22 октября 1854 года император Николай I подписал указ о преподавании восточных языков в Санкт-Петербургском университете, оказавший существенное влияние на развитие востоковедения в России. С этого времени ведет отсчет Петербургская школа востоковедения, до сегодняшнего дня занимающая ведущие позиции в мировом научном сообществе. Однако мало известно, что создание востоковедческого центра в северной столице произошло во многом за счет провинциальных ученых. В роли «обедневших» оказались Одесса, Харьков и Казань.
Именно Казань в середине XIX века являлась крупным центров ориенталистики. Именно здесь сложились основные направления российской востоковедческой науки. В Казанском университете в 1833 г. по инициативе Н.И. Лобачевского создантся первая в Европе кафедра монгольского языка. В 1937 г. здесь открыты первая в России кафедра китайского языка, В 1842 г. — кафедра санскритологии. Востоковедческие исследования с 1835 г. осуществлялись здесь в рамках особого подразделения философского факультета — восточного разряда.
Известность Казанской школы востоковедов была всеобщей, научный авторитет общепризнанным
В разные годы в Казани трудились такие выдающиеся ученые, как М.Х. Френ, Ф.И. Эрдман, А. Казем-Бек, О.М. Ковалевский, А.В. Попов, В.П. Васильев, С.И. Назарьянц, П.Я. Петров и И.Н. Березин, В.Ф. Диттель. В университетской библиотеке аккумулировались получаемые по разным каналам печатные и рукописные тексты на арабском, персидском, турецком, монгольском, тибетском, манчжурском, китайском и калмыцком языках. В «кабинете редкостей», созданном в 1821 г., хранились коллекции монет, редких предметов, собранных востоковедами во время экспедиций в страны Востока.
Указ 22 октября 1854 года фактически зачеркнул казанского востоковедение
Был произведен перевод 19 преподавателей-востоковедов из Казани в Петербург, передача библиотеки, музейных коллекций, учебников и учебных пособий.
В качестве причин называют несколько. Официально было заявлено: «облегчить Азиатскому департаменту сношения и справки в факультете по делам Востока и открыть возможности высшей власти лично наблюдать за воспитанием кавказских горцев, которых предполагалось обучать, между прочим, и на восточном факультете». Называлось и малое число студентов, обучавшихся восточным языкам в Казанском университете. Наконец, по мнению немецкого историка А. Каппелера, это стало реакцией правительства на татарские волнения во время Крымской войны…
Указ императора Николая I Сенату о сосредоточении преподавания восточных языков при Санкт-Петербургском университете.
22 октября 1854 г.
Признав полезным для успешнейшего изучения восточных языков, вместо обучения оным в разных заведениях Министерства народного просвещения, сосредоточить преподавание их в С.-Петербурге, где соединяется больше средств для развития этой обширной отрасли знания и больше учебных пособий, чем в других местах Империи, повелеваем:
- Существующее ныне отделение восточных языков при С.-Петербургском университете преобразовать в факультет по прилагаемому при сем штату, с следующими кафедрами языков: 1) арабского, 2) персидского, 3) турецко-татарского, 4) монгольского и калмыцкого, 5) китайского, 6) еврейского, 7) армянского, 8) грузинского и 9) манджурского, с предоставлением Министерству народного просвящения, согласно Общему уставу университетов и смотря по надобности и обстоятельствам, назначать на сии кафедры ординарных и экстраординарных профессоров. Полагаемые по штату три адъюнкта предназначаются для преподавания языков арабского, турецко-татарского и калмыцкого в помощь профессорам, а три лектора — для практических упражнений с учащимися.
- К обучению в факультете, кроме стипендиатов, назначаемых по штату, допускать своекоштных студентов на общем основании и стипендиатов разных ведомств, по усмотрению сих последних.
- Для доставления стипендиатам средств приобрести знание восточных языков в возможной полноте, и особенно в видах практического в оных усовершенствования, прибавить в учрежденном факультете к четырем годам университетского курса еще один год, с тем чтобы этот прибавочный год, в течение которого стипендиаты продолжают получать прежнее содержание, не препятствовал им держать окончательный экзамен и получать звание действительного студента или же степень кандидата, если того будут удостоены по истечении четырехлетнего курса.
- Преподавание восточных языков в Казанском университете, Ришель-евском лицее с состоящею при нем гимназиею и в Первой казанской гимназии прекратить, оставив в последней, по уважению местных обстоятельств края, преподавание татарского языка и для обучения сему языку четырех воспитанников, из числа определенных положением 2 января 1836 года (8742); суммы же, отпускаемые в помянутые заведения на преподавание восточных языков, обратить на штатное содержание факультета, которому предоставить и учебные пособия на восточных языках, принадлежащие Казанским университету и гимназии, и Ришельевскому лицею с состоящею при нем гимназиею, за исключением в казанской гимназии того, что предоставлено собственно для преподавания татарского языка.
- Все дальнейшие распоряжения о приведении в действие меры, в сем указе изъявленной, возложить на министра народного просвещения.
Правительствующий Сенат не оставит сделать по сему надлежащие распоряжения.
(Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2-е. T.XXIX, Отделение 1-е, № 28659, С.875-876.)