Булгария Волжско-Камская — средневековое государство на территории Среднего Поволжья и Прикамья, сыграло важную роль в процессе этногенеза (формирования народности) современных казанских татар, башкир, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев и коми, в распространении ислама среди башкирских и других тюркских племен.
Татарская культура, непосредственная преемница культуры древнего Булгара, начиная с XIX в. целенаправленно разрабатывала темы, образы, сюжеты, связанные со своими булгарскими культурными истоками. Чувашские ученые считают, что их язык, литературные традиции также связаны с булгарскими. Булгарские традиции, булгарские эпиграфические комплексы обнаруживаются и в башкирском фольклоре. Знаменитое произведение Кул Гали «Кысса-и Йусуф» (XIII в.), входящее в состав общетюркского наследия, преимущественно было распространено на территории, занимаемой нынешними Татарстаном и Башкортостаном. Автора считают уроженцем этих мест.
С падением Булгарии часть ее жителей, как считают ученые, влилась в состав башкир, кочевавших на Бугульминско-Белебеевской возвышенности.
Первые письменные известия о Булгаре относятся к нач. X в. – времени становления булгарского государства. Для укрепления своего положения булгары обратились за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии и стала самым сильным государством в Среднем и Нижнем Поволжье. Благосостояние его обеспечивалось за счет выгодного положения на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также благодаря обилию плодородных почв.
Булгария стала центром производства и вывоза пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий различных ремесел. Распространено было животноводство. О размерах крупного рогатого скота свидетельствуют недавние археологические раскопки города Джукетау X-XIV вв. (территория Волжской Булгарии рядом с современным городом Чистополь).
Реконструкция по костным останкам дала следующие результаты: «Среди костных остатков крупного рогатого скота с территории Волжской Булгарии, в том числе Джукетау, не встречены особи менее 95 см роста. Более того, высота животных в холке, по данным исследований материалов из памятников в среднем составляла около 110 см, иногда 125 см». Т.е. высоту «с головой» коровы имели 120-125 см, по грудь не очень высокому мужчине, а надой такой коровы был до 800 л молока в год, меньше, чем сейчас породистая коза.
По раскопкам Джукетау и других населённых пунктов Волжской Булгарии можно судить — была развита охота. Главным промысловым зверем являлся бобр (его кости составляют 32-65% от всех костей диких животных), которого били ради последующей перепродажи шкур.
Для удобства торговли в Булгарии с начала X в. чеканилась собственная монета – дирхем. Торговля способствовала развитию городов. Помимо Булгара, были известны города Сувар, Биляр (Буляр), Ошель и др. К XII в. относится основание города Иски Казань (Старая Казань). Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к мусульманской культуре – древнетюркское руническое письмо сменилось арабским письмом, открывались начальные школы и медресе.
Археологические находки предметов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского населения. В Булгарии были собственные ученые: юристы, богословы, медики, историки, астрономы и др.
Осознавая себя форпостом исламской культуры, Булгария способствовала ее проникновению в соседние земли.
Так, по преданию, в 986 булгарские проповедники по прибытии в Киев предлагали великому князю Владимиру I Святославичу принять ислам. С деятельностью булгарских миссионеров связан начальный этап исламизации башкир (X– XIII вв.). Именно к этому этапу относится деятельность имама Хусейн-бека, проповедовавшего ислам среди башкирских племен в западных и центральных районах нынешней РБ.
Мавзолей Хусейн-бека находится на окраине станции Чишмы над поймой р. Дема. Значительную роль Булгария сыграла в исламизации Золотой Орды. Высокая культура Булгарии стала ее важнейшей составной частью. Наивысшего расцвета ее культура достигла в первой половине XIV в. Булгария в этот период особенно активно выступает проводником мусульманства для соседних народов – башкир, мордвы, удмуртов (вотяков).
Город привлекал кирпичными и белокаменными сооружениями. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о богатстве и процветании. Булгары первыми в Европе освоили плавку чугуна, из которого отливали котлы. Их металлические изделия, украшения, керамика получили распространение в средневековой Европе и Азии.
С сер. XIV в. Булгария распалась на два княжества – Булгарское и Жукотинское. Во 2-й пол. XIV – нач. XV в. эти княжества лишились южных земель, самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье нового государства – Казанского ханства – и нового этноса – казанских татар.
Лит.: Давлетшин Е.М. Волжская Булгария. Духовная культура. Домонгольский период X – нач. XVII в. – Казань, 1990; Казаков Е.И. Культура ранней Волжской Булгарии. Этапы этнокультурной истории. – М., 1992.