6637747747 РБК-Аналитика: Внутренний туризм в Башкирии не готов к «импортозамещению» Анализ - прогноз Башкирия

РБК-Аналитика: Внутренний туризм в Башкирии не готов к «импортозамещению»

Егор Белов

Отрасль столкнулась с инфраструктурными проблемами.

Тема развития внутреннего и въездного туризма в Башкирии стала особенно актуальной этим летом: такой вывод можно сделать даже по резко возросшему количеству конференций, круглых столов и совещаний, на которых обсуждается текущее состояние отрасли. Эксперты связывают это с трендом «импортозамещения», совпавшим с постоянным ростом курсов иностранных валют. По мысли ряда спикеров, выступавших на эту тему на разных площадках, Башкирия могла бы воспользоваться ситуацией меньшей доступности отдыха на зарубежных курортах. Речь идет о привлечении как жителей республики, так и гостей из других российских регионов. С одной стороны, потенциал для этого есть: в Башкирии насчитывается 180 естественных памятников природы, а биосферный резерват «Башкирский Урал» имеет статус объекта ЮНЕСКО. С другой стороны, показатели и тенденции в сфере внутреннего туризма трактуются игроками рынка по-разному, а состояние туристской инфраструктуры близко к критическому. С этим согласились большинство экспертов, опрошенных РБК-Уфа.

Согласно официальным данным, обнародованным республиканским госкомитетом по предпринимательству и туризму, на протяжении нескольких лет общий объем туристских услуг показывал стабильный рост. Так, например, в 2013 году капиталооборот отрасли прибавил 624 млн.руб., в 2014-м – 503 млн., и составил 3,87 миллиарда рублей. Это обеспечило республике второе место по Приволжскому федеральному округу, в котором лидирует Нижегородская область, и девятое место по России. Ранее в качестве предварительных итогов 2014 года называлась цифра, превышавшая 5 миллиардов рублей: ее приводили, в частности, «Коммерсантъ» и «Business FM».

На фоне постоянного роста показателей данные за первое полугодие 2015 года, только что обнародованные ведомством, демонстрируют проседание отрасли. Объем туристских услуг с января по июнь едва превысил 1,2 миллиарда рублей, то есть не достиг и трети от общего объема прошлого года. Госкомитет не называет цифру за первое полугодие 2014 г., но сообщает, что нынешние показатели составляют 87 % от нее. Почти такой же результат – десятипроцентное падение по отношению к январю – июню 2014 года – показала санаторно-оздоровительная сфера.
Это можно связать, прежде всего, как раз с уменьшением доли выездного туризма. По крайней мере, в 2014 году за границу из Башкирии отправились на 18 тыс. человек меньше, чем в предыдущем. Но вряд ли это будет означать существенный приток туризма внутреннего: число жителей Башкирии, выбравших отдых внутри России, в 2014-м увеличилось всего на 1,5 тыс. человек. Таким образом, если оперировать только официальными данными, скорее можно говорить о том, что 16,5 тысяч граждан вообще отказались от отдыха, по крайней мере – от услуг туриндустрии. Общий же рост ее денежного оборота в прошлом году объясняется, таким образом, в том числе и подорожанием услуг.

Объем «серого» туризма не поддается подсчетам

Выделить из общего оборота точный процент средств, связанных с туризмом именно внутри Башкирии, сложно. Согласно подсчетам Ростуризма, в «коллективных средствах размещения» в республике в прошедшем году побывали 863 тыс. человек, из них 24,5 тыс. – иностранцы. Некоторые издания, в частности, «Комменсантъ», оценивают поток туристов, побывавших в Башкирии в 2014 году, в полмиллиона человек.

Показатели разнятся еще и потому, что учитывают только часть реального рынка. Эксперт, пожелавший сохранить анонимность, раскритиковал существующие методы подсчета, которые учитывают пассажиропоток общественного транспорта (поезда, самолеты, автобусы) и официальную отчетность гостиниц и прочих средств размещения. По его словам, большинство туристов прибывает в Башкирию самостоятельно, на автомобильном транспорте, многие пользуются услугами нелегальных гостиниц и турбаз, и даже легальные не раскрывают часть доходов. «Если использовать другие методы подсчета, то статистика может отличаться от существующей в разы», – считает он. Заместитель председателя республиканского госкомитета Роман Шайхутдинов в беседе с РБК-Уфа согласился с тем, что значительная часть туристов внутри России планирует свой отдых самостоятельно, не покупая готовый продукт у туроператоров – действуя, правда, «на свой страх и риск». Большую обеспокоенность ведомства вызывают те организации и лица, которые организуют туры по Башкирии нелегально.

Один из тех, кто организует такие туры, рассказал РБК-Уфа о причинах, по которым он и его коллеги не легализуют свою деятельность. По его словам, оформление сертификата туроператора в Ростуризме, а также специальных страховок требует больших материальных вложений (в частности, работа фирмы в этой отрасли должна быть обеспечена суммой в полмиллиона рублей) – тогда как, например, страховки могут быть оформлены на туристов и в частном порядке. Кроме того, индивидуальный предприниматель не имеет права оказывать туристические услуги – только арендовать транспорт, обеспечить питание и т.д. Следовательно, необходимо оформлять юридическое лицо.

В официальном реестре туроператоров Башкирии значится сегодня 36 организаций, часть из них специализируется на выездном туризме. Николай Кочнев, владелец и руководитель «Розы ветров» – одного из старейших туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма, рассказал, в чем преимущества и недостатки легальной работы на рынке. По его словам, налоговое бремя и административные сложности отчасти компенсируются тем, что его фирма имеет возможность открыто рекламировать свои услуги. Николай Кочнев признает, что у легального туристического бизнеса в Башкирии много проблем: это, в частности, низкая рентабельность, потому что летний туристический сезон для большинства объектов составляет всего два месяца. Соответственно, речь идет о медленной окупаемости вложенных средств, особенно кредитных.

Нелегальные операторы предлагают клиентам меньшие цены, но это сказывается и на качестве их услуг, и особенно на безопасности. Господин Кочнев привел в пример два резонансных случая этого года – трагедии с 29-летним уфимцем, пропавшим без вести на Инзерских зубчатках, и с 13-летней девочкой из Казани, погибшей на горе Иремель. По словам собеседника РБК-Уфа, причины трагедий были связаны как раз с нелегальным характером туров и с отсутствием инструкторов. «В нашей работе такое исключено», – подчеркнул Николай Кочнев, отметив, что все его организованные группы, в особенности те, где есть пожилые туристы («социальные группы»), при восхождении на Иремель от турбазы «Розы ветров» сопровождают не только опытные инструкторы, но и автомобиль.

Механизм борьбы с «серым» туризмом все еще не отлажен: в госкомитете признали, что посылают запросы выявленным организатором неформальных туров, но не получают ответов. Других полномочий у ведомства нет: по словам Романа Шайхутдинова, это уже сфера ответственности правоохранительных органов. С нелегальными объектами инфраструктуры пытается бороться прокуратура: например, в июле Верховный суд Башкирии поддержал ее требование и постановил снести одну из нелегальных турбаз на берегу Юмагузинского водохранилища. Газета «Аргументы и факты – Башкортостан» приводит слова руководителя национального парка «Башкирия» о том, что «только на кордоне водохранилища таких объектов еще с десяток».

Инфраструктура осталась почти без вложений

Одной из наиболее серьезных проблем отрасли эксперты считают низкое качество инфраструктуры, обусловленное, в свою очередь, отсутствием государственных вложений и слабым потоком инвестиций. Республиканский госкомитет сообщил РБК-Уфа, что в 2015 году на реализацию госпрограммы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» выделено 92,7 миллионов рублей из республиканского бюджета. Большая часть этих денег (70 %) направляется на развитие социального туризма, то есть на отдых пенсионеров, инвалидов и воспитанников детских домов. По данным РБК-Уфа, основной поток этих групп населения, получающих субсидии на отдых, направляется в санатории, а не в офисы туроператоров. Часть бюджетных средств выделяется на формирование и продвижение туристического бренда Башкортостана, и только 1,2 миллиона – на содействие развитию туристической индустрии. Однако и эти средства в качестве субсидий будут направлены на компенсацию затрат лишь тем организациям, кто занимается обустройством мест пляжного отдыха.

Роман Шайхутдинов рассказал РБК-Уфа, что, возможно, ситуацию удастся переломить, потому что в этом году Башкирия впервые вошла в федеральную целевую программу по развитию въездного туризма на 2011–2018 годы. Проект, который получит федеральную поддержку (ожидается, что она составит 284 млн.руб.), – туристско-рекреационный кластер «Бурзянский», окончание работ по созданию которого запланировано на 2018 год. Уже найдены инвесторы, которые обеспечат большую часть вложений (общий бюджет проекта – порядка 1,5 миллиардов рублей). Инвестор уже построил некоторые объекты будущего кластера, в частности, гостиницу в Старосубхангулово, до вхождения в федеральную программу действуя, по словам господина Шайхутдинова, «на свой страх и риск». Также в июле этого года Башкирии удалось войти в федеральную программу по созданию специальных туристических маршрутов для гостей из Китая.

Ситуация с туристской инфраструктурой, вложения в которую невелики, оценивается экспертами, опрошенными РБК-Уфа, по-разному. Валерий Кузнецов – автор телефильмов о путешествиях по Южному Уралу – оценивает качество туристских услуг как крайне низкое и считает, что из-за этого поток организованного туризма будет снижаться. «Даже если обеспеченный горожанин хочет отдохнуть в Башкирии, он не поедет на турбазы из-за их уровня, а просто, в конце концов, поставит палатку», – считает господин Кузнецов. Владельцы же объектов инфраструктуры, напротив, не наблюдают снижения спроса на свои услуги: по словам Николая Кочнева, поток туристов на турбазе «Роза ветров» вырос за год на 30 – 40 процентов. Господин Кочнев пояснил, что этого можно добиться – а значит, сохранить рентабельность, – только удерживая цены на прежнем уровне. Это предполагает только постепенное улучшение качества сервиса. Другие собеседники РБК также подтвердили, что не имеют возможности резко улучшить качество услуг и радикально реформировать объекты инфраструктуры.

В сообществе обсуждаются варианты, которые позволили бы изменить ситуацию на рынке без больших вложений в инфраструктуру. Один из таких вариантов – сделать Уфу хабом и сосредоточиться на автобусных турах одного – двух дней. Валерий Кузнецов считает, что это оптимальный вариант, учитывая, что номерной фонд в городе увеличился почти на тысячу единиц. Николай Кочнев полагает, что без строительства или реконструкции объектов на местах все равно не обойтись, поскольку до основных туристических объектов от Уфы «все же не 50, а 250, 300 километров».

Роман Шайхутдинов признает, что без вложений в инфраструктуру «было бы глупо рассчитывать, что мы сможем сохранить положительную динамику», и видит выход в более активном привлечении инвесторов, «работа с которыми ведется пока в ручном режиме». По его словам, госкомитет старается привлечь инвесторов возможным включением в федеральные целевые программы, либо в местные приоритетные инвестпроекты. Государственные субсидии трудно назвать полноценным инструментом для этого, поскольку пока они касаются только обустройства пляжей. В ведомстве надеются, что в новой республиканской программе по развитию туризма, которая начнет действовать с 2017 года, удастся заложить «изменение ситуации для инвесторов». В частности, речь может идти о специальных льготах, например, об увеличении льготных сроков по налогам. Необходимость этого объясняется тем, что вложения в отрасль «отбиваются» гораздо дольше (в 2–3 раза) нежели вложения в промышленные объекты.

Пока же ситуация с инвесторами остается сложной. Согласно статистике Ростуризма, инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (то есть в гостиницы, базы отдыха и т.д.), в 2014 году составили в Башкирии 541,4 миллиона рублей.

В июне «Коммерсант» сообщил о резком сокращении объема республиканской программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2012–2016 годы». В 2012 году общий объем программы оценивался в 123,3 миллиарда рублей, и ожидалось, что 98 % этих средств составят частные инвестиции. По данным «Коммерсанта», сейчас общий «вес» программы ужался до 673,3 миллионов, то есть почти в двести раз.

Поможет ли бренд?

На этом фоне большинство игроков связывают большие надежды на развитие рынка с брендированием региона. Формирование и продвижение туристического бренда Башкирии получает поддержку и из бюджета республики. По данным РБК-Уфа, экспертный совет, созданный специально для этих целей при госкомитете, так и не смог придти к согласию относительно бренда. На последнем заседании, которое состоялось 7 августа, ни один из предложенных вариантов не получил поддержки.

Между тем, не все эксперты разделяют энтузиазм участников рынка относительно того, что удачное брендирование региона улучшит ситуацию в отрасли. На конференции, которую 21 августа проводило в Уфе Российское управленческое сообщество, представители туриндустрии Башкирии поспорили с экспертами из других регионов – в частности, с советником Минкультуры России по вопросам туризма Николаем Новичковым. Представители турбизнеса высказывали мнение, что именно «уникальная природа Башкирии» сама по себе может стать смысловой основой бренда и главным фактором, привлекающим туристов. Не соглашаясь с ними, некоторые эксперты подвергли сомнению то, что башкирские природные объекты уникальны (в той же степени, в какой уникальна, например, Арктика как туристический объект), – как и другие артефакты, традиционно рассматриваемые в качестве потенциальной основы бренда, например, мёд. Господин Новичков призвал Башкирию отказаться от позиционирования «в уральском, поволжском контексте, потому что в прямом столкновении с Казанью вы будете проигрывать всегда: должна быть найдена «фишка» на федеральном или даже мировом уровне, например – тема ислама в Европе». Эксперт по экономическим и политическим коммуникациям Елена Генерозова усомнилась, что само по себе «придумывание логотипа» может оживить отрасль. «Кампания по брендированию туризма в Башкирии напоминает мне кампании по указке партии и правительства, – заявила госпожа Генерозова. – Туристический бизнес в регионе находится еще на производственной сфере развития, то есть пока только производится контент – куда поехать. Бренд создается на основе бизнес-плана, а большинство проектов в этой сфере пока существует только на уровне бизнес-идеи. Сам по себе бренд – не мессия».

Туристический бренд Башкирии может быть утвержден и обнародован уже в ближайшие недели, однако даже те члены экспертного совета, с которыми удалось побеседовать, сомневаются, что смена «оболочки» может существенно обновить отрасль. Вопрос о том, кто должен вложиться в инфраструктуру – крупные инвесторы или государство – остается открытым.

качество туристических услуг Башкирии

Источник: РБК

printfriendly-pdf-email-button-notext РБК-Аналитика: Внутренний туризм в Башкирии не готов к «импортозамещению» Анализ - прогноз Башкирия
АвтопубликаторАнализ - прогнозБашкирияанализ,Башкирия,туризмРБК-Аналитика: Внутренний туризм в Башкирии не готов к «импортозамещению» Егор БеловОтрасль столкнулась с инфраструктурными проблемами.Тема развития внутреннего и въездного туризма в Башкирии стала особенно актуальной этим летом: такой вывод можно сделать даже по резко возросшему количеству конференций, круглых столов и совещаний, на которых обсуждается текущее состояние отрасли. Эксперты связывают...cropped-skrin-1-jpg РБК-Аналитика: Внутренний туризм в Башкирии не готов к «импортозамещению» Анализ - прогноз Башкирия