«ЗАЯТУЛЯК И ХЫУХЫЛУ»

«ЗАЯТУЛЯК И ХЫУХЫЛУ», один из ранних памятников башкирского эпического творчества. Бытует в устном обиходе во множестве вариантов. Сюжет разворачивается в сказочно-фантастическом подводном мире. Завороженный красотой подводной царевны герой опускается на дно водоема, женится на Хыухылу, затем возвращается на землю с женой и приданым – стадами коров и табунами лошадей. Эпос представлен множеством вариантов. В 1843 году эпос был впервые опубликован на русском языке в журнале «Москвитянин» Владимиром Далем под названием «Башкирская русалка». В изложении В. Даля, он несколько отличается от башкирских вариантов своей художественной формой.

Повествование излагается прозой, а в башкирских вариантах некоторая часть передается в песенно-стихотворной форме. В 1858 году Львом Суходольским опубликована «Башкирская легенда о Туляке». В данном варианте некоторая часть была представлена в стихотворной форме. Г.Н Потанин в своей работе «Дочь моря в степном эпосе» обращается к варианту Л. Суходольского, рассматривая сюжет «Зая-Туляка и Хыухылу» как материал для сравнения с другими тюркскими эпическими произведениями.

В 1875 году этнограф Р. Г. Игнатьев опубликовал вариант эпоса под названием «Сказка о сыне Абдрахмана Хары Сахипе». В 1894 году С. Г. Рыбаковым были записаны ноты эпоса. В 1901 году венгерский тюрколог В. Прёле записал интересный вариант эпоса «Заятуляк и Хыухылу». Небольшая часть его материалов была опубликована в Будапеште под названием «Вариант известной башкирской сказки» на немецком и венгерском языках.

Вариант эпоса опубликованного Х. С. Султановым в 1902 году под названием «Зая-Туляк и Су-Сулу», намного отличается от остальных. Например, отца главного героя зовут не Самар, а Харымыркыса. Также произведение не заканчивается гибелью Заятуляка и Хыухылу, а рассказывается о том, как герои жили долго и счастливо на Балкан-Тау.

Читайте также:  Уголовное дело главы Кушнаренковского района Башкирии

М. Гафури записал и опубликовал эпос «Заятуляк и Хыухылу» в 1909 году, после того как побывал среди башкир, живущих в окрестностях озера Асылыкуль. В варианте эпоса, записанном им, герои изображаются в возвышенно-романтическом плане. Особенностью данного варианта является большая архаичность, обусловленная наличием элементов огузского языка. Известны другие варианты эпоса с названиями «Заятуляк», «Туляк», «Балкантау» и другими были записаны К. Мэргэном, Ф. А. Надршиной, М. М. Сагитовым, Н. Д. Шункаровым и др. До 1917 года, «Заятуляк и Хыухылу» был также распространен и в рукописном варианте. Это подтвердилось во время археографической экспедиции. В последние годы учёные-фольклористы записали варианты этого эпоса в Башкирии и Оренбургской области.

Сюжет эпоса «Заятуляк и Хыухылу» (общее описание)

В эпосе «Заятуляк и Хыухылу» повествуется о любви легендарного батыра Заятуляка и дочери владыки озёр Асылыкуль и Кандрыкуль Хыухылу. Как и в древних эпосах «Урал-батыр» и «Акбузат», действие разворачиваются не только на земле, но и в фантастическом подводном мире. События в сказании развертываются в эпическо-сказочном плане[2].

Речь Хыухылу:

«Имя моё – Хыухылу,

Из лучей я создана,

Не глумись ты надо мной,

Ходить по земле заставив.

Девушка созданная из лучей,

Не будет ровней сыну земли,

Не уговаривай меня, егет,

Отпусти меня, сын земли,

А не то отец мой родной,

Пойдет на тебя войной…»

Егет Заятуляк опускается на дно озера и женится на ней, но вскоре начинает  скучать по земной жизни. Хыухылу старается отвлечь его от печальных раздумий, показывает ему дворец своего отца, различные сокровища подводного мира. Но на всё это Заятуляк отвечает восхвалением родной земли и родной горы Балкантау. О тоске зятя узнаёт царь подводного мира и посылает своих дивов, чтобы они перетащили Балкан-Тау в подводное царство, не могут разыскать гору Балкан и возвращаются во дворец с другой горой. Заятуляк сразу же замечает подмену и отвечает им песней, прославляющей Балкантау.

Читайте также:  Девушка из Екатеринбурга наказала банду

Наконец, царь вынужден был отпустить Заятуляка на родную землю вместе со своей дочерью и подарить в качестве приданого табун лошадей вместе с Тулпаром. Но вскоре умирает отец Заятуляка – легендарный Самар-хан, и шестеро его сыновей начинают борьбу за ханский престол. Народ позвал Заятуляка, чтобы он установил мир и порядок в стране. Перед уходом Хыухылу предупредила мужа: «я буду ждать тебя, но я не проживу более сорока дней без озера Асылыкуль и без тебя».

Заятуляк установил мир в стране. Занятый делами государства он и не заметил, как настал назначенный срок. Поскакал на тулпаре к горе Балкан-тау, но было уже поздно – русалочка же погибает от тоски в ожидании своего возлюбленного, который опоздал всего на один день. Не сумев перенести эту беду, Заятуляк заколол себя булатным копьём на могиле Хыухылу.

Текст.: Башкирское народное творчество. – Т. 1: Эпос. – Уфа, 1987.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =

Next Post

ЖИЛИЩЕ БАШКИР

Вс Дек 2 , 2012
ЖИЛИЩЕ БАШКИР, традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или степная зона. Как строительный материал использовались бревна, кора, лыко, дерн, глина, навоз.
ЖИЛИЩЕ БАШКИР