Татарская Каргала (Оренбургская область)

576884387 Татарская Каргала (Оренбургская область) Ислам ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Провинция

На фото — жители Татарской Каргалы и студенты Оренбургского татарского агро-педагогического института. 1931 г.

Село Татарская Каргала или Каргалинская слобода (Сеитова слобода, Сеитовский посад) – старинное село в Сакмарском районе Оренбургской области. Его основание связано с организацией торговых путей между Центральной Россией и Средней Азией

В 1730-1738 гг. стала прокладываться караванная торговая дорога из Поволжья до берегов Яика (ныне Урал). Границы Российской империи обрывались на южной окраине будущего Оренбурга, где была учреждена таможня и построен Меновой двор, дальше простирались степи Малого Жуса (Джуза) Казахстана. Вот здесь-то и нужен был населенный пункт, жители которого могли бы стать надежными торговыми посредниками между Российским государством и странами Средней Азии и Востока. Им стала Татарская Каргала.

В начале 1744 г. казанские купцы просили поселиться в Оренбурге с целью ведения торговли. 2 марта 1744 г. оренбургский губернатор Неплюев сделал в Сенате доклад о предложении казанских купцов. Сенатским указом было разрешено набрать к поселению при Оренбурге до двухсот семей казанских татар для развития торговли с народами Казахстана и Средней Азии с правом построения мечети и освобождения от воинской повинности. По имени первопоселенца Сеита Аитова сына Хаялина она получила название Сеитовой слободы, а по реке – Каргалинской.

Основано село было 19 сентября 1744 г. выходцами из Казанской губернии во главе с 52-летним Сагидом Хаялиным с сыновьями. Правительство выдало ему указ-грамоту, определяющую условия поселения, территорию и льготы. Поселение стало называться по имени основателя, то есть Сагитова слобода, потом Сеитова слобода или Сеитов посад, ныне Татарская Каргала.

747488585 Татарская Каргала (Оренбургская область) Ислам ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Провинция

Основное население Каргалы первоначально занималось земледелием. Указом губернатора отводилось 20 тысяч десятин земли, но размеры ее были гораздо больше. ЛОсновная часть пашен и пастбищ находилась в руках башкирского общества, у богатых крестьян Атласовых, Хаялиных и Кайсаровых, которые занимались оптовой торговлей зерном и мукой. На 20 водяных мельницах, расположенных на близлежащих реках, мололи зерно не только каргалинцы, сюда приезжали из деревень, находящихся за 30-50 верст. В центре посада было возведено здание ратуши – совета, было 11 мечетей, при каждой из них существовало медресе-школа. В 1752-1758 гг. каргалинские торговые татары были даже более самостоятельнее, чем оренбургские купцы.

Население Сеитовой слободы росло очень быстро. В 1760 г., то есть всего через пятнадцать лет после ее основания, в ней насчитывалось, по данным П.И. Рычкова, уже около 300 дворов с населением одного мужского пола 1158 человек. Кроме казанских татар в Слободе селились выходцы из Средней Азии и Хан-Кермана (ныне г. Касимов на р. Оке, на кладбище села много надмогильных плит с надписью «Из Хан-Кермана»).

Каргалинские медные песчаники разрабатывались не только владельцами Оренбургских заводов. Немало медеплавильных заводов Башкирии использовали медистые песчаники Каргалинского месторождения. Однако, разработки Каргалинских медистых песчаников давно прекращены, место, где ранее производились разработки медистых песчаников в настоящее время носит название «Батыр тау» (Медная гора).

Село Татарская Каргала или Сеитова слобода в Оренбургской области

В это время на 109 торговавших в Оренбурге купцов приходилось: каргалинских -38, казанских — 20, касимовских — 13. В этой связи показательно предложение депутата оренбургского купечества Ильи Коченева. Он, выступая в 1766 г. в комиссии по составлению нового уложения, предлагал «переселить в Оренбург сеитовских купцов, достаточно капитал имеющих, могущих держать в своих всю Оренбургскую торговлю». Всю эту задачу торговли с иностранными государствами взяли на себя каргалинские торговцы.

Если в 1760 г. здесь числилось более 300 дворов с населением 1 158 душ мужского пола, то в 1897 г. — около 13 тысяч. В центре посада было возведено здание ратуши-совета. Действовало около десяти мечетей. В этом небольшом городке проживали татары, башкиры, семьи казахов-кочевников, перешедших на службу к богатым купцам, а также бухарцы, хивинцы, лезгины, хоросанцы, кашгарцы, персы и арабы.

Часть жителей Каргалы участвовала в Пугачевском восстании. Один из штабов Емельяна Пугачева в период осады Оренбурга находился в Каргале. Повстанцы называли его «Серебряной ставкой царя Петра III». «Золотая ставка» находилась в соседнем Бердском казачьем поселке. При написании истории Пугачевского восстания А.С. Пушкин посетил эти места, был и в Сеитовом посаде.

Город состоял сначала из двух частей – предместий Каргалинское и Сакмарское. Позже появилось Дунайское предместье.

Кроме мечетей было много деревянных и каменных зданий, сооружений. До наших дней дошли склады бакалейной торговли, дом Хаялина, в большом числе хорошо сохранившиеся и полуразрушенные лавки-магазины, склады.

8967585764 Татарская Каргала (Оренбургская область) Ислам ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Провинция

Белая мечеть села Татарская Каргала

В городе было развито ремесло. Многие жители занимались добычей камня, из которого возводили здания в самой Каргале и в Оренбурге. По словам старожилов, камень добывали и обтесывали «кубиками» испокон веков в Гребенской гряде (Еланчык тавы), в грядах Сафал, Этеч, которые входили в границы Каргалы. Коммунальные конторы Оренбурга каргалинскую продукцию всегда покупали охотно.

Беглые крестьяне, не имевшие никаких льгот, заняты были в производстве кирпича-сырца, в чугуноварении, в лесосплаве, на мельницах, каменоломнях. Из поколения в поколение передавались умения добротно строить дома, украшать их, шить обувь, одежду и головные уборы, выделывать кожу, делать мебель. Работали мастера по изготовлению украшений из драгоценных металлов и камней: колец, браслетов, серег, подвесок. В изготовлении женских украшений главным образом основными специалистами были сами женщины.

В 1769 г. Оренбург и Сагитову слободу посетила этнографическая экспедиция Петербургской Академии наук под руководством П. С. Палласа в 1769 г.

В своих путевых записях П.С. Паллас так описал Каргалинскую Слободу. «Каргалинская Слобода имеет приятное положение на северном или правом берегу Сакмары, между среднею и нижнею речкой Каргалкою. Число построенных на каменном фундаменте домов, в коих по две или три светлицы, простирается до трех сот. Мечеть построена преизрядно. Здешние татары произошли от казанских; по большой части отправляют торги, и все люди зажиточные».

Читайте также:  Как писать, "татаро-башкиры" или "башкиро-татары"?

Далее академик П.С. Палас писал: «Около Каргалы сеют много пшеницы и приготавливают из оной хорошую муку. Хотя пашня не столь хороша, и положение места не так выгодно, как во многих других местах, в коих, однако, по мнению крестьян, пшеница родится не очень хорошая. Лесу при реке Сакмаре очень мало, и растет в основном березняк и тополевое дерево. Страна вдоль речек Каргалок, а особливо между среднею и верхнею Каргалою, столь богата рудою, что между оными речками нет ни на версту такого расстояния, где бы не находилось маркшердейских столбов или других признаков для рудокопий, которые принадлежат к разным Оренбургским заводам. Но число действительно разработанных рудников не столь велико, потому что здешняя руда по большей части не очень хороша. Наипаче показываются песчаные руды в песчаном слоице, и местами небольшие гнезда медного колчедана или богатой зелени».

В опубликованных записках членов экспедиции отмечается основательность и благоустроенность поселка, «где каждый из 300 домов состоит из 2-3 белых, чистых комнат, обитатели которых отличаются аккуратностью и чистоплотностью, в одевании бросается в глаза изящность, вкус, а в поведении людей, особенно женщин, чувство достоинства, немало у них украшений и драгоценностей». А посетившего слободу в 1774 г. И. П. Фалька поразили «трезвый образ жизни жителей, неравнодушие их к редкой домашней утвари, коврам, серебряной и фарфоровой посуде, которых у них немало» .

В конце XVIII в. слобода представляла собой крупный торговый центр Оренбургской губернии. В 1787 г. получила статус города – населения насчитывалось около 13 тысяч.

Деловой город со своими бакалейными, галантерейными, мясными лавками, торговыми рядами и ярмарками привлекал из далеких мест желающих поторговать своими товарами. Русские обычно привозили овощи, казахи — изделия из кожи, башкиры — рогожи, уголь, деготь, мед.

С первых дней основания слобода сохранила свою самобытную культуру, обычаи, уклад жизни. Развито здесь было просвещение. Первые мектебы и медресе открывались при мечетях. Среди преподавателей было немало тех, кто сам когда-то учился в Оренбурге, Бухаре, Стамбуле и Каире. Так, в 1809 г. посетившие училища Оренбургской губернии адъюнкт И. И. Запольский и магистр Казанского университета П. С. Кондырев докладывали, что «в слободе Татарской Каргалы, Сеитово тоже, каменных мечетей, весьма великолепных семь и две деревянные. При всякой мечети находится особливое татарское училище. Частью в покоях под самими мечетями, частью при них в особливых домах».

Читайте также:  Почему Оренбургская область в конце рейтинга по экологии?

До XIX в. учащиеся получали религиозное образование, затем стали открываться и новометодные школы. Обучение (до конца XIX в.) велось в основном по рукописным книгам.

Мечеть-«Куш-манара» Татарская Каргала (Оренбургская область) Ислам ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Провинция

Мечеть Куш манара села Татарская Каргала

Значительное число книг везли из Бухары, где каргалинские купцы бывали весьма часто по торговым делам. Следует подчеркнуть, что каргалинские медресе одними из первых в Оренбургской губернии перешли на новый метод обучения. А в 1899 г. здесь открылись летние курсы для учителей, где прибывшим из разных губерний России преподавателям медресе разъясняли суть обучения по-новому.

Учиться в Каргалу приезжали из ближних и из дальних мест. Как говориться в одном из архивных документов, «учащиеся, кроме здешних и приезжие из других стран России, бывают из Хивы, Бухарин и разных Азийских княжеств, люди с различными познаниями и поступающие в училище для различных целей; сколько учиться — предоставлено на волю, есть ученики лет 45, а бывают, говорят еще и старше; учатся иногда малое время, иногда лет около двадцати, одни по охоте, другие для достижения духовного чина».

Люди, связанные с селом: Исмаил Бекмухамедов (XVIII в., род. и умер в Каргалинской (Сеитовской) слободе, в дальнейшем с. Татарская Каргала) — путешественник XVIII века; Рахматулла Янбулатов (1750-до 1831) — секунд-майор, мурза, князь, крупный землевладелец, участник русско-турецкой войны. В Каргале получали образование дети виднейших башкирских тарханов, казахских ханов и знатных татар. В разное время учились, жили и творили Утыз Имяни, Ибатулла Салихов, Сагди, Каргалый, Кадыри, Фатых Карими и другие впоследствии видные деятели культуры.

В настоящее время в селе действуют три мечети. Две исторические — Куш манара и Белая мечеть, а также новая — Ас-салям. Всего же в период с XVIII до начала XX веков в селе было построено десять мечетей: 1-я — в 1746 г., 2-я — в 1760 г., 3-я — в 1767 г., 4-я и 5-я — в 1773 г., 6-я — в 1790 г., 7-я — в 1792 г., 8-я — в 1795 г., 9-я — в 1884 г. и 10-я — в 1909 г. При мечетях действовали медресе и мектебы. Здания 8-й и 10-й мечети сохранились и действуют как мечети Куш манара и Белая.

Краткая информация о селе Татарская Каргала

Год основания: 1744. Регион: Оренбургская область. Телефонный код: 35331. Автомобильный код: 56. Почтовый индекс: 461431. Код ОКАТО: 53240834000. Разница во времени с Москвой: +2 ч. Население: 3800 чел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 4 =

Next Post

Проект восстановления собора в Казани

Ср Ноя 11 , 2015
      В Татарстане началась кампания против возрождения собора Казанской иконы Божьей матери 4 ноября 2015 года в День народного единства президент Татарстана Рустам […]
Проект восстановления собора в Казани