7474748379 МИССИОНЕРСТВО В УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ Православие

С момента добровольного вхождения башкирских земель в состав Московского царства в 1557 году начинается распространение православия на территории края. Сначала православие было исключительно религией пришлого русского населения, устремившегося в Башкирию преимущественно с колонизаторскими целями, но постепенно оно начинает распространяться и среди инородцев, населявших башкирские земли. Миссионерская деятельность среди местного населения развернулась в значительно меньших масштабах и позже, чем в Казанском крае. Основная причина этого кроется в том, что присоединение башкир к России произошло на условиях специальных договоров и соглашений, в которых за башкирскими племенам признавалось право… «жить по обычаям и религии» предков в обмен на воинскую службу и уплату ясака. И сам факт добровольного присоединения первоначально рассматривался башкирами не как подданство, а как «свободный вассалитет» . В связи с этим любые попытки распространения православия рассматривались башкирами как ущемление их законных прав и вызывали явный протест. Неоднократно попытки обращения местного населения в православие становились причинами башкирских бунтов и восстаний. Таким образом, будучи крайне затрудненной, православная миссия на территории Башкирии в плоть до XIX века носила несистемный характер. Этому способствовало не только ожесточенное сопротивление местного населения, но и отсутствие подготовленных миссионерских кадров. Негативно сказывалось отсутствие самостоятельного церковного управления на огромных территориях башкирских земель. Территория Уфимской епархии в разное время входила в состав Казанской, Вятской, Оренбургской епархий.

Осознавая необходимость укрепления православия и развития миссионерства на территории Башкирии, священный синод в 1859 году постановил образовать самостоятельную Уфимскую епархию .
Миссионерская деятельность во вновь образованной епархии главным образом сосредоточилась на открытии школ для инородческих детей и борьбе с расколом. Открытие школ шло крайне медленно, и к моменту образования Комитета ПМО в епархии было всего 13 миссионерских школ. Для борьбы с расколом в 1868 г. было учреждено в городе Златоусте Свято-Троицкое братство, которое организовывало публичные диспуты с раскольниками и занималось распространением литературы среди раскольников. Епархиальное начальство, осознавая потребность в отдельной структуре, которая могла бы руководить сложным делом мисси на уфимской земле, приняло решение об открытии в епархии комитета ПМО.
Комитет Православного Миссионерского общества в Уфимский епархиальный был открыт 21 ноября 1878 г. общим собранием, под председательством Преосвященного Никанора .
Основными историческими источниками, в которых содержится информация о Комитете Православного Миссионерского Общества, являются ежегодные отчеты Комитета, которые направлялись в Синод и публиковались в Уфимских епархиальных ведомостях (издавались с 1878 года), записки еп. Дионисия Хитрова, сделанные им во время неоднократных объездов Уфимской епархии, данные записки также публиковались в Уфимских епархиальных ведомостях, Отчеты епархиальных и уездных миссионеров, содержащиеся в архиве епархии и консистории. Несомненно, значима книга И. А. Златоверховникова «Уфимская епархия географический, этнографический, административный, и статистический очерк», вышедшая в 1899 г. Отчеты епархиального братства Воскресения христова, также публиковавшиеся в епархиальных ведомостях, книга Петора Мышкина «Миссионеские труды преосвященного Дионисия еп. Уфимского и Мензелинского» (Уфа, 1901), письма Н. И Ильинского, отчеты о собеседованиях с раскольниками проводившиеся в Уфимской епархии священником Евграфом Еварестом, указы св. Синода относительно миссионерской деятельности и т.д. К сожалению, современные исследования по истории миссионерства в Уфимской епархии отсутствуют.
С появлением комитета миссионерская деятельность значительно оживляется. В 1880 и 1881 годах комитет открывает два миссионерских училища в инородческих поселениях . С 1881 года началось воздействие на крещеных инородцев и отправлением богослужения на родных им языках, и поучениями в церкви и домах посвященными из их же среды священниками. Число таких священников было очень невелико, и далеко недостаточно . По недостатку в епархии духовных лиц, знающих инородческие языки, преосвященный Никанор обращался к известному педагогу-миссионеру Н. И. Ильминскому с просьбой рекомендовать лиц для замещения вакансий в инородческих приходах Уфимской епархии. Именно под руководством Н. И. Ильминского шло в 1870-х г. создание инородческих школ в Уфимской епархии.
С 12 декабря 1883 до 8 сентября 1896 года председателем комитета был выдающийся епископ миссионер Дионисий (Хитров), бывший пред тем епископом Якутским. Именно с периодом управления Уфимской епархией владыкой Дионисием связан расцвет миссионерской деятельности и наибольшая результативность деятельности Комитета православного миссионерского общества. Владыка Дионисий в своих выступлениях отстаивал необходимость преподавания на понятном для инородцев языке, говоря, что для Уфимских крещеных инородцев «теперь всего нужнее православные храмы с богослужением в них на их инородческих языках; нужны священники, могущие на этих языках успешно просвещать инородцев истинами Христовой веры не только в храмах, но и в школах, и в частных жилищах, и на всяком месте» . С 1885 года основным направлением деятельности комитет миссионерского общества становится организация приходов в селениях крещеных инородцев и единоверцев, а также распространение грамотности в их среде. Это было связано с тем, что большинство крещеных инородцев имели крайне низкий уровень воцерковления и, будучи окруженными со всех сторон одноплеменниками-мусульманами, часто переходили в ислам или возвращались к языческим верованиям. Подобные процессы происходили и в среде единоверцев.
В октябре 1885 г преосвященный Дионисий ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении в Уфимской епархии инородческих и единоверческих приходов. И священный Синод удовлетворил ходатайство преосвященного Дионисия, из казны были выделены средства на организацию 21 инородческого и 6 единоверческих приходов . К 1897 г. благодаря трудам епископа Дионисия, Комитета миссионерского общества было построено 44 церкви в инородческих приходах. Причем, часто источником средств для строительства становились так называемые «депозиты преосвященного» . Трудами Преосвященного Дионисия был так же открыт, на основании указа Св. Синода от 8 июля 1896 г., в Уфимской епархии приход для латышей . Видя успехи миссионерских трудов епископа Дионисия Священный, Синод учредил 3 миссионерские должности для Уфимской епархии с окладом из государственной казны .
В отношении старообрядцев так же велась миссионерская работа. Самым ярким событием в борьбе с расколом была организация публичных собеседований с наиболее грамотными лидерами старообрядцев. Проводил эти собеседования выпускник казанской духовной академии в последствии священно мученик священник Евграф Еварестов.
За время своего управления епархией преосвященный Дионисий неоднократно совершал обозрения епархии, проезжая по нескольку тысячи верст (к примеру во время поездки в 1889 еп. Дионисий проехал 2725,5 верст) . Приезжая на удаленный приход, преосвященный особое внимание обращал на количество ежегодно причащающихся, обязательно беседовал с детьми, проверяя их знания молитв и заповедей. Во время одной из поездок произошел примечательный случай. Еп. Дионисий попросил одного мальчика крещенного из инородцев прочитать молитвы, которые тот знает, мальчик произнес: «Господи, помилуй меня грешного» и заплакал, сказав: «Более никакой молитвы не знаю». Тогда владыка прослезился и, погладив мальчика по голове, произнес: «Молись, маслись, так и Господь тебя услышит» .
Важнейшим направлением миссионерской деятельности было открытие миссионерских школ и училищ для инородческого населения. В 1884 году Н. И. Ильминский отказался от заведывания инородческими школами Уфимской епархии, и руководство ими переходит к комитету миссионерского общества. Это было совершенно оправданное решение, так как именно благодаря деятельности комитета миссионерского общества начинается серьезное увеличение количества миссионерских школ на территории епархии. К 1885 году в епархии насчитывалось уже 38 миссионерских школ. В миссионерских школах обучались преимущественно дети старокрещенных татар, чуваш, черемисов, вотяков. Судя по отчетам Комитета ПМО и запискам преосвященного Дионисися, миссионерские школы в уфимской епархии достигали достаточно хороших результатов, обучавшиеся в них инородцы серьезно воцерковлялись и весьма распространенны были случаи перехода в православие родителей учащихся миссионерских школ. В целом же за период с 1878 по 1897 год, благодаря деятельности комитета, было открыто свыше 100 школ различных типов .
За период управления епархией и руководства комитетом миссионерского общества преосвященным Дионисием в православие перешло 263 башкира, 315 татар и порядка 2000 тысяч старообрядцев . В целом к концу XIX века в Уфимской епархии было 144,5 тысяч крещеных инородцев. Из них чуваш – 59176, татар – 38874, мордвы – 36280, черемис – 6425, башкир – 985, вотяков – 2152, мещеряков – 372 . Рассмотренный период является периодом наибольшего расцвета миссионерства на территории Башкирии, с начала XX века количество крещеных инородцев начинает сокращаться и по стат. данным в 1914 году в епархии было уже 117,5 тысяч крещеных инородцев . Это сокращение во многом было обусловлено либерализацией законодательства, в связи с которым многие инородцы из числа бывших мусульман решили вернуться в веру предков, к примеру, количество крещеных башкир сократилось с 985 в 1897 году до 213 в 1914 г.

Автор: Шарафутдинов А. А. Миссионерская деятельность Уфимской епархии в 1878–1896 гг. — ЭТНОСЫ И КУЛЬТУРЫ УРАЛО — ПОВОЛЖЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых.

printfriendly-pdf-email-button-notext МИССИОНЕРСТВО В УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ Православие
Николай ШамбаровПравославиеправославие,Уфимская епархияС момента добровольного вхождения башкирских земель в состав Московского царства в 1557 году начинается распространение православия на территории края. Сначала православие было исключительно религией пришлого русского населения, устремившегося в Башкирию преимущественно с колонизаторскими целями, но постепенно оно начинает распространяться и среди инородцев, населявших башкирские земли. Миссионерская деятельность среди местного...cropped-skrin-1-jpg МИССИОНЕРСТВО В УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ Православие