК М. Калинину: «…религиозные организации мусульман находятся накануне полнейшего разрушения и исчезновения с лица земли. Пока закрылось 87 % мухтасибатов (мусульманские епископаты), из 12000 мечетей закрыто более 10000, от 90 до 97 % мулл и муэдзинов лишены возможности отправлять культ».

1940-1950

Здание Центрального Духовного управления передано городским властям, его помещения разделены на отдельные квартиры и заселены частными лицами.

1942, 15-17 мая

В г. Уфе, впервые после 1926 г., проходит Съезд представителей мусульманского духовенства и общин, на котором принято «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии».

1944, 19 мая

Постановлением Совнаркома СССР учрежден Совет по делам религиозных культов, призванный осуществлять связь между правительством и руководителями религиозных объединений.

1945, 26 февраля

Комиссией при Совнаркоме СССР по освобождению и отсрочкам от военного призыва от мобилизации освобождаются военнообязанные из числа действующих при молитвенных учреждениях служителей культа всех конфессий. Основанием для освобождения служат справки, выдаваемые уполномоченными Совета по делам религиозных культов.

1946, 28 января

Постановление Совнаркома СССР «О молитвенных зданиях религиозных культов» запрещает закрытие молитвенных зданий без разрешения Совета по делам религиозных культов. Зарегистрированным религиозным центрам, управлениям и религиозным обществам предоставлены ограниченные права юридического лица.

1946, 3 декабря

Специальным постановлением Совета министров СССР «О порядке обложения налогом служителей религиозных культов» снижено налогообложение духовенства.

1948

Для религиозных служителей всех конфессий смягчен паспортный режим.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО МУСУЛЬМАНСТВА
Хронологический перечень событий VIII в. — середина XX в.

Составил Сергей Синенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − десять =

Next Post

Планы фюрера и джихад против Германии

Чт Июл 12 , 2012
1941-й год. Вторжение фашистских войск неожиданным образом изменило положение традиционных религий в государстве. Народ, оказавшийся на оккупированной немцами территории, еще не уяснив сущности нового режима, […]
Планы фюрера и джихад против Германии