657895

Старообрядец Павел Щетинкин — известный казанский благотворитель

В истории Казани есть имена, без которых невозможно представить ее прошлое. Среди них, несомненно, особняком стоит Павел Васильевич Щетинкин — купец, миллионщик, благотворитель. Его благотворительность и оставила добрый след в людской памяти.

В его биографии до сих пор остались белые пятна. Например, неизвестно, когда и где он умер, где погребен? И что все-таки стало с его женой Марией Петровной и приемной дочерью после бурных событий 1917 г.

Родился Павел Васильевич 3 ноября 1846 г. в Казани в купеческой старообрядческой семье. Его отец Василий Иванович (1810-1860) перебрался в Казань из пригородной деревни Борисково, организовав в Гостином дворе мануфактурную торговлю. Он разбогател на торговле пушниной и мануфактурой и к концу жизни владел несколькими домами.

Павел рано остался сиротой: в год от роду потерял мать Матрёну Севастьяновну (1813-1847), а в 14 лет — и отца. В 1859 г. умерла его мачеха Мария Андреевна.

Родителей ему заменил купец Иван Яковлевич Тихонов. Под его опекой Павел прожил шесть лет, набираясь премудростей предпринимательской деятельности, будущей купеческой хватки.

Сестра Павла Васильевича Елизавета Васильевна вышла замуж за известного казанского купца Ф. Ф. Жадина.

Сам П. В. Щетинкин был женат на дочери мамадышского купца Марии Петровне Свиягиной. Своих детей у них не было, поэтому они удочерили Марию, крещенную в одной из казанских церквей 2 апреля 1876 г. Она и стала наследницей всего капитала Щетинкина.

Василий Иванович Щетинкин, обе его жены и другие представители рода Щетинкиных были похоронены на Часовенном кладбище, что свидетельствует о том, что они были старообрядцами-поповцами. Но сам Павел Васильевич принадлежал к Русской Православной Церкви. Уже с 1866 г. он начал делать пожертвования в православные храмы, что для старообрядца было немыслимо. Позже он неоднократно выделял средства и на «противораскольническую» миссионерскую деятельность.

Принадлежность к господствующей церкви для казанского купца вовсе не была преимуществом. Подавляющее большинство самых богатых предпринимателей были старообрядцами. Для П. В. Щетинкина была закрыта сулящая самые высокие доходы хлебная торговля, на которую существовала своеобразная старообрядческая монополия.

Павел Васильевич имел свое торгово-промышленное товарищество, известное как «П. В. Щетинкин в Казани». Он специализировался на меховой торговле. Его магазины были в Самаре, Симбирске, Уфе, Нижнем Новгороде. Известно, что для этих целей он с 1896 г. арендовал Казанский городской пассаж1. Также П. В. Щетинкин успешно торговал на многих ярмарках.

В начале XX в. в Казани на углу Гостиного двора на ул. Воскресенской находился магазин мебельных и парчовых товаров П. В. Щетинкина с довольно большим ассортиментом. В магазине продавали парчу, пелены, камилавки, готовые ризы, церковную утварь, а также мебельные и драпировочные материалы, ковры, дорожки, тюль, портьеры, скатерти, сундуки, линолеум.
К концу XIX в. П. В. Щетинкин был одним из крупнейших предпринимателей Казанского края и Среднего Поволжья в целом. В его собственность с 1889 г. входила и самая большая гостиница Казани «Казанское подворье».

В 1902 г. Щетинкин покупает стоящее вплотную к номерам здание на углу Большой Проломной и Петропавловской улиц и по проекту архитектора Льва Хрщоновича надстраивает четвертый этаж, полностью преображает фасад и подвергает оба здания частичной перепланировке, соединив их в одно домовладение2.

В 1880-е гг. Павел Васильевич приобрел в д. СреднедевятовоI Лаишевского уезда Казанской губернии имение помещиков Ларионовых. Имение включало в себя не только усадьбу, но и 1 155 десятин обрабатываемой земли. Таким образом, Щетинкин стал еще и довольно крупным помещиком. Земля тоже приносила доход, часть ее сдавалась в аренду крестьянам, остальная обрабатывалась наемной рабочей силой. Во всей округе был известен своим богатым урожаем его яблоневый сад.

Павел Васильевич Щетинкин имел также конный завод. Его лошади в 1911 г. на скачках занимали призовые места.

Однако известность П. В. Щетинкину прежде всего принесла не предпринимательская, а благотворительная деятельность. Действительно, в Казани и губернии были люди значительно богаче его. Доходы Щетинкина не шли ни в какое сравнение с доходами Шамова, Оконишниковых, Александровых, Прибыткова. Намного богаче его были елабужские купцы Стахеевы.

Благотворительная деятельность П. В. Щетинкина была сконцентрирована, прежде всего, в области духовного образования.

Под влиянием знаменитого миссионера и педагога Н. И. Ильминского в возрасте 21 года он стал одним из учредителей Братства святителя Гурия — миссионерской организации, ставящей своей задачей христианское просвещение нерусских народов Поволжья. Активным деятелем Братства Павел Васильевич оставался все 50 лет его существования.

Все эти годы он был попечителем Центральной крещено-татарской школы, выделяя на ее содержание крупные суммы3. К 1870 г. на его средства была построена и оборудована домовая церковь святителя Гурия. Помогал он и другим миссионерским учебным заведениям — Казанской учительской семинарии, директором которой был Н. И. Ильминский, Симбирской чувашской учительской школе. По воспоминаниям соратников Ильминского известно, например, что купец ежегодно снабжал одеждой и обувью многих выпускников этих учебных заведений, направляемых учителями в земские и братские школы.

Братство святителя Гурия содержало одновременно свыше ста миссионерских школ в кряшенских, чувашских, марийских, удмуртских деревнях Казанской губернии. Пожертвования Щетинкина на эти школы не поддаются учету. Для многих из них он покупал учебники, мебель, по крайней мере для семи построил или купил дома с классными комнатами и учительскими квартирами.
Щетинкин широко финансировал издание книг. Так, при его участии в 1909 г. в типографии М. А. Чирковой был издан на татарском языке «Сборник поучений на воскресные и праздничные дни всего года и на разные случаи». В 1887 г. он поддержал издание книги «Казанская центральная крещено-татарская школа»4.

В рамках миссионерской деятельности на его средства были построены три церкви в кряшенских деревнях (Янцеварово, Никифорово, Ковали). В с. ЯнцеваровеII в 1875 г. была возведена деревянная церковь. На ее строительство Щетинкин потратил 15 тысяч рублей, за что был удостоен ордена Св. Анны 3-й степени.

В архиве муниципального учреждения культуры (МУК) «Музей Лаишевского края» имеется копия разрешения на установку его портрета в Янцеварском училище в августе 1912 г. «Вследствие представления от 21 января с[его] г[ода] за № 2404 имею честь уведомить Ваше превосходительство, что разрешаю поставить портрет действительного статского советника Павла Васильевича Щетинкина в зале построенного им здания для Янцеварского, Лаишевского уезда, двухклассного министерского училища, а также разрешаю устроить вывеску с надписью: “Янцеварское 2-хклассное училище, построенное на средства действительного статского советника Павла Васильевича Щетинкина”, но только после приема здания от строителя»5.
В 1885 г. П. В. Щетинкин построил и оборудовал церковь при Симбирской чувашской учительской школе. В Симбирске, где у него были магазины, Павел Васильевич часто бывал по коммерческим делам. В 1895 г. Щетинкин построил церкви в с. Никифорове, на родине известного священника-просветителя В. Т. Тимофеева, и в с. Ковали.

Н. Гориновым Щетинкин предоставил основные средства на постройку Николо-Низской церкви. Об этом свидетельствует мемориальная доска на стене храма: «По усердию прихожан Николо-Низской церкви храм сей во имя Святителя Николая Чудотворца заложен на месте ветхого малого 10 июля 1883 года по благословению Владыки Палладия, Архиепископа Казанского при настоятеле иерее Николае Варушкине в сотрудничестве членов Строительного комитета Павла В. Щетинкина, Василия И. Заусайлова, Александра Свешникова и ц[ерковного] старосты Григория Ф. Горинова»6.

Важное направление благотворительной деятельности Павла Васильевича составляла поддержка Казанского духовного училища и Казанского женского училища Духовного ведомства.

Казанское духовное училище известно с 1818 г. Оно поменяло много мест и в 1870 г. окончательно было размещено в усадьбе жены статского советника Е. П. Геркен (ныне ул. К. Маркса, 9). В 1875 г. здание было расширено по проекту архитектора П. И. Романова, частично на средства епархии, но в основном на пожертвования купца Щетинкина. Он же оборудовал в новой пристройке церковь.

Новой перестройке здание училища подверглось в 1892 г., проект составил архитектор М. Д. Михайлов. На этот раз для церкви было выстроено специальное здание, основные средства выделили ктитор церкви П. В. Щетинкин и его супруга Мария Петровна. Храм торжественно был освящен 9 февраля 1892 г. в честь Павла Васильевича во имя «преподобного Павла Исповедника»7.

С 1875 г. Щетинкин был почетным блюстителем казанских духовных училищ, а также Казанской духовной академии8. В 1884-1898 гг. он являлся попечителем 8-го городского начального училища в Козьей Слободе, с 1898 по 1905 г. — попечителем Первого городского начального училища. В 1882 г. Щетинкин был избран гласным Городской думы.

В 1902 г. Павел Васильевич тяжело заболел, что и подвигло его построить величественный храм в честь Казанской иконы Божией Матери в д. Смолдеярово, где уже, по крайней мере с 1781 г., существовал приход9. Закладка трехпрестольного храма состоялась 18 августа 1902 г. Крупный пятиглавый храм с высокой четырехъярусной колокольней был выстроен в стиле эклектики русско-византийского направления по проекту казанского епархиального архитектора Ф. Н. МалиновскогоIII. По своей архитектуре, стилю, нарядности, отделке новая церковь заметно выделялась среди сельских храмов Поволжья и Прикамья. На его возведение было израсходовано свыше 125 тысяч рублей, огромные деньги по тому времени. Этот храм 26 августа 2008 г. был передан под юрисдикцию Казанской епархии Русской православной церкви.

На средства П. В. Щетинкина на родине выдающегося поэта и государственного деятеля Гаврилы Романовича Державина в с. Сокуры была построена Покровская церковь10, в Академической слободе — последняя в дореволюционное время церковь в честь преподобного Серафима Саровского (21 июля 1917 г.)11.

Предпринимательская и благотворительная деятельность П. В. Щетинкина была отмечена по достоинству. Он был удостоен ордена Св. Анны 3-й степени, золотых медалей на Станиславской и Аннинской лентах, знака 4-й степени Общества восстановления христианства на Кавказе, Общества Красного Креста и серебряным знаком Общества подаяния помощи при кораблекрушениях.

В 1899 г. за неустанную благотворительность Павла Васильевича награждают орденом Св. Владимира 4-й степени и он получает чин статского советника. Через пять лет ему жалуется звание коммерции советника. В 1911 г. он — действительный статский советник, потомственный Почетный гражданин.
В августе 1914 г. разразилась Первая мировая война. В результате военных действий в стране появились раненые, инвалиды, беженцы, увеличилось количество вдов, сирот, требовавших особого внимания со стороны государства. Основная забота об этих лицах легла на органы городского и земского самоуправления, общественные организации и частных благотворителей12.
Не остался в стороне от этого благородного дела и П. В. Щетинкин.

Предприниматель предоставил Казанскому биржевому обществу помещения в своем доме на ул. Георгиевской под госпиталь на 70 кроватей13. В ноябре 1916 г. купец пожертвовал на помощь беднейшему населению 6 000 руб.14 В это же время он перечислил 1 000 руб. на строительство санатория при с. Высокая Гора15. Союз увечных воинов и казанский губернатор в июле 1917 г. благодарят Павла Васильевича за пожертвование в размере 1 000 рублей16.
Накануне падения царизма П. В. Щетинкин активно скупает недвижимость в центре Казани, становясь чуть ли не крупнейшим домовладельцем города. Авторы статьи о Щетинкине в Татарском энциклопедическом словаре указывают, что он умер в 1917 г.17

Думается, это неверно. Вот объявление, опубликованное в газете Камско-Волжская речь: «Торговый дом “П. В. Щетинкинъ в Казани” извещает своих уважаемых покупателей, что распространяемые слухи о ликвидации мехового дела являются ложными, дело будет продолжаться так же, как шло до сего времени»18. В начале 1918 г. его торговый дом, располагавшийся по ул. Воскресенской в доме Сапожникова, активно предлагает меховые товары, доставленные из Сибири и Америки19. Но тут предпринимательское чутье подвело коммерции советника. Уже весной 1918 г. он был вынужден передать «Казанское подворье» новой власти.

Как передают старожилы с. Среднего Девятова, осенью 1918 г. 72-летний резко сдавший и растерявшийся Павел Васильевич, явно не понимающий смысла и логики происходящих бурных событий, решивший укрыться и переждать лихолетье в своем имении, был жестоко убит и утоплен в Каме ворвавшимися в село красноармейцами. Других надежных свидетельств о его смерти нет.
Автор выражает благодарность директору МУК «Музей Лаишевского края» Ф. Г. Муртазиной за помощь и консультацию при написании настоящей статьи.

 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Волжский вестник. – 1896. – 26 февраля.
2. Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 252.
3. Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI— начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 49.
4. Алфавитный каталог книг, пожертвованных университету почетным членом, заслуженным ординарным профессором его Н. Н. Буличем. – Казань, 1896. – С. 228.
5. МУК «Музей Лаишевского края».
6. Республика Татарстан: православные… – С. 24.
7. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, за 1892 год. – Казань, 1892. – С. 548.
8. Православный собеседник, издание Казанской Духовной академии. 1905 год. – Казань, 1905. – Ч. 2. – С. 20.
9. Республика Татарстан: православные… – С. 184.
10. Там же.
11. Известия по Казанской епархии, издаваемые Казанской Духовной академией. – 1917. – № 23-24. – С. 379.
12. У милосердия древние корни (Благотворительность и милосердие в Казани в годы Первой мировой войны. 1914-1917). Сборник документов и материалов / Сост. А. М. Димитриева и др. – Казань, 2003. – Кн. 2. – С. 3.
13. НА РТ, ф. 1, оп. 4, д. 6017, л. 32-32 об.
14. Там же, ф. 419, оп. 1, д. 1490, л. 4.
15. Камско-Волжская речь. – 1917. – 31 января.
16. Там же. – 1917. – 23 июля.
17. Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 670.
18. Камско-Волжская речь. – 1917. – 26 сентября.
19. Казанское слово. – 1918. – 24 января.
 

 


I Ныне с. Среднее Девятово Лаишевского района Республики Татарстан.

II Ныне с. Янцевары Пестричинского района Республики Татарстан.
III Малиновский Федор Николаевич (1864-?), архитектор. В 1894-1912 гг. — казанский епархиальный архитектор. По проектам Ф. Н. Малиновского построены собор Божией Матери «Всех скорбящих радости» Иоанно-Предтеченского монастыря в г. Свияжске, Троицкий собор Богородицкой пустыни, Троицкая церковь в г. Лаишево, церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в д. Смолдеярово Лаишевского района РТ и др.
Яна Ямщикова (Галеева)ТатарстанФигуры и лицаКазанская губерния,Казань,купечество,купцы,православие в Поволжье,старообрядчествоСтарообрядец Павел Щетинкин - известный казанский благотворитель В истории Казани есть имена, без которых невозможно представить ее прошлое. Среди них, несомненно, особняком стоит Павел Васильевич Щетинкин — купец, миллионщик, благотворитель. Его благотворительность и оставила добрый след в людской памяти.В его биографии до сих пор остались белые пятна. Например, неизвестно, когда...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл