Новый старый муфтий. Вновь переизбранное руководство ДУМ Башкирии не слышит предостережения имамов

В Башкирии салафиты — ваххабиты стремятся захватить руководство Духовным управлением мусульман

Вновь переизбранное руководство ДУМ Башкирии не слышит предостережения имамов

 26 ноября в Уфе прошел VII съезд Духовного управления мусульман РБ (далее – ДУМ РБ). Подавляющим числом голосов делегатов-­имамов главным муфтием Башкирии был избран находящийся на этой должности с 1992 года Нурмухамет хазрат Нигматуллин.

На съезде много говорилось о противодействии экстремизму и ваххабизму. Однако ситуация с распространением ваххабизма в республике, по словам некоторых мусульман, за последние годы усугубилась. События последних лет, по их мнению, указывают на то, что в республике присутствуют и развиваются радикальные течения ислама, в ряды ваххабитов вербуется молодежь. При этом негативные тенденции в очередной раз остаются «незамеченными» ни руководителями ДУМ РБ, ни чиновниками.

С первых минут присутствия на съезде все происходящее напомнило мне заседание депутатов Госсобрания – Курултая. Каждое решение делегаты съезда принимали абсолютным большинством. Вторым из двух кандидатов был «недозревший», как его охарактеризовал Абдул­-Ахат хазрат Нигматуллин (младший брат Нурмухамета хазрата) в разговоре со мной, Баймухамат хазрат Гизатуллин, имам-­мухтасиб Баймакского района РБ.

Было сказано много слов о достигнутых успехах в работе с молодежью, проделанной работе по борьбе с проникновением экстремизма.

Удивило, как в своей «отчетной речи» Нурмухамет хазрат Нигматуллин упомянул, что за 20 лет почти каждый имам обзавелся личным автомобилем.

Тем имамам, у которых еще нет машины, главный муфтий Башкирии пообещал «поработать в этом направлении» (некоторые участники съезда посчитали, что так хазрат решил «купить» голоса).

Несмелые разговоры о необходимости обновления руководства ДУМ РБ затихли.

Многие из тех, кто взял слово на съезде, высказались в поддержку Нурмухамета хазрата. Один из выступающих отметил его сговорчивость: «Нурмухамет хазрат всегда поддерживает наши предложения».

Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин отметил умение хазрата Нигматуллина находить компромисс. Второй кандидат на пост главного муфтия Башкирии хазрат Гизатуллин, по нашим данным, четыре года учился в Саудовской Аравии. Говорят, что после обучения в Саудовской Аравии многие мусульмане возвращаются зараженными идеями ваххабизма.

«Чуть-­чуть возрождение»

После выборов мне удалось побеседовать с вновь переизбранным главным муфтием РБ. Хазрат Нигматуллин отметил, что должность требует многогранной подготовки, поэтому «некоторые потихоньку отошли».

Некоторые имамы, по его словам, думали, что на этой должности им будут предоставлены большая зарплата, квартира (речь шла, по­-видимому, о первом зампредседателя ДУМ РБ Аюпе Бибарсове и руководителе молодежного отдела при Духовном управлении Айнуре Арсланове, которые взяли самоотвод).

«В течение этих пяти лет будем готовить преемника», – заверил хазрат. На вопрос о причинах проникновения ваххабизма в Башкирию Нурмухамет хазрат ответил:

«Когда распался Союз, у нас была духовная целина, все туда устремились, в том числе из арабских стран, и начали сеять наши поля. У нас не было духовного образования. Сейчас у нас потихоньку идет только чуть­-чуть возрождение».

Говоря о противодействии ваххабизму, хазрат Нигматуллин, как мне показалось, переложил ответственность: «Это борьба не только духовного управления, это наша общая борьба, в том числе районного образования и силовых структур».

Удобный всем муфтий?

В кулуарах говорят, что главный муфтий Башкирии удобен и выгоден многим, его все знают как сговорчивого человека, с ним легко можно договориться. По сути же все вопросы Нурмухамет хазрат доверяет решать своему заместителю Аюпу Бибарсову. 

Заметим, что его брат – Мукаддас Бибарсов – руководитель ДУМ Саратовской области.

В 2003 году «Независимая газета» в статье «Традиционные методы против традиционных проповедников» привела высказывание о ваххабизме Мукаддаса Бибарсова:

«В печально знаменитом ваххабизме, по словам Мукаддаса хазрата, на самом деле также ничего страшного нет. В исконном понимании ваххабиты представляют собой крайне немногочисленное течение истинных аскетов, проповедующих добуквенное соблюдение норм, предписанных Кораном».

Выступление сибайского имама

Из общего «хора» съезда выбилось выступление имама Аглямутдина хазрата Газизова, имам­-хатыба мечети в Сибае, который обеспокоенно и жестко охарактеризовал ситуацию с проникновением радикальных течений в Башкирию. Зал поддерживал аплодисментами его слова, которые должны были, по моему мнению, заинтересовать и присутствующих высокопоставленных лиц, но не вызвали реакции.

Сибайский имам сказал, что в медресе ДУМ РБ обучение ведется не всегда последовательно по ханафитскому мазхабу, относящемуся к нашему традиционному исламу.

Имам отметил, что в начале прошлого века у нашего народа были мощные религиозные ученые, такие, как ишан-­аулия Зайнулла Расулев, которые своими знаниями, авторитетом не дали пройти в Россию ваххабизму. Сейчас наши имамы обладают несравненно малыми знаниями, не могут вести нормальную просветительскую работу с молодежью, что отталкивает их к проваххабистским деятелям.

Наши имамы не знают арабского языка, не могут говорить с людьми о вере, выполняя только основные молитвы: при рождении, чтении никаха и при отправлении в последний путь.

Хазрат Газизов указал, что в республике с большим почетом принимаются ученые из арабских стран – Саудовской Аравии, Египта, ОАЭ, к ним относятся, как к святым. «Но чему могут научить нас такие учителя? – спрашивает имам. – Что происходит в самих Египте, в Ливии, где мусульманин убивает мусульманина? Сегодня десятки, сотни наших молодых людей завербованы и участвуют в войне на стороне экстремистов в этих странах. Разве для этой бессмысленной, жестокой, кровавой войны мы воспитывали своих детей?»

«Это происходит потому, что даже наши известные медресе ведут проваххабистскую подготовку, – сказал хазрат Газизов. – Не имея уже 20 лет своего медресе в Зауралье, наши ребята едут в Стерлитамак, в Уфу, откуда через 2-3 месяца возвращаются уже убежденными ваххабитами, распространяя его в своих деревнях».

В республике существует два крупных медресе ДУМ РБ – в Стерлитамаке, где имамом является Ришат Рафиков и уфимское медресе Марьям Султановой. Выходит, что в этих медресе ведут проваххабистскую подготовку?

При этом, по словам имама, на пленумах ДУМ РБ эта информация постоянно доносится до руководителей, но действий не предпринимается. Отметим, что председатель Совета по государственно­-конфессиональным отношениям при Президенте РБ Вячеслав Пятков, присутствовавший на съезде, участвует практически в каждом собрании ДУМ РБ. А на VII съезде, кроме него, выступление сибайского имама слышали первый вице­-премьер Правительства РБ Рустэм Марданов, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, председатель РДУМ РБ Мухаммад Таджуддинов.

Почему не прислушиваются к имамам?

Вспомним не столь давние события, потрясшие Россию, – покушение на муфтия Татарстана, убийство его заместителя, взрыв автобуса в Волгограде. Вспомним события последних лет в нашей республике – в 2010 году в Октябрьском 19-­летний студент Альмир Бадыков ударил ножом милиционера с криками «Аллах акбар».

В 2011 году в Башкирии вооруженные ваххабиты захватили мечеть и избили имама. В том же году приговор в республике вынесли группировке террористов, которые собирались отправиться в Ирак и участвовать в джихаде. В мае 2013 года сотрудники ФСБ России нейтрализовали террористов в Орехово-­Зуево, готовивших теракт в центре Москвы. Двое из трех бандитов оказались жителями Башкирии.

Ваххабизм уже давно пересек границы Башкирии. Пока традиционный ислам «потихоньку возрождается» в республике, ваххабиты заполняют структуры мусульманских организаций, реализуя свои планы. В это же время действующее руководство ДУМ РБ и чиновники по каким-­то причинам не прислушиваются к предостережениям почтенных имамов, предпочитая говорить о своих успехах.

Вопрос «на засыпку»

После выборов журналисты спросили Нурмухамета хазрата о том, поддерживает ли он посещение мест захоронения святых мусульманами. Переизбранный главный муфтий Башкирии выступил решительно против этого. В то же время главный муфтий ЦДУМ России Талгат Таджуддин, наоборот, неоднократно указывал не только на возможность посещения мест захоронения святых, но и подчеркивал, что это сунна пророка Мухаммада, т. е. сам пророк посещал святые места.

С чем связаны такие разночтения?

В статье «Независимой газеты» от июня этого года «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье» указано, что «ваххабиты считают идолопоклонством почитание захоронений и ведут борьбу с ним». В то же время страны Средней Азии, Казахстан и Узбекистан активно восстанавливают такие захоронения, называя это одним из самых действенных способов противостояния ваххабизму.

Странное противоречие, согласитесь? Кого же поддерживает Нурмухамет хазрат, выступая против самого действенного способа противостояния ваххабизму? И почему?

С вопросом о том, что написано в Коране по поводу посещения мест захоронения святых, а также по поводу прошедших выборов в ДУМ РБ, мы обратимся к ученым мусульманам Башкирии. Их ответ будет опубликован в следующем номере.

Справка

Ваххабизм – совокупность агрессивных и нетрадиционных для России ветвей ислама («исламских джамаатов», «внемазхабного» или «безмазхабного» суннизма).

Ваххабитов отличают нетерпимое отношение к инакомыслящим и инаковерующим, стремление к созданию «шариатского» государства, как правило, всемирного халифата, а также уверенность в том, что они ведут джихад против безбожной власти, склонность к силовым методам в миссионерской работе.

Многие группы ваххабитов признали терроризм самым эффективным способом достижения поставленных целей. Ваххабиты считают возможным отлучать от ислама (делать такфир) при уклонении от намаза или неучастия в джихаде. Нередко они объявляют «врагами ислама» вообще всех не согласных с ними мусульман.

Ваххабиты стремятся руководить ДУМ РБ?

Комментарии специалистов:

Исмагил хазрат Мухамедьянов, имам­-мухтасиб Белорецкого района РБ, кадий ДУМ РБ, член Президиума ДУМ РБ, член Совета улемов ДУМ РБ:

– Конечно, мы хотели обновления. Нурмухамет хазрат сделал много хорошего, было ясно, что пока ему нет замены. Вторая кандидатура была неприемлема для должности главного муфтия РБ. Я выдвигал Айнура Арсланова, но он взял самоотвод. Нурмухамет хазрат сказал, что через три года подготовит себе замену. С муфтием хазратом отдельно разговаривали, что нужно не допускать ухода молодежи в ваххабизм, потому что это приносит большой вред нашей общине, ханафитскому мазхабу и тарикату – исламу, который держали наши предки. А что касается посещения могил предков – это обязанность каждого мусульманина, «люди, просите милости и благословения себе и вашим предкам, родителям», – сказано в Коране.

Раузатдин хазрат Гайбазов, имам­-мухтасиб Караидельского района Башкирии:

– Съезд очень понравился. Я думал, будет борьба, спор, а так спокойно все прошло, сразу голосовали и сразу стал муфтий. Я голосовал за Нурмухамета хазрата – он же большой опыт имеет, много лет уже главный муфтий. Мое мнение, что если его поменяют, стройка мечети на проспекте Салавата Юлаева в Уфе остановится. Хотя Баймухамет хазрат мне тоже очень даже понравился – у него хорошая программа. Он тоже обещал всем имамам зарплату, всем обещал машины. Пускай через пять лет Баймухамета хазрата поставят, хорошо будет.

Ваххабиты стремятся руководить ДУМ РБ?

Источник

АвтопубликаторАнтитеррор / терроризмБашкирияИсламантитеррор,Башкирия,ваххабиты,ДУМ РБ,ислам,мусульмане,экстремизмВ Башкирии салафиты - ваххабиты стремятся захватить руководство Духовным управлением мусульман Вновь переизбранное руководство ДУМ Башкирии не слышит предостережения имамов 26 ноября в Уфе прошел VII съезд Духовного управления мусульман РБ (далее – ДУМ РБ). Подавляющим числом голосов делегатов-­имамов главным муфтием Башкирии был избран находящийся на этой должности с 1992 года...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл