Кто навязывает жителям Центральной России законы Саудовской Аравии?

57478 Кто навязывает жителям Центральной России законы Саудовской Аравии? Люди, факты, мнения МОРДОВИЯ

Мордовский «халифат»: в школу в хиджабе и с автоматом

«КП»: Что стоит за «платочным скандалом», который произошел в российской глубинке — селе Белозерье?
 
9988306 Кто навязывает жителям Центральной России законы Саудовской Аравии? Люди, факты, мнения МОРДОВИЯ
 
Пока родители выступают в защиту хиджабов, их дети делают в школе села Белозерье вот такие интересные фотографии. Так в одежде ли дело? Фото: Соцсети

Этот религиозный скандал, случившийся в начале года, обсуждала вся страна. Рамзан Кадыров поспорил с министром образования России Ольгой Васильевой о праве мусульманок носить платки в школах. А тему-то для жаркого диспута подкинуло Белозерье — татарское село в Мордовии, в 20 километрах от Саранска. Мы поехали туда, чтобы понять: что стоит за «платочным бунтом»?

— … Нет, ну вот зачем они это сделали? — переживает глава Белозерья Рясим Салихов. — На всю Россию снова прогремели. Сами ведь могли договориться! А тут этот сор из избы потащили…

В Белозерье под Новый год 11 учительниц вдруг заявили, что отказываются выполнять приказ нового директора школы. Приказ запрещал ношение религиозных одежд в школе. «Платочный бунт» вскоре перекочевал на исламистские сайты. Там запрет трактовался уже как наезд на веру. И тема вышла на федеральный уровень.

УРОК В БЕЛЫХ ПЛАТКАХ

…Что вы въехали в богатое татарское село, можно понять по домам — иные и с рублевскими дворцами сравнить не стыдно. Белозерская школа, из-за которой и разгорелся весь этот сыр-бор с платками, встречает надписью «Рехим итегез!» («Добро пожаловать!»). В кабинетах несколько учительниц и правда ведут уроки в белых платках. Такие же головные уборы и на ученицах.

— А как же приказ? — спрашиваем у преподавателя биологии Алии Аберхаевой. Она — одна из тех 11 педагогов, отказавшихся снимать платок.

— Ждем, что будет, — пожимает она плечами. — Но это наша традиция.

— Не было такой традиции! — категорична директор школы Вера Липатова. — Я с 1985 года здесь работаю и никогда такого у мордовских татар не было! Хиджабов арабских вообще до 90-х годов не знали, пока молодежь не стала возвращаться из Саудовской Аравии и Катара, где получили своеобразное духовное образование.

И директор рассказывает о вспыхнувшей моде на хиджабы, когда женщины Белозерья вдруг стали ходить укутанными с ног до головы, словно и не Мордовия это, а Эр-Рияд. В 2014 году появилось постановление мордовского правительства: подобный стиль в государственных школах неприемлем! На встрече чиновников с жителями Белозерья договорились: хиджабов в школе не будет, учительницы и ученицы (с 1-го по 5-й класс) ходят с непокрытыми головами. Не надевают платок и когда переходят в старшие классы. Но «договор» обошли и девочки пришли в школу в хиджабах — не канонических, но очень похожих. Волосы закрывает белый платок, шею — высокий воротник водолазки.

— Мы им предлагали в качестве переходного варианта носить традиционные татарские платки, не несущие религиозной нагрузки, а они ни в какую… — говорит директор школы.

— А где старшеклассники? — обращаю я внимание.

— Пятница же! Мальчики сегодня пойдут на намаз… — отвечают в школе.

Почти все 3 тысячи белозерцев — татары, и по пятницам здесь никто не работает. Алкоголь вовсе не продают.

— Всем селом на мечеть скидывались! — глава религиозного общества «Джума» Наиль Хабибуллов гордо ведет по винтовой лестнице на минарет Соборной мечети Белозерья. Откуда открывается вид на село и остальные его 7 (!) мечетей. Звучит приглашение к намазу, мы спускаемся и снимаем обувь. У большинства мужчин в зале — окладистые бороды. Все опускаются на ковер, а после молитвы слушают проповедь имама. О власти, данной Богом, умягчении злых сердец, смирении…

Читайте также:  Всенощное бдение в Нижнем Новгороде 

— Мир у нас, где вы тут террористов видите? — встречает нас имам Наиль Кадеевсразу после службы. Он убеждает, что платок — обязанность мусульманки, что девочки и учителя имеют право ходить в них в светское учреждение.

«ДА НЕ С ГОЛОВНЫМИ УБОРАМИ МЫ БОРЕМСЯ!»

— Дело-то не в платках, — вздыхает министр культуры и нацполитики Мордовии Анатолий Чушкин. — Это подражание чуждой культуре. Через эти платки татарам Мордовии навязывается привычка ставить нормы шариата выше законов России. Мы активно проводим «круглые столы» с активом, имамами. И ситуация меняется, хотя иногда не так быстро, как хотелось бы. Российские муфтии развенчивали связь платка с исламом, что в исламе нет жесткого требования носить платок. Но в Белозерье к этому не прислушались. Мы им говорили: стройте свое медресе и ходите там в чем хотите. Не с платками мы боремся, а вот с этим.

И министр показывает фото из соцсетей: одетая по шахидской моде девушка, у которой видны только глаза, позирует с муляжом калашникова на фоне школьной доски. Снимок из Белозерья…

РАДИКАЛЫ С СОСЕДНЕЙ УЛИЦЫ

Давая характеристики селу, мордовские чиновники обычно подбирают слова:

— Оно у нас… Не совсем обычное….

И правда, в селе власть долго бездействовала. Белозерье еще с советских времен стремилось жить закрытым анклавом, и чиновники старались не вмешиваться. Закрывали глаза на незаконные врезки в газопровод, на захваты земель, на кражи.

А вскоре о нем стала узнавать и страна. В 1999-м белозерец Равиль Ахмяров, принявший идеи ваххабизма, участвовал в подрыве дома на Каширском шоссе в Москве. В 2011-м Фаиль Невлютов с тремя единоверцами готовил подрыв «Сапсана». В 2015-м осудили Равиля Абдуллова, отославшего воюющему в Сирии племяннику 1335 долларов на покупку автомата. По данным силовиков, сейчас за ИГИЛ* в иракских сирийских пустынях воюют более 20 жителей этого татарского села. За что Белозерье давно называют мордовским халифатом.

При этом в республике немало других татарских сел. Но такой «славы» за ними нет. Почему?

ВИРУС ВАХХАБИЗМА

«Ваххабитская» страница села началась в середине 90-х. Здесь появился Олег Марушкин — русский из Астрахани, принявший ислам радикального толка и ставший Абузаром. Приехал с единомышленниками… И началось: молитесь не так, истинный ислам — в Катаре, а вы вообще не мусульмане… Абузар-Марушкин отличался даром убеждения. И вскоре в селе было уже несколько семей, разделяющих его взгляды…

Власть опомнилась, когда в Москве зазвучали взрывы. И Абузара с «единоверцами» вынудили уехать. Тот вроде бы осел где-то в Бельгии. И не исключено, что в терактах, прогремевших в Европе за последнее время, есть и его старания.

Но зерна, посеянные Абузаром-Марушкиным, продолжают прорастать. Каждый пятый житель села считает правильным тот ислам, что исповедуют в арабских странах.

«ЛУНА В САУДОВСКОЙ АРАВИИ НЕ ВЗОШЛА»

Все это раздражает и самих татар.

— Из-за них вся Россия думает, что все мы чуть ли не террористы, — кипятятся мои приятели-татары Фарид и Касим. — Но это не так! У нас терпение от этих «бармалеев» лопается! Они же и в другие татарские деревни со своим сектантством лезут. Знаешь, что в Лямбире (райцентр в Мордовии. — Авт.) случилось?

Читайте также:  Названия улиц в Мордовии из эпохи СССР

И друзья наперебой рассказывают, как татары Лямбиря однажды пришли на праздничную молитву к мечети, но та оказалась закрытой. «Нет сегодня праздника», — растолковал им имам. «Как нет?» — растерялись татары.

«А так! — парировал тот. — Звонили из Саудовской Аравии, сказали, что луна еще не взошла как надо, завтра приходите».

Возмущенные лямбирцы потребовали нового имама.

А Фарид с Касимом с тревогой перечисляют недавние конфликты с участием «бармалеев». Татары села Черемишево, узнав о том, что имам учился не в России, на сходе постановили — не пущать. Так тот с подмогой на разборки приехал. Поорали — разошлись. В селе Аксеново на похоронах тоже чуть до драки не дошло между родней: те, кто не скрывал, что живут по арабскому стилю, приехали раньше и успели похоронить деда до приезда остальных. Без обелиска и молитв на кладбище. В другом селе уничтожили изображения покойников и даты их жизни на кладбище, часть плит поразбивали: все в точности, как у боевиков из ИГИЛ.

МНОГИХ ВЫГНАЛИ

Еще одна особенность Белозерья — повышенная тяга его обитателей к предпринимательству. Отсюда и богатые дома, и деньги на 8 мечетей. Мы сидим на заводике Наиля Усмановича Базеева, а за стеной пакуют в коробки жареные семечки. Их с азартом щелкает даже заграница.

Подают чай и нарезают махан — конскую колбасу. Мужики обсуждают шум вокруг села. Их не радует дурная слава их малой родины. И уверяют, что далеко не все в селе такие, о которых потом пишут в газетах.

— Здесь в основном работяги. А что до этих, так не зря же говорят про паршивую овцу, которая все стадо портит, — доказывают они.

Я напоминаю, что многовато таких овец в отдельно взятом селе.

— Многих выгнали давно, — обижаются мужики. — А тот, что последний в ИГИЛ уехал, — наркоман!

— А вот и начальник колбасного цеха! — приветствуют они Мухаряма Янгличева, у которого на окраине Белозерья — цех про производству халяльной колбасы. Тот тоже с подарками. Среди них — батон «Крымской».

— Потому что Крым — наш! Все правильно сделали! — отвечают они и ошарашивают: — А адмиралу Касатонову, который спас от бандеровцев наш Черноморский флот, памятник нужно ставить!

Таких патриотов России и среди русских сыщешь не всегда.

— Но ведь кто-то мутит все это в интернете? — глава Белозерья Рясим Салиховвспоминает последний скандал: будто ехала татарка в саранской маршрутке, а четыре пьяных русских обзывали ее шахидкой. Исламистские сайты растиражировали историю. Правда выяснилась быстро: маршрутка с хамами была. Но хамили они всем пассажирам «Газели». Водитель, к слову, татарин, не подтвердил, что в адрес его соплеменницы неслись оскорбления.

ОФИЦИАЛЬНО

«Вовремя не увидели заразы»

Причины интереса татар к шариату в Мордовии объясняют так.

— Татары Мордовии и впрямь обеспокоены, — признает министр культуры и нацполитики республики Анатолий Чушкин. — Подавляющее большинство из них адекватны и придерживаются традиций предков. Это боль татарской интеллигенции и наша общая боль, что мы многие десятилетия позволяли проникать на территорию России чуждым религиозным идеологиям. Мы вовремя не увидели пришедшей заразы.

Читайте также:  Гастарбайтеры в Уфе отнимали у женщин телефоны и деньги

— Наша страна вовремя не смогла создать альтернативу для желающих получить традиционное исламское образование, — вторит ему директор НИИ гуманитарных наук при правительстве Мордовии профессор Валерий Юрченков. — И вот молодые возвращались из Саудовской Аравии и старикам говорили: не так молитесь, не по шариату. И были правы — наши татары веками жили по адату — исламу, который адаптировался к нашим устоям. Потому здесь не было хиджабов, а был татарский костюм с мусульманскими элементами. Но эти ребята привезли традиции арабов. А вместе с одеждой сюда приходит идеология, ваххабизм.

Суть не в платках, а в нарушении традиций, существующих в Поволжье сотни лет. Возникла группа, которая ездит по татарским селам и настраивает людей.

— К духовенству у нас тоже есть вопросы, — добавляет завотделом по работе с общественными объединениями управления по внутренней политике администрации главы Мордовии Николай Салтаев. — Имамы обвиняют власти во вмешательстве в духовные дела, но какое право они имеют вмешиваться в дела школы? А если завтра еврейский мальчик в кипе придет, а буддист — босиком?

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Душат «экономически успешное село»?

В ромодановской райадминистрации, к которой относится село, обратили внимание: «платочный» шум начинается, когда кто-то из белозерцев попадается на неуплате налогов или иных бизнес-нарушениях.

— Любого, кто попал в поле зрения правоохранительных органов, пытаются представить борцом за ислам, пострадавшим за веру, — говорят в администрации главы Мордовии. — Хотя это попытки навести порядок в Белозерье. Там сложилась ваххабитская секта, опирающаяся на теневой бизнес. И каждый раз, когда власти пытаются нормализовать отношения, появляются такие скандалы. В последнее время сторонники платков активно продвигают мысль, что это — попытка придушить «экономически успешное село». В котором в отличие от мордовских и русских сел не пьют, не курят и ведут высокоморальный образ жизни.

Но эти доводы рушатся языком цифр: из 52 заводиков и магазинов в «экономически успешном селе» зарегистрировано всего 19 производственных объектов. А в прошлом году Белозерье получило всего 882 тысячи рублей собственных доходов. В то время как одна школа, где бьются за платочки, обходится государству в 17,36 миллиона в год.

Соседние села — тоже не лыком шиты. Русская деревня Пятина, например, собрала за год столько же налогов, сколько и Белозерье, имея в 5 раз меньше жителей. То ли более работящие, то ли более честные…

И относительно высокоморальности есть сомнения. По данным мордовского СПИД-центра, в Белозерье зафиксировано 29 ВИЧ-инфицированных!

Показатель по этому заболеванию — в 5,5 раза выше, чем по республике в среднем! «Заражение мужчин связано с инъекционным употреблением наркотиков», — читаю в медсправке.

…Я уже покидал Мордовию, когда Белозерье вновь прогремело: за попытку подкупа начальника ГИБДД одного из районов республики силовики задержали четверых жителей села. С пистолетом и гранатой. Еще недавно один из них призывал сохранить ради веры платки на девочках. Поддержать его в суде явились обе его жены…

Что стоит за «платочным скандалом» в селе Белозерье. Этот религиозный скандал, случившийся в начале года, обсуждала вся страна. Рамзан Кадыров поспорил с министром образования России Ольгой Васильевой о праве мусульманок носить платки в школах

Алексей ОВЧИННИКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + 17 =

Next Post

Реестр объектов культурного наследия Удмуртии

Ср Мар 1 , 2017
305 памятников в Удмуртии занесены в единый Государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. Об этом рассказал руководитель Агентства по государственной охране объектов культурного наследия […]
Реестр объектов культурного наследия Удмуртии