1 Музыканты в подземных переходах Самары Люди, факты, мнения Самарская область

Музыканты в подземных переходах Самары

Самара-городок, три истории

Одни прохожие останавливаются, чтобы послушать их исполнение, другие говорят: «работать надо», а третьи просто не замечают. Анна Хмелевская из «Самарской газеты» поговорила с тремя уличными музыкантами, чью музыку в переходах каждый день слышат сотни людей.

Раина, 29 лет.

Я играю давно, лет 10 уже. Начинала с гитары, а сейчас выхожу с блокфлейтой (музыкальный инструмент, разновидность продольной флейты — прим.ред.) Сначала мне было по приколу, некоторые знакомые играли, и я тоже решила. На блокфлейте меня научила играть подруга, у нее высшее музыкальное образование. Рассказала, как держать флейту, зажимать пальцы, дышать. Но это минимум. Главное — уметь мелодией рассказывать историю.

Это мой основной род деятельности. Я работаю каждый день, как остальные люди. Играю круглый год — в минус тридцать на инструменте растет сосулька. Единственная разница с обычной работой — не уволят. Есть люди, которым что-то не нравится, но они же мне не начальство. Тридцать секунд от края до края перехода — какой смысл ко мне придираться?

Я играю неоклассику, советские песни, современные: попсу, мелодичный рок. Репертуар меняю нечасто, просто одна песня вытесняет другую. Недавно пробовала сыграть свою любимую песню Hozier — Сherry wine, но есть волнение, и кажется, что не дотягиваю.

За день получается от трехсот рублей и больше. В среднем — тысяча. Самое большое за день — 2500, но это перед Новым годом. Не сказать, что не хочется больше, но это компромисс. Хватит заплатить за квартиру, поесть, купить что-то. Деньги кидают абсолютно разные люди. Иногда бывает, что попадает нужная песня, и дают крупные.

Самое трогательное — когда бабушка дает последние десять рублей.

2 Музыканты в подземных переходах Самары Люди, факты, мнения Самарская область

Первое время меня раздражало отсутствие реакции. Сейчас, когда люди долго проходят мимо, я убираю банку для денег и играю без нее. Мне ваши деньги не нужны, мне прикольно играть музыку. Люди начинают смотреть мне под ноги и спрашивать, куда класть деньги. Я отвечаю: «А никуда».

Нас никто не «крышует». А расписание у нас есть. Если на один переход несколько музыкантов — играем по очереди. Новые музыканты появляются редко, только если автостопщики, которые ездят по всей стране. И если ты соблюдаешь очередь — вставай и играй.

Когда друзья узнают, что я играю в переходе, обычно говорят: «В переходе? Холодно же». Мама считает, что деньги есть — и хорошо. Говорит: «Ладно, на сцену не можешь пробиться, так выступай».

Какие планы на будущее? Если не хотите гневить судьбу, не стройте планов. Или хотя бы не делитесь.

Евгений, 39 лет.

Я родился и вырос во Владивостоке. Переехал в Самару с родителями, братом и кошкой. Кошка, к сожалению, умерла вчера, ей 13 лет было, очень жалко. Сейчас у меня такое состояние, что я даже согласился вам интервью дать — обычно не соглашаюсь.

Во Владивостоке, когда мне было 14 лет, бабушка на свою пенсию подарила мне гитару. Я был рад, но играть не умел. Учился по каким-то книжкам, непонятным песенникам. Затем по самоучителю изучал нотную грамоту. Я пытался ходить в музыкальную школу, но классический репертуар мне не нравился. Хотя позже классику я тоже начал играть.

Уже в Самаре в 2001 году я работал в кафе, делал шашлыки и чебуреки. Зарабатывал рублей 300 в день — тогда это было нормально.

Друг меня вытащил с гитарой в переход, я сыграл три песни и заработал рублей 600. И какой дурак не пошел бы играть на гитаре?

3 Музыканты в подземных переходах Самары Люди, факты, мнения Самарская область

Род деятельности я менял много раз. Работал в московской газете «Поиск», еще был фотографом, разнорабочим. Сейчас я параллельно работаю грузчиком.

Заработок здесь случайный. Можно ничего не заработать, а можно 500 рублей за час или 500 рублей за одну песню, если она очень понравится. Если бы я хотел денег заработать, то составил бы репертуар из топовых шлягеров. Но моя главная цель — развитие. Научиться интереснее играть, изучить какой-нибудь фингерстайл (гитарная техника, при которой звук извлекается пальцами одной руки — прим.ред.). Иногда приятнее денег, когда тебя похвалят за аккомпанемент, внесут конструктивное предложение. Бывало, что люди подходили, показывали точные аккорды.

Я начал выходить играть уже с достаточным уровнем, всегда подбирал песни от начала до конца, со вступлениями. Но сейчас снизился уровень игры музыкантов, которые выходят на улицу. Раньше, если ты не умел играть, делать это на людях было стыдно. Потому что люди, которые просто умеют слушать музыку, тебя засмеют.

4 Музыканты в подземных переходах Самары Люди, факты, мнения Самарская область

Когда я устраиваюсь на работу, где занят постоянно, то выхожу играть очень редко. Но стараюсь выходить в любое свободное время, чтобы быть в музыкальной форме. Обычно я играю свои песни и все что угодно, кроме хип-хопа и рэпа — у них слабая музыкальная составляющая, хотя ритм интересный. Меня волнует мелодическая структура, я ведь знаком с гармонией, с композицией. Хоть я самоучка, но изучал всё по источникам, по которым занимаются студенты.

Любимые песни все время меняются, ведь я так же, как все люди слушаю музыку в сети и по радио.

Полиция всегда относилась к музыкантам спокойно. Если ты не пьешь и никого не обираешь, они тебя не тронут. У меня социальное поведение не опасное, я даже не использую мат в своих песнях.

Когда некоторые люди узнают, что я играю в переходе, сразу думают, что я не умею играть. Считают, что хороший музыкант в таких условиях играть не будет. Я этих людей либо не замечаю, либо ломаю их стереотипы — играю Баха, например.

Анатолий, 41 год.

Играю с 9 лет. Сестра у меня училась в музыкальной школе, и ей на день рождения подарили гитару. Тогда из каждого окна звучали Цой, Гребенщиков, ДДТ, вот это все. Я, естественно, гитару цеплял — хотел играть, петь. В переходах начал играть после армии. Я искал людей в свою группу и познакомился с ребятами, которые на тот момент уже играли в подземке. Так все и случилось.

5 Музыканты в подземных переходах Самары Люди, факты, мнения Самарская область

Это моя основная работа. Даже когда домой прихожу, опять беру ноты, метроном и играю. Репертуар разнообразный: рок-н-ролл, блюз, популярные песни… все, что угодно. Недавно Криса Ри подобрал — оказывается, ничего сложного. Луи Армстронга играю. В репертуаре около тысячи песен.

6 Музыканты в подземных переходах Самары Люди, факты, мнения Самарская область

По деньгам — когда как. В наиболее удачный день получалось пять тысяч.
Самое забавное из того, что говорят прохожие — «Работать надо». Извините, мы работаем побольше, чем многие — 12 часов в день, а потом дома занимаемся.

Играть выхожу каждый день, а как по-другому? Есть каждый день хочется.

Но у нас тут, конечно, ненормированный рабочий день, никакого соцпакета, никакой соцзащиты (смеется). Но сейчас уже собираюсь на нормальную работу устраиваться. Двадцать лет уже играю, сколько можно.

Автор текста: Анна Хмелёвская

Автор фото: Анна Хмелевская, Антон Твердохлебов

printfriendly-pdf-email-button-notext Музыканты в подземных переходах Самары Люди, факты, мнения Самарская область
Григорий ВальтерЛюди, факты, мненияСамарская областьмузыка,народ,Самара Музыканты в подземных переходах Самары Самара-городок, три истории Одни прохожие останавливаются, чтобы послушать их исполнение, другие говорят: «работать надо», а третьи просто не замечают. Анна Хмелевская из «Самарской газеты» поговорила с тремя уличными музыкантами, чью музыку в переходах каждый день слышат сотни людей. Раина, 29 лет. Я играю давно, лет 10 уже. Начинала...cropped-skrin-1-jpg Музыканты в подземных переходах Самары Люди, факты, мнения Самарская область