576884387

Село Татарская Каргала или Сеитова слобода в Оренбургской области

На фото — студенты Оренбургского татарского агро-педагогического института, проходящих практику в селе Татарская Каргала, с местными жителями. 1931 г.

Село Татарская Каргала или Каргалинская слобода (Сеитова слобода, Сеитовский посад) – старинное село в Сакмарском районе Оренбургской области. Его основание тесно связано с организацией торговли со Средней Азией.

В 1730-1738 гг. стала прокладываться караванная торговая дорога из Поволжья до берегов Яика (ныне Урал). Границы Российской империи обрывались на южной окраине будущего Оренбурга, где была учреждена таможня и построен Меновой двор, дальше простирались степи Малого Жуса (Джуза) Казахстана. Вот здесь-то и нужен был населенный пункт, жители которого могли бы стать надежными торговыми посредниками между Российским государством и странами Средней Азии и Востока. Им стала Татарская Каргала.

В начале 1744 г. казанские купцы просили поселиться в Оренбурге с целью ведения торговли. 2 марта 1744 г. оренбургский губернатор Неплюев сделал в Сенате доклад о предложении казанских купцов. Сенатским указом от 8 марта того же года было   было разрешено набрать к поселению при Оренбурге особой слободой до 200 семей казанских татар для развития торговли с народами Казахстана и Средней Азии с правом построения мечети и освобождения от воинской повинности. По имени первопоселенца Сеита Аитова сына Хаялина она получила название Сеитовой слободы, а по реке – Каргалинской.

Основано же село было 19 сентября 1744 г. выходцами из Казанской губернии во главе с 52-летним Сагидом Хаялиным с сыновьями. Правительство выдало ему указ-грамоту, определяющую условия поселения, территорию и льготы1. Поселение стало называться по имени основателя, то есть Сагитова слобода, потом Сеитова слобода или Сеитов посад, ныне Татарская Каргала.

747488585

Основное население Каргалы первоначально занималось земледелием. Указом губернатора отводилось 20 тысяч десятин земли, но размеры ее были гораздо больше. ЛОсновная часть пашен и пастбищ находилась в руках башкирского общества, у богатых крестьян Атласовых, Хаялиных и Кайсаровых, которые занимались оптовой торговлей зерном и мукой. На 20 водяных мельницах, расположенных на близлежащих реках, мололи зерно не только каргалинцы, сюда приезжали из деревень, находящихся за 30-50 верст2.

Население слободы быстро росло: уже в 1760 г. насчитывалось в Каргале 300 дворов. В конце XVIII в. слобода представляла собой крупный торговый центр Оренбургской губернии. В 1787 г. получила статус города – населения насчитывалось около 13 тысяч.

В центре посада было возведено здание ратуши – совета, было 11 мечетей, при каждой из них существовало медресе-школа. В 1752-1758 гг. каргалинские торговые татары были даже более самостоятельнее, чем оренбургские купцы.

В это время на 109 торговавших в Оренбурге купцов приходилось: каргалинских -38, казанских — 20, касимовских — 13. В этой связи показательно предложение депутата оренбургского купечества Ильи Коченева. Он, выступая в 1766 г. в комиссии по составлению нового уложения, предлагал «переселить в Оренбург сеитовских купцов, достаточно капитал имеющих, могущих держать в своих всю Оренбургскую торговлю». Всю эту задачу торговли с иностранными государствами взяли на себя каргалинские торговцы.

Если в 1760 г. здесь числилось более 300 дворов с населением 1 158 душ мужского пола, то в 1897 г. — около 13 тысяч. В центре посада было возведено здание ратуши-совета. Действовало около 10 мечетей3. В этом небольшом городке проживали татары, башкиры, семьи казахов-кочевников, перешедших на службу к богатым купцам, а также бухарцы, хивинцы, лезгины, хоросанцы, кашгарцы, персы и арабы.

Город состоял сначала из двух частей – предместий Каргалинское и Сакмарское. Позже появилось Дунайское предместье.

Кроме мечетей было много деревянных и каменных зданий, сооружений. До наших дней дошли склады бакалейной торговли, дом Хаялина, в большом числе хорошо сохранившиеся и полуразрушенные лавки-магазины, склады.

8967585764

В городе было развито ремесло. Многие жители занимались добычей камня, из которого возводили здания в самой Каргале и в Оренбурге. По словам старожилов, камень добывали и обтесывали «кубиками» испокон веков в Гребенской гряде (Еланчык тавы), в грядах Сафал, Этеч, которые входили в границы Каргалы. Коммунальные конторы Оренбурга каргалинскую продукцию всегда покупали охотно.

Беглые крестьяне, не имевшие никаких льгот, заняты были в производстве кирпича-сырца, в чугуноварении, в лесосплаве, на мельницах, каменоломнях. Из поколения в поколение передавались умения добротно строить дома, украшать их, шить обувь, одежду и головные уборы, выделывать кожу, делать мебель. Работали мастера по изготовлению украшений из драгоценных металлов и камней: колец, браслетов, серег, подвесок. В изготовлении женских украшений главным образом основными специалистами были сами женщины.

В 1769 г. Оренбург и Сагитову слободу посетила этнографическая экспедиция Петербургской Академии наук под руководством П. С. Палласа в 1769 г.

В опубликованных записках членов экспедиции отмечается основательность и благоустроенность поселка, «где каждый из 300 домов состоит из 2-3 белых, чистых комнат, обитатели которых отличаются аккуратностью и чистоплотностью, в одевании бросается в глаза изящность, вкус, а в поведении людей, особенно женщин, чувство достоинства, немало у них украшений и драгоценностей»4. А посетившего слободу в 1774 г. И. П. Фалька поразили «трезвый образ жизни жителей, неравнодушие их к редкой домашней утвари, коврам, серебряной и фарфоровой посуде, которых у них немало» 5.

Деловой город со своими бакалейными, галантерейными, мясными лавками, торговыми рядами и ярмарками привлекал из далеких мест желающих поторговать своими товарами. Русские обычно привозили овощи, казахи — изделия из кожи, башкиры — рогожи, уголь, деготь, мед.

С первых дней основания слобода сохранила свою самобытную культуру, обычаи, уклад жизни. Развито здесь было просвещение. Первые мектебы и медресе открывались при мечетях. Среди преподавателей было немало тех, кто сам когда-то учился в Оренбурге, Бухаре, Стамбуле и Каире. Материалы о сеитовских медресе можно найти не только в Оренбурге, но и в Казани (Национальный архив РТ).

Так, в 1809 г. посетившие училища Оренбургской губернии адъюнкт И. И. Запольский и магистр Казанского университета П. С. Кондырев докладывали, что «в слободе Татарской Каргалы, Сеитово тоже, каменных мечетей, весьма великолепных семь и две деревянные. При всякой мечети находится особливое татарское училище. Частью в покоях под самими мечетями, частью при них в особливых домах»6.

До XIX в. учащиеся получали религиозное образование, затем стали открываться и новометодные школы. Обучение (до конца XIX в.) велось в основном по рукописным книгам.

Огромное количество литературы привозили из Бухары, где каргалинские купцы бывали весьма часто по торговым делам. Следует подчеркнуть, что каргалинские медресе одними из первых в Оренбургской губернии перешли на новый метод обучения. А в 1899 г. здесь открылись летние курсы для учителей, где прибывшим из разных губерний России преподавателям медресе разъясняли суть обучения по-новому.

Учиться в Каргалу приезжали из ближних и из дальних мест. Как говориться в одном из архивных документов, «учащиеся, кроме здешних и приезжие из других стран России, бывают из Хивы, Бухарин и разных Азийских княжеств, люди с различными познаниями и поступающие в училище для различных целей; сколько учиться — предоставлено на волю, есть ученики лет 45, а бывают, говорят еще и старше; учатся иногда малое время, иногда лет около двадцати, одни по охоте, другие для достижения духовного чина»7.

Люди, связанные с селом: Исмаил Бекмухамедов (XVIII в., род. и умер в Каргалинской (Сеитовской) слободе, в дальнейшем с. Татарская Каргала) — путешественник XVIII века; Рахматулла Янбулатов (1750-до 1831) — секунд-майор, мурза, князь, крупный землевладелец, участник русско-турецкой войны. В Каргале получали образование дети виднейших башкирских тарханов, казахских ханов и знатных татар. В разное время учились, жили и творили Утыз Имяни, Ибатулла Салихов, Сагди, Каргалый, Кадыри, Фатых Карими и другие впоследствии видные деятели культуры.

В настоящее время в селе действуют три мечети. Две исторические — Куш манара и Белая мечеть, а также новая — Ас-салям.

Альфия Бакирова

 

Краткая информация о селе Татарская Каргала

Год основания: 1744. Регион: Оренбургская область. Телефонный код: 35331. Автомобильный код: 56. Почтовый индекс: 461431. Код ОКАТО: 53240834000. Разница во времени с Москвой: +2 ч. Население: 3800 чел.

808675

Село Татарская Каргала или Сеитова слобода в Оренбургской области

Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоИсламОренбургская областьПосреди Россиимедресе,мечеть,Оренбургская область,село,татарыСело Татарская Каргала или Сеитова слобода в Оренбургской области На фото - студенты Оренбургского татарского агро-педагогического института, проходящих практику в селе Татарская Каргала, с местными жителями. 1931 г. Село Татарская Каргала или Каргалинская слобода (Сеитова слобода, Сеитовский посад) – старинное село в Сакмарском районе Оренбургской области. Его основание тесно связано с...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл