2352526

В России открылись курсы подготовки имамов для Вооруженных сил

Об этом сообщил Интерфакс со ссылкой на верховного муфтия России, председателя ЦДУМ Талгата Таджуддина. Причина открытия курсов, по словам верховного муфтия, — большое число мусульман в рядах военнослужащих России. «И они тоже нуждаются в объяснении истин ислама и сохранении межконфессионального, межнационального мира в наших войсках», — отметил Таджуддин.

По его словам, такую подготовку прошли уже 15 имамов. И уже есть договоренность с министром обороны о привлечении новичков на службу. Кроме того, как отметил муфтий, готовится пособие для офицеров по работе с верующими.

Об этом Талгат Таджуддин рассказал в Астрахани после подписания соглашения о социальном партнерстве между правительством региона и ЦДУМ. Верховный муфтий России напомнил, что институт «полковых имамов» введен в российских войсках после обращения к президенту РФ межрелигиозного совета.

34124315478679

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Напомню, еще в 1846 году в Росии был издан закон, впервые регламентирующий правовое положение мусульманских духовных лиц в войсках. Нормой стало назначение духовных лиц из числа нижних чинов, а в случае несоответствия исполняемым религиозным обязанностям они возвращались в свои войсковые части.

Срок службы военного духовного лица определялся сроком рекрутской службы, по истечении которого он освобождался от своих обязанностей и, как принадлежащий к податному сословию, пользовался общими правами, положенными отставным нижним чинам. При отставке старшему ахуну присваивалось звание почетного гражданина.

Пенсии и единовременные пособия им назначались в соответствии с общими пенсионными правилами с учетом получаемого на службе оклада. Законом определен правовой статус детей военных мулл при гвардейском корпусе. Рожденные в период исполнения отцами обязанности духовного лица имели равные права с детьми приходского духовенства и приписывались в податное состояние.

Должности исламских священнослужителей в армейских частях были ликвидированы по инициативе муфтия М. Султанова в 1896 году.

Упразднение этой малочисленной группы штатных мулл имело цель добится назначения не штатного, а общественного муллы в каждую воинскую часть независимо от численности солдат–мусульман. Но инициатива не была доведена до конца и осознав свой промах, муфтий в 1904 году возбудил ходатайство о возрождении должности штатных имамов, а начало русско–японской войны показало, что делать это следует в срочном порядке.

Весной 1904 года командование разрешило назначить при каждом военном госпитале двух солдат-мусульман для исполнения духовных треб у раненых и участия в похоронах умерших.

В годы русско-японской войны при штабах Второй и Третьей Маньчжурской армии действовали военные муллы, а в 1908 году были утверждены штаты мусульманских духовных лиц в военных округах – Виленском, Варшавском, Киевском, Приамурском и Московском. Довольствие и денежные выплаты военным муллам были установлены такие же, как у христианских священнослужителей.

Сложилась следующая практика проведения мусульманского богослужения в войсках: в некоторых армейских частях из нижних чинов или из гражданских лиц, хорошо знающих обряды ислама и шариат, избирались постоянные общественные муллы, а иногда лица из нижних чинов привлекались для исполнения обязанностей мулл в разовом порядке.

При необходимости для исполнения духовных треб приглашались и гражданские муллы, проживающие поблизости, а порой для исполнения религиозных нужд Духовное собрание в Уфе временно командировало приходских духовных лиц в малочисленные городские общины, включающие в себя и военных местного гарнизона. Наконец, для совершения праздничного богослужения по случаю годовых праздников нижние чины под руководством старших по званию могли направляться в ближайшие мечети.

В 1914 году с началом военных действий усилилась критика Духовного собрания, оказавшегося неготовым действовать в военных условиях.
После мобилизации десятков тысяч солдат из числа мусульман особенно остро стала ощущаться нехватка в войсках военных мулл. В письмах от воинов-мусульман встречались жалобы и на то, что муллы плохо исполняют свои обязанности. Редакция газеты «Турмуш» – «Жизнь» писала, что Духовное собрание обязано немедленно ходатайствовать перед правительством об учреждении должности военного муллы.

В декабре 1914 года в Петрограде состоялось совещание представителей мусульманских общественных организаций, которое предложило избранному Временному центральному мусульманскому комитету добиваться направления на фронт мулл в каждую дивизию, но положение реально изменилось лишь к весне 1916 года: число военных мулл в войсках значительно увеличивалось, а приказом Николая II им были установлены оклады.

5 июля 1916 года, во время праздника Рамазана, появился приказ Николая II о введении в войсках должности дивизионного муллы. Вскоре прибывший в Уфу дивизионный имам А. Ягупов сообщал, что «дух войск великолепный», что «в настоящее время очень много имамов назначены в войска для совершения необходимых религиозных обрядов». В том же месяце, когда мусульмане отмечали праздник разговенья Ураза-байрам после окончания священного поста, муфтий Духовного собрания Мухаммад Сафа Баязитов от имени российских мусульман обратился к императору Николаю II со следующими словами.

«Царская ставка, верховному главнокомандующему, государю императору.
Ваше императорское величество. Сегодня мусульмане города Уфы и других местностей, собравшись на торжественное богослужение по случаю Рамазан­байрама, вместе со мной совершили молебствие о здравии и благоденствии вашего императорского величества и всей августейшей семьи.

…Безгранично счастливые успехами наших доблестных войск под верховным водительством вашего императорского величества, возносим всевышнему Аллаху горячие молитвы о полном сокрушении дерзких врагов, во славу великой нераздельной России и державного ее повелителя, также на счастье многочисленных народностей ее, в том числе верных сынов вашего величества – в том числе верных сынов вашего величества – мусульман.

Вашего императорского величества верноподданный оренбургский муфтий
Мухаммад Сафа Баязитов. 18 июля 1916 г.»

Императором в Уфу был направлен следующий ответ:

«Благодарю вас и всех мусульман, собравшихся на торжественное богослужение по случаю Рамазан­байрама, за молитвы и выражения верноподданнических чувств, высоко ценю доблесть многочисленных мусульман, сражающихся в рядах нашей храброй армии.

Николай».

Сообщение об обмене посланиями муфтия с императором Духовное собрание немедленно отправило в действующую армию вместе с просьбой разрешить воинам-мусульманам совершить моление 24 сентября, во время мусульманского праздника. Это пожелание было выполнено. В конце 1916 года за заслуги по организации деятельности мулл в тылу и на фронте Мухаммад Сафа Баязитов был награжден орденом Станислава Второй степени.

Газеты тех лет рассказывают о том, как российские мусульмане, от рядовых до генералов, выполняли свой воинский долг, какие высокие награды получали. На орденах, которыми награждались офицеры-мусульмане, вместо изображения христианских святых помещался российский герб – двуглавый орел.

В письме военного министра А.А. Поливанова председателю Совета министров Б.В. Штюрмеру от марта 1916 года отмечалось, что война рассеяла сомнения в благонадежности многих мусульман.

Журналист Д. Дагестани в том же году писал, что мусульмане почти всюду лишний раз своим поведением доказали, что к их «традиционному консерватизму во всем, касающемся своего государства, отечества, прибавилось ещё сознание основ государственности, гражданственности». Добросовестно выполняя свой гражданский долг, они дали понять цивилизованному миру, что для них «идея государственности и идея отечественности» дороже племенных и расовых связей.

…После Февральской революции в воинских частях царил разброд. Присягали Временному правительству. Пищала флейта, стучал барабан, но не было твердости в новой присяге.

Чувствуя обман, солдат бунтовал. Однако в Текинском, Крымском и Татарском полках сохранялся порядок и спокойствие.

В марте в «Вестнике Временного правительства» был опубликован новый текст присяги на верность Российскому государству со специальным вариантом для мусульман, который заканчивается такими словами: «Заключаю сию мою клятву целованием преславного Корана и ниже подписуюсь».

В Текинском мусульманском полку, насчитывающем около четырехсот всадников, к присяге приводил полковой мулла. После присяги представители Временного правительства обратились к командиру с вопросами: во-первых, почему полк не носит красных бантов, во-вторых, почему со штандарта полка до сих пор не снят императорский вензель.

Командир полка ответил на это, что полк состоит из мусульман, что же касается штандарта с императорским вензелем, то он принадлежит полку, а полк не хочет снять вензель, который заслужил собственной кровью. В результате императорский вензель, обернут зеленой материей, так и остался эмблемой полка.

По кн.: Мусульманское духовное собрание

Сергей Синенко

Сергей СиненкоИсламвооруженные силы,ислам в России,мусульманское духовенствоВ России открылись курсы подготовки имамов для Вооруженных сил Об этом сообщил Интерфакс со ссылкой на верховного муфтия России, председателя ЦДУМ Талгата Таджуддина. Причина открытия курсов, по словам верховного муфтия, — большое число мусульман в рядах военнослужащих России. 'И они тоже нуждаются в объяснении истин ислама и сохранении межконфессионального, межнационального мира в...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл