2344 Старообрядческая община в Самаре Православие Самарская область

Старообрядческая община в Самаре

110 лет Самарской поморской общины

После выхода Высочайших Указов от 17 апреля 1905 г. и 17 октября.1906 г., предоставивших старообрядцам возможность открыто совершать богослужения и создавать общины, самарский мещанин Алексей Константинович Ушанов и 60 его одноверцев обратились в Самарское Губернское Правление с заявлением о желании образовать общину поморцев законобрачного согласия.

9 (22) февраля 1907 года в Самарском Губернском Правлении прошло слушание по этому вопросу. В Определении Правления было сказано:

«Образование общины старообрядцев «Поморского законо-брачного согласия» разрешить, общину внести в реестр, о чем напечатать в сенатских объявлениях и местных губернских ведомостях. О настоящем распоряжении объявить просителям через Самарское Губернское Полицейское Управление».

Председателем Совета общины стал Алексей Константинович Ушанов. Наставником общины в то время был Петр Иванович Белов, затем —  непродолжительное время (менее года) — Афанасий Харитонович Покашляев, и после этого — Сергий Андреянович Дергунов.

Молитвенный дом поморцев с 1871 г. располагался в 97 квартале по Сокольнической улице (ныне – ул.Ленинская), в доме мещанина Петра Захарова. Моленная находилась во дворе, на уровне второго дома от ул. Почтовой (ныне – ул.Рабочая). Рядом располагался дом причта. Попечителями моленной, кроме А.К.Ушанова, были Илья Степанович Карпов,  Зиновий Иванович Годунов и Василий Селиверстович Крашенинников.

В период с 1887 по 1905 г.г. в этом молитвенном доме проходили пять Соборов отцов и начетчиков Поморской Церкви.

В работе некоторых Соборов принимали участие видные деятели Поморского староверия: Иван Иванович Зыков, Лев Феоктистович Пичугин, Терентий Акимович Худошин, Андрей Александрович Надеждин и другие.

Деятельность Самарской поморской общины не ограничивалась городскими рамками. Члены общины принимали активное участие во Всероссийских Поморских Соборах 1909 и 1912 года в Москве, а Ксенофонт  Болобков и Трофим Тулупв активно сотрудничали с редакцией журнала «Щит Веры», который выходил в Саратове, входили в состав редколлегии журнала.

После установления в Самаре советской власти все имущество общины, в том числе, недвижимое (молитвенный дом и дом причта), было конфисковано. В 1947-1948 г.г. здание бывшего молитвенного дома было существенно переоборудовано и стало использоваться под общежитие студентов стройтехникума, а в 80-х г.г. ХХ века, при строительстве комплекса ленинского мемориала, было разрушено. В 2005 г. на месте разрушенной моленной поморцы Самары установили памятный крест.

Даже в тяжелые годы гонений деятельность поморской общины не прекращалась. Верующие собирались по домам прихожан.   Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области в своем отчете  отмечал, что богослужения поморцев проходят по субботам, воскресениям и праздникам, и сообщал далее: «Сочтено целесообразным дать им разрешение на проведение богослужений только в дни больших религиозных праздников».

Запреты, тем не менее, не соблюдали: богослужения совершали по ночам.

Самарские поморцы активно поддерживали связи с другими поморскими общинами. Так, в 50-60-х г.г. при участии начетчика В.К.Чуева в Самаре проходили совещания духовных наставников поморских общин.

18 апреля 1983 года Уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области  поморская община была официально зарегистрирована.

Новый этап в жизни поморской общины начался в 1993 году, когда общине удалось добиться передачи бывшего храмового здания старопоморской богадельни, так называемой «любимовской моленной», по ул. Льва Толстого, 17. Здание  было в полуразрушенном состоянии, кроме того, его не хотели освобождать прежние владельцы — фабрика беловых товаров.

Общине пришлось одновременно восстанавливать старую моленную и участвовать в судебных тяжбах. Сейчас, когда в центре Самары стоит прекрасный храм поморской общины, трудно представить себе, что когда-то на его месте было ветхое строение.

14 января 1996 года  в частично отремонтированном храме прошла первая праздничная служба, затем,  в Светлое Воскресенье 1996 года, —  Пасхальная служба, и с этого времени община расположена здесь постоянно.

Позднее в храме был устроен прекрасный  иконостас. Община имеет богатую книжницу: часть книг пожертвована прихожанами, частично книги приобретаются. Ведутся архив и летопись общины.

74574 Старообрядческая община в Самаре Православие Самарская область

Пасха Христова в храме самарской поморской общины

Трудами Председателя Совета общины П.В.Половинкина организована издательская деятельность. Ежегодно издается красочный настенный календарь с указанием постов и трапез,  изданы молитвослов, пособия «Как молиться епитимью»,  «Приготовление к погребению», сборник духовных стихов самарского старообрядца-поморца К.И.Болобкова, Деяния I Всероссийского Поморского Собора в Москве 1909 года книга известного самарского начетчика Т.С.Тулупова «О разделении Русской Церкви».

Наставником общины в то время был Петр Иванович Белов, затем —  непродолжительное время (менее года) — Афанасий Харитонович Покашляев, и после этого — Сергий Андреянович Дергунов.

В ноябре 1997 года в самарском храме состоялось учредительное заседание с участием представителей Поволжских поморских общин и Российского Совета ДПЦ. На нем был образован Поволжский Совет Древлеправославной Поморской Церкви, Ответственным секретарем которого стал П.В. Половинкин.

Что отличает старообрядцев-поморцев? Они верят, что антихрист не придет, а уже правит на земле. Богослужение в общинах совершается «мирским чином» в молитвенных домах, фактически часовнях. Церковные таинства поморцы делят на «нужно-потребные» (абсолютно необходимые для спасения), которые совершаются «духовно» (Причащение), или их совершают избранные миряне (Крещение, Покаяние), и «потребные» (все остальные таинства).

Община состоит из наставника, причетников и собственно прихожан. Обязанностью причетников является чтение за богослужением, пение на клиросе. Не имея литургии, поморцы имеют свои богослужения.

Современные общины подчиняются Российскому Совету Древлеправославной Поморской церкви, состоящему из Совета старейшин и отделов (канонический, историко-архивный и прочие).

21-22 ноября 1989 года в Москве в храме московской Поморской общины прошел Всероссийский учредительный съезд для избрания единого центра — Российский Совет Древлеправославной Поморской церкви (РС ДПЦ), на котором присутствовали 68 делегатов из 38 общин (в тот период в СССР существовало 62 общины). От Куйбышева (нынешней Самары) на съезде присутствовали Ф.М. Фомин, П.Л. Евдокимов, К.Н. Кукушкин. Руководителем Российской Древлеправославной Поморской церкви (ДПЦ) был избран Олег Иванович Розанов.

printfriendly-pdf-email-button-notext Старообрядческая община в Самаре Православие Самарская область
Григорий ВальтерПравославиеСамарская областьистория,православие в Поволжье,Самара,Самарская областьСтарообрядческая община в Самаре 110 лет Самарской поморской общины После выхода Высочайших Указов от 17 апреля 1905 г. и 17 октября.1906 г., предоставивших старообрядцам возможность открыто совершать богослужения и создавать общины, самарский мещанин Алексей Константинович Ушанов и 60 его одноверцев обратились в Самарское Губернское Правление с заявлением о желании образовать общину...cropped-skrin-1-jpg Старообрядческая община в Самаре Православие Самарская область