ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОКРОВСКАЯ СЛОБОДА

1

К празднику Покрова Пресвятой Богородицы

423452553636654 ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОКРОВСКАЯ СЛОБОДА БАШКИРИЯ Православие

Известно, что нынешняя Покровская церковь строилась примерно 3 года. Закончена же строительством в 1817 году, и в том же году был освящен в ней Никольский придел. Так как точная дата закладки первого камня нам пока точно неизвестна, примерно в этом году мы можем условно считать состоявшееся 200-летие градо-уфимской Покровской церкви.

Но место сие намолено давно, ибо жизнь прихода начиналось ещё более чем за 200 лет до возникновения нынешнего храма. Две парные деревянные церкви Покровская и Никольская стояли на месте нынешней Покровской церкви в начале Сибирской дороги с ~1590-х гг. Вокруг образовывалась Покровская слобода – поселение русских православных горожан, изначально входящих в этот приход.

Покровская слобода включала в себя низ Успенской улицы, начало Сибирской дороги и окрестности. Постепенно Сибирская дорога стала улицей Сибирской. Два первых столетия истории прихода покрыты мраком, архивов не сохранилось. В конце XVIII – начале XIX веков холодная Покровская (большая церковь) за ветхостью была снесена, а тёплая Никольская (малая) сгорела от забытой копеечной свечи в Пасху 1808 года.

В 1810-е годы стараниями купца Данилы Степановича Жульбина и священника Иоанна Антоновича Бреева на месте сгоревшей церкви строится нынешняя каменная церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы в стиле господствовавшего тогда русского классицизма. Колокольня же была обустроена князем Ураковым. Месторасположение храма весьма удачное – к северу от Кремлёвского холма, в перспективе Посадской улицы, на правом берегу некогда чистейшей речки Сутолоки, близ древней Московской слободы. На левом, староуфимском берегу Сутолоки от Покровской церкви отходят две Московских улицы (Большая и Малая) – места давнего поселения «стрельцов и инаго войска».

В 1821 г. едва обустроенное кирпичное здание пострадало от великого уфимского пожара, что несколько оттянуло освящение, Святейший Синод пожертвовал 25000 рублей на достройку и исправление. Как пишет Иван Златоверховников: «До 1823 года богослужение совершалось в приделе, тоже отчасти поврежденном пожаром».

Читайте также:  Ильинская церковь - Уфа от А до Я

Наконец в 1823 году церковь сия была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Придел же во имя Николая Чудотворца освящён ещё в 1817 г., иконостас в приделе выполнен надворным советником Ребелинским (ныне придела не существует, Никольский – приставной престол). Несколько барочный главный иконостас академического письма выполнен был в ~1870-е годы мастером Флегонтом Королёвым, награжденным за работу серебряной медалью Императорской Академии художеств. Здесь же в церковной библиотеке хранилось множество старинных книг, в том числе и уникальный октоих в 2-х частях с автографами царей Петра и Иоанна Алексеевичей. За 300 с лишком лет у алтаря Покровской и Никольской церквей было погребено много священнослужителей, храмоздателей и прихожан.

Из-за особенностей рельефа местности обзор храма-памятника истории и архитектуры сильно ограничен. Но укрытость в низине, в овраге от посторонних глаз, неприметность, сыграли и положительную роль: в годы массового варварского уничтожения уфимских храмов Покровская церковь уцелела в отличие от десятка своих сестёр и дошла до наших дней почти в первозданном виде.

Последнюю четверть XIX века и начало ХХ-го здесь служит протоиерей Михаил Михайлович Миронов, далее священники меняются часто: о. Михаил Воздвиженский, о. Александр Куничев и иные. В 1920-х годах церковь принимает обновленческую ориентацию, в течение 15 лет здесь настоятельствует о. Павел Яковлев, редактор журнала «Церковный рассвет». Фактически церковь не действовала с 1937 года, со времени ареста священнослужителей, в мае 1941 г. была закрыта официально. В 1940-50-е годы здесь размещались военный и аптечный склады. По воспоминаниям старожилов, на 20 лет каждая икона церковного иконостаса была бережно закрыта фанерками, дощечками по распоряжению начальника склада, благодаря чему иконостас сохранился от поругания.

Читайте также:  ЭКСКУРСИЯ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ И БЛОГЕРОВ ВОКРУГ СТРОЯЩЕЙСЯ МЕЧЕТИ

2546536363 ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОКРОВСКАЯ СЛОБОДА БАШКИРИЯ Православие

Покровская церковь. Фото Аполлония Зираха 1910 г.

В марте 1957 г. советская власть возвратила Покровскую церковь верующим как «слабую компенсацию» за взорванный Троице-Смоленский собор. Первым священником после перерыва был о. Валентин Варфоломеев. В 1960-е годы здесь служили исповедники веры Христовой, столпы уфимского православия – архимандриты Таврион (Батозский) и Иосиф (Чернышёв). Именно Таврионом были поновлены после открытия, а фактически написаны заново большие клеёные полотна-иконы на евангельские темы во втором уровне храмовой части.

Украшением храма является большая икона Спаса Нерукотворного образа, писаная выдающимся уфимским иконописцем и художником А.П. Лежневым (1888-1956), будущим заслуженным деятелем искусств БАССР. Икона была писана им для Воскресенского собора, поэтому едва вмещается в простенок, в коем находится ныне; по сложившейся традиции здесь происходят исповедования. Издавна так же почитаемы и любимы народом образ Николы Чудотворца (сохраняется на своем месте) и Почаевская икона Богородицы (передана в Рождество-Богородицкий собор). В доме наискось от Покровской церкви большую часть жизни прожила легендарная монахиня Тавифа (в миру Зоя Михайловна Кардаполова, а последние несколько дней схимонахиня Серафима) (1903-1995), духовное чадо епископа Андрея (Ухтомского).

В процессе борьбы с русской топонимикой в советское время старинная улица Сибирская была переименована в Будённого, а в том же 1957-м – в Мингажева, поэтому современный адрес Покровской церкви: «ул.Мингажева,4». До нашего времени тянется тёмный шлейф и другого зла, с который столкнулась Русская Православная церковь в ХХ веке. После захвата Покровской церкви обновленцами прихожанам удалось отстоять участок к югу от храма, дом был записан на Сергиевскую церковь, оставшуюся верной патриаршему направлению. Но во время «большого террора», как сказано выше, церковь была закрыта, документы уничтожены, а в дом заселили посторонних обывателей, далёких от православия.

Читайте также:  ВЕРХНЕТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ

Вскоре они поставили здесь, на незаконно захваченном у церкви земельном участке, к тому же на разорённом прицерковном кладбище, без разрешения Покровского прихода, новый деревянный дом с прилегающими хозяйственными постройками (сараями). Дом сразу загородил вид на храм с южной стороны, наиболее удобной для восприятия, это видно из прилагаемых фотографий 1910 и 2000 годов. Дом стал притоном пьяниц, здесь не раз были возгорания. Прошло несколько судов о возвращении земельного участка, но, несмотря на то, что все неопровержимые доказательства были на руках, «заинтересованные товарищи» сделали так, что церковь проиграла эти суды.

После обращения к президенту России ситуация изменилась и Верховный суд отменил незаконное постановление Кировского суда г.Уфы, но до сих пор в течении нескольких лет участок находится в стадии согласования с администрацией города. Между тем как наш храм является объектом культурного наследия и стоит на государственной охране как памятник архитектуры Постановлением Совмина БАССР за № 856 от 27.08.1947 г. Единственная среди церквей Уфимской епархии в охранном постановлении она именуется «Покровская церковь с интерьером». В соответствии с историко-архитектурным регламентом, храм, как и всякое здание-памятник, имеет охранную зону и зону регулирования застройки. Несмотря на это, на захваченном у церкви участке, вопреки всем законам в охранной зоне два года назад теми же дельцами выстроен новый дом.

С июня 1980 по октябрь 2003 г. настоятелем храма служил митрофорный протоиерей Николай Соколов (1938-2003), известный уфимский пастырь, упокоенный слева от алтаря.

© Историк Уфимской епархии (Уфимской митрополии) Егоров П.В.
При перепечатке ссылка на авторский текст обязательна.

One thought on “ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОКРОВСКАЯ СЛОБОДА

  1. Представьте только, во что может это вылится… Во-первых, сколько денег можно освоить на этом проекте? Ккакие потоки потекут в карманы и на счета?
    Ну а последствия, в виде особом контроле на территорию Муслим сити по отношению к иноверцам, к неверующим… Последствия довольно очевидны — озлобление. Сегодня «мудрецы» пытаются заложить мину такой мощности, что для Уфы ее даже избыточно. не сомневайтесь…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 5 =

Next Post

Русский марш в национальных республиках

Ср Окт 29 , 2014
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов разрешил провести в Уфе Русский марш, несмотря на категорические требования части представителей титульной нации запретить шествия националистов… Активисты малоизвестной организации «Башкорт» […]
Хизб ут-Тахрир в Татарстане