4355252525

Далматовский Успенский мужской монастырь – первое русское поселение в Зауралье, которое находится в г. Далматово Курганской области на высоком левом берегу р. Исеть, в месте впадения в нее р. Течь. Город Далматово свое имя получил от Далматовского мужского Свято-Успенского монастыря, основанного в середине XVII в. пришлым старцем Далматом (в миру – Дмитрий Иванович Мокринский). Личность, до сих пор широко известная и почитаемая на Урале и в Зауралье.

 

252525255

Успенская пустынь была первым русским поселением в долине реки Исеть. Эта обитель сыграла значительную роль в хозяйственном освоении края, в духовном просвещении, как русского, так и инородческого населения. Более века монастырь был надежным форпостом в обороне восточных рубежей России от кочевых племен. Далматовский монастырь был известен далеко за пределами края и являлся одним из самых крупных за Уральским хребтом. И у истоков величия и славы одного из старейших монастырей Зауралья стоял строитель старец Далмат.
Сначала эта обитель называлась Успенской Исецкой пустынью, иногда Далматовскою пустынью. А с начала XVIII в. за ней прочно закрепилось название – Далматовский Успенский монастырь. Для урало-сибирского края это был редкий случай, когда в название обители вошло и имя ее основателя.

Единственным источником, содержащим биографические сведения о старце Далмате, является сочинение сына Далмата – архимандрита Исаака, которое посвящено первоначальной истории монастыря. Это сочинение активно использовалось историографом монастыря Г. С. Плотниковым при написании работ . Но в монастырском архиве оно не сохранилось.

На сегодняшний день выявлен лишь один список произведения Исаака в собрании ГИМ. Это рукопись последней четверти XVIII в. без указания названия и даты – «Известие об основании Далматовского монастыря» , написанное в жанре исторической повести.

Итак, что же мы узнаем из «Известия» о старце Далмате? Его мирское имя – Дмитрий Иванович Мокринский. Он происходил из рода детей боярских. «Не вельми богат, но, жительствуя без великия скудости» уже в зрелом возрасте Дмитрий Иванович оставил государеву службу и семью в Тобольске и принял постриг в Невьянском Спасобогоявленском монастыре под именем Далмата.

Родился он в Тобольске в 1594 году. Отец Дмитрия Ивановича – запорожский казак, пришедший в Сибирь с дружиной Ермака Тимофеевича и за заслуги перед Отечеством пожалованный дворянским званием. Мать происходила из рода тюменского мурзы Илигея Магметова. Родители, по тому времени люди достаточно образованные, обучили сына основам многих заний. Постиг Дмитрий Иванович и военное искусство: владел саблей, копьем, хорошо стрелял из мушкета.

Тобольск в начале XVII в. оставался еще приграничным городом, так что столкновения со степными кочевниками считались делом вполне обычным и без воинского мастерства было не обойтись, тем более дворянскому сыну. Получив после смерти родителей в наследство дом и все имущество, Дмитрий распоряжался всем рассудительно и жил «без великия скудости, но и без заметной нужды». Был женат, имел пятерых детей, которым старался передать знания и навыки, что когда-то сам получил от отца и матери.

Похоронив жену, Дмитрий Иванович отдал детям дом и хозяйство, а сам ушел в Невьянский Богоявленский монастырь, где принял постриг под именем Далмата. Наделенный редким даром умения слушать собеседника и обладая красноречием и мастерством убеждения, он быстро выделился среди других монастырских послушников. «За веру и мудрость великую» иноки решили назначить его игуменом. Но за ночь до этого события, видимо, не уверенный в истинности выпавшего ему предназначения, Далмат ушел из монастыря с единственной принадлежащей ему ценностью, иконой Успения Божией Матери, сотворенной безвестным мастером несколько столетий назад. Он прошел не одну сотню верст, ища только одного – уединения. Шел он на юго-восток, в неведомые тогда зауральские степи.
В 1644 г. он покинул Невьянскую обитель и ушел в глухие места по р. Исеть. Сочинение Исаака связывает этот поступок с тем, что Далмат не захотел принять должности строителя монастыря, предложенной ему братией. Возможно, он был, одержим идеей пустынножительства. Далмат избрал традиционный путь образования монастырского поселения, отразившийся в житийной литературе (например, Жития Дмитрия Прилуцкого, Александра Свирского и т.д.).
По совету жителя Киргинской слободы Семена Сосновского Далмат выбрал для уединения удобное в географическим отношении место – высокий обрывистый холм, так называемое Белое Городище, при слиянии рек Течи и Исети. Земли, на которых поселился Далмат в 1644 г., принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов «ирбитцам и невьянцам Королевым и Шипицыным».

Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений. В литературе сложилось мнение, что успех Далмата был обеспечен его родством с Илигеем по материнской линии. Но в сочинении Исаака отмечается, что этот факт не соответствует истине. Оно таким образом описывает этот эпизод: «…прииде той Илигей татарин к старцу Далмату во образе аки зверя и хотя ево убити. Старец же, видев ево тако ярящася и помыслив человечески, воспомянув апостола Павла: «В Риме бывша римлянам назвася» и протчая, также и старец Далмат причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре ево: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». И то слыша оный Илигей татарин и абие преста на малое время от убийства».

Второй раз Далмата спасло чудо – божественное прозрение татарского мурзы. По дороге к пещере Далмата, Илигея настигла ночь, и во сне ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руках повелевала татарскому мурзе не только не трогать старца, в том числе и злым словом, но и отдать ему вотчину. Илигея охватил ужас и в искупление своих грехов он передал Далмату владения на Белом Городище весной 1646 г. Таким образом, монастырская легенда представляла передачу земельных угодий основателю монастыря как добровольное пожалование.

Скорее всего, Далмат договорился с Илигеем об аренде этой земли за более высокую плату, чем предыдущие арендаторы Королевы и Шипицыны . Как долго продолжалась выплата оброка, и как инокам удалось стать безраздельными хозяевами угодий на р. Исеть источники не сообщают. Спустя 5 лет, в 1651 г., старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Б. Б. Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. Вскоре по указу царя были установлены границы монастырской вотчин . Получив царскую жалованную грамоту, монастырь стал законным владельцем земельных угодий на р. Исеть.

К этому времени первые насельники Далматовой пустыни построили на Белом Городище деревянную часовню и кельи. Но им было суждено простоять недолго. Как сообщают документы, «в то лето (1651 г.) по всей Исети никто русских людей не живал нигде, и пришли на них (т.е. жителей монастыря) ратию калмыцкие люди, и часовню и кельи у старцев и трудников пожгли и побили, а иных в полон побрали, только осталась на пожаре в пепле икона Пресвятые Богородицы невредима, и старец Далмат сохранен бысть». Вновь вокруг Далмата собрались сподвижники, монастырь возродился.

252525525
В 1662–1664 гг. пустынь опять подверглась опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний.

Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин. Далмат прекрасно понимал, что дальнейшее благополучие монастыря зависит от того, насколько прочно он сумеет закрепиться на этой территории, найти надежные источники существования (в малонаселенном крае вряд ли приходилось рассчитывать на щедрые вклады). Поэтому главный путь выживания – это создание своего пашенного хозяйства, заселение монастырских владений крестьянами. Борьба за рабочие руки была борьбой за выживание, и в этой борьбе хороши были любые средства. Были такие эпизоды и в жизни Далмата и его пустыни.

Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком, несмотря на то, что ему, как основателю, устроителю и руководителю монастыря, по праву принадлежало и настоятельство в нем. Но хотя официально монастырем управляли другие старцы (так, в 1667 г. игуменом монастыря был назначен сын Далмата Исаак), авторитет Далмата был велик, и его слово было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения религиозных канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.

Несомненно, Далмат был не просто грамотным человеком. Он знал и любил книгу, сумел привить эту любовь своим ученикам. В конце XIX в. в монастырской библиотеке еще хранились две книги, принадлежавшие Далмату. Это книга Иоанна Златоуста «Беседы на деяния апостолов с толкованием на Апокалипсис Андрея Критского» (Киев, 1624), на которой имелась его владельческая запись, и другая книга Златоуста «Беседы на 14 посланий апостола Павла» (Киев, 1623).

23 марта 1679 г. последняя книга была подарена Далматом церкви Николая Чудотворца на монастырской заимке. Вкладная запись была сделана по поручению старца бывшим игуменом и келарем монастыря Афанасием, впоследствии видным церковным и государственным деятелем, писателем и книжником, архиепископом Холмогорским и Важеским. Афанасий еще юношей принял постриг в Далматовском монастыре и прошел здесь путь от чтеца до игумена. Позже, куда бы ни забрасывала его судьба, он всегда с благодарностью вспоминал своего учителя старца Далмата, посылал в далекую сибирскую сторону богатые вклады, в том числе и большое количество книг .

Умер Далмат 25 июня 1697 г. в возрасте 103 лет и был похоронен на территории монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками. Еще при жизни Далмат изготовил себе гроб, выдолбив его из большого дерева, который долгие годы хранился в сарае. Для захоронения Далмата был сооружен кирпичный склеп. В 1707 г. над склепом была построена деревянная усыпальница или часовня .

Усыпальница Далмата была главной святыней монастыря. За ней следили, восстанавливали после пожаров, подновляли, украшали. Сама гробница была расписана сюжетами и стихами о первоначальной истории монастыря и иноческом подвиге ее основателя.

Автор: Лобов Е. В. Биография основателя Далматовского Успенского монастыря старца Далмата. — Этносы и культуры Урало – Поволжья: история и современность: материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. Уфа, 2007.

Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоПравославиеправославие,Урал,Уфимская епархияДалматовский Успенский мужской монастырь – первое русское поселение в Зауралье, которое находится в г. Далматово Курганской области на высоком левом берегу р. Исеть, в месте впадения в нее р. Течь. Город Далматово свое имя получил от Далматовского мужского Свято-Успенского монастыря, основанного в середине XVII в. пришлым старцем Далматом (в...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл