Старообрядцы в башкирском Зауралье

583830 Старообрядцы в башкирском Зауралье БАШКИРИЯ Православие

Из истории духовной культуры староверов деревни Богачевка Баймакского района Башкирии

Старообрядчество – одно из наиболее массовых религиозно-общественных течений в России, возникшее почти три с половиной века назад. Поводом для его возникновения стали богослужебно-обрядовые реформы патриарха Никона, начатые в 1653 г. Суть этих реформ сводилась к введению новых форм и новых атрибутов религиозной обрядности, а именно: трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения во время богослужения, трехкратное повторение слова «аллилуйя» в пении, а также исправление церковных книг, изменение формы креста и т.д.

Юго-восток Башкортостана занимает одно из значительных мест в истории появления религиозных общин в республике. Старообрядчество стало утверждаться на территории Зилаирского плато в конце XIX – XX вв.

Массовое переселение старообрядцев в Башкирское Зауралье из Казанской, Самарской, Саратовской и Оренбургской губерний явилось своеобразным демографическим взрывом и было связано социально-политическими событиями в стране.

otkrovenie-ioanna-bogoslova-v-kartinkah-staroobrjadcev-xix-v-jpg Старообрядцы в башкирском Зауралье БАШКИРИЯ Православие

Откровение Иоанна Богослова в картинках старообрядцев XIX в.

Конфессиональный фактор сыграл определенную роль во взаимоотношениях с местным населением. Соседство с башкирами обусловило известную самоизоляцию старообрядцев данного региона. Среди местного населения они получили общее название «кержаки».

Становление и развитие староверия на юго-востоке Башкортостана связано с появлением таких населенных пунктов, как Бекешево, Богачевка, Гусевка, Ершовка, Канчурово, Курган, Калинино (Ново-Сибаево, Староверово), Самарское, Ступино (Архангельский), Родники, Япарсаз (Рыжов), Хворостянка (Камушки), Яковлевка (Ново-Яковлевский), а также рудники Баймакского района Байкаринский, Ишбердинский, Тубинский, Юлалинский, городов Баймака и Сибая и других райцентров Башкирского Зауралья.

Первым своеобразным форпостом старообрядчества стало село Самарское (Хайбуллинский район РБ), основатели которого были из Самарской губернии.

Необходимо отметить, что жители этого населенного пункта явились основателями хутора Ступино (Хайбуллинский район РБ, основатель хутора – Харлам Ступин), а затем и хуторов Рыжов (Зилаирский район РБ) и Хворостянский.

В 1901 г. численность населения хутора Самарское составляла 1120 человек (140 двора), в 1917 г. – 1164 (270 двора), в 1920 г. – 1565 (252 двора), в 1925 г. – 213 двора. Известно, что в селе Самарском, на одной стороне населенного пункта жили старообрядцы и православные, а на другой – последователи христианской секты молокан.

Деревня Богачевка основана в 1910 г. староверами из разных мест. Существовал молельный дом, где настоятелем был Павел Варсанович Балашев. Для содержания молельного дома в хуторе была установлена подать, которую собирал выборный сборщик. Нужно отметить, что настоятель хутора Богачевка одновременно являлся духовным отцом, и для жителей населенного пункта Хворостянка. После смерти настоятеля наставниками были Кузьма Аблицов и Филат Кургаев. В середине 50-х гг. ХХ в. верующих насчитывалось более 30 человек.

Читайте также:  В мэрии Уфы опять аресты, но по новому делу

Летом 2000 года во время этнографической практики я посетил деревню Богачевка, и моей целью являлось ознакомление с историей и культурой старообрядцев данного населенного пункта.

К сожалению, мне не удалось найти ни одного «истового» старовера. Наставница последователей старой веры деревни Богачевка – Наталья Клементьевна сообщила, что верующих в деревне осталось мало, в основном, пожилые женщины. Собираются они только по большим религиозным праздникам, на поминки и крестины.

В первые годы существования Богачевки, когда происходил выбор духовного отца, наблюдался своеобразный раскол среди жителей. Произошло обособление семейства Тимофеевых от всех остальных и их прозвали «мормонами». По сообщению информатора, они с молодых лет отпускали бороду, волосы стригли «горшком», ходили в гости только со своей посудой.

«Мормоны» себя называли «чистенными», так как считали самих себя чистыми («истовыми») староверами, так же «чистенными» называли себя староверы хутора Рыжов (Япарсаз). Интересно сообщение того, что староверы деревни Богачевка приглашают «мормонов» молиться, то они вместе совершают молебен, а затем староверы крестятся, а «мормоны» нет. Данная ситуация сохраняется и поныне.

«Мормонов» деревни Богачевка нельзя путать с представителями американской мормонской церкви. Сами «мормоны» не знают о происхождении своего прозвища.

Возможно, когда в деревне Богачевка происходил раскол, в это время в крае начали функционировать рудники, где работали иностранные специалисты, и кто-то из них был мормонским миссионером или просто мормоном. Возможно, глава семейства Тимофеевых вошел в контакт с ними или за его самовыдвижение на роль настоятеля деревни богачевцы дали ему это прозвище, носившее отрицательную окраску. По этой причине всех Тимофеевых в деревне Богачевка стали называть «мормонами», а их детей «мормонятами».

В деревне Богачевка проживает одна семья потомков староверов, которых называли «чалдонами», что по толковому словарю В.И.Даля означает «жадные, голодные», а по этимологическому словарю М.Фасмера «чалдон» – «бродяга, беглый, пришлый».

Как известно, деревня Бекешево Баймакского района была основана выходцами из Кугарчинского района, они были старообрядцами поморского толка беспоповского направления. С момента появления населенного пункта (1912 г.) здесь начал функционировать молельный дом, где настоятелем до 30- гг. ХХ в. был Сергей Иванович Кишкин. Как богачевский, так и бекешевский настоятели были впоследствии репрессированы.

В 1957 г. в деревне Бекешево насчитывалось 15 староверов. Сегодня процент верующих в этом населенном пункте очень низок, но среди них особое место занимает начетница – женщина, знающая богослужебные и церковные книги, многие обращаются к ней за советом.

Наставница бекешевских староверов – Елена Ивановна, когда-то была благословлена на право крещения детей сибайским настоятелем Поповым, а наставление на исповедь получила от нынешней наставницы сибайских староверов тети Шуры. По этой причине Елена Ивановна каждый Великий Пост принимает исповедь. К ней на родительский день приходят пять человек, а на большие религиозные праздники староверы к наставнице не приходят, так как молятся дома.

Читайте также:  Строительство кряшенских церквей в Татарстане саботируется

В 1911 г. появился хутор Рыжов, основателем которого был Николай Рыжов, родом из Самарской губернии. На страницах газеты «Атайсал» за 1994 г. сообщалось, что хутор основан в 1909 г. и земли вокруг него арендовали на 10 лет у башкира Яппарбай. В населенном пункте размещался молельный дом, настоятелем которого являлся сам основатель хутора.

В молельном доме хутора Рыжова мужчины стояли впереди, а женщины сзади. Запевание молитв начинали правые, а левые заканчивали, причем пели одни мужчины, среди которых, только трое умели петь «по крючкам» – Осип Рыжов, Иван и Порфирий Коротковы.

Когда начались раскулачивания и репрессии, многих староверов отправили по этапу. В населенный пункт стали заселять православных и башкир. С заселением башкир деревня стало официально называться Япарсазом, а первоначальное название стало забываться.

Необходимо отметить, что две семьи Рыжовых в 1935 – 1937 гг. жили в д. Бекешево, а Осип Николаевич Рыжов со своей семьей в 1940 – 1942 гг. проживал в д. Курт-Улган Темясовского сельсовета Баймаского района. Сегодня потомки Рыжовых проживают в д. Калинино.

Староверы, проживающие в г.Сибай, являются выходцами из деревень Бекешево Баймакского района, Япарсаза (Рыжова) Зилаирского района и II Саратовского Кугарчинского района. В их среде есть и поповцы, и «мормоны», и спасовские.

У старообрядцев г.Сибай с 1937 по 1971 гг. наставником был Иван Варламович, в 1971 – 1978 гг. – Агафья Федоровна. Оба наставника были уроженцами д.Бекешево Баймакского района и являлись уважаемыми людьми среди последователей старой веры.

С 1979 по 1983 гг. староверы собирались у Казаковых и Ульяновых. С 1983 г. функцию молельного дома выполняет дом одного из староверов-выходцев из Кугарчинского района. Сегодня здесь собираются не более 10 человек. Они посещают этот молельный дом каждое воскресенье и отмечают все религиозные праздники – Пасху, Рождество, Крещение и другие.

Другая группа староверов собирается либо в поселке Горный, либо на квартире в центре города. Они собираются по большим религиозным праздникам и в случае крайней необходимости, группой в 5 – 6 человек. Группу возглавляет уроженка деревни Япарсаз (Рыжов). К сожалению, староверы  г.Баймак отказались предоставить информацию о своей общине и ее членах.

Все опрошенные староверы – в основном женщины 70 – 80 лет. Все они начали молиться с детства, в период Великой Отечественной войны, когда были сделаны некоторые послабления для верующих.

Читайте также:  Село Помряскино (Башкирия)

Интересны мнения самих верующих о происхождении терминов «кержак» и «сталовер/столовер».

Так, информатор Федосия Георгиевна сообщает, что «кержаками» называли первых староверов. Это «были истовые христиане, которых погубил патриарх Никон. Мы не достойны, называться «кержаками», так как не все соблюдаем. Знаем, но не делаем».

Слова данного информатора совпадают с мнениями других последователей старых обрядов. А вот о происхождении термина «сталовер/столовер» у всех разные рассуждения. Одни считают, что это следствие некоторого произношения или диалекта. Другие объясняют это ситуацией, когда староверы до и после трапезы читают молитвы, а во время трапезы царит глубокое молчание. Первым черпает из общего котла глава семьи, затем стучит ложкой по столу и за еду принимаются остальные домочадцы. Информаторы считают, что отсюда исходит термин «столоверы».

Третьи утверждают, что этот термин является оскорблением «будь-то бы мы столу веруем, а не Богу». Многим старообрядцам обидно за то, что их вера в представлении многих людей является неким злом. И в этом, по их мнению, виноваты слухи о том, что будто бы раньше староверы кормили заезжих людей из посуды, предназначенной для мелких домашних животных.

Большой вред староверам принесла «Роман-газета», где в свое время был опубликован роман «Хмель», который в довольно неприглядном виде изобразил жизнь старообрядцев.

Оценка старообрядцами собственной религиозности неоднозначна. Они, стремясь соблюдать все нормы религиозной жизни, не относят себя к «истовым» староверам. Многие их них называли себя грешниками, то есть они «не столько делают, сколько знают». По их мнению, во главе веры стоит Бог, затем «мы за ним», далее – справедливость, честность, грех обмана и обиды. Все староверы уверены, что их вера не исчезнет, так как есть надежда на то, что их путь продолжат потомки.

Все опрошенные староверы негативно относятся к православным. Как известно, староверы крестятся не как православные, щепотью, а двумя пальцами – указательным и средним. Когда крестятся, они должны касаться «пальцами плеч, лба и груди так сильно, чтобы был слышен звук, а не так, как у православных, «мух гоняют», то есть по воздуху». Среди староверов православная щепоть называется «щепотью табака».

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что в юго-восточном Башкортостане сохраняется богатая культура последователей старой веры. Руководство общинами перешло в руки пожилых женщин, и нужно констатировать, что староверы бережно относятся к исторической памяти своих предков.

Старообрядцы в башкирском Зауралье. Публикуется на posredi.ru в сокращении.

Автор М.М. Маннапов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + 20 =

Next Post

Психология толпы (явные и скрытые угрозы)

Вс Июн 13 , 2021
Пресечение массовых беспорядков приобрело в настоящее время особую актуальность для органов внутренних дел и требует совершенствования существующих технологий профессиональной подготовки сотрудников ОВД для успешного выполнения […]
Психология толпы (явные и скрытые угрозы)