78564567473 Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества

Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник!

Да, и он способен нести ядерное оружие мощностью в десятки мегатонн и угрожать портам и прибрежным городам США. В Пентагоне этому секретному проекту, как сообщило издание The Washington Free Beacon, присвоено кодовое наименование «Каньон». В статье отмечается, что проект является частью проводимой модернизации стратегических ядерных сил России. «Этот подводный беспилотник будет иметь высокую скорость и сможет способен преодолевать дальние расстояния», — прокомментировал разработку источник издания.

Кремль подтвердил, что два главных российских телеканала, судя по всему, случайно показали сюжет о планируемой новой ядерной торпеде, и выразил надежду, что такое не повторится.

Однако сразу же после этого инцидента государственные телеканалы показали интервью с военным экспертом, подробно рассказавшим о «секретном» оружии, в связи с чем появились слухи, что первоначальная утечка информации не была случайностью.

Во вторник вечером контролируемые Кремлем телеканал НТВ и Первый канал показали сюжет о встрече президента Путина с руководством Минобороны в резиденции президента в Красной поляне в Сочи. В какой-то момент камера наезжает на то, что выглядит как документ, озаглавленный «Океанская многоцелевая система «Статус-6», который держит в руках снятый со спины один из участвовавших в этом совещании офицеров в военной форме. Этот документ содержит рисунки предмета, который выглядит как торпеда или автономный необитаемый подводный аппарат.

Хорошо виден текст документа:

«Поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».

«Действительно, некоторые секретные данные попали в объектив камеры, поэтому они впоследствии были удалены. Надеемся, что такого впоследствии не повторится», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Смотреть видео. Ядерная торпеда «Статус-6» для американского побережья

Тем не менее, в четверг «Радио «Спутник», радиостанция, являющаяся частью российского государственного информагентства «Спутник», включила в одну из своих программ интервью с главным редактором журнала «Национальная оборона» Виталием Коротченко, который более подробно рассказал о системе «Статус-6».

«“Статус 6” — это сгусток новейших российских подводных технологий. Предназначение этой океанской системы — транспортировка ядерного заряда большой мощности к побережью противника», — сказал Коротченко в этом интервью, причем его слова процитировали РИА Новости и ТАСС.

«В США активно развивают систему противоракетной обороны и вкладывают туда очень серьезные деньги, рассчитывая в перспективе создать непроницаемый щит над территорией США, но у России найдутся возможности для нейтрализации любых военно-технических решений Америки», — продолжил Игорь Коротченко.

Во время состоявшегося на этой неделе совещания по вопросам ОПК Путин заявил:

«Ссылки на иранскую и северокорейскую ядерные угрозы лишь прикрывают истинные планы. А их истинная цель — в нейтрализации стратегического ядерного потенциала других ядерных государств, кроме Соединенных Штатов и их союзников, — прежде всего нашей страны, России». Он также сказал, что «Россия будет развивать ударные системы, способные преодолевать любые системы ПРО».

 

53647585878 Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества

«Каньон», как пишет The Washington Free Beacon, по своим характеристикам сможет атаковать все ключевые базы американских подводных лодок.

Военно-морской аналитик Норман Полмар полагает, что система основывается на советской ядерной торпеде Т-15.

«Российский ВМФ и его предшественник, флот СССР, были новаторами в сфере подводных систем и оружия, — отметил изданию Полмар. Это же, по его словам, относится и к наиболее передовым в мире торпедам».

Член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков замечает: прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом Т-15, которая упоминается западным изданием, проектировалась как раз для нанесения ударов по береговым объектам на территории США.

«Специально под такую большую торпеду и создавалась первая атомная подлодка проекта 627, которая должна была иметь не восемь торпедных аппаратов, а один — калибром 1,55 метра и длиной до 23,5 метра. Предполагалось, что Т-15 сможет подойти к американской базе ВМС и сверхмощным зарядом в несколько десятков мегатонн снести все живое».

 

563637 Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества

Нужно сказать, что на вооружении Военно-морских сил подводные беспилотники стоят достаточно давно, но выполняют, в основном, разведывательные задачи. Известно, что Черноморским флотом используется маленький телеуправляемый автономный подводный аппарат «Обзор-600». Основное его предназначение это проведение разведки дна, он оснащен гидролокатором и манипулятором, работает на глубине до 600 метров. Аппарат обнаруживает объекты на дистанции до 100 метров. Разработан «Обзор-600» российской компанией, однако по оценке экспертов, модель очень похожа на зарубежную LBV-600-6 американского производства.

В этом направлении флагманом отечественного подводного роботостроения является Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН. Комплекс роботов «Галтель» позволяет сканировать подводное пространство, находить опасные предметы и уничтожать их.

С помощью этих глубоководных аппаратов можно защитить порты и военно-морские базы российских флотов от диверсий.

Как работает система?

Аппарат плывет и сканирует полосу подводного пространства в 400 метров и идентифицирует объекты. За ним следует телеуправляемый аппарат с комплексом оптико-электронной и акустической аппаратуры, данные с которого получает оператор, и если есть опасность, на место отправляется подводный уничтожитель «Чилим» ликвидирующий объекты с помощью направленного взрыва.

В состав комплекса входит и уникальный аппарат, который может в автоматическом режиме вести осмотр днища кораблей.

Как сообщили разработчики, один из роботов комплекса успешно применялся при обеспечении безопасности саммита АТЭС во Владивостоке три года назад. С помощью аппарата были обследованы бухты в районе острова Русский. Результатом поисков стали свыше 2,7 тысячи взрывоопасных предметов, среди которых попались даже мины времен русско-японской войны. Но эти беспилотники, конечно, весьма далеки от ядерных торпед…

Россия реанимировала идею академика Сахарова (проект Т-15)

Инициатором проекта Т-15 был В.И. Алферов, деятельность которого была связана в разное время с ВМФ, Наркоматом судостроительной промышленности и Министерством среднего машиностроения. Капитан первого ранга Алферов в КБ-11 принимал активное участие в создании атомной бомбы, разрабатывал схему и приборы системы для подрыва ядерного заряда. Алферов, пользуясь своим авторитетом в промышленности, сразу после испытания первой советской водородной бомбы организовал разработку сверхбольшой торпеды под водородный заряд получившей обозначение Т-15.

463774 Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества

Автором идеи создания сверхмощной ядерной торпеды считается Андрей Дмитриевич Сахаров, который предложил использовать в качестве «средства доставки» мощного ядерного заряда (100 мегатонн) разрабатываемые АПЛ проекта 627.

Это подтверждается и его собственными воспоминаниями. Такие торпеды предполагалось использовать против военно-морских баз США, а также для нанесения удара по городам находящимся на побережье (хотя против последнего варианта выступали многие, включая и военных моряков). В результате взрыва такой бомбы образовывался гигантская волна – цунами уничтожающая все на побережье и даже далеко от береговой линии.

По соображениям секретности, а также с учетом личностных отношений (в ВМФ к Алферову относились крайне негативно, поскольку его письмо Берии и Булганину, о якобы незаконной передаче американцам документации на авиаторпеду 45-36АВ-А во время войны, стало поводом для несправедливого суда над адмиралами Кузнецовым, Галлером, Алафузовым и Степановым) разработка торпеды Т-15 была начата без привлечения Военно-Морского Флота. 6-й отдел ВМФ о данной торпеде узнал только через проект первой атомной подводной лодки – «проект 627» – главным конструктором которой являлся В.Н. Перегудов

100_37-680x345 Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества

Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник!

Предполагаемое вооружение атомной лодки флоту стало известно только в декабре 1953 г., после утверждения тактико-технических характеристик эскизного проекта 627. Моряков оно сильно удивило. В первом отсеке подлодки размещался один громадный торпедный аппарат, который практически полностью вытеснял традиционное торпедное вооружение.

Длина торпедного аппарата составляла 23,5 метра (22 процента от общей длины подводной лодки).

На подлодке, кроме полутораметровой торпеды, предусматривалась установка двух носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов с торпедами для самообороны. Запасных торпед не предусматривалось.

Такая необычная компоновка подводной лодки объясняется габаритами разработанной в НИИ-400 под руководством главного конструктора Шамарина Н.Н. торпеды Т-15.

Длина торпеды составляла около 23 метров, масса торпеды – 40 тонн, масса боевой части – 3,5-4 тыс. кг. Основная весовая нагрузка приходилась на аккумуляторную батарею, которая обеспечивала торпеде скорость в 29 узлов, при этом дальности хода составляла 30 километров.

Предположительно в торпеде Т-15 предлагалось использовать термоядерный заряд. Боевая часть торпеды разрабатывалась в КБ-11 Минсредмаша СССР, под руководством главного конструктора Харитона Ю.Б.

Подрыв термоядерного заряда должен был производиться ударным или дистанционным (часовым) взрывателем. Управление стрельбой торпеды Т-15 обеспечивалось с ПУТС (пост управления торпедной стрельбой) «Тантал».

414525363737 Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества

Тактико-технические элементы подводной лодки утвердили 21.12.1953. В июле следующего года СКБ-143 завершило технический проект атомной подводной лодки. Минсудпром и Минсредмаш 18.10.1954 представили техпроект в Президиум ЦК КПСС. После этого Минобороны было предложено рассмотреть проект и направить свое заключение в Совет министров.

Глава Минобороны Булганин Н.А. поручил разобраться с этим вопросом адмиралу Котову П.Г., помощнику министра по военно-морским вопросам. Тогда же решили вопрос о допуске к проекту специалистов и руководителей военно-морского флота. В 1954 году была образована экспертная комиссия во главе с вице-адмиралом Орлом А.Е., начальником Управления Главного штаба военно-морского флота.

ВМФ главным образом возражал по составу вооружения атомной подводной лодки.

По мнению специалистов военно-морского флота, подлодка, имеющая подобное вооружение, флоту не нужна. Кроме того, возникли серьезные сомнения по поводу того, что подлодка сможет подойти на расстояние пуска торпеды Т-15 (40 километров), а сама торпеда сработает, как нужно.

На фоне этого по результатам экспертизы военно-морского флота было решено откорректировать технический проект 627 атомной подлодки.

Постановлением Совета Министров СССР № 588-364 от 26.03.1955 техпроект подлодки был утвержден только с 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, а работы по Т-15 прекращены.

Однако история советских ядерных торпед на этом не заканчивается. Моряки выступали против увеличения габаритов торпед и хотели получить ядерный заряд приемлемых габаритов (калибра 533 мм). Именно по этой причине 6-й отдел ВМФ в конце 1953 года выдал через 6-е Управление Министерства обороны промышленности тактико-техническое задание на атомное БЗО (боевое зарядное отделение) корабельной 533-миллиметровой торпеды.

Разработкой этого изделия, получившего в процессе создания обозначение Т-5, занималось НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор»). Коллектив разработчиков возглавил Борушко А.М. Ядерный заряд для торпеды — РДС-9 — разрабатывали в КБ Министерства среднего машиностроения СССР под руководством академика Харитона Ю.Б.

За всю боевую часть, в том числе и автоматику, отвечал генерал-лейтенант Духов Н.Л., член-корреспондент Академии наук СССР, главный конструктор московского филиала КБ-11. Конструкция торпеды не имела каких-то «революционных» нововведений — обычная 533-миллиметровая парогазовая прямоидущая торпеда с дальностью хода 10 километров при скорости 40 узлов.

Торпеда имела инерциальную систему управления и тепловой кислородно-спиртоводяной парогазовый поршневой двигатель.

Разработчики практически сразу столкнулись с техническими трудностями. Так, например, длительное время не могли добиться устойчивости торпеды по глубине хода. Во время ходовых испытаний торпеды Т-5 в инертном снаряжении из пятнадцати выполненных выстрелов во время четырёх она после прохождения приблизительно середины пути делала «мешок» и происходило преждевременное срабатывание гидростатического замыкателя, что равноценно выдаче команды на подрыв боевой части, поскольку к этому времени снимались все ступени ее предохранения.

Другой проблемой стало обеспечение теплового режима ядерной боевой части, поскольку для ее нормального функционирования требовалась температура +5…+25 Со, что было трудно обеспечить в необогреваемом торпедном аппарате подводной лодки, особенно если она базируется на Севере.

Пока конструкторы решали эти и другие проблемы, 21 сентября 1955 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1955 г. на полигоне Новая земля были проведены испытания атомного БЗО (боевое зарядное отделение) торпеды Т-5. БЗО было опущено с тральщика проекта 253Л и подорвано на глубине 12 метров, усредненная мощность составила 3 килотонны.

В 1957 году были проведены государственные испытания торпеды Т-5. Согласно программе, испытания должны были провести два пристрелочных выстрела торпед без специальной боевой части, один – в контрольной комплектации (со специальной боевой частью, без делящихся материалов в ней), один боевой выстрел.

Первоначально планировалось произвести подрыв заряда на глубине 25 метров, однако позднее данный параметр изменили на 35 метров. Один из выстрелов первоначальных этапов государственных испытаний закончился неудачей. В связи с этим адмирал Головко А.Г., первый заместитель Главкома военно-морского флота, посчитал, что испытания необходимо прекратить.

Председатель комиссии адмирал Басистый Н.Е., после совещания со специалистами и доклада Главнокомандующему ВМФ решил проводить боевую стрельбу с атомным боевым зарядным отделением. Условия испытания были следующими: подводная лодка проекта 613 С-144 (73 отдельный дивизион подлодок Северного флота) под командованием капитана первого ранга Лазарева Г.В. находилась «на перископной глубине, скорость хода торпеды 40 узлов, глубина взрыва – 35 метров…». Стрельба состоялась 10 октября 1957 года в 10 часов при температуре воздуха -6 град и видимости 20 км. Отклонение торпеды во время хода (10 км) составило 130 метров.

В 1958 году Военно-морской флот принял торпеду Т-5 на вооружение. Данные торпеды выпускались малыми сериями для Северного и Тихоокеанского флотов на заводе имени Кирова (Алма-Ата). Производство торпед было прекращено в конце 1960 года. В июне 1960 год на Тихом океане были проведены их контрольные испытания торпед в инертном снаряжении. Для прекращения производства торпед Т-5 было несколько причин.

Во-первых,

сжатые сроки разработки довольно сильно сказались на ходовых качествах и надежности торпеды, поэтому она по многим параметрам уступала уже состоявшим на вооружении торпедам.

Во-вторых,

и это, наверное, главное, в конце 1960 года на вооружение начали поступать 533-миллиметровые АСБЗО (автономные специальные боевые зарядные отделения) для серийных моделей торпед. Разработку АСБЗО мощностью 20 килотонн начали согласно Постановлению Совета министров СССР от 13 февраля 1957 года в КБ-25 Минсредмаша СССР и НИИ-400 Минсудпрома СССР. Именно принятие на вооружение АСБЗО послужило концом для специальных ядерных торпед.

Основные характеристики торпед Т-15 / Т-5:

Калибр – 1550 мм / 533 мм; 

Масса торпеды – 40000 кг / 2200 кг;

Длина торпеды – 2355 см / 792 см;

Тип энергетики – электрическая / парогазовая;

Ядерный заряд – термоядерный / атомный;

Носитель торпеды – АПЛ проекта 627 / ПЛ всех проектов.

Никита Хрущев отказался от продолжения работ по этой системе, в основном из-за мнения гидрографов и океанологов, которые, на самом деле, ошиблись в своих измерениях. Они дали заключение, что рельеф дна у восточного побережья США существенно ослабит энергию волны. А побережье Мексиканского залива, равно как и тихоокеанское побережье, вообще не рассматривалось. Но наводнение 2005 года в Новом Орлеане показало, что наши ученые сильно ошиблись или, скорее всего, уступили давлению командования ВМФ (гидрографы и океанологи очень сильно финансово зависели от военных моряков).

Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник!

printfriendly-pdf-email-button-notext Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества
Сергей СиненкоЗащита ОтечестваАмерика,Россия,смотреть видео,СШАЧто такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Да, и он способен нести ядерное оружие мощностью в десятки мегатонн и угрожать портам и прибрежным городам США. В Пентагоне этому секретному проекту, как сообщило издание The Washington Free Beacon, присвоено кодовое наименование «Каньон». В статье отмечается, что проект является частью проводимой модернизации стратегических ядерных...cropped-skrin-1-jpg Что такое «Статус-6»? Подводный беспилотник! Защита Отечества