637374574

«Да будут все народы в России пребывающие славить Бога Всемогущего разными языками по закону исповедания праотцов своих, благославляя царствование Российских монархов и моля Творца Вселенной о умножении благоденствия и укреплении всей Российской империи» (Свод Законов Российской империи. Часть I, 1-й раздел).

Размешаю статью В.К. Ахмадуллина и Р.Н. Массалимова «Общий обзор мусульманской периодической печати второй половины XIX — начала XX веков».

 

SH104152_22

Первой газетой, которая появилась на волне активизации мусульманского населения империи, стала газета «Тарджеман» (Переводчик). Она издавалась с 1883 года, и в течение 20 лет была единственной мусульманской газетой в России, ее главным редактором был выдающийся мыслитель и просветитель Исмаил Гаспринский.
Газета выходила 1-2 раза в неделю в небольшом формате, небольшим тиражом, но действие, которое она производила этим маленьким листом, было огромно.

Гаспринский был хороший мастер слова, он выработал особый стиль, отличающийся простотой, краткостью, а также ясностью. Газета свободно читалась в Крыму, Константинополе, Ташкенте, Баку и Казани.

«Тарджеман» на своих страницах освещал политическую, экономическую, а также культурную сферы. Газета поднимала такие острые вопросы, как защита «собственного достоинства». Публиковались заметки об уходе крымских татар в Турцию из-за того, что на родине у них нет «земли». В том же номере сообщается: армянской газете «Мшак» «пишут из Ахалкалак», что «местные татары» (то есть азербайджанцев), «узнав о предстоящей воинской повинности, продают свои движимые и недвижимые имущества и переселяются в Турцию. Беда в том, что люди часто забывают, что нет земли, где живут лишь счастливцы. Крымские мусульмане не ушли бы в Турцию, если бы могли предвидеть свою печальную судьбу на чужбине» .

В ряде номеров «Тарджемана» говорилось о межнациональных отношениях. Так, в № 14 за 1905 г. напечатана статья о произошедшем в Баку 6-12 февраля жестоких столкновениях, резне и бойне. Призывая к умиротворению армян и мусульман (азербайджанцев), Исмаил Гаспринский отмечал, что не знает причин кровавых событий, хотя полагает, что «не обошлось без злой провокации, без нашептывания дурных людей» .

Гаспринский на страницах издаваемой газеты обрушился с критикой захватнической политики английских империалистов. В эпистолярном произведении «Страна блаженства», печатавшемся в газете с 1887 года, Гаспринский выступал от имени образованного путешественника – муллы Аббаса из Ташкента. Этот путешественник заявляет, что «за англичанами в Египте нет ни права религиозного, ни права родства. Их пребывание в этой стране покоится только на захвате; этому сочувствовать никак нельзя» .

В «Тарджемане» мало говорилось о чистой политике (даже в революционные дни), но много – о просвещении. Гаспринский как правоверный мусульманин в каждом человеке видел, прежде всего, личность в ее связи с Богом и миром. Основы знаний, по его мнению, должны закладываться в общеобязательной начальной школе.

Поэтому главный институт российских мусульман – 4-летнее мектебе, где преподавалось чтение, письмо, основы религии, правильное чтение Корана, счет, диктант, правописание, правила тюркского языка. Вводилось преподавание предметов по учебникам, основанным на началах европейской и русской педагогики, — вместо изучения конкретных богословских произведений.

При чтении «Тарджемана» кажется, что это педагогическое издание. Столь большое место в газете уделяется открытию новометодных школ, учительских курсов, обучению мусульман в российских и зарубежных учебных заведениях, новым учебникам и учебным программам.

Пресса уделяла огромное внимание формированию национальной элиты. До этого европейски образованные люди отходили от духовной жизни нации, ассимилировались. Среди ряда мурз, получивших только русскоязычное образование, было слабым знание татарского литературного языка. Теперь образованная личность, приложившая незаурядные усилия для своего образования, преодолевшая многие преграды, оказывалась в центре национальной жизни.

Вспомним пример Садри Максуди. Гаспринский призывал руководствоваться его примером, который получил мусульманское, русское и европейское образование, встречался для выработки жизненной позиции со Львом Толстым и классиком турецкой литературы Ахмедом Мидхатом.

В «Тарджемане» положительно оценивается первый его роман, газета дала ему напутствие для поездки на учебу в Париж. По возвращении в Россию Гаспринский обеспечивает его избрание в члены ЦК «Иттифака». Газеты регулярно освещают деятельность Максуди в Государственной Думе, предоставляют ему трибуну для выступлений.

Гаспринский с самого начала ставил целью выведение мировоззрения мусульман из тесных рамок традиционной общины, ее верований и стереотипов в широкий мир цивилизации, приобщение их к российской государственности и культуре. Одной из сквозных тем газеты является развитие человечества: от последних достижений науки до открытия новометодной школы в ауле. Гаспринскому удается создать удивительно целостную картину мира, хотя и немного наивную. Любое движение человеческой мысли, политические реформы, появление новых образованных людей, создание школ, газет, благотворительных обществ вызывает у него неподдельную радость.

«Дин ва Маышат» — «Вера и жизнь», богословский, научный, литературный и политический журнал, выходящий раз в неделю в Оренбурге. Его издателем являлся Мухаммед-валий Хусейнов, а редактором – Фаизхан Даутов. Журнал выходил на татарском языке, включал в себя следующие постоянные рубрики: «Вопросы», «Разные известия», «Заграничные известия», «Оренбургские известия» и другие.

В редакционной статье первого номера 1912 говорилось: «Журнал, продолжая пребывать на стезе защиты веры и ее приверженцев, по-прежнему будет давать ответы, согласные со священным законом, на вопросы научные, богословские, религиозно-правовые …». В этом же номере опубликована статья «Начало исчезновения с лица земли Корана», в которой автор полемизирует с уфимским мударрисом Зыядином аль-Камали по поводу написанной последним статьи «Перевод священного Корана», напечатанного в оренбургской газете «Вакыт». В этой публикации критикуется перевод Корана, сделанный на русский язык Г.С. Саблуковым. В отделе «Разные известия» сообщается об успехах мусульманства в Японии.

В третьем выпуске 1912 года напечатаны статьи «О переводе Корана», «Значение веры и выполнение всех ее предписаний». В отделе «Разные известия» сообщается о создании в Афганистане первой еженедельной газеты. В седьмом номере «Дин ва маышат» опубликовала известие из Казани о том, что казанские имамы обратились к муфтию с просьбой не разрешать никому переводить на татарский язык Коран и распространять этот перевод, в следующем номере этого же года редакция журнала выступала против перевода Корана, сделанного башкирским благотворительным обществом Усерганской волости.

В журнале публиковались письма, присылаемые мусульманами в редакцию. В № 12 было напечатано письмо мусульманина Атаулла из Нижегородской области, адресованное товарищам по казанскому медресе Якубе. Автор пишет о том, почему он поменял городское медресе, в котором проучился несколько лет, на деревенское. Он говорит, что бежал от мирских соблазнов города. В этом же выпуске сообщается, что 22 имама одной из волостей Уфимской губернии подали рапорт в Духовное Собрание на имя муфтия с 2 просьбами:

1) препятствовать изданию перевода Корана;

2) образовать комиссию, которая подвергла бы цензуре книги и брошюры духовного содержания.

Важную роль в общественной жизни играла также «Баян аль-хакк» («Изъяснение истины») – общественно-политическая, литературная мусульманская газета, которая выходила с 1907 года в Казани на татарском языке. Издатель газеты – А.Я. Сайдашев, редактор – М.А. Сайдашев. Издание включало такие постоянные рубрики, как «внутренние известия», «внешние известия», «казанские известия». Часто также печатались сообщения собственных корреспондентов.

В № 956 газеты «Баян аль-хакк» приводится сообщение из газеты «Баку» о получении оренбургским мусульманским духовным собранием телеграммы с многочисленными подписями, в которой содержалось просьба приостановить печатание казанской типографией «Умид» перевода Корана. Этот номер подводит итоги ушедшего 1911 года. По мнению редакции 1911 год оказался тягостным для жизни мусульман России, переживающих голод, закрытие многих медресе и мектебе, преследование имамов и мусульманских учителей со стороны русских властей.

В номерах 966, 967, 968 дается обзор заседаний членов казанского земства и мусульманских депутатов М. Сайдашев, Б. Апанаев, К. Терджуманова. На первом заседании обсуждались 3 вопроса, выдвинутые инспектором нар. училищ Казанского уезда Коблова: 1) открытие в татарских аулах новометодных школ; 2) издание еженедельного или полумесячного мусульманского журнала; 3) переводы на татарский язык литературных произведений и брошюр религиозного содержания. Второе заседание было посвящено обсуждению школьных программ.

Газета «Баян аль-хакк» главное место отводила новостям. В № 962 сообщается о намерении русских и бухарских мусульман издавать в 1912 году ежедневную газету в Бухаре под названием «Священная Бухара». В № 975 газета писала об открытии в Казани родильного дома для мусульманок-женщин при поддержке мусульманского благотворительного общества, в которое входят представители русских властей и мусульманские общественные деятели. В № 999 сообщается об аресте прибывшего из Стамбула в Петербург известного писателя Гаяза Исхакова. В этом же номере приводится содержание лекции об исламе, прочитанной в Ташкенте «известным русским миссионером» Остроумовым.

Практически в каждом номере газеты печатались статьи, затрагивающие экономические проблемы. В № 991 было напечатано письмо имама али Махмудова, в котором он пишет о продаже уфимскими башкирами и татарами своих земель по дешевым ценам немусульманам. Автор письма опровергает утверждение о том, что нельзя разлучаться с землей, на которой ты родился.

«Мусульманская газета» — общественно-политическая газета, издавалась в Санкт-Петербурге с 1912 года. Редакторами газеты являлись Саид Габиев и И.Шагиахметов. Газета выходила на русском языке. «Мусульманская газета» включала в себя следующие разделы: «Наша жизнь», «Хроника», «Из печати» и другие.
«Мусульманская газета» являлась независимым органом. Распространялась в Уфе, Казани, Оренбурге, Троицке, Астрахани, Нижнем Новгороде, Ашхабаде, Баку, Тифлисе и других городах. В первом номере была опубликована редакционная статья, в которой перечислялись цели и задачи этого органа: «около 20 миллионов мусульман входят в состав Российской империи и ничего удивительного не будет в том, что если они, выйдя из тьмы и пути невежества, хоть теперь пожелают занять подобающее место участия в общегосударственной жизни … Будем ли, умеем ли мы право продолжать еще спать? Нет, нет и тысячу раз нет! Мы будем кричать, звать и призывать всех спящих братьев к культуре, к новой жизни».

В № 1-4 1912 года «Мусульманской газеты» сообщалось о ходе предвыборной кампании кандидатов в депутаты 4-ой Государственной Думы. Автор заметки Саид Габиев критикует работу 3-й Государственной Думы в том, что она не принесла никаких положительных результатов.

В № 2 в разделе «Хроника» сообщалось о принятии Ислама бухарскими евреями, в закаспийской и в ферганской областях, открытии в Керчи новой мусульманской библиотеки-читальни. В этом номере напечатано благодарственное слово Исмаилу Гаспринскому за его работу в газете «Тарджеман».

В № 4 газета опубликовала письмо, в котором авторы выражают негодование по поводу печатания газетой «Русское слово» провокационных материалов, направленных против мусульманской религии: «Мы бойкотируем газету «Русское слово», так как находим направление этой газеты для мусульман крайне оскорбительным … «Подписавшие это письмо считают, что газета сообщает всегда сплошную ложь, проповедует человеконенавистничество и открывает Крестовый поход против мусульман. В этом же номере сообщается о том, что иркутский имам Абдаллах-эфенди Решидов обратился к начальнику Александровской тюрьмы Иркутска и получил разрешение открыть библиотеку для заключенных мусульман.

Пресса наряду с модернизацией системы образования, сыграла огромную роль в формировании особого направления мусульманской общественно-политической мысли в России. Более десятка изданий возникло после царского манифеста 1905 года. Мусульмане России через газеты и журналы знакомились и общались друг с другом и осведомлялись о том, что совершается во всем культурном мире. Мусульманская пресса побуждала иных к совершенствованию своих знаний, иных к общественной работе, литературной, педагогической деятельности.
Пресса российских мусульман совмещала защиту самобытности мусульман с усвоением всего нового и прогрессивного, а также с лояльной позицией в отношении немусульманской власти. Джадиды представляли новых людей в мусульманской среде, резко изменивших социальную картину и социальный облик этой среды.

Журнал «Мусульманин» издавался с 1911 года в Париже. Он выходил на русском языке. Главным редактором являлся Магомед-бек Хаджетлаше. Журнал включал в себя такие постоянные рубрики, как «Обзор жизни мусульман», «Вести с Кавказа», «Обзор жизни единоверцев чужих стран», «Смесь», «Критические заметки», «Из писем в редакцию». Журнал также включал статьи, поднимающие самые актуальные вопросы российских и зарубежных мусульман, освещал достижения мусульман в области просвещения, печатал литературные произведения, народные изречения и т.д.
В ноябре 1911 года журнал сообщал о строительстве в Бахчисарае полковой мечети «Падишах» на средства местных мусульман и командира полка Княжевича, о доставке в Петербург генералом Кауфманом из Средней Азии одного из 25 экземпляров куфического Корана. Журнал писал и о сборе пожертвований в пользу дамской мусульманской библиотеки-читальни, что свидетельствовало о заметных успехах модернизации мусульман в России в начале века.

В февральском номере этого же года было опубликованы следующие статьи: «О привлечении черкесов к воинской повинности» Магомет-бека Хаджетлаше, «Среди жителей гор» Камбулата Есеева, «Татары- Мишары» Шарифа Сунчали, «Несколько слов о мусульманской интеллигенции» Джима Алифа, «Очерки Парижа» Айше-Ханум и другие. В рубрике «Обзор жизни мусульман» сообщалось о необходимости изданий особого духовного органа, который бы представлял сборник шариатских постановлений. Журнал писал, что Оренбургское Духовное Собрание уже нашло средства на издание такого органа. Необходимость издания такого сборника «Мусульманин» объяснял следующим образом: «Тот, кто имеет понятие о различных комментариях и толкованиях шариата, вполне ясно представляют, как трудно ориентироваться бедному мулле в этом мире бесчисленных преданий и разъяснений, большей частью противоречащих друг другу.

Картину жизни мусульман начала века отчетливо рисует статья Ш. Сунча, опубликованная в указанном выпуске под названием «Зло наших дней». Автор пишет, что мусульмане России шагнули вперед гораздо дальше, чем можно было предположить: «Тьма, окутавшая мусульман столько времени, наконец, стала падать, и они с жаром принялись наверстывать потерянное время». Автор стать сообщает, что повсеместно открываются новометодные школы – мектебе для девочек и мальчиков, библиотеки и читальни, типографии в разных городах и местностях, увеличивается число поступающих мусульман в Вузы страны, что свидетельствует о стремлении мусульман к знаниям.

Однако Ш. Сунч не обходит молчанием и печальные факты. Он критикует бессмысленную многолетнюю борьбу между сторонниками «джадиди» и «кадими». Автор осуждает кадимистов за то, что они своими всеми силами препятствуют открытию новометодных школ, библиотек и читален, выступают с доносами на все мусульманство. В завершении автор выражает надежду на то, что мусульмане сумеют достойным образом протестовать против наглых обвинений и докажут, что мусульманство не враг России, как указывают в доносах, что оно стремится лишь к знанию и прогрессу. Эту тему продолжает заметка, напечатанная в разделе «Вести с Кавказа».

Очень занимательной рубрикой является «Обзор жизни единоверцев чужих стран». Из «Мусульманина» можно было получить информацию о жизни мусульман не только мусульманских стран, но и Японии, Индии, Великобритании, Франции и многих других. Так № 6-7 журнал сообщает о том, что в Индии количество единоверцев увеличивается ежегодно на полмиллиона.

Апрельский выпуск «Мусульманина» завершает острая статья Лурье «Несколько слов о «Цивилизаторской деятельности» французских администраторов среди арабского населения Алжира. Лурье пишет о жестоком отношении европейцев к покоренным народностям Востока. Он называет пришельцев с Запада безжалостными поработителями, высасывающими все экономические соки занятых ими стран, и приводит в пример обращение французских колонизаторов к жителям Алжира. Лурье пишет, что французы заставляют мусульман искать гостеприимства на соседних турецких берегах, обрекая сотни людей на страдания горькой эмигрантской жизни. В заключении автор приводит данные в цифрах о том, какое количество земель было изъято у алжирцев .

 

Авторы: Ахмадуллин В.К., Массалимов Р.Н. — статья из сборника: ЭТНОСЫ И КУЛЬТУРЫ УРАЛО — ПОВОЛЖЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Уфа, 2009.

Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоИсламислам,ислам в России,Россия«Да будут все народы в России пребывающие славить Бога Всемогущего разными языками по закону исповедания праотцов своих, благославляя царствование Российских монархов и моля Творца Вселенной о умножении благоденствия и укреплении всей Российской империи» (Свод Законов Российской империи. Часть I, 1-й раздел).Размешаю статью В.К. Ахмадуллина и Р.Н. Массалимова 'Общий обзор...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл