Магистраль Челябинск — Екатеринбург

skorostnaja-magistral Магистраль Челябинск - Екатеринбург Люди, факты, мнения СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Скоростная магистраль Челябинск — Екатеринбург: проблемы и перспективы

Эффект дороги

Про ВСМ Челябинск — Екатеринбург в последнее время говорят много. Но кто конкретно этим занимается? Кто взялся за карандаш, чтобы начертить магистраль? Кто воплотит чертежи в металл? И главное — во сколько обойдется затея?

Про ВСМ Челябинск — Екатеринбург в последнее время говорят много. Особенно с тех пор, как правительство страны одобрило проект. Идея скоростной дороги, которая свяжет два мегаполиса, стала поводом для яростных споров. Ломают копья эксперты всех мастей. Поэтому столь велик интерес к теме у общественности Южного и Среднего Урала. Действительно, проект достаточно знаковый и очень амбициозный для двух регионов. Но до сих пор не очень ясно, что там делается. Вбивают ли первые колья, прикидывают количество требуемых рельсов и шпал или просто смотрят мечтательно в потолок в ожидании прямо-таки лавины казенных денег. А главное, кто конкретно этим занимается? Кто взялся за карандаш, чтобы начертить магистраль? Кто воплотит чертежи в металл? И главное — во сколько обойдется затея?

Стадия переговоров

И вот удалось на днях снять хотя бы часть вопросов. Общественная палата Челябинской области организовала круглый стол на тему ВСМ с участием транспортников, экономистов и тех, кто уже плотно занимается проектом. Естественно, что главным спикером оказался директор проектной компании ХП (хозяйственное партнерство) «Уральская скоростная магистраль» (это дочерняя компания Челябинской и Свердловской областей) Сергей Бревнов. В частности, он сказал:

— В настоящее время Министерство транспорта РФ рассматривает нашу частную концессионную инициативу. Заявка была подана в конце 2017 года. Тогда же был определен срок для проведения переговоров для выработки основных условий концессионного соглашения — до 30 сентября текущего года. Поэтому мы сейчас находимся в стадии переговоров с Минтранспорта. И в них должны быть определены основные условия концессионного соглашения. Работа завершится, по нашим планам, до конца 2018 года.

В ожидании выгод

По словам Сергея Бревнова, по-прежнему в дирекцию ВСМ поступает много запросов от общественных организаций, СМИ, на которые приходится отвечать. Это точечные ответы про сам проект и те эффекты, которые он будет генерировать, уже не говоря про те выгоды, которые получат жители обоих регионов после создания скоростной магистрали.

Сразу о сроках реализации проекта. Строительство комплекса магистрали развернется с 2021 по 2024 год. Предполагается, что эксплуатация начнется в 2025 году.

— В ближайшей перспективе наша магистраль будет заниматься только пассажирскими перевозками, — отметил Сергей Александрович, — поскольку инфраструктура глобальной скоростной магистрали «Евразия» на сегодняшний день еще не разработана. В будущем, когда наша уральская магистраль впишется в большой проект «Евразия», по нашему участку будут курсировать грузовые поезда совместно с пассажирскими.

Читайте также:  Есть ли будущее у русского печатного слова в Башкирии?

Где сделать остановку

Объем инвестиций и время окупаемости ВСМ? Этот вопрос терзает всех. Его сразу задали директору хозяйственного партнерства.

— Вопрос этот интересный и сложный одновременно, — попытался ответить он. — На сегодняшний момент мы скрываем объем инвестиций ввиду того, что пока (до 30.09) не определены основные условия концессионного соглашения. А объем инвестиций является сущностным условием для этого соглашения. Но у нас есть определенные наработки, подготовленные на стадии обоснования инвестиций.

Обсудили технические аспекты. Оказалось, что они уже достаточно проработаны. Итак, по скоростной магистрали будут курсировать два вида поездов — скоростные и ускоренные региональные. Каждый вид поездов будет иметь свои остановки. Скоростные будут двигаться до 300 километров в час. Для них предусмотрены четыре остановки: Челябинск-Главный, аэропорт Баландино, аэропорт Кольцово и Екатеринбург-Пассажирский. Ускоренные региональные поезда будут курсировать со скоростью до 200 километров в час. И они будут иметь кроме названных еще две остановки — Снежинск и Сысерть.

Деньги по пути

В дирекции ВСМ сделали предложение правительству и по деньгам. Оно предполагает софинансирование проекта 50 на 50. Половина стоимости проекта предполагается за счет федерального бюджета. Остальные средства хозяйственное партнерство планирует привлечь из частных источников. После запуска магистрали деньги инвесторам должны возвращаться из федерального бюджета, поскольку схема реализации проекта ВСМ предполагает возврат инвестиций. Эксплуатировать магистраль, обслуживать всю сложную инфраструктуру должны концессионеры в течение срока концессионного соглашения.

Подать инициативу — полдела. На что могло быть три решения — принять, отказать или принять на иных условиях. Но Минтранс ведет переговоры со стороны правительства. И это хороший знак, отмечают эксперты. Кстати, уже существует «дорожная карта» для выработки концессионного соглашения. На Урале царят прогнозы самые оптимистичные. Все верят: соглашение будет подписано.

Кроме того, добавились и другие аргументы.

В начале 2018 года проект ВСМ Челябинск — Екатеринбург вошел в схему территориального планирования РФ. Это принципиально важный документ. И наконец, недавно проект был включен в Транспортную стратегию РФ.

И еще новость, обнародованная на круглом столе: в настоящее время государством разрабатывается новый финансовый механизм для страны — инфраструктурная ипотека. Она будет помогать финансировать стратегические инфраструктурные проекты с привлечением средств федерального бюджета. Это возможность привлечения заемных средств по приемлемой процентной ставке. Впрочем, этот механизм пока до конца не разработан. Но уже определен список потенциальных проектов, которые смогут воспользоваться инфраструктурной ипотекой. ВСМ — в списке.

Читайте также:  Патриотам России показывают - они не останутся безнаказаны

Домчаться за 70 минут

Говорят, экспертная оценка — это репутация. Вице-президент ЮУТПП Игорь Аристов привел пример, как заштатный аэропорт Сент-Экзюпери во французском Лионе в одночасье стал одним из крупнейший транзитных узлов в Европе. Основным фактором развития аэропорта стала высокоскоростная магистраль Лион — Париж.
Надо отметить, что по экспертной оценке Торгово-промышленной палаты Россия опоздала на 30 лет по развитию системы высокоскоростных магистралей. Уже поэтому проект ВСМ Челябинск — Екатеринбург является чрезвычайно актуальным.

— Это знаковый проект для Челябинской области, — сказал Игорь Аристов. — И единственное требование к представителям южноуральского предпринимательского сообщества — чтобы именно их товары и услуги были максимально использованы при реализации этого проекта. Это вопрос непростой. Очень многие предприятия заявляются участниками этого проекта. Но дело в том, что стоимость комплектующих товаров иностранного происхождения не должна превышать 50%. Если соблюдать это требование, мы дадим мощный толчок для развития собственного производства крупных, средних и малых предприятий.

— Некоторое время назад основной идеей было объединение Челябинска и Екатеринбурга в единую конурбацию — в одно социально-экономическое пространство, — заметил Сергей Бревнов. — Но транспортная связь, растянутая всего-то на 200 километров, не выдерживает никакой критики. Если ехать на автомобиле — потратишь 3,5 часа. По железной дороге время в пути займет 5,5 часа. Это много по современным меркам. Решить эту проблему может только ВСМ, где время в пути 1 час 10 минут. Однако, как выяснилось, одним решением транспортной проблемы не обошлось. Челябинску выпало принимать саммит ШОС и БРИКС, а Екатеринбургу — ЭКСПО-2025. Так появились дополнительные стимулы для строительства ВСМ.

Стимул к развитию

На круглом столе не уставая повторяли, что, как и все крупные инфраструктурные проекты, ВСМ станет мощнейшим импульсом развития территорий, по которым она пройдет.

Неслучайно двумя губернаторами поставлена задача при реализации проекта максимально использовать возможности промышленных предприятий, расположенных в Челябинской и Свердловской областях.

Но на сегодняшний момент, как бы это печально ни звучало, в РФ отсутствует сеть ВСМ. Исключение составляет ВСМ Москва — Санкт-Петербург, по которой бегают «Сапсаны» с предельной скоростью 230 километров в час. Но все должны понимать, что высокоскоростное движение начинается от 250 километров в час. Понятно, что в России фактически отсутствует инфраструктура высокоскоростных магистралей. Нет и производства, способного обеспечить поставки материалов и оборудования для ВСМ. Поэтому предприятиям, стремящимся принять участие в проекте, придется провести модернизацию и освоить зарубежные технологии на своих мощностях, с тем чтобы соответствовать требованиям ВСМ. Такая перенастройка предприятий, несомненно, скажется на экономической ситуации в двух регионах.

Читайте также:  Челябинская братва, крышующая кладбища, не дала похоронить бесплатно

Куда и на чем

Кстати, есть у нас и готовые решения. Рельсобалочный цех ЧМК как раз заточен катать 100-метровые рельсы. Опыт строительства контактной сети с особыми требованиями в стране имеется. А вот какие выберут локомотивы для подвижного состава? «Ласточка» и «Сапсан» от компании Siemens или создадим свое? Вопрос, конечно, интересный.

И про маршрут следования. Специалисты рассказали, что при проектировании трассировки просчитывали восемь вариантов. Учитывали социальные, экономические, технические параметры. Основные принципы выбора трассировки — максимально короткая и прямая, с минимумом радиусов, и с необходимыми обходами запретных зон и особо охраняемых территорий. При этом магистраль должна соединять центры Челябинска и Екатеринбурга.

Какова будет стоимость билета на поездку ВСМ?

Говорят, что она не должна превышать стоимость автобусного билета. В случае превышения цены на те виды транспорта, которые сегодня курсируют между Челябинском и Екатеринбургом, прогнозируемый пассажиропоток будет снижаться. Если сделать цену ниже — значит, нести потери в рентабельности. Дирекция ВСМ надеется найти некий баланс, который позволит ВСМ за счет минимального времени в пути, высокого уровня безопасности и комфорта получить такой пассажиропоток, чтобы быть вполне конкурентоспособной на уровне автобусного сообщения.

И все-таки окупаемость — это вопрос

Доктор экономических наук профессор ЮУрГУ Игорь Баев высказал предположение, что проект ВСМ Челябинск — Екатеринбург будет окупаем «весьма с натяжкой». Как правило, считает ученый, здесь приходится ожидать сопутствующие эффекты. Например, создаются предприятия на территории Челябинской области, которые обеспечивают реализацию проекта. Производство рельсов, подвижного состава и так далее. Тем более что кроме ВСМ потребителем продукции может стать и проект «Европа — Азия». Нужно рассчитать эффекты разных уровней реализации проекта. На первом этапе инвестиционные деньги будут вливаться в затраты по производству, например, подвижного состава. А окупаемость общеэкономическая наступит только на стадии эксплуатации.

На круглом столе отметили, что многие виды оборудования и материалов для ВСМ в стране просто отсутствуют. Естественно, их производство нужно создавать на территории наших регионов. Но ни один промышленник, не понимая, в какие сроки будет реализован проект «Евразия», в своей инвестиционной программе не станет закладывать необходимые мощности.

Целесообразно подойти последовательно, поэтапно к развитию производств. Во-первых, сформировать компетенции и производственные мощности, которые будут производить на первом этапе материалы и оборудование для ВСМ Челябинск — Екатеринбург. А в дальнейшем их развить для ВСМ «Евразия». В противном случае избыточные мощности будут никому не нужны.

Автор: Сергей Таран

Источник: Вечерний Челябинск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − 9 =

Next Post

В ОАЭ ужесточился закон о мечетях

Вт Июн 12 , 2018
В ОАЭ ужесточился закон о мечетях Законы и правовые нормы в Арабских Эмиратах весьма строгие. Значительная часть законов основывается на шариате — правилах, определенных Кораном. […]
В ОАЭ ужесточился закон о мечетях