Успенский мужской монастырь

3573242526_22 Успенский мужской монастырь Люди, факты, мнения

Праздник в Успенском мужском монастыре. Почтовая карточка начала XX в.

Успенский мужской монастырь — Уфа от А до Я

Успенский мужской монастырь, занимает особое место в истории Уфы. Он пережил три этапа своей жизни в разных веках, на трех разных местах, на трех уфимских окраинах. Монастырь был основан еще в конце XVI в. Первые сведения о святой обители относятся к 1598 г., началу правления царя Бориса Годунова, писавшего об Уфимском Успенском монастыре в одной из царских грамот.

В то время монастырь находился в районе нынешней улицы Сочинской, близ того места, где в настоящее расположено Уфимское епархиальное управление. Успенскому монастырю принадлежали крестьянские дворы соседних с Уфой сел и обширные земли вблизи города.

Монастырь просуществовал почти два века и в 1764 г., в годы правления Екатерины II, был закрыт. Для осуществления планов преобразования России царица начала реквизировать у некоторых монастырей имущество, в том числе дарованные им ранее земли. В число таких монастырей попал и уфимский Успенский.

Вновь он был восстановлен уже после образования Уфимско-Оренбургской епархии. Поскольку часть прежней территории на спуске к р. Белой к этому времени занимали частные дома, монастырю отвели новое место – в трех верстах от города на одной из самых больших высотных отметок Уфимского полуострова (200 м) при слиянии рек Белой и Уфы.

В монастырское владение были переданы до 200 десятин земли, приписаны до 300 крестьянских дворов, в том числе известные уфимцам села Чесноковка и Дуваней, а также богатые рыбные ловли по р. Белой и озеру Долгому, находившемуся в 6 верстах от Уфы.

Монастырь процветал во многом благодаря первому его настоятелю архимандриту Лаврентию, известному своими замечательными организаторскими способностями. Впоследствии монастырь стал беднеть, лишился своего былого влияния. Старые здания и постройки ветшали, число монахов сокращалось, утрачивались и принадлежавшие монастырю земельные угодья.

Территорию монастыря окружала каменная стена, его ансамбль состоял из двух каменных церквей в стиле классицизма: Успенской Божьей Матери (1810 г.), Митрофана Воронежского (1852 г.), четырех жилых корпусов, сараев и служб.

Здания монастырских церквей не были видны из города, но хорошо просматривались с левого берега р. Белой при подъезде к городу.

В 1879–1880-е гг. настоятелем Уфимского Успенского монастыря являлся игумен Кирилл (в миру П.Н. Щеглов), оставивший уфимцам уникальную комбинацию лечебных трав, так называемый «кирилловский набор». Травами этого набора уфимцы лечились от гриппа и простудных заболеваний в течение двух-трех дней без вмешательства врача.

4-3282 Успенский мужской монастырь Люди, факты, мнения Здание церкви Успенской Божьей Матери, восстановленное на территории Высшего юридического института МВД России. Современное фото

В конце XIX в. при игумене Иоиле, архитекторе, иконописце и очень хозяйственном человеке, монастырь вновь стал возрождаться.

За годы настоятельства Иоилы, с 1897 по 1901 гг., поднялись новые здания, восстановлены были каменные стены, из Москвы привезен и установлен колокол весом в триста пудов. Труды Иоилы на благо монастыря были оценены, его возвели в сан архимандрита.

После революции Успенский монастырь разделил участь множества других монастырей, церквей, мечетей и медресе. в 1918 г. решением губисполкома его закрыли, монахов прогнали, а вся территория была передана губернской коллегии по земледелию.

С начала 1990-х гг. предпринимается попытка возродить Успенский мужской монастырь; некоторое время он находился в зданиях комплекса Богородской церкви в районе ИНОРС.

 

В качестве дополнения приведу отрывок  из «ОПИСАНИЯ УФЫ» Михаила Сомова, опубликованного в «Оренбургских губернских ведомостях» в 1864.

Читайте также:  Отношение россиян к православию и исламу

 

Мужеский монастырь

Версты за 2½ к востоку от города, не в дальнем расстоянии от реки Уфы, на живописной местности, находится мужеский Успенский монастырь. Он обнесён также, как и женский, каменною оградою, внутри которой заключаются две каменные церкви – Успения Богоматери, с двумя приделами и Св. Митрофания Воронежского; два каменные двух-этажные небольшие корпуса и флигель, не считая ещё других деревянных строений.

Кроме того здесь же помещено кладбище, на котором хоронят и мирян; в числе последних тут погребён один из губернаторов Нелидов, который был человек очень богатый и отличался благотворительностию; ему поставлен здесь мраморный памятник.

Монастырь этот основан одновременно с учреждением семинарии в 1800 году, при первом Епископе Амвросие. Первым настоятелем монастыря был Лаврентий, человек неучёный, а потому и незанимавший должности ректора, но строгой жизни и усердный к пользам обители.

По отведении места для монастыря, архимандрит Лаврентий огородил его деревянным забором; построил внутри его настоятельский дом с монашескими кельями, а вместе с этим, по разрешению епископа, перенёс тёплую во имя Иоанна Предтечи церковь, находившуюся при прежнем Христорождественском монастыре; потом 15 Августа, в день Успения Богородицы, обитель была освящена.

На другой год заложили ныне существующую каменную; деревянную же, пришедшую в ветхость, сломали. По переводе архимандрита Лаврентия в Белевский монастырь, на место его поступил иеромонах и эконом архиерейского дома и бывший учитель епископа Амвросия, Тихон, который, по посвящении его в сан архимандрита, сделался и ректором семинарии.

С тех пор монастырь постоянно находится под ведением ректоров, которые есть также и игумены его.

Тихону наследовал в настоятельстве в 1804 году ректор Филарет; сделавшийся в последствии Митрополитом Киевским; при нём освящена была новопостроенная церковь Успения Богородицы.

При архимандрите Апполинарие старые монастырские кельи сломаны и построен новый каменный двух-этажный корпус; при настоятеле Никодиме выстроена каменная ограда около монастыря и два флигеля. В 1852 году освящена была другая маленькая церковь Свят. Митрофания Воронежского, воздвигнутая на месте прежней деревянной Св. Иоанна Предтечи. В притворе этой церкви, при входе на право, погребён бывший Оренбургский епископ Михаил, проведший последние годы своей жизни в монастыре на покое.

15 Августа, в день Успения Богородицы бывает из собора в монастырь крестный ход и торжественная служба.

В церкви Успения находится несколько старинных икон, крестов и прочей церковной утвари, перешедших сюда из древнего мужес. монастыря.

См. также еще более ранний материал — статью, опубликованную в газете «Оренбургские губернские ведомости»  3 мая 1852. Она принадлежит перу редактора неофициальной части газеты И.П. Сосфенова.

 

О учреждении в городе Уфе мужского монастыря

По соизволению Государя Михаила Феодоровича построен в городе Уфе Успенский мужеской монастырь деревянным строением. От Рождества Христова 1564 года[1] на высоком месте подле Белой реки.

К которому пожаловано от того Государя крестьян, находящихся в сёлах Честноковке и Дуванеях, со всеми находящимися при оных угодьями, а при том для общей трапезы отведено рыбных ловель, отстоящее от города в 6 верстах озеро, называемое Долгое.

В оном церковь Успения Божия Матере с пределами Иоанна Богослова и преподобного Михаила Малеина, деревянная, весьма толстого лесу.

В том монастыре были настоятели, коих имена только по описям нашлось[2].

  1. Игумен Арсений.
  2. Игумен Глеб.
  3. Игумен Силвестр.

При котором построена была маленькая церковь в проименование преподобного Сергия, с двумя келиями, от города в 3-х верстах, подле дороги, следующей от города к дворянскому селению, называемому Сосновое озеро.

Читайте также:  Историк В.О. Ключевский в Казанской духовной академии

Сей монастырёк построен был для того более, что около его занималась монастырская пашня, и из братии два монаха, живущие в том, руководствовали присмотром и божественною службою, к семуж не подалёку от сего по Белой реке рыбные ловли и перевоз состоял к монастырю, от чего и доныне тот перевоз именуется Сергевым.

За всем тем в 50 саженях имеется круглое озеро, называемое по старинному Коркина Яма, и в сим для братской монастырской трапезы хранилась на и всегда посаженная живая рыба, ибо сие озеро и доныне ни в какое время не высыхает, в коем водится и до сего времени рыба – караси.

Но поелику временами сей монастырь по ветхости и по перемене тогдашних обстоятельств уничтожен, а вместо онаго при градской Рождество Богородицкой церкве в тож проименование пристроен был придел, а по ветхости к сей церкве особо построенная тёплая церковь, которая и до ныне существует[3].

  1. Игумен Азарий.
  2. Архимандрит Самсон.

При сём состоялось повеление, чтоб отставные в службы и престарелые люди, неимеющие родственников, имели пропитание из сего монастыря от общей братской трапезы, коих был составляющий комплект пятнадцать человек.

  1. Игумен Генадий.
  2. И последний Игумен Парфений,

который был для монастыря печного и ветхости монастыря всё устроя, а за тем посилием вотчины монастырской заготовя для строения во оном каменной церкви материалы, но не успев вступить в содействие сего здания, как в 1762 году от всех монастырей вотчины взяты под ведомство Коллегии Экономии, коих по всему государству было по ревизии 910 866 душ[4], а после того в 1764 году по епархиям и монастырям учреждены штаты, коих помещено в России нижеследующее количество: Епархияв 26, Архиереяв 26, Викарных 2.

Монастырей 159; в них Архимандритов 58, Игумнов 99-ть, при архиерейских домах и в монастырях монашествующих 2657.

Монастырей девичьих 67, Игуменей 67, монахинь 1299. В соборах, кои в штатах Архиерейских також и в девичьих монастырях священно и церковно служителей 1535.

При архиерейских домах и Консисториях служителей 336, сторожей и приставов 248, при архиерейских домах и монастырях слуг 3833, а всего в штате положенных 10 160 человек.

А по сему положению во означенном 1764 году сей Успенской монастырь оказался заштатным, а потому и уничтожен, настоятель с монахами переведены по разным монастырям, а церковь повёрстана приходскою; строениеж монастырское продано со [а]укционного торгу.

1799 года Сентября 27 дня, по соизволению Государя Императора Павла Первого, для возобновления означенного Успенского монастыря, переведён по уничтожению заштатный Коломенский Спасский монастырь с его всем имуществом.

В который 1800 год Марта 9 числа прибыл первоначальный Игумен Лаврентий, из великороссиян, родом из Симбирского дворянства, который произведён тогож года Марта 14 дня в здешнем кафедральном соборе Архимандритом, ибо по данной сему монастырю превеллегии и по знатности сего города надлежательно сего монастыря настоятелям быть наивсегда Архимандритам.

1800 года Марта 7 дня, для построения нового монастыря, место по близости Уфы реки, а от города в 3 верстах, по усмотрению настоятеля нашлось удобным, на котором строить монастырь и епархиальным Преосвященным Амвросием благословлено, а от гражданской стороны на все монастырские владения земли 60 десятин отведено.

Тогож года Августа 15 числа, в день Успения Божия Матере, означенной монастырь с подобающею церемониею и в присутствии Преосвященного, основание получил.

11 Ноября были первая деревянная и переведённая от Христорождественского прихода тёплой церкве, с великолепною процессиею при множественном собрании гражданства, Преосвященным соборне освящена. 1803 года Мая 25 дня, во оном монастыре, в проименование Успения Божия Матере, заложена каменная церковь и того ж года Июня 30 Архимандрит Лаврентий, по указу Св. Синода, переведён Тульской епархии в Белевский монастырь.

Читайте также:  Григорий Ильич Новицкий

Архимандрит Тихон, родом из малороссиян, который 1803 года Июля 22, по указу Св. Синода, из экономов Архиерейского дома, произведён Преосвященным Амвросием в Кафедральном соборе во Архимандрита, и по вступлении управлением монастыря, продолжавшись в болезни, и 1804 года августа 19 дня на 67 году жития своего помер, и погребён Преосвященным Амвросием соборне, в новостроющейся каменной церкве и при оном дальнейшего успеха в строении той церкве не было.Архимандрит Филарет, из великороссиян, священнический сын, произведён в сей чин Орловским Преосвященным, и по указу Св. Синода определён в сей Успенский монастырь настоятелем, и в Семинарии Ректором и Богословия учителем.

Который прибыл 1804 года Декабря 28 дня, и по попечению его означенная каменная церковь 1806 года Августа 11 дня приведена во окончание, а в 1808 и 1809 году со внешности и внутренности оштукатурена и железная крыша покрыта зелёною на масле краскою; в 1809 году приложено во оной монастырь от Губернского Секретаря Дынькова три колокола в 550 руб. 1810 года Августа 28 и 29 числ было освящение в монастыре двум новым приделам, которые освящал Преосвященный Августин.

Ноября 6, по указу Св. Синода, Архимандрит Филарет переведён во второклассный Тобольский Знаменский монастырь, который от 4 Декабря отбыл, и был жития честного и любим обществом[5].

Из летоп. г. Уфы.

_______________________

Архимандрит Афонасий (с 1813 года Февраля 17 дня по 18 Августа 1818 года)

при нём вместо прежде бывших заборов вокруг всего монастыря построена деревянная ограда из брёвен. Он выбыл в Пермскую Семинарию Ректором.

Архимандрит Вениамин (с 19 Августа 1818 по 10 Марта 1826 года).

Выбыл ректором в Астраханскую Семинарию.

Настоятель монастыря, соборный Иеромонах Платон (с 10 Марта 1826 года, по 8 Декабря 1827 года).

При нём на место прежде бывшей братской комнаты с кухнею поставлена вновь на каменном фундаменте трапезная ж с кухнею деревянною; устроен каменный подвал и построена на каменном фундаменте деревянная баня. Платон переведён Ректором в Минскую Семинарию.

Архимандрит Аполинарий (с 8 Декабря 1827 года по Октярь 1828 года).

При нём на место бывших настоятельских и братских келий построен двух этажный полукаменный корпус, на каменном фундаменте одноэтажный флигель для келий братских. Он переведён в Рязанскую Семинарию Ректором.

Архимандрит Феодотий, с Октября 1828 по 6-е Ноября 1831 года

выбыл в Рязанскую Семинарию Ректором.

Архимандрит Палладий (с 23 Марта 1832 по 27 Мая 1836 года).

При нём, по завещанию Г. Долженковой пожертвовано монастырю 61 дес. сенных лугов. Переведён в Душловецкий монастырь Минской Епархии.

Архимандрит Никодим, (с 27 Мая 1836 по 10 Октября 1846 года).

При нём построена каменная ограда из кирпича и колокольня с церковью; кухня с братскою трапезою, флигель, баня и каретник с конюшнею на каменном фундаменте. Сверх того за монастырём построены скотский двор с овином и гумном. Этот настоятель переведён Ректором и Профессором Богословия в Пермскую Семинарию.

11-й нынешний Архимандрит Пантелеймон, с 9 Ноября 1846 года

из Инспекторов Симбирской Семинарии. –

(Оренбургские губернские ведомости. 1852. 3 мая)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + четыре =

Next Post

Советские праздники

Ср Янв 25 , 2012
Советские праздники Транспоранты, лозунги, красные флажки… Москва. Народ вышел на площади. По всей стране покатилась волна… Я сам люблю и обличать, и вольнодумствовать, но как-то […]
Советские праздники