63636674747474

Публикуем статью Р.Г. Игнатьева «Церковь св. Спаса на Казанской улице, в г. Уфе» из «Уфимских губернских ведомостей». (1869. 6, 13, 20 декабря).

Третий год царствования Императрицы Екатерины II-й ознаменован важными реформами в церковной администрации; то, о чём ещё только помышляли люди передовые Государства Московского, на что нерешался сам Пётр I, то довершила Екатерина II. В 1764 году вышел известный закон «о духовных штатах», по которому отобраны крестьяне у архиерейских домов и монастырей, а в замен того даны земли и назначено штатное жалованье. Тогда же везде почти по епархиям уничтожено много мужских и женских монастырей, в том числе – и Уфимский Успенский мужеский монастырь, возобновлённый уже в последствии при Императоре Павле I, в 1799 году. – Самые епархии изменили своё прежнее географическое положение, так например Оренбург, Уфа и Бирск, принадлежавшие до того по духовным делам к Казанской епархии, по указу о духовных штатах, причислены к Вятской. Мензелинск же с его округом остался по прежнему за Казанскою епархиею; православные селения, лежащие за Уральским хребтом в башкирии, в пределах нынешних Троицкого, Челябинского, Верхнеуральского и Орского уездов Оренбургской губернии, остались тоже по прежнему за Тобольской епархией. Так по епархиальному управлению разделена была Оренбургская губерния, по закону о духовных штатах, и таковою оставалась сначала в 1785 году переименованною в Уфимское наместничество, а потом в 1796 году снова названною Оренбургскою губерниею; прибавились только 2 новые города – Белебей и Стерлитамак, к которым в 1785 году причислены селения бывшего Уфимского уезда, простиравшегося прежде слишком далеко за Урал.

В 1798 году Вятский Епископ нашёл неудобным управлять такою обширною епархиею и просил св. синод отчислить от него Оренбургские города, что и было исполнено, и все те города, которые были приписаны к Вятской, отчислены опять
к Казанской епархии, а за тем, в 1799 году учреждено уже своя особая Оренбургская епархия, с причислением и селений Тобольской епархии за уралом, где уже возникли города: Троицк, Челяба и Верхнеуральск. В 1860 году Оренбургская епархия отделена от Уфимской. Но пока Уфа и прочие города были Вятской епархии и составляли одну паству, возник благочестивый обычай каждогодно приносить в г. Уфу из села, а потом города, Елабуги чудотворный образ Спасителя нерукотворенного, между тем как в г. Сарапул, также Вятской губернии, каждогодно приносился, и в одно и тоже время, в Мае месяце, чудотворный образ св. Николая из села Берёзовки-Камской, Бирского уезда. Чудотворный образ Спасителя из Елабуги отправлялся всегда в Уфу водою по рекам Каме и Белой, мимо г. Бирска, посетив на пути, хоть и в сторону от него лежащий, г. Мензелинск. В г. Уфе чудотворный образ оставался несколько
дней, теперь же памятником этого остались здесь: церковь Спасская и точные копии с чудотворного образа Елабужского
в Воскресенском кафедральном соборе и древней церкви св. Троицы, прежде бывшем Смоленском Соборе.

Однажды, говорит предание, плыл чудотворный образ Спаса мимо г. Бирска, и, не смотря на попутный ветер, барка
с иконой, Божиею силою, остановилась и не могла тронуться с места – и теперь, в память события, в Бирске, на берегу р. Белой, находится часовня Спасская, а прежде на месте её стояла древняя церковь св. Спаса. Весть о чудесном событии в Бирске, и что Бирские жители хотят ставить церковь в честь Спасителя нерукотворенного, тотчас же дошла до Уфимцев, и они, в память каждогодного приношения в г. Уфу св. Иконы, положили себе обещание точно также построить в Уфе церковь во имя св. Спаса. Но и в Уфе, говорит предание, случилось тоже чудо от иконы. Когда духовенство и Уфимские жители, встретив св. Икону Спаса нерукотворенного, все от мала до велика, за городом с подобающею честью, с крестами и св. иконами, правожали чудотворный образ в бывший Собор, то, проходя Казанскою улицею к бывшему Собору или нынешней церкви св. Троицы, на самом том месте, где теперь Спасская церковь, а тогда стояла деревянная церковь Благовещения Богородицы, чудотворная икона Спасителя вдруг остановилась и носящие её не могли тронуться с места, – они, по преданию, точно пригвоздились к земле. По этому событию, тем более поспешили Уфимские жители исполнить обещание, и близ церкви Благовещения Богородицы поставлена другая, тоже деревянная, в честь св. Спаса нерукотворенного образа. Справедливо ли предание о чуде – не знаем, но что церковь Спасская
построена именно в честь чудотворной иконы, которая ежегодно приносилась из Елабуги в Уфу, – это не подлежит со-
мнению.

Правда в Уфе до 1759 года существовала деревянная крепость с 6 башнями и одна из них звалась «Спасскою», но Уфимская крепость, с рубленною стеною и деревянными башнями, по свидетельству Рычкова, была близ р. Белой, там где теперь Троицкая церковь, и сгорела в 1759 году, Спасская же церковь возникла в конце XVIII столетия, и, кто знает хорошо Уфу – понимает, что она, находится со всем не там, где была Уфимская крепость; следственно нет ничего общего между церковью Спасской и сгоревшей башней старой Уфимской крепости.

К сожалению мы ничего незнаем о времени и случае постройки, тут-же вместе с Спасскою находившейся в нескольких саж., церкви Благовещения Богородицы; предполагаем, что Благовещенская церковь была одною из древних церквей
Уфы, а Уфа начала ещё строиться во времена Царя Иоанна Грозного, с 1574 года. От Благовещенской церкви не осталось ровно ничего, кроме воспоминания, что она была именно на этом же месте на Казанской улице, в нескольких саженях от Спасской, и обе церкви заведывались одним причтом; в одной из них, Благовещенской, служили зимой, а в другой, Спасской церкви – летом.

Из дела об открытии Уфимского наместничества 1785 года, хранящегося в архиве Уфимского Губернского Правления,
видно, что Уфа в это время имела только 7821 ч. жителей обоего пола и12 церквей. – В 1801 году в Губернском городе
Оренбургской губернии – Уфе, по документам Духовной Консистории, состояло церквей: Смоленский Богородицкий Собор, или теперь, церковь св. Троицы; церкви приходские: Спаса на Казанской улице и при ней другая деревянная церковь Благовещения Богородицы; церковь деревянная же Успения Божией Матери на старом кладбище; церковь во имя Покрова Богородицы и другая при ней во имя св. Николая Чудотворца; церковь деревянная св. Сергия Радонежского Чудотворца; церковь деревянная Богоявления Господня, оставшаяся от упразднённого в 1764 г. Успенского мужского монастыря; другая же, оставшаяся от того же монастыря – в честь Успения, перенесена в 1798 г. Г-жею Аничковой на старое кладбище; церковь Рождества Христова, оставшаяся от бывшего Христорожденственского девичьего монастыря с приделом св. Алексея человека Божиего. Христорождественский монастырь, основан по преданию в царствование Михаила Феодоровича и самый придел св. Алексея, вероятно был в честь Ангела наследника престола, царевича, а в последствии царя, Алексея Михайловича. В 1777 г. Христорождественский монастырь, по ходатайству игуменьи Таисии, переведён в г. Слободской, Вятской губернии, где и теперь известен под именем Христорождественского девичьего Уфимского монастыря; прозвище Уфимского оставлено за ним указом св. Синода от 11 Марта 1777 года за № 845 на имя Преосвященного Вятского. сверх того были в Уфе две церкви одна против другой, св. Пророка Илии и св. мученик Фрола и Лавра, также деревянные.

В г. Уфе, в начале настоящего столетия – все церкви были деревянные, кроме Смоленского Собора, а этот Собор основан
каменным в начале XVII века. В конце 30 годов прошлого столетия упразднена в г. Уфе деревянная церковь Воздвижения Креста и утварь её передана в Покровскую церковь. В 1759 году сгорела, и уже не возобновлялась, деревянная церковь св. Троицы и приделом Псковской Божией матери; эта церковь была близ Смоленского Собора, под горою, недалеко от берега р. Белой. – Все эти церкви кроме Спасской, конечно основаны в конце XVI и в течение XVII столетий.

В 1816 году пожар истребил большую часть Уфы; сгорела большая часть старой Уфы, Покровская церковь и около неё – много домов, большая часть Кладбищенской улицы, Казанская улица до самой церкви св. Спаса; улицы Фроловская, Ильинская и Архиерейская слободка почти все выгорели. – Но в 1821 году был новый пожар в Уфе, сгорело много домов на Казанской улице и в том числе церкви Благовещенская и Спасская; при чём вместе с Спасскою церковью сгорела и копия с чудотворной иконы Елабужской, от Благовещенской же сохранилась дарохранительница серебрянная без пробы, весом 33¾ зол. с сосудцем и лжицей, как значится по описи церковного имущества, и сохранился ещё антиминс на ревендуке с печатным на нём изображением положения И. Х. во гроб и с следущею надписью: «сей антиминс си есть тропеза священное приношение безкровной жертвы в божественной литургии, освятися благодати пресвятаго животворящаго духа; сего ради имеет власть священнодействователи во храме повелением Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России и благословением святейшаго правительствующаго Синода священнодействован преосвященным Варфоломеем, Епископом Вятским и Великопермским, влето от мироздания 7281, от Р. Х. 1773 Индикта 6 месяца Маия в 6 день». Странно, что в надписи, вопреки церковным правилам, пропущено: для какого храма, освящён антиминс; теперь же, в нынешней Спасской церкви, на этом самом антиминсе, освящён придел – во имя св. Николая Чудотворца.

После пожара, четыре года не было приступлено к сооружению новой церкви; прихожане и сами потерпели раззоре-
ние и город едва начинал устроиваться. Только в 1824 году старанием прихожан и священника Иоанна Григорьевича Несмелова заложена была каменная церковь св. Спаса Нерукотворенного с приделами св. Николая Чудотворца и Рождества Христова, в честь бывшей церкви в это имя, как мы говорили, на Казанской же улице, недалеко от Спасской, и также в одно время сгоревшей. Каменная нынешняя церковь св. Спаса, по неимению средств, строилась с 1824 по 1845 год; прежде всего в 1829 году освящён был Николаевский придел, настоящая же церковь освящена в 1844 году 1 Сентября Преосвященным Иоанникием, епископом Оренбургским и Уфимским1, а в следующем году, 1-го Сентября тем же Преосвященным освящён придел в честь Рождества Христова.

Церковь св. Спаса, по мысли покойного священника, потом протоиерея, Несмелова, построена по образцу С.-Петербургского Казанского Собора, конечно в значительно уменьшенном размере. Но фасад, насколько можно было, тот же самый: тотже купол, колонада, как и в Казанском Соборе, с тою только разницей, что по обоим оконечным сторонам колонады находятся колокольни, чего нет в Казанском Соборе, равно внутреннее расположение Спаской церкви совершенно другое. – Церковь Спасская, устроенная по образцу Казанского Собора, украшает теперь лучшую улицу в Уфе – Казанскую, так прозванную потому, что она идёт от въезда в город с Казанского тракта, он же Московский и Петербургский, – и Уфимские жители шуткой зовут эту улицу «своим невским».

Из плана Спасской церкви, выданного бывшею Оренбургскою Строительною Коммисиею видно, что размер её следующий: внутренность церкви 13 с. 2¾ ар. в длину, а длина всей церкви с крыльцом и колонадой из 36 столбов с 2 колокольнями – 22 саж. 2¾ ар., алтарь настоящей церкви 3 саж. 2¾ ар., шир. 3 саж. 2 чет. и 2 верш.; длина настоящей же церкви, без алтаря, 4½ саж. и в шир. 4 с.; трапеза, в которой устроены оба придела, отделённая аркой от настоящей церкви, длин. 5 с. 2½ ар., шир. 5 саж. 1½ ар. – Настоящая или 1 Антиминс заменён другим, освящённым 6 Марта 1860 года Преосв. Порфирием, Епикопом Уфимским и Мензелинским – прим. Р.Г. Игнатьева.

Спасская церковь освящается 12 полукруглыми пролётами в куполе и 8 полукруглыми окнами, а трапеза, составляющая отдельную пристройку, 8-ю четырёхугольными окнами. На куполе по наруже и на обоих колокольнях – небольшие главы обитые листовым железом; кресты на них позолочены червонным золотом. На одной из колоколен именно с Северной стороны, повешено 7 колоколов, из них самый большой весу 134 пуд. 4 фун., он вылит в 1850 году, за тем следуют колокола: 2-й вес. 36 пуд. 30 фун., 3-й 16 п., 7 ф., 4-й 4 пуда 2 ф., 5-й 2 пуд. 26 ф., 6-й 31 3/5 ф., 7-й 30 фун. Под колокольней 3 комнаты, для помещения сторожей, просвирни и церковной кладовой. Под колокольней с Южной стороны находится часовня, в которой очень хорошей живописи иконы Божией Матери всех скорбящих радости, св. Николая Чудотворца и Вознесения Господня.

В настоящей церкви недавно, именно в 1858 году, устроен новый иконостас вместо прежнего, существовавшего очень
недолго, именно с 1843 года; тот иконостас был довольно простой и он, как видно из описи церковного имущества, в 1858 году, продан за 100 руб., помещику А.М. Померанцеву. – Нынешний иконостас богато украшен резьбой и колонами и позолочен по полименту. – Иконостас этот – 3-х ярусный: в 1 ярусе иконы Спасителя, Божией Матери, в рост, трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; на царских дверях – Благовещения Богородицы и 4 евангелиста; 2-й ярус: И. Х. Царь славы, сидящий на престоле с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Предтечею; эта икона над царскими дверями, а далее следуют иконы: св. Благ. Вел. Князя Александра Невского, Константина и Елены, св. Препод. Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского Чудотворца, Препод. Аркадия, Иоанна, св. Феодора Начертанного, св. Благ. Князя Владимира и Благ. Великой Княгини Ольги, св. Николая Чудот., св. Митрофана Воронежского Чудот., св. Михаила Синоида, св. Алексия Митрополита Московского,
св. Преп. Иоанна Рыльского, Андрея Юродивого и Василия епископа Парийского; 3-й ярус: Воскресение христово, Несение И. Х. креста своего, Преображение Господня, погребение И. Х. Иосифом с Никодимом в присутствии Божией Матери, сошествие св. духа на Апостолов. – Иконы писаны в Москве лучшими иконописцами, но в подражательно древнем вкусе. – Иконы разных св. Угодников, как оказывается, сделаны в честь создателей храма.

Настенное письмо в настоящей церкви, (в трапезе его нет), не отличается искуством; здесь изображено в лицах тот
эпизод из земной жизни Христа Спасителя, когда он отирает лицо чистым платом и на нём изображается его образ, потом в присутствии Апостолов вручает его посланным от Эдесского Князя Авгаря, затем Авгарь лежащий на одре изцеляется от болезни; всё это изображено в 3 картинах. – Росписания купола между пролётами или окнами состоит из изображения, в рост, 12 верховных Апостолов. Теже события из истории о нерукотворенном образе помещены в клеймах или деяниях храмовой иконы, которая уже не копия с Елабужской, а очень небольшая, вставленная в доску, на которой в 8 полуквадратцах изображены события из истории Нерукотворённого образа; между прочим изображено принесение св. образа в Царьград, потом освобождение Царяграда от нахождения иноплеменников, когда обнесли св. образ кругом крепости.

Близ левого клироса находится образ Тихвинской Божией Матери в большом окладе с разными каменьями; он чествует-
ся народом; разсказывают, что это была домашняя икона и пожертвована сюда по видению во сне какой то девицы-
сироты. – Замечательны по живописи небольшие иконы, на особых налоях находящиеся: св. Спаса нерукотворенного и св.

Сергия Радонежского, писанные в 1836 г. в свято-троицкой Сергиевой Лавре, под руководством художника Малышевского, и икона 12 месяцев или святцы, пожертвованная купцём М.Я. Сапожниковым. – Достойны замечания: богатая плащаница и серебренные вызолоченные оклады на местных иконах Спасителя и Божией Матери, пожертвованные нынешним священником В.Т. Аманацким, преемником отца И. Несмелова. В устройстве всего, служащего к благолепию храма, также много потрудился бывший церковный староста, купец Любимов, 9 лет с честию несший эту обязанность; – церковь Спасская много обязана ему; при нём 11 Июля 1858 года было новое освящение церкви св. Спаса, по случаю устройства, вместе с иконостасом, нового престола; освящение было совершено Преосвященным Антонием, Епископом Оренбургским и Уфимским.

В ризнице Спасской церкви много весьма хороших облачений, евангелий, обложенных богатыми окладами, сосудов
блюд и проч. Всё это устроено приношениями разных лиц, трудами и усердием настоятелей храма И.Г. Несмелова и В.Т.
Аманацкого и старосты Любимова. Но в числе утвари нет ни чего в особенности замечательного. Разсмотрев утварь и церковную библиотеку, очень небогатую книгами, я ничего не нашёл такого, чтобы указывали на годы и когда и что кем пожертвовано, что конечно послужилобы фактами для истории Спасской церкви. В церковном архиве хранятся метрики с 1821 года и описи церковного имущества разных лет с 1825 г.; хотя церковь сгорела, но приход её существовал и священнослужители вели метрики и духовные росписи. Из указов епархиального начальства в церковном архиве замечательны разве в историческом отношении те не многие из них, которые касались церковных построек.

Возвращаюсь к описанию церкви.

Приделы Рождества Христова и св. Николая чудотворца не представляют ничего поразительного для глаз: здесь очень
скромный столярной работы иконостас, окрашенный в красную краску, местами вызолоченный; иконы все писаны в Уфе, здешними иконописцами и, должно сказать правду, не представляют ничего особенного в живописи; впрочем из этого мы исключить должны небольшую икону св. Николая чуд. в Николаевском приделе, писанную на металлической доске. На вопрос мой у сторожилов: почему этот придел не в память бывшей церкви Благовещения Богородицы, на антиминсе которой он и освящён? мне объяснили, что, кроме особой веры народа к св. Николаю это, будтобы, сделано потому, что принесение чудотворного образа св. Николая из села Берёзовки-Камской Бирского уезда заменило для Уфы принесение чудотворного образа св. Спаса нерукотворенного из г. Елабуги.

При Спасской церкви с 1861 года существует школа для детей обоего пола всех сословий, устроенная по распоряжению
Преосв. Филарета, бывшего Епископа Уфимского и Мензелинского, ныне – Нижегородского и Арзамасского, священником Аманацким и старостою Любимовым; здесь обучают чтению, письму, закону Божию, церковному пению и женским рукоделиям. – Школу посещают дети бедных родителей и наиболее мещан и солдат. Число учащихся непостоянно, по причине домашних нужд; школу посещают дети обоего пола, которых 50 ч.; обучением в последнее время занимались дьякон Тимашев и его жена.

К церкви принадлежит каменный дом с принадлежностями для причта, приобретённый покупкою земли и постро-
енный на счёт самих священно-церковно-служителей. Причта, по численности прихода полагается: 2 священника, 1 диакон и 2 причетника; они живут исключительно доходом от прихожан.

В настоящее время проживает в приходе 1561 ч. обоего пола православной веры; между ними нет ни одного старооб-
рядца, ни одного раскольника, понимая под последним словом раскол, прямо не происходящий от расколастарообрядчества или исправление церковных обрядов при Патриархе Никоне, а каковы например так названные: Иудействующие, малаконы и т. п.

За тем прилагаем роспись домов и домохозяев Спасского прихода, заимствованную из таковой же росписи, представленной церковным причтом в Уфимскую Духовную Консисторию за 1869 год. В графе о числе живущих показаны одни семейства домохозяев, а не жильцов их, временно проживающих. К Спасскому приходу принадлежат сверх того нижние чины пожарной команды и 1-й полицейской части г. Уфы; приход же, т. е. улицы к Спасскому приходу принадлежащие, расположены в 1 и 2 частях г. Уфы.

Район Спасского прихода, число домов и постоянных прихожан муж. и женск. пола:

1) По Казанской улице от Спасской церкви до Троицы: Домов 19; прихожан 58 м. 60 ж.

2) По Казанской улице вверх от Спаса до конца улицы: Домов 26; прихожан 121 м. 135 ж.

3) Кругом базарной и торговой площади: Домов 27; прихожан 66 м. 65 ж.

4) По Малоказанской улице вверх по правую сторону и по боковым улицам в кварталах, считая и левую сторону мало-
кладбищенской улицы: Домов 44, прихожан 167 м. 193 ж.

5) По левую сторону этой улицы и по боковым улицам в кварталах, считая и правую сторону Почтамтской или Вави-
ловской улицы: Домов 51, прихожан 176 м. 200 ж.

6) По левую сторону Почтамтской улицы и боковым улицам в кварталах, считая до верхней Ильинской; Домов 60, прихожан 154 м. 166 ж.

Всего в приходе домов 215, прихожан 742 м. 819 ж. –
1561 обоего пола.

После этой росписи нам оставалось бы представить очень любопытные статистические данные о числе браков, родив-
шихся и умерших в приходе церкви св. Спаса, хотя за последнее 3-летие; но мы это надеемся сделать после по всем вообще церковным приходам г. Уфы, с обозначением числа прихожан в каждом и тогда по числу населения можно сделать сравнительное количество родившихся, умерших и браков с наличным числом жителей. Это будет едвали не первый опыт так сказать нового рода церковной статистики. – Мы сказали, что Спасская церковь украшает лучшую улицу, она построена на месте действительно ровном, алтарь впрочем настоящей церкви стоит над обрывистым оврагом.

В Спасской церкви не совершается особых празднований, кроме храмовых праздников, ни особых крестных ходов.
При этом не можем умолчать об особенностях церковной службы вообще в Уфимской губернии, ярко бросающиеся в
глаза жителя Великой России; эта особенность: громогласное пение, основанное исключительно на высоких нотах; каждение на всенощной не во всей церкви, а лишь иконостаса; отверзение царских врат во время Великого славословия; пение после св. литургии молитв Божией Матери (Высшую небес и проч.); особый звон при погребении умерших и много другого.

Усердием старосты и прихожан при Спасской церкви содержится хор певчих – любителей из разного звания и этот
хор, нужно сказать по совести, – лучший из всех приходских в г. Уфе.

Как слышно нынешний церковный староста, Уфимский Градский Голова В.С. Губанов намерен приобресть в г. Елабуге
для церкви копию с чудотворной иконы св. Спаса Нерукотворенного образа.

Источник: Уфимские губернские ведомости. 1869. 6, 13, 20 декабря.

Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоПравославиеправославие,Уфа,Уфимская епархия,церковьПубликуем статью Р.Г. Игнатьева 'Церковь св. Спаса на Казанской улице, в г. Уфе' из 'Уфимских губернских ведомостей'. (1869. 6, 13, 20 декабря).Третий год царствования Императрицы Екатерины II-й ознаменован важными реформами в церковной администрации; то, о чём ещё только помышляли люди передовые Государства Московского, на что нерешался сам Пётр I, то довершила...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл