Николай I и востоковедение в России

nikolaj-i-i-vostokovedenie-v-rossii Николай I и востоковедение в России История и краеведение

22 октября 1854 года император Николай I подписал указ о преподавании восточных языков в Санкт-Петербургском уни­верситете, оказавший существенное влияние на развитие востоковедения в России. С этого времени ведет отсчет Пе­тербургская школа востоковедения, до сегодняшнего дня занимающая ведущие позиции в мировом научном сообществе. Однако мало известно, что создание востоковедческого центра в северной столице произошло во многом за счет провинциальных ученых. В роли «обедневших» оказались Одесса, Харьков и Казань.

Именно Казань в середине XIX века являлась крупным центров ориентали­стики. Именно здесь сложились основные направ­ления российской востоковедческой науки. В Казан­ском университете в 1833 г. по инициативе Н.И. Лобачевского создантся первая в Европе кафедра монгольского языка. В 1937 г. здесь открыты первая в России кафедра китайского языка, В 1842 г. — кафедра санскритологии. Восто­коведческие исследования с 1835 г. осуществлялись здесь в рамках особого подразделения философского факультета — вос­точного разряда.

Известность Казанской школы востоковедов была всеобщей, научный авторитет общепри­знанным

В разные годы в Казани трудились такие выдаю­щиеся ученые, как М.Х. Френ, Ф.И. Эрдман, А. Казем-Бек, О.М. Ковалевский, А.В. Попов, В.П. Васильев, С.И. Назарьянц, П.Я. Петров и И.Н. Березин, В.Ф. Диттель. В университетской библио­теке аккумулировались получае­мые по разным каналам печатные и руко­писные тексты на арабском, персидском, турецком, монгольском, тибетском, манчжур­ском, китайском и калмыцком языках. В «кабинете редкостей», созданном в 1821 г., хранились коллекции монет, редких предметов, соб­ранных востоковедами во время экспедиций в страны Востока.

Указ 22 октября 1854 года фактически зачеркнул казанско­го востоковедение

Был произведен перевод 19 преподавателей-востоковедов из Казани в Петербург, передача  библиотеки, музейных коллекций, учебников и учебных по­собий.

Читайте также:  Муфтий Габдессалям Габдрахимов

В качестве причин называют несколько. Официально было заявлено: «облегчить Азиатскому департа­менту сношения и справки в факультете по де­лам Востока и открыть возможности высшей власти лично наблюдать за воспитанием кав­казских горцев, которых предполагалось обу­чать, между прочим, и на восточном факульте­те». Называлось и малое число студентов, обу­чавшихся восточным языкам в Казанском университете. Наконец, по мнению не­мецкого историка А. Каппелера, это стало реакцией правительства на татарские волнения во время Крымской войны…

Указ императора Николая I Сенату о сосредоточении преподавания восточных языков при Санкт-Петербургском университете.

22 октября 1854 г.

Признав полезным для успешнейшего изучения восточных языков, вместо обучения оным в разных заведениях Министерства народного просвещения, сосредоточить преподавание их в С.-Петербурге, где соединяет­ся больше средств для развития этой обширной отрасли знания и больше учебных пособий, чем в других местах Империи, повелеваем:

  1. Существующее ныне отделение восточных языков при С.-Петербургском университете преобразовать в факультет по прилагаемому при сем штату, с следующими кафедрами языков: 1) арабского, 2) персид­ского, 3) турецко-татарского, 4) монгольского и калмыцкого, 5) китайского, 6) еврейского, 7) армянского, 8) грузинского и 9) манджурского, с предос­тавлением Министерству народного просвящения, согласно Общему уставу университетов и смотря по надобности и обстоятельствам, назначать на сии кафедры ординарных и экстраординарных профессоров. Полагаемые по штату три адъюнкта предназначаются для преподавания языков араб­ского, турецко-татарского и калмыцкого в помощь профессорам, а три лек­тора — для практических упражнений с учащимися.
  2. К обучению в факультете, кроме стипендиатов, назначаемых по штату, допускать своекоштных студентов на общем основании и стипендиатов раз­ных ведомств, по усмотрению сих последних.
  3. Для доставления стипендиатам средств приобрести знание восточных языков в возможной полноте, и особенно в видах практического в оных усовершенствования, прибавить в учрежденном факультете к четырем го­дам университетского курса еще один год, с тем чтобы этот прибавочный год, в течение которого стипендиаты продолжают получать прежнее содер­жание, не препятствовал им держать окончательный экзамен и получать звание действительного студента или же степень кандидата, если того будут удостоены по истечении четырехлетнего курса.
  4. Преподавание восточных языков в Казанском университете, Ришель-евском лицее с состоящею при нем гимназиею и в Первой казанской гимна­зии прекратить, оставив в последней, по уважению местных обстоятельств края, преподавание татарского языка и для обучения сему языку четырех воспитанников, из числа определенных положением 2 января 1836 года (8742); суммы же, отпускаемые в помянутые заведения на преподавание восточных языков, обратить на штатное содержание факультета, которому предоставить и учебные пособия на восточных языках, принадлежащие Ка­занским университету и гимназии, и Ришельевскому лицею с состоящею при нем гимназиею, за исключением в казанской гимназии того, что предос­тавлено собственно для преподавания татарского языка.
  5. Все дальнейшие распоряжения о приведении в действие меры, в сем указе изъявленной, возложить на министра народного просвещения.
Читайте также:  Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников

Правительствующий Сенат не оставит сделать по сему надлежащие рас­поряжения.

(Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2-е. T.XXIX, Отделение 1-е, № 28659, С.875-876.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − десять =

Next Post

СИБИРСКАЯ УЛИЦА И ПОКРОВСКИЙ ХРАМ - СТАРИННАЯ ПОКРОВСКАЯ СЛОБОДА

Чт Окт 23 , 2014
сибирская улица