241415415

Село Покровка на трассе Оренбург — Самара

Зимой 1896 года оренбургский казак Захарий Карцев увидел удивительный сон. Голос над зеленым холмом произнес: «Над горою свет, под горой — родник!»

Проснувшись, казак вспомнил это место – близ нынешнего села Покровка Новосергиевского района. Захарий тогда взял заступ, лопату, краюху хлеба и кувшин кваса и отправился под гору — строить подземный монастырь, обитель, которую и поныне считают одной из величайших святынь Южного Урала.

По зову Господа

Покровка – небольшое село, раскинувшееся у шумной трассы Оренбург — Самара. При въезде в глаза бросаются яркие указатели с надписью «Святые пещеры». Следуя по ним, легко добраться до той самой горы, на которую указал Господь подвижнику Захарию. Сегодня здесь возводится большой храмовый комплекс — сияющий на солнце купол главной колокольни видно за много километров. Впрочем, главная местная святыня скрыта в недрах горы.

По зимнему времени попасть на экскурсию можно с десяти утра, и экскурсовод — жительница Покровки Ксения Якубова с охотой рассказывает удивительную историю этого необычного места. В 1896 году 36-летний записной казак Карцев после ночного видения откопал у подножия горы родник, а затем в мягкой песчаниковой породе оборудовал себе небольшую келью. Отшельником жил он в посте и молитвах, и вскоре молва о необычном казаке разлетелась по округе. К нему потянулись другие верующие, а воды родника стали считаться целебными. Богомольцы углубили келью Захария, вели хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило.

26 сентября 1909 года Захарий был пострижен в монахи с новым именем — Зосима. К тому времени трудами приходящих крестьян и братии пройдено было около 256 м пещерного хода: коридор, вырытый на глубине 4 — 6 м, вел в подземную церковь и кельи, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец — схимонах Нил. По легенде, он предсказал скорый закат Российской империи, тяжкие испытания для казачества и многолетнее забвение этого святого места. Но в утешение богомольцам и служивым добавил, что свет веры православной еще озарит пещеры Зосимы и поруганного священства.

Так оно и случилось.

Подземелье схимонаха

После захватывающего рассказа Ксении мы зажгли свечи и отправились внутрь. Пещеры узкие, но неудобств это не доставляет — внутри не нужно идти, согнувшись в три погибели. Одной свечи вполне хватает осветить дорогу. Экскурсовод говорит, что многие из приходящих сюда – люди глубоко верующие, любопытных, желающих только поглазеть — немного. Ксения тем временем показывает нам следы от кирки на стене из песчаника. По легенде, они были сделаны монахами-первопроходцами и помнят руки самого Зосимы и Нила.

Кельи, где годами жили отшельники, совсем крошечные, обычному среднему человеку и ноги не вытянуть. Какой силой духа должны были обладать эти люди, отказавшиеся от всего мирского ради веры!

Также, по словам экскурсовода, в далекие 1800-е здесь почти не было света. В пещере горели только лампадки, свечи зажигались лишь на рождественские и пасхальные службы. Монахи ходили с иконами, которые висели у них на перевязи, чтобы руки всегда были свободны для крестного знамения.

Бывают в этом святом месте и необычные гости. Так, Ксении запомнился визит пятидесяти филиппинских студентов. Они приехали учиться в Оренбург по обмену, и руководство организовало им посещение Покровских пещер. Через переводчика ребятам удалось разъяснить, что находятся они в святом месте. И молодые люди начали по-своему молиться, делится воспоминаниями наш экскурсовод.

Люди приходят разные, бывают и такие, которые выделяются своим поведением, и на них невольно обращаешь внимание. Ксения объясняет, что скепсис человеческий виден. Три года назад, например, в одной из групп был парень, который в конце экскурсии выдал фразу: где тут самое святое место, куда я могу прикоснуться, чтобы все грехи мне списали? Экскурсовод спросила парня, сколько ему лет. Мужчина назвал свой возраст – тридцать два года. И тогда Ксения объяснила, что невозможно тридцать два года грешить и за секунду, прикоснувшись к святому месту, очистить себя от всех грехов. Мужчина призадумался. Эта история имела продолжение.

– Уже на протяжении трех лет наш «грешник» приезжает, — улыбается Ксения. — Ходит, внимательно слушает и думает о своем. И уж больше не шутит над набожностью паломников…

Обретенная святыня

После переворота 1917 года начались гонения на церковь, докатились они и до Покровки. В 1922 году в возрасте 63 лет умер основатель — игумен Зосима. Через три года монастырь закрыли:  церковь, которая стояла над входом в пещеры, разобрали, а сам вход позже взорвали и засыпали обломками породы. Оставшимся монахам предложили поступить на работу, организовав рабочую артель, но при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати. Желающих, впрочем, не нашлось. Судьба сподвижников по вере игумена Зосимы до сих пор туманна, точных данных нет. Кто-то говорит, что всех их расстреляли, другие уверены, что верующим удалось спастись, но ни один потом так и не вернулся в Оренбуржье.

Как бы то ни было, но на десятилетия пещеры оказались закрытыми, а после Великой Отечественной войны о них забыли совсем. Первые попытки их найти и откопать вход начались в 1993 году, но безуспешно. Лопатами и даже экскаватором изрыли всю гору – результат нулевой. Считалось даже, что никаких пещер тут и нет вовсе, мол, церковная легенда. Но, как и казаку Захарию, место раскопок привиделось во сне местному священнику Анатолию Чернецову. Наутро он указал экскаватору, где копать, и первый же ковш вынес на поверхность землю с кирпичами. Уже через час открылся практически не пострадавший от взрыва вход в подземные галереи. Но еще более удивительным было состояние пещер. Вошедшие в них люди увидели лишь небольшое  количество пыли. Можно было подумать, что монахи только вчера покинули галереи. Ни намека на затхлость и тяжелый воздух – удивительным образом, даже будучи закрытыми, пещеры хорошо вентилировались.

Сегодня покровские святыни – одно из ключевых мест паломничества в регионе. Облагорожен и родник Зосимы, ведется строительство храмового комплекса. Сбылось пророчество схимонаха Нила – свет православия вновь освещает святые подземелья. И вместе с ним – всю верующую Русь.

Автор Дмитрий КРЕСТОВ, «Южный Урал»

Публикуется в сокращении

Яна Ямщикова (Галеева)Оренбургская областьПосреди Россиимужской монастырь,Оренбургская губерния,Оренбургская область,православие на Южном Урале,церковьСело Покровка на трассе Оренбург - Самара Зимой 1896 года оренбургский казак Захарий Карцев увидел удивительный сон. Голос над зеленым холмом произнес: «Над горою свет, под горой - родник!»Проснувшись, казак вспомнил это место – близ нынешнего села Покровка Новосергиевского района. Захарий тогда взял заступ, лопату, краюху хлеба и кувшин кваса...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл