S-Sergi-cer22

Уфимская Сергиевская церковь. Фото 1910-х гг.

СЕРГИЕВСКИЕ ХРАМЫ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ

Настоящее выступление П.В. Егорова, историка Уфимской епархии (Уфимской митрополии), было подготовлено и представлено нынешним летом в двух вариантах – в виде Записки в Московскую патриархию от имени Уфимской епархии и в виде Предложений управляющему Уфимской Митрополией Высокопреосвященнейшему Митрополиту Никону ко грядущему празднованию в 2014-м году юбилея – 700-летия великого святого Земли Русской, преподобного Сергия игумена Радонежского.

На территории Уфимской губернии до 1920-х годов мною выявлено 6 церквей и 2 престола в монастырях, посвящённые великому сыну Земли Русской, святому преподобному Сергию игумену Радонежскому. Все они остаются в нынешних границах Уфимской митрополии (до января 2012 г. – территория большой Уфимской епархии). О Сергиевских храмах, ушедших в сопредельные губернии (Мензелинский уезд Казанской епархии), сбор сведений не проводился. К сожалению, четыре из шести храмов были уничтожены до основания в годы советского богоборчества; 3 храма и престол в монастырском соборе пребывают и доселе в плачевном, гибнущем состоянии.

Восстановление всех оных храмов в юбилейном 2014 году невозможно, но нам по силам определенные мероприятия по реставрации одного из них и увековечиванию святых мест снесённых храмов – установке поклонных крестов на их исторических местах, возвращение названий улицам, присвоение имён новым. Поскольку праздник признан государственным, то на это из бюджета должны быть выделены некоторые денежные средства. Направить государственное финансирование в правильное русло – наша задача.

Итак, ниже святыни Уфимской губернии, связанные со святым Сергием Радонежским и предлагаемые мероприятия.

СОХРАНИВШИЕСЯ СЕРГИЕВСКИЕ ЦЕРКВИ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ:

1. ГОРОД УФА. Сергиевский храм.

В Богоспасаемом благословенном граде Уфе находится старейший из сохранившихся в епархии Сергиевских храмов.

Вот уже более 500 лет святой Сергий Радонежский почитается русским воинством как небесный покровитель артиллерии. Первая церковь на этом уфимском взгорке возникает в конце XVI века. Она была основана московскими стрельцами и пушкарями – защитниками города от ногайцев и прочих кочевников. Московские и уфимские стрельцы особо чтили Сергия Радонежского, именно в его честь выстроили они первый храм за речкой Сутолокой через 200 лет после того, как святой окончил свои земные дни. Собственно это был не один храм, а две рядом стоящие парные церкви – зимняя и летняя, тёплая и холодная, Сергиевская и Рождество-Богородицкая (причем церковь Рождества Богородицы была основной). В первые уфимские десятилетия существовал также и Сергиевский монастырь в 3-х верстах от города, близ Коркиной ямы, точное его местонахождение пока не выявлено (Изыскания краеведа Свице Я.С.).

Первая церковь здесь, пережив два самых трудных века уфимской истории и пугачёвский бунт, сгорела в 1774 г. Вторая Сергиевская церковь стояла с 1777 по 1860-е гг.

Существующая с 1867-68 гг. – третья Сергиевская церковь на этом месте, деревянная же, на каменном основании. В архитектурном отношении она весьма скромна, и скорее напоминает сельскую приходскую церковь. Большую роль в строительстве и благоукрашении этого храма сыграл о. Феодор Троицкий – старший друг и наставник М.В. Нестерова – написавший собственноручно для своего храма несколько икон, позолотивший иконостас и многие киоты. Сам Нестеров любил эту церковь, к ней у него было особое отношение. По преданию он написал ряд икон для Сергиевской церкви, она вдохновила его на создание серии работ о святом Сергии, великом подвижнике Земли Русской.

В 1894 г. на средства купца I-й гильдии Ф.Е. Чижёва поставлен нынешний иконостас, изготовленный резчиком Трапезниковым, один из немногих сохранившихся в Уфимской епархии иконостасов того времени. Иконы писаны в великолепном академическом стиле.

С 1933 г. (после уничтожения Воскресенского собора и закрытия Никольской церкви) и по настоящее время маленькая Сергиевская церковь – «временный» кафедральный собор Уфимской епархии. До 1937 г. здесь служили уфимские протоиереи-новомученики: Н.В. Булычев, Ф.В. Геллертов, В.С. Константиновский, И.С. Егоров, И.Ф. Слесарев во главе с епископом новомучеником Григорием (Козловым), расстреляны все по одному сфабрикованному в НКВД делу «о Русском церковном православном фашистском центре».

Сергиевская была единственной из градо-уфимских церквей (и из более 700-т церквей епархии) никогда не закрывавшаяся, «милостиво» оставленная открытой. Но в 1937-42 гг. службы не велись: абсолютно всё уфимское духовенство было арестовано, расстреляно или отреклось от сана. В послевоенные годы и вплоть до недавних пор Сергиевская церковь была центром православной жизни Уфимской епархии. Здесь служили известные уфимские священники: архимандрит Ксенофонт (Синютин), Димитрий Логачевский, Николай Бурдуков, Николай Кушков, архимандрит Моисей (Чигвинцев), Леонид Кравец и иные.

Церковь св. Сергия Радонежского находится по левому берегу р. Сутолоки, в самом начале Сергиевской горы. От храма расходятся две одноимённые улицы – Большая Сергиевская (Менделеева) и Малая Сергиевская (Бехтерева). Во в/п ХХ века в церкви не раз проводился ремонт, с северной и южной сторон появились пристройки, в начале 90-х гг. старинное деревянное крыльцо заменено бетонным; стенные росписи не раз поновлялись, поэтому от первозданного убранства здесь остался лишь Трапезниковский иконостас. К сожалению, теперь фоном для Сергиевского храма служит не зелёная Сергиевская гора, а громоздящиеся друг за другом многоэтажные серые панельки.

С 3 июня 2002 г. в южном пристрое пребывают святые мощи новопрославленного Моисея (Чигвинцева) Уфимского чудотворца, который с 1930-х до 1982 г. служил здесь (с 1945 г. – священником). Перед ракой с мощами святого ежедневно совершаются молебны. Второй (приставной) престол в алтаре – в честь Казанской иконы Божией Матери.

От Сергиевского храма на Духов день начинается ежегодный (с 2000 г.) Крестный ход противосолонь вокруг Уфы, посвящённый основанию города в день Святой Троицы 1574 года. Через 5 дней, обогнув город и посетив ряд подгородных церквей, крестный ход возвращается в Сергиевский храм.

Здесь (как и во всех городских церквах) богослужения совершаются ежедневно – утром и вечером, в воскресные дни и в праздники по две литургии. В Сергиевском храме проходят ставленническую практику рукополагаемые священники и диаконы. Настоятель с 2002 г. – протоиерей Евгений Шерышев. (*Авторская статья из книги «Уфимская епархия РПЦ. Справочник-путеводитель. Составители: Егоров П.В., Рудин Л.Г. М., 2005»)

2. СЕЛО СЕРГИЕВСКОЕ (ныне Сергеевка, Миякинского района).

Деревянная церковь во имя святого преподобного Сергия Радонежскаго была построена иждивением местных крестьян около 1903 года. Располагается в северной части села, на красивом фоне лесистых холмов, открывающихся к востоку от алтаря. Закрыта и разграблена церковь в 1930-е годы, но обезглавлена не была, здание было превращено в зерносклад, потом – в склад удобрений. В своем первозданном архитектурном облике церковь достояла до возрождения России, до 1990-х гг., сохранились даже старинные кованые решётки на окнах. Но и поныне святой храм продолжает пребывать в разрухе: крыша исчезла, стены покосились, купол провалился вовнутрь, колокольная маковка свалилась, внутри храма уже растут кусты. Никакой инициативы снизу по возрождению храма не было ни в 1990-е, ни в 2000-е годы, ни у верующих села, ни у руководства сельсовета, района, ни у сменявших друг друга благочинных округа. Село Сергиевское, как и тысячи иных русских сёл и деревень постигает страшная участь: остатки русского населения выезжают, спиваются, вымирают, и, как и повсеместно, здесь селятся мусульмане, как местные (татары и башкиры), так и южане. Храм стремительно гибнет, настоятеля нет.

Предложение: это единственная Сергиевская церковь, которую юбилейно можно полностью отреставрировать, сделав это за государственный счёт, превратив в памятник юбилею. Возможно сделать это и в рамках мероприятий «Собора Русских РБ».

3. СЕЛО СОКÓЛКИ (ныне Белокатайского района).

Село изначально русское, основано около 1775 г. Расположено в ровной местности при правом берегу реки Б. Ика при впадении в него малой речки Рощелки. Происхождение названия села (местности) связано скорее с соколиной охотой, а не с фамилией (прозвищем) первопоселенцев (топонимический аналог – район Москвы Сокóльники).

Деревянная Сергиевская церковь возводилась в ~1894 г. всем миром в южной части села на восточной стороне главной улицы его, ныне Питерской. Колокольней церковь обращена на эту улицу, которая является частью дороги Куса–Емаши.

Краткое описание села и церкви сделал в 1897 г. в путевых заметках еп. Иустин (Полянский): «Принадлежащей к приходу Старобелокатая в небольшой деревне Соколке – новая небольшая, недавно освященная деревянная церковь во имя преп. Сергия Радонежскаго. Жители сей деревни все вышли на дорогу версты за полторы, с иконою преп. Сергия и хоругвами – для встречи епископа…» Поднесли дары и большой приветственный адрес. «Тронутый таким необыкновенным приветствием, я посетил Сокольскую церковь, не значащуюся в маршруте, и нашёл её весьма приличною, чистою и опрятною, а жителей особенно благочестивыми». (УЕВ, 1897, № 12. С. 467-69.)

Церковь фактически не действовала с 1929 г.: была закрыта, но не разграблена, «у попа не стало дохода, он уехал». Несмотря на это, в 1931 г. церковь прошла перерегистрацию. В деле о закрытии суть неприятные документы предательства – заявления и письма, в т.ч. членов церковного совета 1932-34 гг.: «мы отказываемся от Сергиевской церкви с. Соколков», «мы отдаём сельсовету церковь с. Соколков, т.к. верующие отказались содерживать», уплачивать аренду не можем, «от самой церкви и ея имущества, как ненужное нам, отказываемся» и т. п. Одновременно шла обработка населения: в селе нет здания под школу; «требуется только снести деревянную колокольню и 2-3 заборки внутри» и, наконец – подписи, результаты голосования: 100 % за передачу церкви под школу. БашЦИК утвердил закрытие 17.07.1934, т.к. пустующее здание приходит в ветхость. (Ф.Р-394, оп.2, д.2363).

Вероятно, вскоре же храм был обезглавлен, переоборудован под начальную школу Школа располагалась в церковном здании до строительства новой в ~1989 г. После перехода школы в новое здание в ~1989-~99 гг. церковь пустовала, были выдраны полы, повыбиты стёкла, вытащены оконницы, двери пораскрыты и т.п.

В ~1999-2001 гг. местный предприниматель Василий Александрович Самсонов выкупил здание церкви и, обложив кирпичной коркой (в 1 кирпич), приспособил под магазин и склад, чем спас его. Внутри здания из-под побелки расчищены остатки росписей на северной и южной стенах (Крещение Господне, Явление Пресвятой Богородицы игумену Сергию, Троица), хотя и выполненных сельскими богомазами в непрофессиональной технике, но, учитывая уникальность сохранности сих росписей на более 500 деревянных церквей Уфимской губернии, эту стенопись следует законсервировать и сохранить пусть в ободранном, но первозданном, очищенном виде. Сохранились также 2 контура краёв иконостаса над клиросами. (*Материалы к диссертации Егорова П.В.)

Благочинный Белокатайского округа о. Николай Долженков (а до него о. Олег Нестеров, а до него о. Моисей Турухин) неоднократно говорили мне, что церковь в этом селе никому не нужна, ибо Новобелокатай в семи км, к тому же, Самсоновы так просто не отдадут это здание и т.п… Очевидно, что здесь до юбилея точно не успеть. Но церковь пребывает под крышей, не течёт, не разрушается. Здесь идёт медленно созревание психологической ситуации, и лет через 5-10 потребность в этом храме Божьем созреет у нового поколения соколкинцев.

4. СЕЛО НИКОЛО-БЕРЁЗОВКА (ныне Краснокамского района).

Судьба некоторых святых Божиих православных церквей до сих пор висит на волоске. Одним из таких пребывает и Камский Берёзовский монастырь. Сергиевским является один из 6-ти престолов Серафимо-Саровского собора Николо-Берёзовского Казанско-Богородицкого монастыря, находящегося в полуразрушенном состоянии в одной версте от левого берега реки Камы. Ныне это место в центре нагорной части села Николо-Берёзовки, к остову собора с севера примыкает сосновый монастырский парк.

По историческим источникам монастырь основан близ места явления и обретения на берёзе в ~1550 г. чудотворной иконы св. Николы Камскаго. Мысль об устроении здесь монастыря принадлежит пермскому заводовладельцу Михаилу Гавриловичу Сведомскому (дяде знаменитых художников братьев Сведомских). Удельное ведомство с Высочайшего соизволения в 1858 г. отвело для предполагаемого мужского монастыря место на нагорном берегу Камы, близ с. Николо-Берёзовки, отступя примерно 600 саженей (более 1,2 км) на восток, за р. Берёзовку, и в 200-х саженях северо-восточнее деревни Пензы (ныне слилась с Николо-Берёзовкой). Площадь отведённой земли была 15 десятин 100 cаженей2, квадратная в плане. В 1871-73 гг. пермский купец храмоздатель, заводчик и землевладелец Павел Дмитриевич Дягилев построил на отведённой для будущего монастыря земле 2-хэтажный деревянный дом с хозяйственными постройками и всю усадьбу обнёс бревенчатой оградой. В 1875 году Дягилев пожертвовал для монастыря 151 десятину своей земли в Осинском уезде Пермской губернии, а в 1880 г. устроил в верхнем этаже корпуса (выстроенного им 2-хэтажного дома) домóвую церковь во имя святителя и чудотворца Николая, освящённую в 1881 г.

В 1878 г. предположенный к основанию Камско-Николаевский монастырь был приписан к Успенскому монастырю в Уфе с наименованием «Камско-Николаевское подворье Уфимскаго Успенскаго мужскаго монастыря». В течение 22-х лет подворье состояло под наблюдением иеромонаха означенного монастыря, кой вместе с другим иеромонахом, двумя иеродиаконами и послушниками отправлял богослужение в указанной церкви подворья. Братии в это время было до 10 человек.

По ходатайству епископа Антония (Храповицкого) 16-19 декабря 1900 г. Святейший Синод издал указ об открытии монастыря, и 18 февраля 1901 г. архиерейским постановлением подворье было преобразовано и получило наименование Камско-Берёзовский Богородицкий черемисский миссионерский мужской общежительный монастырь. Торжественное открытие монастыря состоялось 18.2.1901 г. при огромном стечении народа, вкруг монастыря обошёл крестный ход. В 1903 году здесь проживало уже ~50 человек.

Решающую роль в обустройстве монастыря сыграл игумен Анастасий, постриженный в монашество самим преосвященным Антонием. С большим энтузиазмом он взялся за осуществление замысла, человек с брызжущей через край энергией, бескорыстный и глубокой веры, он стал тем толкачом, без которого монастырь бы не состоялся. К тому времени первый храм обители Никольский (по некоторым сведениям – переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери), встроенный во второй этаж деревянного здания, пришёл в ветхость, он стал тесен для всё увеличивающегося числа богомольцев. Отдельно стоящая деревянная звонница стала падающей. Хлопотами отца игумена была составлена смета на новый соборный храм, отдельно стоящую колокольню, прочие необходимые монастырские постройки.

Тихим осенним днём 14 сентября 1903 г. игуменом Анастасием с братией в сослужении с Вятским епископом Нестором, в присутствии сотен местных жителей и чудотворной иконы Святителя Николая, в центре монастыря был торжественно заложен главный храм святой обители – каменный большой собор в честь преподобнаго Серафима Саровскаго чудотворца. Примечательно, что собор в память этого святого был заложен всего лишь полтора месяца спустя после обретения святых мощей. По замыслу зодчих оба храма – существующий сельский храм Троице-Никольский и монастырский собор – должны стоять на одной оси – один напротив другого через речку Берёзовку на расстоянии примерно 1 версты – гармонично взаимно дополняя друг друга, создавая единый архитектурный ансамбль древнего села. Две огромных колокольни как маяки должны были святить и отличать эту местность Камы от многих прочих.

Летом 1904 г. началось строительство, и за год «нижний подвальный этаж храма доведён уже до сводов». Активно строительные работы продолжались до 1907 года, затем временно остановились из-за нехватки средств. Позже строительство было возобновлено. Многоглавый шестипрестольный собор строился около 15 лет, но достроен до конца так и не был. 5 июля 1909 г. епископом Нафанаилом освящён был в честь Воскресения Христова храм нижнего полуподвального этажа.

До 1912 г. монастырь оставался мужским, миссионерско-инородческим, готовившим учителей для черемисских школ грамоты и псаломщиков в инородческие приходы. С мая 1912 г. это Казанско-Богородицкий миссионерский женский монастырь. Становлению монастыря и Серафимовского собора помогали: сарапульский купец Н.В. Смагин, камское купечество, супруги С.В. и М.Н. Мацневы и даже император Николай II и великий святой Иоанн Кронштадтский прислали по отдельности некоторые суммы. В 1909 г. игумен Анастасий был награжден орденом Святой Анны.

Сия великая обитель дорога нам тем, что единственная в Уфимской губернии была удостоена посещения августейших особ из царствующего Дома Романовых. Дважды (в 1910 и 1914 гг.) здесь побывала сестра императрицы – великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова, будущая великомученица. 9 июля 1910 г. она присутствовала при освящении придела святаго Сергия Радонежскаго в нижнем этаже собора, на литургии и молебне. Встретив на пристани прибывшую чудотворную Николо-Камскую икону, сопутствующим крестным ходом со множеством народа, великая княгиня собственноручно пронесла образ от пристани в монастырь. По просьбе игумена Анастасия, она приняла монастырь под свое августейшее покровительство. В Серафимо-Саровском соборе, кроме Серафимовского и освященных к тому времени Сергиевского и Воскресенского, должны быть также приделы Казанско-Богородицкий, Никольский. Сергиевский придел был назван здесь не случайно – в память убиенного мужа Елизаветы Фёдоровны – московскаго генерал-губернатора великаго князя Сергея Александровича (1857-1905), брата царя Александра III, дяди Николая II. Личность неоднозначная, оставившая тяжёлый след в истории династии, но святой Сергий был его небесным покровителем, и ничего не ведавшие николо-берёзовцы были движимы верноподданническими чувствами уважить венценосную вдову.

Во время второго посещения в 1914 г. великую княгиню Елисавету встречала крестным ходом игуменья Мария, бывшая монахиня уфимского Благовещенского монастыря. Опять будущая святая мученица Елисавета присутствовала на монастырской литургии в нижнем «пещерном храме» строящегося собора, а вечером – на всенощной под открытом небом перед ним. На этот раз великая княгиня прибыла в Николо-Берёзовку с сестрой – принцессой Викторией Баттембергской и дочерью ея принцессой Луизой. Высокая гостья опять обозревала школу, одаривала русских и черемисских детей, слушала доклады. Деревянный домик, в коем она останавливалась в первый раз, был перенесён с усадьбы дворянина Мацнева в монастырские стены и должен был стать вечным памятником посещения монастыря высокой паломницею. Несколько лет монахини во главе с игуменьей Марией продолжали медленно и верно достраивать Серафимовский собор.

Николо-Берёзовский монастырь был закрыт в начале 1920-х гг. и превращен в коммуну. Была разобрана на кирпичи до подвального этажа центральная часть Серафимовского собора. Территория монастыря отчасти ушла под парк, частично под соседние постройки. Из всех монастырских построек сохранился только сводчатый нижний этаж разрушенного собора – уникальный объект историко-культурного наследия, памятник истории и культуры. Именно здесь и находится освященный Сергиевский придел. Собор святого Серафима Саровского – реальный след, который оставил в 1903 году чудотворец на благословенной Уфимской земле.

По генплану развития посёлка место и фундамент храма попадали под строительство на этом месте спорткомплекса, плавательного бассейна. Год столетия обретения мощей великого русского святого преподобного Серафима Саровского в Николо-Берёзовке был ознаменован установкой памятного креста. По инициативе автора этих строк 31 июля 2003 г. накануне праздника крестный ход отправился в село Николо-Берёзовку на руину монастырского Серафимовского собора. Здесь поклонный крест, изготовленный в иконостасной мастерской Д.Д. Молева, был торжественно установлен на сводах собора. Со времени установки креста прошло 10 лет, но к лучшему ничего не изменилось – великий монастырь по-прежнему в тщательном забвении, большая часть его территории застроена коттеджами «для элиты», место Казанско-Богородицкой церкви так же вот-вот может быть уничтожено застройкой, почти вплотную подступившей сюда.

Предложение: Огородить с большим запасом прицерковной территории основание Серафимо-Саровского собора с Сергиевским приделом и место Казанско-Богородицкой церкви для их восстановления в будущем.

Источники:

*«Уфимские епархиальные ведомости» разных лет.

*Шестаков о. Иаков. «История Камско-Берёзовскаго Богородицкаго черемисскаго миссионерскаго мужскаго общежительнаго монастыря Уфимской епархии». СПб, 1910.

*Роднов М.И., Васильева О.В. «История Николо-Берёзовки». Уфа, 1997.

*Вера без дел мертва есть. К 100-летию… Уфа, 2004.

*Материалы к диссертации Егорова П.В.

 

НЕ СОХРАНИВШИЕСЯ СЕРГИЕВСКИЕ ЦЕРКВИ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ:

Уфимский уезд:

5. СЕЛО АВДОН (ныне Уфимского района).

Деревянная Сергиевская церковь возведена в 1861 г. губернским секретарём С.Н. Фёдоровым. Земли церковной 33 десятины (*Златоверховников. Уфимская епархия. С. 86). Располагалась церковь на гладком взгорке в северной части села, по оси его главной улицы – Сергиевской, близ пересечения с ул. Матвеевкой(?). В начале ХХ века она была изрядно поновлена. По воспоминаниям старожилов и по осмотру её перевезённого в деревню Жукову и позже сгоревшему остову, это была двухкупольная, ковчегообразная церковь. Алтарь широкий, почти в ширину храмовой части.

В начале ХХ века здесь служили знаменитые священники: Ардашев Ипполит Платонович (-1912-15-), а в 1920-е – Егоров Иоанн Семёнович (будущий новомученик российский, идёт сбор данных для его канонизации).

Земли западных окрестностей Уфы – традиционные места помещичьих землевладений. В с. Авдоне – усадьба Коропаевой, в дер. Жуковой – усадьба Лузиной и Россинских, в дер. Дмитриевке – усадьба Опочининой, в дер. Алкиной – усадьба Шейхали (*ПАСНМУГ 1905 г.). Здание авдонской школы – бывший помещичий дом, стоявший в нижней части села. Название Авдон (прежде Авдонино) происходит от фамилии землевладельца Авдонина, происходящей от библейского имени Авдон.

Церковь закрыта и разграблена в ~1937 г. Вероятно сразу же была обезглавлена; в здании устроили зерносклад. По рассказам старожилов, в ~1952-57 гг. здание церкви было разобрано и перевезено в деревню Жукову под клуб. 30 лет святое место пустовало: «… в 1978 году место церкви ещё было нетронуто. Стояли тополя и остатки фундамента – в некоторых местах чуть выше земли…» (*Воспоминания Свистуновой В.П.).

Возрождение православия запоздало в Авдон лет на 15. Церковное место погубила птицефабрика, обретшая в эти годы второе дыхание. На рубеже 1980-90-х гг. местная власть распределила место Божьего храма под участки на строительство жилых 2-хквартирных домов. Несмотря на гремевшую по стране Перестройку, расправа над церковным местом происходила жестокая, в духе 30-х годов. Были попилены и выкорчеваны вековые высокие тополя, высаженные некогда вокруг храма, разворочены и увезены в отвалы гробы с останками священников (по воспоминаниям старожилов, было 3 или более могил). При первом посещении села в 1994 г. мы застали уже финал драмы: только что построенный коттедж посверкивал на святом месте, а его состоятельные жильцы с чванливым недоумением поглядывали на нас… Через несколько лет один из поселившихся на церковном месте погиб в автомобильной катастрофе. Современный адрес этого дома: ул. Дружбы, 11. (*Опросы местных старожилов.)

Здесь невозможно даже увековечить церковное место. Современное, к сожалению, интернациональное население Авдона практически равнодушно к православию, все инициативы по возрождению храма здесь глохнут уже 15 лет. Принято решение строить новую церковь во имя св. вмчцы Екатерины в соседнем селе Жукове (4 км), некогда бывшая деревня Жукова была приходскою к авдонской церкви.

6. СЕЛО АЛЕКСАНДРОВО (ныне Старая Александровка, с 1983 г. деревня в черте Уфы).

Село было основано в XVIII веке как деревня, принадлежавшая дворянину Александру Аничкову, отсюда и название. Сергиевская двукупольная церковь в этом селе построена около 1904 г. Стояла на просторной площади, на пологом полусклоне. Деревянная и обшитая железом она была далеко обозреваема по широкой долине реки Белой. Закрыта около 1934 года, использовалась под клуб, зернохранилище. Примерно в это же время село Александрово переименовано в «Старую Александровку» Село включено в состав Уфы 13.09.1983 г. Ныне на месте церкви – полупустующие огороды и сараи.

Около 1956 г. бревенчатое здание Сергиевской церкви было разобрано и перевезено за р. Белую в с. Дмитриевку также под сельский клуб и использовалась так до 1989-90 гг. В 1991 г. в Дмитриевке начал возрождаться приход, название ему взято от разрушенного храма с. Дмитриевки – Покровский. Под богослужения власти отдали пустовавшее здание клуба. Таким непостижимым образом здание церкви села Александрова неожиданно обрело вторую жизнь через 60 лет после смерти, но уже на новом месте, в другом селе и под другим названием. 29 августа 1992 г. была попытка сожжения храма, к счастью, неудачная. Церковь действует и доныне, инициативными людьми готовится возрождение прежней Покровской церкви на старом месте, в другой части села, в ~2 км. (*Материалы к диссертации Егорова П.В.)

В 2013 году один из жителей села Александрова высказал предложение организовать приход, в здании школы открыть молитвенный дом. Однако народно почин не поддержан, поскольку постоянного населения в Старой Александровке мало, молодёжи тем более, оставшиеся жители работают на черниковских заводах, деревня с 1970-х гг. на выселение, как расположенная в экологически отравленном районе. Здесь возможен пока лишь поклонный крест на месте храма.

Предложения: 1-ое – Установить поклонный крест на месте Сергиевской церкви в Старой Александровке. 2-ое – После завершения восстановления в селе Дмитриевке подлинной Покровской церкви, перенесенной деревянной вернуть имя Сергиевская. Учитывая, что с. Дмитриевка большое и растущее, здесь будут две церкви на разных концах села.

Белебеевский уезд:

7. КРЫКНАРАТСКИЙ СЕРГИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ныне Белебеевского района).

Один из 4-х монастырей Белебеевского уезда Уфимской губернии, основан в 4 верстах южнее села Крыкнарата как община в январе 1906 г. настоятельницей Арсенией из Каменского монастыря. 20.04.1909 г. община преобразована в полноценный монастырь. Строен был, в основном, на средства местного помещика Сергея Андреевича Кириллова, весьма почитаемого населением ещё при жизни. Первоначально храм в обители был один деревянный – во имя св. равноап. вел. кн. Владимира. 7.10.1916 г. в нём же(?) освящён престол во имя преп. Сергия Радонежскаго. В тот же день торжественно освящено место под новый кирпичный храм, очевидно, рядом с Владимирским (в источнике об этом туманно). Вероятнее всего, главный храм монастыря должен был быть Сергиевским, названия его в «УЕВ» нет, его возведению помешала советская власть. В 1917 г. в монастыре было 36 монахинь и 101 послушница. После принятия пострига около двух лет здесь служил св. Максим Рябашский.

В первые советские годы монастырь преобразовался в артель «Сергиевскую», трудовую коммуну. В 1928-29 гг. и она была закрыта, здесь устроена подростковая колония по типу Антона Макаренко. До 1953 г. были лагерь НКВД-МВД и тюрьма. Здание деревянной церкви снесено в 50-х гг., до последнего времени она оставалась с куполом (*Опросы старожилов). Однако последние монастырские корпуса разрушали и в 1990-х гг. (*Сведения о. Зосимы (Кеева)). Ныне здесь пустая площадка, сарай и часть огорода в посёлке бывшего совхоза «Рассвет» на терр. Белебеевского р-на.

Предложение: Юбилейно установить поклонный крест на месте алтаря главной монастырской церкви.

Верхнеуральский уезд:

8. СЕЛО ИНЗЕР (ныне Белорецкого района).

Инзерский завод как изначально русское горно-промышленное поселение было основано в XVIII веке. Расположено при тракте Уфа–Белорецк–Верхнеуральск–Магнитогорск в живописной местности, в широкой логовине при слиянии рек Большого и Малого Инзеров, от коих и получило имя. Названия рек происходят от этнонима унгары, т.е. венгры, угры – древнее население, жившее до конца IX века на Южном Урале.

Последняя деревянная Сергиевская церковь была возведена в Инзерском селе-заводе в 1891 г. (*Чернавский Н.М. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем. Оренбург, 1900). Располагался храм в центре села, на главной улице.

По архивным данным, церковь была закрыта и разграблена около начала 1930-х гг. (*Калугин И.Д., Зимина Н.П. К горнему свету. Православное Белоречье. Белорецк, 2001). Вероятно, сразу же была обезглавлена. В церковном здании располагался сельский клуб, называемый «домом обороны». По рассказам старожилов, снесено здание церкви в ~1950-х гг., перенесено на соседний участок под школьный спортзал, где позже и развалилось. В ~1957 г. частично с заходом на исконное место церкви была построена деревянная школа, которая была снесена в ~2000 г. (*Опросы старожилов.) Ныне церковное место свободно, пустырь, фундамент сохранился в земле.

Около конца 1990-х г.г. в селе образовался православный приход, для богослужений администрацией села выделено деревянное здание бывшей библиотеки в ~150 м от церковного места. Здание было обустроено под временный молитвенный дом, отдельно построено даже подобие колокольни. Ныне православные верующие во главе со священником Вадимом Гусевым ведут борьбу за возвращение исторического церковного места и восстановление здесь полноценного Сергиевского храма.

Предложение: Поддержать начинание прихожан в возрождении Сергиевской церкви в центре села Инзера на прежнем месте. Если возможно, уже в 2014 году архиерейским богослужением заложить на месте разрушенного храма первый камень возрождения, чем широко отметить здесь юбилей святаго Сергия, поддержав упавший дух русского православного села. Ходатайствовать о наименовании сей центральной улицы Инзера Сергиевской.

НОВЫЕ СЕРГИЕВСКИЕ ЦЕРКВИ УФИМСКОЙ МИТРОПОЛИИ:

Пока собирался и писался материал, на территории Уфимской митрополии появились две новые Сергиевские церкви. Обе возникли в последние 3 года – в 2010-12, на разных концах губернии, на точках, где прежде церквей не было: 1-я – кирпичная церковь в с. Исянгулове, ныне райцентр Зианчуринского района; 2-я – деревянная церковь в Бугабашевском Смоленско-Одигитриевском женском монастыре, наряду с уже существующей Серафимовской и снесённой Смоленско-Богородицкой. В юбилейном году по благословению епископа Николая планируется обустройство и освящение Сергиевского престола в нижнем этаже Свято-Троицкого храма города Ишимбая.

УЛИЦЫ И ИНЫЕ ТОПОНИМЫ ВО ИМЯ СВЯТАГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКАГО:

На территории города Уфы существовали 3 улицы и 3 переулка, имена коих были посвящены святому Сергию Радонежскому. Причины их возникновения были разными.

Две улицы отходят от градо-уфимской Сергиевской церкви. Поскольку первая церковь появилась зде в последние десятилетия XVI века, вскоре по основанию города-крепости Уфы, значит, и улицы (или их прообразы) возникли также в кон.XVI–нач.XVII вв. Местность восточнее Сутолоки называлась Сергиевская слобода и Сергиевская гора. С севера к этой местности примыкает старинное Сергиевское кладбище.

Улица Большая Сергиевская отходит от Сергиевского храма на северо-восток, в советское время её переименовали в улицу имени Д.И. Менделеева. Улица Малая Сергиевская отходит от Сергиевского храма на север, её переименовали в улицу имени В.М. Бехтерева. Безусловно, эти переименования – не самые худшие в истории города, улицы сии получили имена великих русских учёных, господ с мировым именем. Но в том и состояло лукавство советской власти, что этим переименованием они вытесняли имя не менее великого русского человека – святого преподобного Сергия, спасшего полоненную Русь в дебрях XIV века, благословившего святаго Димитрия Донского на судьбоносную для страны Куликовскую битву. Между ними же имелись и 3 коротких Сергиевских переулка, поименованных порядковыми номерами: 1-й Сергиевский, 2-й 3-й.

Третья улица Уфы, связанная с именем святого – Радонежская. Она возникла в спокойную и славную эпоху начала ХХ века, когда расцветающей Империей правил царь Николай II. Надо вспомнить, что в эти годы вновь образуемые улицы русских городов, в том числе и Уфы, целенаправленно получали новые имена в честь выдающихся деятелей России. Их называли так, чтобы детки и отдалённые потомки ценили и любили историю нашей великой Родины, гордились подвигами предков; в Уфе в то время появились улицы: Радонежская, Мининская, Суворовская, Пушкинская, Гоголевская, Достоевская, Ломоносовская и т.д. Но недолго святое слово сияло на карте Уфы, с приходом безбожной советской власти улица Радонежская также была переименована, как и десятки соседних улиц: ей досталось имя, возможно, самого циничного советского праздника – ул. им. 8 марта. Этот с позволения сказать «праздник» иудейского происхождения, всегда приходящийся на Великий Пост, изначально был призван узаконить блудный зуд феминисток-суфражисток, «раскрепостить», и тем самым унизить и опоганить честь российской женщины.

Полагаю, что Уфимской епархии Русской Православной Церкви в преддверии великого юбилея следует выступить с твердым обращением к руководству города с просьбой вернуть имена этим трём улицам – Большой Сергиевской, Малой Сергиевской и Радонежской. Радонежским же назвать и вновь образованный сквер на стрелке Радонежской и Диагональной улиц. Начало восстановления истинной городской топонимики послужит реальным вкладом в возвращение русских православных идеалов на богоспасаемую Уфимскую землю.

Таким образом, все объекты, о коих рассказано выше – реальные следы, которые оставило славное имя чудотворца на благословенной земле Уфимской.

Автор: П.В. Егоров, историк Уфимской епархии (Уфимской митрополии) © 

Павел ЕгоровБашкирияПравославиеправославие,Уфа,Уфимская епархияУфимская Сергиевская церковь. Фото 1910-х гг. СЕРГИЕВСКИЕ ХРАМЫ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ Настоящее выступление П.В. Егорова, историка Уфимской епархии (Уфимской митрополии), было подготовлено и представлено нынешним летом в двух вариантах – в виде Записки в Московскую патриархию от имени Уфимской епархии и в виде Предложений управляющему Уфимской Митрополией Высокопреосвященнейшему Митрополиту Никону ко грядущему...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл