Нижегородская ярмарочная мечеть

535456 Нижегородская ярмарочная мечеть Ислам НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Нижегородская ярмарочная мечеть

Книга О. Н. Сенюткиной и И. К. Загидуллина посвящена истории Нижегородской соборной ярмарочной мечети, которая с начала XIX в. более ста лет являлась центром взаимодействий, происходивших в мусульманской среде России.

Большое место отведено истории Нижегородской ярмарочной мечети, ее прообразу — мечети на Макарьевской ярмарке, торговом центре Поволжья. Эта мечеть была тесно связана с Волжской Булгарией, через которую проходил Великий Волжский путь, первоначально выступавший как продолжение северного ответвления Шелкового пути, и постепенно превратившийся в крупную торговую артерию стран Востока, Прибалтики и Киевской Руси.

525252 Нижегородская ярмарочная мечеть Ислам НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Потребность в торговом центре привела к созданию в 1624 г. стихийного торга близ Макарьевского монастыря. После официального утверждения ярмарки сюда начинают приезжать купцы не только из российских регионов, но и из-за границы. Увеличение объема и ассортимента привезенного на ярмарку товара к XVIII в. свидетельствует о ее динамичном развитии вследствие становления всероссийского внутреннего рынка, начала зарождения и развития капиталистических отношений в стране.

Важное экономическое и политическое значение для России имело развитие устойчивых торговых связей с азиатскими странами — Бухарой, Хивой, Кокандом, Ираном, Китаем. Как известно, торговые отношения с этими странами налаживали российские мусульмане. Данный сюжет достаточно полно представлен в книге.

Подробно рассматривая религиозную жизнь мусульман во время макарьевских торгов, авторы приходят к выводу, что приезд на торг значительного числа купцов-мусульман сделал возможным устройство стационарной молельни на торжище, несмотря на близость православного монастыря. Во время торгового сезона у мусульман сначала был свой молельный дом, а впоследствии — мечеть.

Читайте также:  Усольская гора и Сергиевский холм (продолжение)

Такой репрезентативный источник, как картографические материалы, позволил авторам выявить форму здания караван-сарая и место расположения мечети в противоположной от монастыря стороне, на почтительном расстоянии от его культовых зданий.

7767 Нижегородская ярмарочная мечеть Ислам НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Планы местности Макарьевской ярмарки позволили увидеть изменения в торговом пространстве мусульман, возникновение ряда новых торговых рядов, где лавки сдавались купцам-мусульманам, приток которых постоянно возрастал.

После пожара в 1816 г. в Макарьевском гостином дворе правительством, заинтересованным в развитии торговой сети ярмарок, было принято решение о перенесении ярмарки в Нижний Новгород.

В книге подробно рассматривается история возникновения Нижегородского ярмарочного комплекса, ассортимент и торговые обороты ярмарки, их изменения по мере появления пароходства, а позднее — железнодорожного пути сообщения, которые способствовали расцвету пунктов транзитной торговли.

Поскольку участие татар в ярмарке являлось производным моментом от развития национального капитала и его возможностей, конкурентоспособности производимой продукции и объема рынка реализации, то авторы сочли необходимым дать краткую характеристику экономического потенциала национальной буржуазии в конце XIX— начале ХХ в. На протяжении всего времени существования Нижегородской ярмарки ее повседневная жизнь определялась конфессиональными мотивами, главным образом православными. Однако, по мнению авторов, в бурную и разноликую ярмарочную жизнь, в целом удачно вписывалась традиционная модель взаимоотношений мусульман, локализованная, главным образом, в мечети и на мусульманской территории ярмарки.

Поэтому авторы подробно рассматривают историю строительства мечети на Нижегородской ярмарке, ее расположение в едином ансамбле построек ярмарочного комплекса, ее архитектурные достоинства, ее функционирование, особенности формирования и жизнедеятельности мусульманской общины в Нижнем Новгороде.

Читайте также:  Нижегородская область во власти технократов

457474 Нижегородская ярмарочная мечеть Ислам НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Ярмарочная мечеть первоначально служила местом общественной службы, что позволило закрепиться общественному мулле в малочисленном приходе Нижнего Новгорода на постоянной основе. Это в свою очередь облегчало организацию религиозного быта местных жителей.

Пример функционирования прихода ярмарочной мечети, как подчеркивают авторы, не являлся типичным для городских приходов российских мусульманских сообществ того периода. Он был единственным в своем роде и необычным по составу прихожан. Сюда входили мусульмане не только со всех концов России, но и представители зарубежного мусульманского мира, которые привносили во внутренний мир мечети все новые веяния, происходившие в мусульманском сообществе нового времени.

В своем исследовании авторы приходят к мысли, что Макарьевская ярмарка, а затем и Нижегородская были местами тесного общения, совместного проживания и торговли наиболее активной и предприимчивой части россиян, представлявших различные культуры и конфессии. В социокультурном плане они представляли замечательный опыт мирного сосуществования консервативного по своему менталитету купеческого сообщества в пространстве, где соблюдались и уважались религиозные права лиц различного вероисповедания.

Авторы считают, что в российских реалиях открытое совершение религиозного ритуала приобретало глубокое социальное значение. Публичный религиозный обряд стал выражением гражданских прав этноконфессиональных меньшинств. Книга опирается на анализ широкой источниковой базы, содержит много нового фактического материала, раскрывает целый ряд важных аспектов исследуемой темы. 

 

Наиля Хамитбаева

См. на POSREDI.RU «История мусульман Нижегородской области»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − шесть =

Next Post

Террорист-одиночка не так уж и одинок...

Вс Май 15 , 2022
Кто стоит за террористами-одиночками? Вопрос не прост. Главное: а есть ли террористы-одиночки в принципе? Или террористами управляют из некоего «единого центра»? А, может быть, террористом-одиночкой может потенциально стать […]
Террорист-одиночка не так уж и одинок...