Devushka u kolibeli

Башкиры в Зауралье

Башкиры Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области и Сафакулевского и Альменевского районов Курганской области, а также башкиры Абзелиловского, Баймакского, Учалинского и Хайбуллинского районов Республики Башкортостан этнографы включают в Восточную, или Зауральскую этнографическую группу [1].

Девушка у колыбели. Фото Наиля Галеева (Уфа)

Зауральские башкиры были впервые исследованы выдающимся ученым-этнологом С.И. Руденко еще в 1905-1907гг.[2] Им были проведено соматологическое изучение башкир-представителей табынских, катайских и айлинских родоплеменных объединений, которых он включил в обширную восточную область.

В 1963-1965 и 1967 гг. зауральские башкиры наряду с другими группами башкир были изучены по современной соматологической программе известным антропологом Института антропологии МГУ М.И.Акимовой[3]. Среди башкир она выделила 4 антропологических типа: субуральский, светлый европеоидный, понтийский и южно-сибирский. Среди зауральских башкир наиболее распространен южносибирский тип. Они выделяются наиболее интенсивной пигментацией, большой шириной лица, короткоголовостью, некоторой уплощенностью лицевого скелета. Эти признаки характеризуют южносибирский антропологический тип хорошо представленные не только среди башкир Зауралья, юго-восточных башкир, но так же среди казахов, части каракалпаков, киргизов и др. народов Алтая. Однако южносибирский тип башкир выделяется большой долей местной европеоидной основы и меньшим влиянием монголоидного компонента, близкого к центральноазиатскому типу. Это может указывать на большую роль древнего европеоидного населения южного происхождения в мире савроматов, сарматов, сако-массагетов в формировании антропологического состава зауральских и южных башкир в целом. Этот древний компонент эпохи раннего железа выделяется среди башкир М.С. Акимовой в виде понтийского, или темно-пигментированного типа южного происхождения. Кроме южносибирского, понтийского, среди зауральских башкир выделяется так же местный субуральский и пришлый закаспийский тип, связанный с огузопеченежским миром.

Bashkir tantcuet

Башкиры в Зауралье. Башкир танцует. Фото Наиля Галеева

В работе мы будем придерживаться версии, согласно которой истоки происхожде­ния зауральских башкир ведут к тюркоязычным и в меньшей степени к монголоязычным племенам Алтая и Южной Сибири второй половины I тысячеле­тия н. э. Однако до прихода в Восточную Евро­пу племена, участвовавшие в этногенезе баш­кир, претерпели сложные процессы, кото­рые наложили отпечаток на их этнический облик. В материальной и духовной культуре зауральских башкир, по словам виднейших этнографов, изучающих башкирский народ, имеется большой пласт эле­ментов, который по происхождению восходит к алтайской и южносибирской этническим об­ластям. Имеется немало черт, который сближает башкир, с одной стороны, с тюркоязычными народами Средней Азии и Казахстана, с другой – со средневеко­выми племенами и современными народами Поволжья[4].

С переселением в Зауралье башкирские родоплеменные группы вступили в новую полосу своей этнической истории, связанную с установ­лением и развитием этнических контактов не только между собой, но и сибирскими татарами, ногайцами, калмыками, казахами, что нашло то или иное отражение в их языке и культуре.

Одной из главных общих черт, — пишет Р.Г. Кузеев, — внутренней организации кочевых и полукочевых народов Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы в XVI–XIX вв. является многоступенча­тость их родоплеменной структуры[5].

Число звеньев в родоплеменной структуре народов, населяющих данный регион, колеблется от трех до пяти. В XVII–XIX вв. реальное значение имели лишь те звенья родоплеменной структуры, которые сохраняли определенные функции в общественной жизни[6].

У зауральских башкир такое значение в большей степени сохраняли три звена (применительно к XVII–XIX вв.), которые в соответствии с принятой терминологией исследователи называют племе­нем, родом и родовым подразделением[7].

Род (ырыу, аймаҡ) объединял несколь­ко десятков или даже сотен трудоспособ­ных мужчин. Одним из основных признаков родовой организации зауральских башкир яв­лялось совместное владение родовой вотчиной. Род имел общее название; вплоть до начала – середины XX в. члены рода хранили предание об общности происхождения. Такими родами на территории Аргаяшского и Кунашакского районов являлись Сынгрян, Сызгы, Табын, Барын, Кара-Табын, Бала-Катай, Улу-Катай, Терсяк, Бекатин и некоторые другие. Родовые подразделения (аймаҡ) объеди­няли группу родственников (30-40 родственных семей), которые до недав­него времени (примерно до середины XX в.) сохраняли принцип экзогамии в брачных отношениях. Члены родового под­разделения имели общее название, единую тамгу, были связаны обязанностями взаимопо­мощи и т. д.[8]

Ckachka brigadirov

Башкиры в Зауралье. Скачка бригадиров. Фото Наиля Галеева

Несколько родов объединялись в племенные организации. Племена­ми на рассматриваемой территории можно назвать такие объединения, как Табын (Табын), Катай (Ҡатай), Салъют (Һальют). Но надо сказать, что этнонимы Ай, Ай­ле (Әй, Әйҙе) не обозначают племенную организацию. «Айлинцами» в архивных и ли­тературных источниках XVII–XVIII вв. назы­вают башкир нескольких этнически друг с другом не связанных родов, но занимающих смежные территории[9].

Для того, чтобы понять и выявить те или иные различия, как в материальной, так и в духовной культуре башкир, которые проживают на территории Аргаяшского и Кунашакского районов, стоит более подробно дать характеристику каждому роду, в связи с его истории.

Еще к середине XX в. исследователи-этнографы четко фиксировали территориальное расположение того или иного рода, процент «знающих» информаторов, которые еще помнили свои родословные, был высок; в наше же время такое четкое разграничение провести очень трудно. В настоящий момент те информаторы, которых мы опрашивали, плохо знают свою родовую принадлежность, чаще не знают, либо просто говорят: «Я – Башкир (Мин башkортмын)». Молодежь, в большинстве своем, либо что-то слышала, либо вообще не знает про тот или иной род. Единственным «оплотом знаний» в своей родословной выступает сельская интеллигенция, но и она, зачастую, ссылается на опубликованные научные труды.

Поэтому, в описании родоплеменной структуры, интересующих нас башкир мы будем опираться, в основном, на материалы, собранные в период этнографической экспедиции в 1959 г. отделением истории Башкирского филиала АН СССР, под руководством Р.Г. Кузеева. Ясно, что эти материалы характеризуют племенной и родовой состав башкир в основ­ном в конце XVIII–XIX вв. Для более широкого исторического обзора родоплеменного состава башкир Аргаяшского и Кунашакского районов нами были привлечены доступные мне ар­хивные и литературные источники и материалы. Также были использованы наши полевые записи в период 2008-2009 гг.

Если проследить по источникам, можно сказать, что к началу XVIII в. зауральские башкирские роды группировались в основном вокруг трех силь­ных родоплеменных объединений: Катай, Табын и Айле[10]. А теперь рассмотрим интересующую нас территорию.

Ядром объединения Катай на исследуемой территории были 2 рода: Улу-Катай (Оло-Ҡатай) и Бала-Катай (Бала-Ҡатай). К началу XX в. деревни этих родов располагались в пределах Екатеринбургского и Шадринского уездов Пермской губернии. В наше время потомки улу-катайских башкир живут в деревнях Мансурова (Мансур), Юлдашево (Юлдаш, Зәбир), Кулужбаево (Ҡолошбай), Б. Тюляково (Түләк), С. Соболево (Субыл), Сарыкульмяк (Күлмәк), Каинкуль; бала-катайские башкиры в деревнях Сары, Метелино (Мәтел), Б. Таскино Аргаяшского и Кунашакского районов[11].

Sabantuy-kuresh-2

Сабантуй, борьба куреш. Фото Наиля Галеева

Каждое объединение имело собственную тамгу. Улу и бала-катайские тамги довольно разнообразны: чаще встречались тамги в форме подковы (даға) и молота-полумесяца ай-балға. Информатор родом из д. Метлино Ф.А. Шакиров 1923 г.р., нарисовал нам тамгу, который напоминает рога барана.

Родовых подразделений среди катайцев Аргаяшского и Кунашаксого районов к середине XIX в. удалось зафиксировать немного. В составе ро­да Улу-Катай Р.Г. Кузеевым зафиксированы аймаки: Калмак (Ҡалмаҡ), Кулембет өлөмбәт), Аю (Айыу); аймаки в составе рода Бала-Катай: Сытый (Сытый), Игелек (Игелек), Экрен (Әкрен), Барын (Барын) и др.[12]

Между улу-катайцами и бала-катайцамн до недавнего времени не было резких разграничений. Это подтверждает и общность тамг, и родовые наз­вания: Улу и Бала. Влоть до середины XIX в. брак между улу- и бала-катайцами считался нежелательным[13]. Можно сказать, о том, что когда-то улу- и бала-катайцы составляли одну родо­вую организацию.

Катайцы знали путь в Зауралье давно, за несколько столе­тий до присоединения к России, однако первоначально зауральские степи были лишь удобным местом для летних кочевок. Поздней осенью катайские кочевья воз­вращались в горы, за Уфалейский хребет, в район современного Белокатайского района Республики Башкортостан. Постепенно часть катайцев оставалась на восточных склонах Уральского хребта[14]. Примерно в 80-е гг. XVI в., в период походов Ермака, когда активизировалась русская колонизация обширного Пермского края, переселения башкирских родов с севера на юг и восток стали массовыми. Кочевники-башки­ры, напуганные различными слухами, стре­мились уйти подальше в горы или затеряться в просторах бескрайних зауральских степей. Более многочисленная группа, по издавна знакомым путям кочевников, через горы Уфалейского хребта, направилась в Зауралье, в места быв­ших своих летних кочевок[15].

В Зауралье улу- и бала-катайцы нашли уже не пустующие земли. За несколько десятилетий до них сюда прикочевали и заняли обширные земельные просторы могущественные в то вре­мя салъюты[16]. Но вплоть до XVIII в. земельное положение катайцев на аргаяшской и кунашакской земле оставалось сложным. Значительная часть находилась в положении припущенников. Это обсто­ятельство и обусловило постепенный отлив безземельных катайских башкир далее на восток, в притобольские и приуйские степи: на территорию современной Курганской области [17].

Салъюты (Һальют, Сальягут, Һалйыуыт) занимали крайнюю северо-восточную часть башкирской территории в Зауралье, по средне­му и нижнему течению р. Караболки, по р. Синаре и многочисленным озерам. Примерно эту же территорию они занимали в XVIII в. «Челжетуцкая волость, – говорится в росписи баш­кирских волостей, – за Уралом, по озерам и по речкам близ Ухтузских заводов»[18]. К началу XX в. территория Салзаутской волости находилась в пределах Шадринского уезда Пермской губернии.

В наше время потомки салъютов живут в Кунашакском районе. К старинным салъютским деревням относятся: Бурино (Буре), Большое и Малое Кызылово (Оло Ҡыҙыл, Кескәй Ҡыҙыл), Баязит (Баязит), Кунакбаево (Ҡунаҡбай), Султанаево (Султанов, Аhкайды), Иксаново (Ихсан) и другие[19].

Тамги салъютов оригинальны и среди дру­гих башкирских родоплеменных групп не встречаются. Наиболее характерны hалдау -острога, или уk-тамга (лук со стрелами).

Za stankom tkatckim-2

За ткацким станком. Фото Наиля Галеева

Как считают ученые, племя Салъют этнически восходит к монгольскому племе­ни Салджиут[20]. Рашид-ад-Дин прямо указывает, что салджиуты «были родичами» монголов[21]. Племя Салъют в составе кара-катайского и найманского племенных объединений подверглось тюркизации еще в период пребывания на Ал­тае и в Южной Сибири. Из этого видно, что салджиуты – предки сальютов, имели давние связи с племенами Ктай и Найман[22]. Смежное расселение зауральских катайцев и башкир-сальютов является сохранившимся пере­житком этих давних связей. Неслучайно среди кунашакских башкир вплоть до недавнего времени широ­ко были распространены исторические предания о том, что сальюты и катайцы являются братьями[23]. В настоящий момент опрошенные нами информаторы из указанных деревень, в большинстве своем не знают, даже о существовании такого племени.

С катайцами и особенно с салъютами исто­рически (и, видимо, этнически) связаны три небольших рода: Сынгрян (Һеңрэн), Терсяк (Терhәк) и Бекатин (Бәкәтен)[24]. Самостоятельное существование этих родов было забыто даже стариками уже к началу XX в., и все сынгрянские и бекатинские деревни (как, впрочем, и терсякские) относились ими к салъютским. В настоящий момент потомки указанных родов проживают: сынгряне – в д. Чекурова, терсяки – с. Халитова (Хәлит), Аширова (Ғәшир), Алифкулова, Махмутова (Кунашакский район); бекатинцы – в д. Алабуга (Сосновский район).

Объединение Табын включает собственно табынские роды Табын, Кара-Табын, Кёкюргек и Барын, а также род Сырзы. До начала XIX в. табынские волости находились в пределах Екатеринбургского уезда Пермской губернии и Челябинского уезда Оренбургской губернии. Потомки указанных родов на сегодняшний день проживают на территории Аргаяшского района.

Башкиры рода Табын (Табын) занимали, главным образом, левобережье р. Миасс в верхнем и среднем ее течении. Наиболее старые табынские дерев­ни: Мавлютово (Мәүлит), Акбашево (Аҡбаш), Мамаево (Мамай), Мидияково (Миҙийәк), Сагитово (Сәғит), Карасево (Караһыу), Кулуево (Ҡолой), Байрамгулово (Байрамғул, Аргази, Арғужа)[25]. В двух последних деревнях, кроме табынцев, живут и кара-табынцы. Кара-табынские башкиры, кроме того, составляют ос­новное население деревень: Сатлыково (һаттьҡ, территория нынешнего п. Аргаяш), Алгазин, Бигарды (Бигәрҙе), Султаево (һултай). В настоящий момент потомки этого рода проживают в Аргаяшском районе[26].

Старинные деревни, расположенные в северной части Аргаяшского района, образуют род Кёкюргек (Күгәргәк түбә): Старое Соболево (Иҫке Субыл), Новое Соболево (Яңы Субыл), Абдырово (Абдыр), Бажикаево (Бәжикәй) и Кусенбаево (Кусенбай). Р.Г. Кузеев, основываясь на преданиях, считает, что этот род когда-то отделился от кара-табынского рода[27]. Кроме преданий, об этом свидетельствуют названия родовых подразделений и форма тамг (сүмес-тамға – половник).

Башкиры рода Барын занимали довольно компактную территорию по обоим берегам р. Миасс, восточнее озера Аргази. Барынские деревни в этом районе: Яраткулова (Яратkол), Большое Куйсарино (Оло Куйhары), Уразбаево (Уразбай), Нижние Караси (Караhыу); барынские аймаки были также в деревне Кулуево и Байрамгулово. На сегодняшний день потомки барынцев проживают в пределах Яраткуловской и Кулуевской сельской администрации Аргаяшского района. Барын-табынцы, как и кара-табынцы – давние жители этих земель. В XVIII в. основной район поселения барын-табынцев находился западнее, в вер­ховьях р. Миасса, в районе Златоустовского и Карабашского заводов. Еще и конце XIX – начале XX вв. барын-табынцы уходили на лет­ние кочевки в эти районы[28].

Род Сырзы (Һырҙы) – Чирлинская, Сарлинская волости по источникам XVII-XIX вв. – по мнению Р.Г. Кузеева, не входил в состав племени Табын; был самостоятельным родом, хотя и этнически близким к нему. В настоящее время потомки сырзинцев проживают на территории вокруг п. Аргаяш: Б. Курманова, Норкино (Нүре, Нуркин), Аязгулова и некоторых других. Тамга сырзинцев – общетабынская.

По происхождению табын­ские роды восходят к древним тюркским и монгольским племенам, обитавшим в середи­не 1 тысячелетия н. э. на Алтае и в Западной Монголии. Захваченные общим движением ко­чевников на запад, табынцы в начале II тыся­челетия в составе или в союзе с куманскими племенами прикочевали в степи между Яиком и Уралом.

С началом монгольского завоева­ния табынцы вошли в состав Золотоордынского государства, но в конце XIII – первой по­ловине XIV в. в силу каких-то причин переко­чевали в верховья Яика, откуда впоследствии постепенно стали осваивать зауральские сте­пи. В отличие от катайцев, табынцы перекочевали на Урал не через Западную Башкирию, а с юга, по лево­бережью р. Яик. Этот путь был им давно зна­ком, так как племена, кочевавшие в степях между Волгой и Яиком, издавна на летние ко­чевки уходили в верховья Яика, Иртыша и Тобола[29]. Табынские роды тесно соседствовали с родами племени Айле.

В состав Айлинского объединения, которое проживало на территории исключительно Аргаяшского района, входили роды: Айле (Әйҙе) и Сызгы (һыҙғы). Этнографы, в частности Р.Г. Кузеев и С.Н. Шитова, выделяют северную и южную группу аргаяшских айлинцев. Айлинцы не занимали компактной территории, их деревни от­дельными островками «вкраплены» на табынских землях.

К деревням северной группы относят: Метелино (Мәтәл), Ишалино (Ишәле, второе название Уләнде) и Дербишево (Дәрвиш). К южной группе айлинцев относят деревни: Давлетбаево (Дәуләтбай), Кулукаево (Ҡоло-kай), часть деревни Кулуево (другое название Мустафа), Кузяшево (Көҙәш, другое название Әлмәй), Арыкбаево (Арыkбай), Алишево (Әлеш), Айбатово (Айбат или Сарзаkты), Акбашево kбаш) и др.[30]. Тамги этих групп отличаются не сильно.

На территории нынешней Яраткуловской сельской администрации живут башки­ры – потомки рода Сызгы (һызғы). Ранее они проживали на восточных склонах Уральского хребта, западнее кара-табынских земель, В начале XIX в. сызгинские башкиры расселялись в деревнях: Уразбай (второе название Туkьс), Саитово (Сәит или Этkолаk), Селянкино (Сәлән), Карабашево (‘Карабаш), Сактаево (Һаkтай), Мухамбетово (Мөхәмәт), Байлашево (Байҙаш), Карасево (Ҡарас) Часть сызгинцев жила в долине р. Аи, на айлинских землях[31].

Объединение Аи – одна из древних огузских родоплеменных групп. Этнокультур­ная близость Айлинского объединения с вос­точными табынцами подтверждается и языковыми материалами. Разговорный язык и тех и других составляет айско-яицкий говор восточного диалекта башкирского языка.

Таким образом, из вышеописанного можно сделать следующие выводы. Постепенное включение Южного Зауралья, в том числе и современных Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области, в орбиту древнебашкирского населения происходит, по мнению Р.Г. Кузеева, в XI в.

В это время в район водораздела рек Яик, Уй, Миасс, Ай, Юрюзань приходят племена огузского происхождения айлинской родоплеменной группы[32]. По мнению Н.А. Мажитова, археологические памятники, которые связаны с айлинцами X-XI вв., говорят о том, что в составе этих родоплеменных групп был весомый угорский компонент, который к этому времени еще не был ассимилирован[33].

В конце XIII – начале XIV вв. начинается проникновение на данную территорию башкир катайского и табынского родоплеменных союзов. Массовое же заселение Зауралья, в т.ч. интересующей нас территории, башкирски­ми родами началось не ранее второй половины XVIв. К началу XVIII в. аргаяшские и кунашакские башкирские роды группировалась в основном вокруг трех сильных родоплеменных объединений: Катай, Табын и Айле. В наши дни, к сожалению, что информаторы плохо знают свою родовую принадлежность, или вообще не имеют представления о прошлой родоплеменной структуре башкирского общества. В связи с этим проводимое нами исследование истории и семейно бытовых обрядов башкир Челябинской области представляется на наш взгляд актуальным и своевременным.

 

[1] Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографический очерк. М.:Наука,1955; Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры: (Этнографический очерк быта и культуры конца XIX – начала ХХ в.) // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962. Т. 1. С. 171; Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир: Этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. С. 11.

[2] Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографический очерк. М.:Наука,1955. С. 394.

[3] Акимова М.С. Антропологические исследования в Башкирии // Антропология и гено-география. М. 1974. С. 77-96.

[4] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история, расселение. М.: «Наука», 1974. С. 463; Шитова, 1971, С. 197.

[5] Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 189.

[6] Там же. С. 171, 190.

[7] Там же. С. 48.

[8] Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Зауральские башкиры. (Этнографический очерк быта и культуры конца XIX — начала XX вв.) // Археология и этнография Башкирии. Т. 1. Уфа, 1962. С. 193.

[9] Там же. С. 195.

[10] Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург: Тип.Б.Бреслина, 1887. С. 65-67.

[11] Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 289; Мухамеджанов, 1939 г.р., д. Бажикаево.

[12] Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 182.

[13] Там же. С. 182.

[14] Бикбулатов Н.В. Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство “Башкирская энциклопедия”, 2002. С. 154.

[15] Бикбулатов Н.В. Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры … С. 183.

[16] Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир (родо-племенные организации башкир в XVII-XVIII вв.). Уфа: Башкирское издательство Китап, 1957. С. 94.

[17] Бикбулатов Н.В. Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры … С. 159.

[18] Материалы, ч. 1 С. 136.

[19] Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 256; Мухамеджанов, 1939 г.р., д. Бажикаево.

[20] Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир … С. 124; Бикбулатов Н.В. Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры … С. 187.

[21] Рашид Ад-дин, 1952, С. 153.

[22] Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир … С. 201.

[23] Бикбулатов Н.В. Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры … С.167.

[24] Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир … С. 194.

[25] Хисамитдинова Ф.Г. Диалектологический атлас башкирского языка. Уфа: Китап, 2005. С. 208-275.

[26] Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 286; Мухамеджанов, 1939 г.р.,д.Бажикаево.

[27] Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 192.

[28] Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 192.

[29] Там же. С.195.

[30] Кузеев, 1962, С. 286; Мухамеджанов, 1939 г.р., д.Бажикаево.

[31] Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. … С. 197.

[32] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа … С. 453-454.

[33] Мажитов Н.А. Бахмутинская культура. М.: Наука, 1968. С. 136-145.

Автор: Абдулгазина Г.В. Расселение и родоплеменная структура башкир Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области до начала XX в. — Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2010.

Сергей СиненкоБашкирияНародознание и этнографияБашкирия,башкиры,этнографияБашкиры в Зауралье Башкиры Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области и Сафакулевского и Альменевского районов Курганской области, а также башкиры Абзелиловского, Баймакского, Учалинского и Хайбуллинского районов Республики Башкортостан этнографы включают в Восточную, или Зауральскую этнографическую группу .Девушка у колыбели. Фото Наиля Галеева (Уфа)Зауральские башкиры были впервые исследованы выдающимся ученым-этнологом С.И. Руденко...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл