423524626 Возможна ли дружба народов без дружбы культур? Анализ - прогноз Народознание и этнография

Возможна ли дружба народов без дружбы культур? 

Мы живем в уникальное время. Информация распространяется со скоростью света, а государства меняют своих царей и президентов все чаще и чаще. Казалось бы, мир стремится к глобализации, к единому информационному и этическому пространству.

Однако многовековой опыт древних цивилизаций невозможно уравнять во что-либо массовое даже при помощи информационных и финансовых средств. Каждая из географических областей планеты имеет свою культурную историю, закрепленную на сотни и тысячи поколений. К тому же, диалог между культурами далеко не всегда бывает мирным.

Вот и сегодня мы с вами можем наблюдать за тем, как две цивилизации противостоят друг другу по многим вопросам. Речь идет о западноевропейской и российской цивилизационных системах.

В культурном отношении Западная Европа и Россия всегда отличались. Попытки Петра I насадить на Руси западноевропейские порядки остались лишь попытками, не изменив самой сути глубинных различий между цивилизациями. И это несмотря на то, что российскую и западноевропейскую бытности связывает очень многое: христианские ценности, ближнее соседство, тесные взаимоотношения.

На фоне существующих геополитических проблем различия между Западной Европой и Россией особенно заметны. И сегодня речь пойдет о самом, на мой взгляд, разительном и фундаментальном противоречии – отношении к людям иных культур и национальностей в западноевропейском мире и так называемом «русском мире».

Современная Россия является наследницей Российской Империи, ядром «русского мира», в состав которого всегда входили люди самых разных национальностей, религий и культур. Занимая обширные пространства от Атлантики до Тихого океана, Россия при любом политическом строе поддерживала единство и дружбу народов, входящих в ее состав.

За более чем тысячелетнюю историю российская цивилизация получила большой опыт в разрешении любых межнациональных и межрелигиозных противоречий. И сегодня это прежде всего «общий дом народов», а высший правовой документ в России — Конституция Российской Федерации начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…»

Действительно, в единстве и дружбе народов заключена сила и мощь России, ее территориальная и общекультурная целостность.

В России регионы с неславянским населением и сегодня поддерживают российский культурный код прежде всего общими нравственными, культурными и социальными ценностями. И нет в этой общей задаче различий даже между христианами и мусульманами. Как во времена Российской Империи, так и сегодня народы «русского мира» готовы защищать свою общую историческую родину,  отстаивать ее интересы.

Западная Европа имеет совершенно иные культурно-социальные особенности. Границы западноевропейских стран были изначально проведены между областями проживания различных народов и закреплены международным правом. А опыт колонистов-завоевателей, использующих природные и человеческие ресурсы стран «третьего мира» оставил ощутимый след в подсознании западного европейца, утвердив предвзятое отношение к людям иного, неевропейского происхождения.

Подобная предвзятость переросла в теорию о превосходстве европейской расы над остальными расами мира. А апогеем развития подобного рода социальных схем стал феномен немецкого национал-социализма, ставший базовой идеологической системой Третьего рейха.

К счастью, Германия проиграла во Второй мировой войне. Но расовая теория как социальная концепция до сих пор имеет своих приверженцев в Западной Европе. К тому же, из-за постоянного притока мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока, все чаще от коренных европейцев можно услышать призывы к «национальной гигиене».

Такие лозунги уже официально звучат как от приверженцев праворадикальных сил, так и из уст представителей социально-демократических партий в ЕС. Несомненно, подобные настроения в обществе провоцирует пресловутая политика мультикультурализма – социальной модели, введенной политиками Западной Европы в 80-е годы прошлого столетия.

001 Возможна ли дружба народов без дружбы культур? Анализ - прогноз Народознание и этнография

От расовой теории к мультикультурализму

В прошлом веке лидер французских социалистов Франсуа Миттеран призывал европейцев отдать моральный долг перед колониями, терпимо и жертвенно относясь к беженцам из стран «третьего мира». Но к чему привела такая самопожертвенность?

С середины 80-х годов натужный гуманизм перерос в целую систему под названием «мультикультурализм», ставшей в Западной Европе официальной доктриной, определяющей отношение общества и государства к этническим меньшинствам. Было генерировано множество законов, по которым любая форма дискриминации по национальному, культурному или расовому признаку являлась тягчайшим преступлением.

Такая толерантность «из-под палки» превратилась в догму, официальную идеологию западных стран. Ее усваивают уже с детского сада, всерьез веря в то, что умение договариваться между представителями разных культур и религий – это вопрос прежде всего государственной политики и отлаженных юридических мер.

Однако граница между гостеприимством и вседозволенностью уже давно пройдена, провоцируя обе стороны (мигрантов и коренных европейцев) к прямому противостоянию. А юридические методы контроля работают прежде всего дня «галочки», определяя лишь внешнее мнимое спокойствие.

Совсем иной путь взаимоотношений между этносами проявляет русская цивилизация, в которой доброжелательные отношения между соседями держатся прежде всего не на юридических законах и не международном праве, а на элементарном чувстве человеческого взаимоуважения и достоинства.

Опыт взаимоуважения Россия смогла получить за несколько столетий, став общим домом народов, проживающих на ее территории. Западная Европа не обладает таким опытом, однако стремится компенсировать его отсутствие жесткой системой норм, запретов и торжеством закона. Однако подобный подход не решает проблемы: внутренний негатив к чужакам невозможно урегулировать какими-либо искусственными системами.

Взаимная неприязнь между коренными жителями и мигрантами растет. «Новые люди», получившие денежные пособия и крышу над головой от государства, не хотят принимать европейских устоев, так как ощущают себя изгоями в новом обществе.

Они сплачиваются в кланы, противопоставляя себя всем остальным., при этом ощущая особое покровительство государства. Увы, Западная Европа на налоги коренных европейцев занимается интеграцией чуждых европейскому культурному коду этносов и культур.

142352524646 Возможна ли дружба народов без дружбы культур? Анализ - прогноз Народознание и этнография

Для объединения разнородных этнических элементов в одно гармоничное общество необходимо не только культурное родство, но и нечто наднациональное, что Европа может дать народам, живущим на ее территории.

Эти наднациональные свойства не могут характеризоваться исключительно экономическим благополучием или какими-либо конкретными материальными вещами. Нужен совершенно иной базис, объединяющий и уравнивающий их в правах.

Но такой основы в западноевропейском обществе никогда не было, так как среди европейцев всегда шла конкуренция за земли и политическое влияние на континенте. К тому же, для западного европейца само понятие «нация» — это не сообщество соплеменников, объединенных общим прошлым, а прежде всего определенные внешние и поведенческие свойства, по которым легко определить своего/чужого. И увеличение численности «чужих» возвращает к идеалам постсредневекового европейского опыта, в котором никогда не было места для иноплеменников.

Увы, без каких-либо наднациональных идей и культур в западноевропейском обществе уже сформирован хрупкий калейдоскоп разнородных этнических элементов, замкнутых по отношению к самим себе и обществу.

Сегодня гостям из Африки и Ближнего Востока дается уникальная возможность повышать свой культурный уровень за счет налогов коренных европейцев, не вовлекаясь в рутину общественной жизни. Итог – создание обширных мигрантских гетто внутри крупных городов Европы, появление телевизионных каналов на неевропейских языках с миллионными аудиториями.

Все это реализуется за счет налогов коренных европейцев, за счет чего уровень развития мигрантов повышается, а условия жизни коренных европейцев стремительно снижаются.

Жизнь постсоветского российского общества в сравнении с обществом европейским до сих пор строится на торжестве наднациональных идей. Соседство мусульманской мечети и православного храма спокойно воспринимается россиянами, так как Россия – это общий дом народов, а в доме есть место всем. Так, например, в строительстве Соборной мечети в Москве жители России видят прежде всего гарант и материальное свидетельство единства между православными и мусульманами. В духе единства проживают также жители крайнего Юга России – Кавказа, где примерно в равных долях с давних пор живут рядом друг с другом православные христиане и мусульмане. Конечно, не без провокаций, но они лишь подтверждают общие правила. Всё это очень контрастирует с привычными для западных европейцев антиисламскими настроениями.

Вне сомнений, российский опыт содружества народов необходим Европе. Особенно сегодня, когда Европа задыхается от резкого роста неконтролируемого потока беженцев из Ближнего Востока и Северной Африки.

В Европу переезжают миллионы людей в надежде получить приличные материальные пособия и жилье. Но смогут ли европейцы принять их? Смогут ли дать им возможность быть равноценными себе, а не только лишь «равноправными»? И каков смысл этой интеграции в условиях ужасающего демографического кризиса, в котором находятся сегодня все европейские страны без исключения?

Ответы на эти вопросы даст история, которая пишется прямо на наших глазах. А для того, чтобы быть не только молчаливыми наблюдателями, но и активными ее участниками, нам необходимо единство между славянскими народами. Хотя бы между теми, кто готов к этому единству.

Автор: Дмитрий Триведи

printfriendly-pdf-email-button-notext Возможна ли дружба народов без дружбы культур? Анализ - прогноз Народознание и этнография
Alex ZarubinАнализ - прогнозНародознание и этнографияинтернационализм,культура,народы,национальный вопросВозможна ли дружба народов без дружбы культур? Мы живем в уникальное время. Информация распространяется со скоростью света, а государства меняют своих царей и президентов все чаще и чаще. Казалось бы, мир стремится к глобализации, к единому информационному и этическому пространству. Однако многовековой опыт древних цивилизаций невозможно уравнять во что-либо массовое даже...cropped-skrin-1-jpg Возможна ли дружба народов без дружбы культур? Анализ - прогноз Народознание и этнография