SH106759_2

Покровская слобода. Фото Сергея Синенко

Открытое письмо Верховному муфтию Талгату Таджуддину

Открытое письмо

Глубокоуважаемый Верховный муфтий,
председатель Центрального Духовного управления мусульман России,
шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин!

Вы известны, как выдающийся богослов, человек, обладающий большой эрудицией и проницательным умом. Помимо многочисленных званий, Вас называют «межконфессиональным лидером». Как многоконфессиональный лидер, Вы «за многолетнее служение, направленное на укрепление межрелигиозного согласия в России», награждены орденом Андрея Первозванного.

Известно, что православные миряне, священнослужители и просто жители Башкирии не согласны с проектом строительства в городе Уфе делового и досугового мусульманского центра «Муслим-сити», предлагаемого ДУМ РБ (см. Приложение), считают его антиконституционным, направленным на разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. 29 декабря состоится аукцион по сдаче земли в долговременную аренду. ДУМ РБ заявлено, что в мусульманских кварталах будут действовать свои законы и определенный дресскод.

«Что же получится, если каждая религиозная организация будет претендовать на выделение своей зоны по религиозному признаку? Территория города Уфы будет расчленена на зоны? Будет ли это способствовать межконфессиональному миру и согласию?» – спрашивают люди, встревоженные, что появятся кварталы «только для мусульман».

Все эти аргументы приведены в коллективном письме, направленном Вам, как межконфессиональному лидеру, с просьбой дать разъяснения. Жаль, что Вы на письмо не ответили. Это вынуждает обратиться к Вам с открытым письмом.

Прошу Вас, как к межконфессионального лидера, дать оценку проекту «Муслим-сити» с точки зрения мусульманских норм и мусульманского права. Я изучаю историю российского ислама, являюсь автором художественных биографий многих российских муфтиев, а также книги о российском исламе «Мусульманское Духовное собрание». Часто бывая в городах и селах Башкирии, всегда осматриваю старинные храмы, стараюсь выяснить обстоятельства возведения новых.

Строительство мечетей относится к трате на пути Всевышнего Аллаха, следовательно, если мечеть была построена на халяльные (дозволенные) деньги – ее возведение является халялем, а если мечеть была возведена на харамные (запретные) деньги, ее строительство – харам и его не примет Всевышний Аллах. При этом на человека, построившего мечеть, ложится грех. Беспокоит то, что на всех этапах строительства новой уфимской мечети присутствовали серьезные нарушения закона.

Позволю напомнить ключевые этапы.

Решение о строительстве мечети в Уфе было принято после празднования тысячелетия Казани и открытия в Казанском кремле мечети «Кул-Шариф». Ее строительство велось на пожертвования 35 тысяч граждан, более 600 организаций и обошлось в 400 млн рублей. Именно тогда были озвучены мысли о постройке в Уфе мечети больше и выше, чем «Кул-Шариф» и строящаяся в Грозном мечеть «Сердце Чечни». Проект новой уфимской мечети оценили в 1,5 млрд. рублей.

В Духовном управлении РБ говорят: «Изначально мечеть возводилась на деньги, пожертвованные верующими». Это не так. У верующих таких денег нет.

Как выяснила прокуратура, 16 октября 2006 г. ООО «Жилстройкомплектснаб» (заказчик) и Духовное управление мусульман РБ (благополучатель) заключили договор о строительстве мечети с Уральской горно-металлургической компанией (благотворитель) из города Верхняя Пышма в лице гендиректора Андрея Козицына. Из материалов следствия ясно – щедрая благотворительность связана с тем, что руководством республики в доверительное управление УГМК были переданы горно-добывающие предприятия Зауралья – Сибайский медно-серный комбинат, Хайбуллинская горная компания и Бурибаевский горно-обогатительный комбинат. Учалинский ГОК, крупнейший и богатейший в России, был УГМК продан. В отличие от «Башнефти», о незаконной приватизация которой услышала вся страна, горные комбинаты «ушли» тихо и незаметно…

Чтобы представить, о каких ценностях идет речь, скажу кратко об Учалинском ГОК (подробней – мой очерк «Большой треугольник»). В Учалах добывают золото, серебро, платину, редкие металлы, но основная продукция – медный и цинковый концентрат. УГОК поставляет более 70 процентов цинка страны и треть всей российской меди. Благодаря учалинскому комбинату УГМК по добыче цинка давно является лидером, а в последние годы лидирует и по производству меди, опережая «Норильский никель».

Плату за аренду, 150 млн. руб. ежегодно, УГМК выделял на финансирование социальной сферы и экологических программ районам Башкирии, где расположены добывающие предприятия. Именно из этих средств и финансировалось строительство уфимской мечети. Деталь – подписание договоров с УГМК и выделение администрацией Уфы площадей происходили скрытно – о событии не сообщила ни одна газета.

О проекте стало известно в 2007 г., когда были опубликованы благотворительные счета для сбора средств. Среди спонсоров – «Башнефть», Уфанефтехим, Уфаоргсинтез, Башкирнефтепродукт, Башкирэнерго, другие крупные предприятия, выделившие по несколько десятков миллионов, а также частные лица. Но через некоторое время Контрольно-счетная палата РБ провела проверку, из материалов которой следовало – значительная часть средств, направленных на проект, разбазарена («нецелевое использование»). В 2009 г. следственное управление УВД Уфы возбудило уголовное дело по ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата») по факту хищения пожертвований на мечеть. Публикации о строительстве прекратились, рабочие и техника оставили стройплощадку.

Скандал обернулся банкротством, в «Жилстройкомплектснаб» ввели процедуру внешнего управления, вся техника и счета были арестованы. В 2010 г. дело было прекращено, но, как говорится, «остался осадок». «После скандала вокруг исчезновения пожертвований меценаты не готовы вкладывать новые средства», – констатировал юрист Наиль Манаков, представляющий интересы ДУМ РБ.

Следующим спонсором проекта стал фонд «Урал» под руководством бывшего президента РБ М.Г. Рахимова. Финансирование началось в прошлом году. Этим летом М.Г. Рахимовым озвучена новая цифра общих затрат на строительство мечети. По его словам, оно обойдется в 5-6 миллиардов рублей – это в несколько раз выше суммы, озвученной изначально.

Следственный Комитет России продолжает расследовать уголовное дело «Башнефти». Сын бывшего президента РБ Урал Рахимов – в международном розыске. В октябре 2014 г. Басманный суд Москвы наложил арест на банковские счета «дочки» фонда «Урал» – ООО «Урал-инвест», в уставный капитал которой внесено 50,85 млрд. руб. от продажи предприятий башкирского ТЭКа. Счета фонда «Урал» заблокированы, спонсорство прекращено. Бывший президент дает показания…

Сколько томов уголовных дел уже накопилось, а ведь стройка еще не окончена и даже намечается новый этап. Что люди об этом должны думать? Может ли религия идти под руку с нарушением закона? Можно ли Храм Божий превращать в Храм Золотого Тельца? Ведь, с точки зрения Шариата, цель не оправдывает средства, если средства не являются законными.

По правилам Шариата для приближения ко Всевышнему Аллаху посредством имущества ставится условие, чтобы это имущество было благим и дозволенным. На этот счет в хадисе, который приводят имамы Муслим и ат-Тирмизи, сказано: «Поистине, Всевышний Аллах – благой и принимает только благое». Хадисы порицают приобретение денег незаконным путем и указывают на то, что трата их на пути Всевышнего Аллаха оборачивается для человека грехом. Поэтому всякий, желающий построить мечеть, должен искать для этой цели дозволенные средства, отвергая харам, ведь Всевышний Аллах не примет от него это дело.

Кроме того, совершение солята (молитвы) в мечети, возведенной на харамные деньги, является макрух-тахрим, то есть запрещено и является грехом. На Востоке такие мечети иногда переделывают в постоялые дворы или молятся на площади перед мечетью, не заходя вовнутрь. И вот вопрос – насколько строительство здания, средства на которые были получены с нарушением закона, соответствует нормам и правилам мусульманского права и мусульманской морали? Можно ли правоверному мусульманину в такой мечети молиться, не станет ли это макрух-тахрим?

Другой вопрос – соответствие канонам мусульманского зодчества. Это касается золота на минаретах. Золотые купола пришли на православную Русь из Византии, но в мусульманской традиции их нет. «Новая мечеть на проспекте Салавата Юлаева выбивается из общей архитектурной традиции, – утверждает в СМИ художник и архитектор Наиль Байбурин. – Купола мечетей обычно покрывают зеленой или бирюзовой крышей. А это золото – просто понты спонсора – благотворительного фонда «Урал». Подозреваю, что такая агрессивная и пафосная архитектура хочет составить конкуренцию мировым достопримечательностям, но пока получается какая-то дубайская ерунда».

Неизвестно, на какие именно суммы ориентирован проект комплекса «Муслим-сити», но уже ясно – средства потребуются огромные, а предполагаемые инвесторы, напрямую или через посредников, это компании с Ближнего Востока. Называют страны из числа ближайших союзников и сателлитов США.

Так какую же реакцию можно ожидать от жителей Уфы и Башкирии? Многими заявление о строительстве «Муслим-сити» воспринято как провокация в трудный для России момент – удар в спину. И я думаю – это провокация, но только гораздо масштабнее, чем ранее предполагал, ведь в роли «застрельщиков» выступают государственные мужи!

«Нельзя смешивать ислам и православие, – убежден протоиерей о. Евгений (Шерышев), настоятель Свято-Сергиевского собора в Уфе. – Мы за равенство всех конфессий, но строить такое сооружение в непосредственной близости от территорий православных церквей неправильно. Да и название «Муслим-сити» некорректно звучит в контексте местности, где исторически располагались православные храмы. По заявлению авторов проекта, комплекс призван символизировать толерантность и межконфессиональное согласие. На мой же взгляд, поощряя создание в исторически православной части города мусульманского квартала, городские власти выказывают предпочтение одной религии перед другой».

Я знаю из истории – не было случая, чтобы враги России не использовали против нее фактор этнического и религиозного многообразия. Это было всегда – во времена всех русско-турецких войн, войн с Англией и Францией, во время 1-й и 2-й мировых войн, в период Афганской и Чеченской кампаний…

Одна из целей наших противников – Башкирия, «мягкое подбрюшье» России.

Не сюда ли нацелены стрелы, уже породившие межконфессиональную напряженность? Не является ли конечной целью долговременный межконфессиональный конфликт? Не связано ли все это, в совокупности, с долгожданной и наконец-то начавшейся национализацией незаконно присвоенной госсобственности, первой ласточкой которой стало возвращение государству акций «Башнефти»?

Искренне Ваш,
Сергей Синенко, писатель.

 

Приложение

5 ноября 2013 10:06   Республика Башкортостан

Нурмухаммад Нигматуллин: Соборная мечеть Уфы станет символом духовного возрождения башкирского народа

26 ноября 2013 года в Уфе состоится отчетно-выборный Съезд Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. Накануне этого события, 30 октября, прошел пленум Духовного управления, на котором была определена повестка дня и порядок проведения Съезда и также утверждены два кандидата на пост муфтия республики.

Один из самых авторитетных и опытных религиозных муфтиев современной России Нурмухаммад-хазрат рассказал порталу «Мусульмане России» о готовящемся съезде и о ходе строительства Соборной мечети Уфы.

Расскажите подробнее о проекте мусульманского делового и досугового комплекса Муслим Сити.

Нашим Духовным управлением разработан проект мусульманского комплекса, который составит единый архитектурный и функциональный ансамбль со строящейся Соборной мечетью. В него входят бизнес зона, состоящая из административно-офисных зданий и предназначенная для проведения деловых встреч и конференций на самом высоком уровне, гостиница и апарт-отель, работающие по принципам мусульманских традиций, семейные кафе и рестораны, торговые ряды, инфраструктура для семейного отдыха, учитывающая потребности и пожелания мусульман, парковая зона.

Комплекс Муслим Сити мог бы принимать высоких гостей, в том числе и бизнесменов и инвесторов из стран мусульманского мира, которые сегодня проявляют огромный интерес к экономике Башкортостана, стимулировать развитие малого бизнеса, решить проблему досуга для мусульманских семей. В то же время, комплекс нами рассматривается как социально-ориентированная, экономическая основа новой модели взаимодействия религии и государства, взаимоотношений внутри уммы с целью сохранения и развития традиционных норм ислама, противодействия влиянию внешних радикальных течений и экстремизму.

Дальновидный и прагматичный подход Муртазы Рахимова к реализации новой модели продемонстрировал экономическую эффективность на этапе строительства Соборной Мечети, и развитие проекта уникального для России комплекса получило поддержку со стороны Благотворительного Фонда «Урал». Разумеется, гостями и клиентами мусульманского комплекса могут стать представители любых вероисповеданий, что послужит укреплению межрелигиозного согласия и взаимного сотрудничества.

С проектом знакома как администрация города Уфы, так и республиканское руководство и в целом от органов власти мы видим понимание и поддержку. Ознакомлен с нашими планами и председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин, который одобрил это начинание и дал свое благословение проекту как социально значимому и востребованному. Сейчас дело за детальной проработкой проекта и его согласованием.

 

Открытое письмо Верховному муфтию Талгату Таджуддину

Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоИсламМуслим-ситиПравославиеДУМ РБ,Муслим-сити,православие,Талгат Таджуддин,Уфа,Центральное духовное управление мусульманПокровская слобода. Фото Сергея СиненкоОткрытое письмо Верховному муфтию Талгату Таджуддину Открытое письмо Глубокоуважаемый Верховный муфтий, председатель Центрального Духовного управления мусульман России, шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин! Вы известны, как выдающийся богослов, человек, обладающий большой эрудицией и проницательным умом. Помимо многочисленных званий, Вас называют «межконфессиональным лидером». Как многоконфессиональный лидер, Вы «за многолетнее служение, направленное на укрепление межрелигиозного...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл