Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник!

78564567473 Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества

…Да, и он способен нести ядерное оружие мощностью в десятки мегатонн и угрожать портам и прибрежным городам США. В Пентагоне этому секретному проекту, как сообщило издание The Washington Free Beacon, присвоено кодовое наименование «Каньон». В статье отмечается, что проект является частью проводимой модернизации стратегических ядерных сил России. «Этот подводный беспилотник будет иметь высокую скорость и сможет способен преодолевать дальние расстояния», — прокомментировал разработку источник издания.

Кремль подтвердил, что два главных российских телеканала, судя по всему, случайно показали сюжет о планируемой новой ядерной торпеде, и выразил надежду, что такое не повторится.

Однако сразу же после этого инцидента государственные телеканалы показали интервью с военным экспертом, подробно рассказавшим о «секретном» оружии, в связи с чем появились слухи, что первоначальная утечка информации не была случайностью.

Во вторник вечером контролируемые Кремлем телеканал НТВ и Первый канал показали сюжет о встрече президента Путина с руководством Минобороны в резиденции президента в Красной поляне в Сочи. В какой-то момент камера наезжает на то, что выглядит как документ, озаглавленный «Океанская многоцелевая система «Статус-6», который держит в руках снятый со спины один из участвовавших в этом совещании офицеров в военной форме. Этот документ содержит рисунки предмета, который выглядит как торпеда или автономный необитаемый подводный аппарат.

Хорошо виден текст документа:

«Поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».

«Действительно, некоторые секретные данные попали в объектив камеры, поэтому они впоследствии были удалены. Надеемся, что такого впоследствии не повторится», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Тем не менее, в четверг «Радио «Спутник», радиостанция, являющаяся частью российского государственного информагентства «Спутник», включила в одну из своих программ интервью с главным редактором журнала «Национальная оборона» Виталием Коротченко, который более подробно рассказал о системе «Статус-6».

«“Статус 6” — это сгусток новейших российских подводных технологий. Предназначение этой океанской системы — транспортировка ядерного заряда большой мощности к побережью противника», — сказал Коротченко в этом интервью, причем его слова процитировали РИА Новости и ТАСС.

«В США активно развивают систему противоракетной обороны и вкладывают туда очень серьезные деньги, рассчитывая в перспективе создать непроницаемый щит над территорией США, но у России найдутся возможности для нейтрализации любых военно-технических решений Америки», — продолжил Игорь Коротченко.

Во время состоявшегося на этой неделе совещания по вопросам ОПК Путин заявил:

«Ссылки на иранскую и северокорейскую ядерные угрозы лишь прикрывают истинные планы. А их истинная цель — в нейтрализации стратегического ядерного потенциала других ядерных государств, кроме Соединенных Штатов и их союзников, — прежде всего нашей страны, России». Он также сказал, что «Россия будет развивать ударные системы, способные преодолевать любые системы ПРО».

53647585878 Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества

«Каньон», как пишет The Washington Free Beacon, по своим характеристикам сможет атаковать все ключевые базы американских подводных лодок. Военно-морской аналитик Норман Полмар полагает, что система основывается на советской ядерной торпеде Т-15.

«Российский ВМФ и его предшественник, флот СССР, были новаторами в сфере подводных систем и оружия, — отметил изданию Полмар. Это же, по его словам, относится и к наиболее передовым в мире торпедам».

Член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков замечает: прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом Т-15, которая упоминается западным изданием, проектировалась как раз для нанесения ударов по береговым объектам на территории США.

«Специально под такую большую торпеду и создавалась первая атомная подлодка проекта 627, которая должна была иметь не восемь торпедных аппаратов, а один — калибром 1,55 метра и длиной до 23,5 метра. Предполагалось, что Т-15 сможет подойти к американской базе ВМС и сверхмощным зарядом в несколько десятков мегатонн снести все живое».

Читайте также:  Склизкие щупальца русской разведки опутали и Британию, и Страну восходящего солнца, и Поднебесную…

 

563637 Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества

Нужно сказать, что на вооружении Военно-морских сил подводные беспилотники стоят достаточно давно, но выполняют, в основном, разведывательные задачи. Известно, что Черноморским флотом используется маленький телеуправляемый автономный подводный аппарат «Обзор-600». Основное его предназначение это проведение разведки дна, он оснащен гидролокатором и манипулятором, работает на глубине до 600 метров. Аппарат обнаруживает объекты на дистанции до 100 метров. Разработан «Обзор-600» российской компанией, однако по оценке экспертов, модель очень похожа на зарубежную LBV-600-6 американского производства.

В этом направлении флагманом отечественного подводного роботостроения является Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН. Комплекс роботов «Галтель» позволяет сканировать подводное пространство, находить опасные предметы и уничтожать их.

С помощью этих глубоководных аппаратов можно защитить порты и военно-морские базы российских флотов от диверсий.

Как работает система?

Аппарат плывет и сканирует полосу подводного пространства в 400 метров и идентифицирует объекты. За ним следует телеуправляемый аппарат с комплексом оптико-электронной и акустической аппаратуры, данные с которого получает оператор, и если есть опасность, на место отправляется подводный уничтожитель «Чилим» ликвидирующий объекты с помощью направленного взрыва.

В состав комплекса входит и уникальный аппарат, который может в автоматическом режиме вести осмотр днища кораблей.

Как сообщили разработчики, один из роботов комплекса успешно применялся при обеспечении безопасности саммита АТЭС во Владивостоке три года назад. С помощью аппарата были обследованы бухты в районе острова Русский. Результатом поисков стали свыше 2,7 тысячи взрывоопасных предметов, среди которых попались даже мины времен русско-японской войны. Но эти беспилотники, конечно, весьма далеки от ядерных торпед…

Россия реанимировала идею академика Сахарова (проект Т-15)

Инициатором проекта Т-15 был В.И. Алферов, деятельность которого была связана в разное время с ВМФ, Наркоматом судостроительной промышленности и Министерством среднего машиностроения. Капитан первого ранга Алферов в КБ-11 принимал активное участие в создании атомной бомбы, разрабатывал схему и приборы системы для подрыва ядерного заряда. Алферов, пользуясь своим авторитетом в промышленности, сразу после испытания первой советской водородной бомбы организовал разработку сверхбольшой торпеды под водородный заряд получившей обозначение Т-15.

463774 Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества

Автором идеи создания сверхмощной ядерной торпеды считается Андрей Дмитриевич Сахаров, который предложил использовать в качестве «средства доставки» мощного ядерного заряда (100 мегатонн) разрабатываемые АПЛ проекта 627.

Это подтверждается и его собственными воспоминаниями. Такие торпеды предполагалось использовать против военно-морских баз США, а также для нанесения удара по городам находящимся на побережье (хотя против последнего варианта выступали многие, включая и военных моряков). В результате взрыва такой бомбы образовывался гигантская волна – цунами уничтожающая все на побережье и даже далеко от береговой линии.

По соображениям секретности, а также с учетом личностных отношений (в ВМФ к Алферову относились крайне негативно, поскольку его письмо Берии и Булганину, о якобы незаконной передаче американцам документации на авиаторпеду 45-36АВ-А во время войны, стало поводом для несправедливого суда над адмиралами Кузнецовым, Галлером, Алафузовым и Степановым) разработка торпеды Т-15 была начата без привлечения Военно-Морского Флота. 6-й отдел ВМФ о данной торпеде узнал только через проект первой атомной подводной лодки – «проект 627» – главным конструктором которой являлся В.Н. Перегудов

Предполагаемое вооружение атомной лодки флоту стало известно только в декабре 1953 г., после утверждения тактико-технических характеристик эскизного проекта 627. Моряков оно сильно удивило. В первом отсеке подлодки размещался один громадный торпедный аппарат, который практически полностью вытеснял традиционное торпедное вооружение.

Читайте также:  Сувалкский коридор

Длина торпедного аппарата составляла 23,5 метра (22 процента от общей длины подводной лодки).

На подлодке, кроме полутораметровой торпеды, предусматривалась установка двух носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов с торпедами для самообороны. Запасных торпед не предусматривалось.

Такая необычная компоновка подводной лодки объясняется габаритами разработанной в НИИ-400 под руководством главного конструктора Шамарина Н.Н. торпеды Т-15.

Длина торпеды составляла около 23 метров, масса торпеды – 40 тонн, масса боевой части – 3,5-4 тыс. кг. Основная весовая нагрузка приходилась на аккумуляторную батарею, которая обеспечивала торпеде скорость в 29 узлов, при этом дальности хода составляла 30 километров.

Предположительно в торпеде Т-15 предлагалось использовать термоядерный заряд. Боевая часть торпеды разрабатывалась в КБ-11 Минсредмаша СССР, под руководством главного конструктора Харитона Ю.Б.

Подрыв термоядерного заряда должен был производиться ударным или дистанционным (часовым) взрывателем. Управление стрельбой торпеды Т-15 обеспечивалось с ПУТС (пост управления торпедной стрельбой) «Тантал».

414525363737 Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества

Тактико-технические элементы подводной лодки утвердили 21.12.1953. В июле следующего года СКБ-143 завершило технический проект атомной подводной лодки. Минсудпром и Минсредмаш 18.10.1954 представили техпроект в Президиум ЦК КПСС. После этого Минобороны было предложено рассмотреть проект и направить свое заключение в Совет министров.

Глава Минобороны Булганин Н.А. поручил разобраться с этим вопросом адмиралу Котову П.Г., помощнику министра по военно-морским вопросам. Тогда же решили вопрос о допуске к проекту специалистов и руководителей военно-морского флота. В 1954 году была образована экспертная комиссия во главе с вице-адмиралом Орлом А.Е., начальником Управления Главного штаба военно-морского флота.

ВМФ главным образом возражал по составу вооружения атомной подводной лодки.

По мнению специалистов военно-морского флота, подлодка, имеющая подобное вооружение, флоту не нужна. Кроме того, возникли серьезные сомнения по поводу того, что подлодка сможет подойти на расстояние пуска торпеды Т-15 (40 километров), а сама торпеда сработает, как нужно.

На фоне этого по результатам экспертизы военно-морского флота было решено откорректировать технический проект 627 атомной подлодки.

Постановлением Совета Министров СССР № 588-364 от 26.03.1955 техпроект подлодки был утвержден только с 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, а работы по Т-15 прекращены.

Однако история советских ядерных торпед на этом не заканчивается. Моряки выступали против увеличения габаритов торпед и хотели получить ядерный заряд приемлемых габаритов (калибра 533 мм). Именно по этой причине 6-й отдел ВМФ в конце 1953 года выдал через 6-е Управление Министерства обороны промышленности тактико-техническое задание на атомное БЗО (боевое зарядное отделение) корабельной 533-миллиметровой торпеды.

Разработкой этого изделия, получившего в процессе создания обозначение Т-5, занималось НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор»). Коллектив разработчиков возглавил Борушко А.М. Ядерный заряд для торпеды — РДС-9 — разрабатывали в КБ Министерства среднего машиностроения СССР под руководством академика Харитона Ю.Б.

За всю боевую часть, в том числе и автоматику, отвечал генерал-лейтенант Духов Н.Л., член-корреспондент Академии наук СССР, главный конструктор московского филиала КБ-11. Конструкция торпеды не имела каких-то «революционных» нововведений — обычная 533-миллиметровая парогазовая прямоидущая торпеда с дальностью хода 10 километров при скорости 40 узлов.

Торпеда имела инерциальную систему управления и тепловой кислородно-спиртоводяной парогазовый поршневой двигатель.

Разработчики практически сразу столкнулись с техническими трудностями. Так, например, длительное время не могли добиться устойчивости торпеды по глубине хода. Во время ходовых испытаний торпеды Т-5 в инертном снаряжении из пятнадцати выполненных выстрелов во время четырёх она после прохождения приблизительно середины пути делала «мешок» и происходило преждевременное срабатывание гидростатического замыкателя, что равноценно выдаче команды на подрыв боевой части, поскольку к этому времени снимались все ступени ее предохранения.

Читайте также:  На Урале возводят новые объекты ядерного сдерживания

Другой проблемой стало обеспечение теплового режима ядерной боевой части, поскольку для ее нормального функционирования требовалась температура +5…+25 Со, что было трудно обеспечить в необогреваемом торпедном аппарате подводной лодки, особенно если она базируется на Севере.

Пока конструкторы решали эти и другие проблемы, 21 сентября 1955 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1955 г. на полигоне Новая земля были проведены испытания атомного БЗО (боевое зарядное отделение) торпеды Т-5. БЗО было опущено с тральщика проекта 253Л и подорвано на глубине 12 метров, усредненная мощность составила 3 килотонны.

В 1957 году были проведены государственные испытания торпеды Т-5. Согласно программе, испытания должны были провести два пристрелочных выстрела торпед без специальной боевой части, один – в контрольной комплектации (со специальной боевой частью, без делящихся материалов в ней), один боевой выстрел.

Первоначально планировалось произвести подрыв заряда на глубине 25 метров, однако позднее данный параметр изменили на 35 метров. Один из выстрелов первоначальных этапов государственных испытаний закончился неудачей. В связи с этим адмирал Головко А.Г., первый заместитель Главкома военно-морского флота, посчитал, что испытания необходимо прекратить.

Председатель комиссии адмирал Басистый Н.Е., после совещания со специалистами и доклада Главнокомандующему ВМФ решил проводить боевую стрельбу с атомным боевым зарядным отделением. Условия испытания были следующими: подводная лодка проекта 613 С-144 (73 отдельный дивизион подлодок Северного флота) под командованием капитана первого ранга Лазарева Г.В. находилась «на перископной глубине, скорость хода торпеды 40 узлов, глубина взрыва – 35 метров…». Стрельба состоялась 10 октября 1957 года в 10 часов при температуре воздуха -6 град и видимости 20 км. Отклонение торпеды во время хода (10 км) составило 130 метров.

В 1958 году Военно-морской флот принял торпеду Т-5 на вооружение. Данные торпеды выпускались малыми сериями для Северного и Тихоокеанского флотов на заводе имени Кирова (Алма-Ата). Производство торпед было прекращено в конце 1960 года. В июне 1960 год на Тихом океане были проведены их контрольные испытания торпед в инертном снаряжении. Для прекращения производства торпед Т-5 было несколько причин.

Во-первых,

сжатые сроки разработки довольно сильно сказались на ходовых качествах и надежности торпеды, поэтому она по многим параметрам уступала уже состоявшим на вооружении торпедам.

Во-вторых,

и это, наверное, главное, в конце 1960 года на вооружение начали поступать 533-миллиметровые АСБЗО (автономные специальные боевые зарядные отделения) для серийных моделей торпед. Разработку АСБЗО мощностью 20 килотонн начали согласно Постановлению Совета министров СССР от 13 февраля 1957 года в КБ-25 Минсредмаша СССР и НИИ-400 Минсудпрома СССР. Именно принятие на вооружение АСБЗО послужило концом для специальных ядерных торпед.

Основные характеристики торпед Т-15 / Т-5:

Калибр – 1550 мм / 533 мм; 

Масса торпеды – 40000 кг / 2200 кг;

Длина торпеды – 2355 см / 792 см;

Тип энергетики – электрическая / парогазовая;

Ядерный заряд – термоядерный / атомный;

Носитель торпеды – АПЛ проекта 627 / ПЛ всех проектов.

Никита Хрущев отказался от продолжения работ по этой системе, в основном из-за мнения гидрографов и океанологов, которые, на самом деле, ошиблись в своих измерениях. Они дали заключение, что рельеф дна у восточного побережья США существенно ослабит энергию волны. А побережье Мексиканского залива, равно как и тихоокеанское побережье, вообще не рассматривалось. Но наводнение 2005 года в Новом Орлеане показало, что наши ученые сильно ошиблись или, скорее всего, уступили давлению командования ВМФ (гидрографы и океанологи очень сильно финансово зависели от военных моряков).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − девять =

Next Post

Янаульский район (Башкирия)

Пт Ноя 13 , 2015
Янаульский район — северные ворота Башкирии Янаульский район образован  20 августа 1930 года — Многие сразу к нам приходят,— говорит директор краеведческого музея города Янаул […]
Янаульский район (Башкирия)