454235

Метро в Челябинске достроить не удается, в тоннелях предлагают разместить IT-центр

Как сообщает Znak, пока власти Челябинска думают, где найти десятки миллиардов на достройку хотя бы первой очереди городского метрополитена, рождаются все новые идеи альтернативного использования самого известного челябинского долгостроя. Задействовать инфраструктуру недостроенного метро в организации гигантских подземных хранилищ цифровой информации предложил живущий в южноуральской столице инженер Олег Гулевский. 

Автор идеи уверен, что на проекте метрополитена в южноуральской столице давно пора поставить крест: достройка первой очереди всего из четырех станций потребует, по последним данным, 80 млрд рублей и при этом никак не решит существующих транспортных проблем мегаполиса. Скорее, это возможно сделать за счет развития существующих и создания новых систем наземного транспорта, считает Гулевский. В то же время, по его словам, гигантский недострой под миллионным городом – не лучший подарок будущим поколениям. К тому же, он требует постоянного обслуживания во избежание аварийных ситуаций, которое тяжким бременем лежит на городском бюджете.

Между тем, по мнению Олега Гулевского, недостроенное челябинское метро из проблемы могло бы стать той самой «точкой роста», поисками которой в столице Южного Урала, по крайней мере, на словах, активно занимаются власти всех уровней. Инженер уверен, что тоннели и другие подземные сооружения могли бы послужить созданию крупных дата-центров. Россия все глубже вовлекается в мировой информационный обмен, и потребность в таких мощностях будет только расти.

На IT-карте страны Челябинск считается довольно продвинутым регионом – благодаря неплохим специалистам и общим показателям развития отрасли. Достаточно вспомнить, что пять лет назад 8 из 10 домохозяйств в Челябинске уже имели подключение к широкополосным сетям интернета. Олег Гулевский считает, что у города есть все возможности для совершения следующего шага, который позволит затвердить за собой статус если не «цифровой» столицы, то по крайней мере – одного из наиболее значимых центров IT-сферы.

Под организацию дата-центра регионального, федерального и даже международного значения, по мнению челябинского инженера, можно частично задействовать уже прорытый восточный тоннель недостроенного метро. По данным Гулевского, речь идет о пространственном объеме общей сложностью более 25 тыс. кв. метров, который расположен в самом центре города, проходя аккуратно под главным городским проспектом – имени Ленина. Привлекательность этого плана не только в том, что будет наконец найдено применение бесполезным и затратным в содержании подземным выработкам. Специфика дата-центра требует поддержания особого температурного режима, обеспечить который под землей, по мнению инженера, будет и проще, и дешевле.

 

На достройку первого участка Челябинского метрополитена, по оценкам властей, требуется не менее 80 млрд рублей
На достройку первого участка Челябинского метрополитена, по оценкам властей, требуется не менее 80 млрд рублейГруппа «Челябинский метрополитен» в социальной сети «Вконтакте»

Содержание инфраструктуры недостроенного метро в Челябинске городу ежегодно обходится в сумму до миллиарда рублей, подтверждает челябинский эксперт в сфере транспорта Яков Гуревич. Предложенная идея задействования этой инфраструктуры заслуживает внимания, тем более что в мировой практике есть подобные примеры, комментирует специалист по организации дата-центров Денис Бардаков: в частности, в Швеции стойки с IT-оборудованием спустили в заброшенные шахты, и этот опыт себя оправдал.

В пользу идеи говорят две тенденции. Одна – мировая: все больше компаний приходят к выводу, что хранить данные лучше не у себя, а в специализированных центра, у которых лучше получается создать все необходимые для этого условия. Вторая тенденция – российская: инфраструктура IT-отрасль, в том числе связанная с хранением данных, в ближайшие годы начнет проходить децентрализацию, которую до этого начали крупные игроки рынка сотовой связи. Если ранее вся инфраструктура тяготела к столицам, то теперь стало понятно, что регионы могут предложить не худшие, а порой даже лучше условия.

Кстати, этот тот самый случай, когда Челябинску действительно повезло с его географией: упрощенно говоря, он находится на пересечении телекоммуникационных магистралей, и это еще один довод в пользу высказанной идеи. Как и то, что организация подземного хранилища облегчит решение вопроса о физической защите хранимой информации. Однако придется сосредоточиться на решении других проблем: прежде всего, создать постоянный температурно-влажностный режим и приточное вентилирование, надежность защиты от подземных вод и т.д.

Но главное требование к созданию дата-центров – это наличие достаточных энергетических мощностей. Речь идет примерно о 10 мВт энергии – мощности, необходимой для энергоснабжения среднего завода или довольно купного микрорайона. Найдутся ли для этого достаточные резервы в центре Челябинска – большой вопрос, ответ на который, впрочем, тоже пока можно искать лишь в теоретической плоскости. Ведь официально власти Челябинска тему альтернативного использования застопорившегося метростроя даже не обсуждают: в мэрии не отступают от планов появления южноуральского метрополитена и надеются, что рано или поздно на воплощение этих планов у города найдутся достаточные ресурсы.

 

Справочная информация

Челябинский метрополитен должен был стать 18-м в СНГ, 9-м в России, 2-м на Урале. Ожидаемый годовой объём пассажирских перевозок — 65 млн человек с увеличением в перспективе до 137,8 млн. На максимально загруженном перегоне Площадь Революции — Торговый центр ожидаемый пассажиропоток в 1-й период эксплуатации — 13,56 тыс. человек в час пик в одном направлении. Пусковой участок должен состоять из четырёх станций и иметь длину 5,7 км (со съездом в депо — 6,8 км).

На данный момент, возможная дата открытия пускового участка — не ранее 2043 года.

Первый вариант трасс метро предложен в генеральном плане города 1967 года. Он включал две линии: ЧТЗ — Пл. Революции — ЧПИ — Северо-Запад — ЧМК; ЧТПЗ — Вокзал — Пл. Революции — Теплотехнический институт — Северо-Запад.

Второй вариант рекомендован комплексной транспортной схемой города (КТС) в 1973 году. Он состоит из трёх линий: ЧМК — Пл. Революции — Вокзал — ЧТПЗ; ЧТЗ — Пл. Революции — ЧПИ — Северо-Запад; АМЗ — Вокзал — Комсомольская площадь — Северо-Восток.

Третий вариант разработан в проектном институте «Метрогипротранс» в 1982 году. В него вошли три линии: ЧТЗ — Пл. Революции — Торговый центр — Обувная фабрика — Северо-Запад; ЧТПЗ — Вокзал — Пл. Революции — ЧПИ; ЧМК — Обувная фабрика — ул. Горького — Комсомольская площадь — Вокзал — АМЗ.

Четвёртый вариант, публикуемый в прессе с середины 1980-х гг., состоит из трёх линий: ЧТЗ — Пл. Революции — Торговый центр — Пр. Победы — Северо-Запад; ЧМК — Пр. Победы — ЮУрГУ — Вокзал — Ленинский район;
АМЗ — Вокзал — Пл. Революции — Северо-Восток.

Согласно рабочему проекту института «Ленметрогипротранс» на линии «ЧТЗ — Пл. Революции — Торговый центр — Северо-Запад» строится первый пусковой участок: Электродепо — станция «Комсомольская площадь» — станция «Площадь Революции» — станция «Торговый центр» — станция «Проспект Победы».

Заказчиком выступает МУП «Дирекция строящегося метрополитена» с июня 2008 года; ранее заказчиком был МУП «Челябметротрансстрой», который по результатам конкурсного отбора в настоящее время выступает заказчиком-застройщиком и выполняет функции технического надзора на строительстве. Генеральным подрядчиком является ОАО «Челябметрострой». В связи с ежегодным ростом финансирования и невозможностью полного освоения выделенных средств компанией в 2007 году Правительством Челябинской области было решено привлечь к строительству второго генподрядчика, который к настоящему времени не определен. «Lovat» выходит в камеру модернизации 20 ноября 2007 года

Со стороны «Торгового центра» к «площади Революции» тоннель прокладывается буровзрывным способом, от депо к «Комсомольской площади» и далее — при помощи тоннелепроходческого комплекса Lovat (англ.) канадского производства с названием «Алла» (название «Алла» установлено фирмой Ловат по предложению начальника ФГУП УС-30 Абрамчука В. П. и начальника МУП «Челябметротрансстрой» Ваганова В. И.), приступившего к работе 11 ноября 2004 года. По данным на август 2007 года, в настоящее время прорабатывается вопрос о приобретении второго тоннелепроходческого комплекса. Губернатор Челябинской области Петр Сумин заявил прессе, что приобретение второго комплекса — вопрос времени.

20 ноября 2007 года комплекс вышел на поверхность земли в так называемую камеру модернизации. За три года работы «Lovat» прошёл расстояние от объекта «Портал электродепо» в Ленинском районе до Комсомольской площади длиной в 1189 метров. В камере комплекс прошёл модернизацию, в ходе которой переоборудован для работы с железобетонными тюбингами диаметром 5600 мм (до этого времени обделка тоннелей производилась чугунными тюбингами диаметром 5500 мм). Переоборудованный «Lovat» приступил к работе 8 августа 2008 года, продолжив прокладку тоннеля в направлении Площади Революции, куда должен прийти за два года.

20 ноября 2008 года по решению суда тоннелепроходческий комплекс «Ловат» был остановлен на два месяца. После модернизации он успел пройти примерно 200 метров перегонного тоннеля. Такое решение обосновано отсутствием проектно-сметной документации на строительство этого участка. Изменённый в 2005 году план строительства не был одобрен государственной экспертизой, основные претензии предъявлялись к изменению способа проходки тоннеля (ранее предполагалось, что этот участок будет пройден буро-взрывным методом), а также к смене обделки тоннеля с чугунных тюбингов на железобетонные блоки. Приобретение второго тоннелепроходческого комплекса временно отложено.

14 апреля 2009 года состоялась сбойка правого перегонного тоннеля между станциями «Торговый центр» и «Проспект Победы» с выработками вентиляционного ствола № 253, расположенного на перекрёстке улиц Кирова и Калинина. Сбойка левого перегонного тоннеля с выработками вентиляционного ствола № 253 произойдёт не ранее июня 2009.

18 марта 2010 года глава министерства строительства, дорожного хозяйства и инфраструктуры Челябинской области Виктор Тупикин сообщил: « В официальном письме Минтранса РФ говорится, что в федеральном бюджете нет денег на строительство метро, поэтому ведомство не может рассматривать наше обращение». Сам вопрос о возобновлении федерального финансирования строительства Челябинского метро в 2010 (отмененного в связи с сокращением затрат в федеральном бюджете из-за продолжающегося финансового кризиса) был поднят 3 февраля 2010 года в ходе видеовстречи губернатора Челябинской области Петра Сумина и президента РФ Дмитрия Медведева.

Президент счел доводы губернатора убедительными и попросил направить соответствующие бумаги, что и было немедленно сделано. В письменном обращении Петр Сумин попросил Дмитрия Медведева всё же рассмотреть возможность выделения средств из федерального бюджета, на что от президента последовало соответствующее указание министру транспорта РФ Игорю Левитину. От Челябинской области в Москву для проведения необходимых переговоров отправился заместитель областного министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Сергей Сихарулидзе. По поручению губернатора он провел встречи в Министерстве транспорта РФ и Федеральном агентстве железнодорожного транспорта. В процессе рассмотрения письма в середине февраля 2010 года Виктор Тупикин сообщал о том, что: « вопрос финансирования строительства челябинского метро рассматривается и в Минтрансе, и в Росжелдоре. Принципиальная поддержка со стороны обеих структур есть, но сегодня они не компетентны решить этот вопрос, так как в федеральном бюджете средств на объект в этом году не предусмотрено. Президенту готовится положительный ответ, что надо поддерживать, но не ясно, за счет каких средств. »

Однако в итоге Минтрансом РФ в финансировании было отказано даже в минимальном запланированном объёме — 536 миллионов рублей (общий объём финансирования строительства Челябинского метро на 2010 год составляет 861,3 миллиона рублей, в том числе 536 миллионов рублей — федеральные средства, 320,4 миллиона рублей — областные, 4,9 миллиона рублей — городские). Петр Сумин в письме президенту указывал сумму в 2 млрд рублей, необходимую для сохранения темпов строительства метро в Челябинске:

Прошу Вас, Дмитрий Анатольевич, поручить правительству РФ рассмотреть возможность выделения в 2010 году 2 млрд рублей на продолжение строительства метрополитена в Челябинске, что позволит сохранить трудовые коллективы, загрузить мощности строительных предприятий Челябинска, а также увеличить набранные темпы строительства для обеспечения ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса в 2013 году.

— письменное обращение Губернатора Челябинской области Петра Сумина к Президенту РФ Дмитрию Медведеву. Технологически обоснованная потребность в средствах, защищенная в федеральном агентстве Росжелдор, на 2010 год составляет 4,2 миллиарда рублей.

В конце февраля 2010 года ОАО «Челябметрострой» уведомило главное управление по труду и занятости населения о запланированном на конец апреля сокращении 497 должностей и порядка 400 сотрудников — это около 90 % от общей численности персонала[10]. Позднее пресс-служба Челябинского метрополитена сообщила, что 100 сотрудников ОАО «Челябметрострой», получивших уведомления об увольнении по сокращению, будут переведены в компанию «Ингеоком».

27 мая 2010 года на Всероссийском градостроительном совещании главный архитектор ОАО Метрогипротранс Николай Шумаков представил новый проект пускового участка Челябинского метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы». В отличие от прошлых проектов, нынешний на 30 % экономичнее. В проекте описывается пусковая эксплуатационная длина 7,4 км, а общая 8,5 км. Пусковый комплекс включает в себя: участок первой линии, электродепо и инженерный корпус. У станции «Комсомольская площадь» предусмотрено ответвление для соединения с электродепо. Проект предусматривает поэтапный ввод пускового комплекса. На первом этапе — участок от станции «Комсомольская площадь» до станции «Проспект Победы». Оформление станций будет выполнено в стиле hi-tech. На утверждение проект будет представлен главе Челябинска и губернатору области в середине июня. Однако вопрос с финансированием строительства по прежнему остается нерешенным. Из-за недостатка средств метростроители сконцентрировали основные силы в районе Комсомольской площади.

23 июня 2010 года на градостроительном совете руководством Челябинска архитектурный проект пяти станций первой очереди метрополитена был одобрен, проект на совете представлял лично главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков. Там же Главой администрации города (сити-менеджером) Сергеем Давыдовым были озвучены размеры освоенных средств: за 18 лет, в течение которых ведется строительство, было израсходовано 12 миллиардов рублей, на окончание строительства первой очереди требуется ещё 25 миллиардов рублей. В июне 2010 года вопрос завершения или продолжения строительства челябинского метрополитена был передан на рассмотрение специальной экономической комиссии при министерстве промышленности Челябинской области.

15 сентября 2010 года на пресс-конференции вице-губернатора Сергея Комякова было озвучено решение областной администрации: « Собиралась группа экспертов, которые пришли к однозначному выводу: что консервация обойдется значительно дороже, чем продолжение строительства. Кроме того, после дождей начали подтекать шахты, поэтому работы необходимо продолжать».

Также на заседании Правительства Челябинской области было принято решение о выделении на строительство метрополитена дополнительно 200 млн рублей, что позволит рассчитаться по текущей задолженности с основным подрядчиком — СМУ «Ингеоком». Таким образом, финансирование строительства в 2010 году со стороны областного бюджета, вместе с новым траншем, составит 520 млн рублей. Кроме того, Сергей Комяков пообещал возобновить переговоры о федеральном софинансировании строительства Челябинского метрополитена на будущие годы во время визита в город министра транспорта 12—14 октября 2010 года.

В ноябре 2010 года стало известно, что в 2011 году будет направлено более 500 миллионов рублей, а всего на окончание строительства первой очереди необходимо выделить около 25 миллиардов рублей. В 2013 году было заявлено, что на окончание строительства первой очереди потребуется 30—36 миллиардов рублей (по данным на 2013 год)[21] или 40—45 миллиардов рублей (по данным министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области).

В октябре 2011 года завершено строительство станции «Комсомольская площадь» в конструкциях (без отделки), а также наклонного хода станции «Торговый центр». Средства на строительство выделялись из регионального бюджета в рамках программы строительства и реконструкции дорог к 275-летию Челябинска. Дорожное полотно над станцией восстановлено 28 ноября 2011 года, готовность станции составляет 45 %. Проходка тоннелей не ведется.

По данным заместителя генерального директора по производству МУП «Челябметротрансстрой» Зои Чигиной, к январю 2014 года было построено 18 % от общего объёма первой очереди пускового участка.

В начале 2014 стройка была вновь приостановлена. Причиной стала очередная нехватка средств, бюджет больше не смог финансировать строительство метро. Однако Челябинская область смогла выделить 650 миллионов рублей на поддержание уже сделанных работ и проходку тоннелей. Контракт был выполнен не полностью, а только на 45 % от суммы контракта и был расторгнут в конце июня по обоюдному согласию сторон, какие работы были выполнены неизвестно. На момент приостановки выполнено 60 % от всего объёма запланированных работ[источник не указан 418 дней].

В июле 2014 года был объявлен тендер на поддержание (откачка воды, осмотр конструкций) метро в Челябинске. Это позволило «Челябметрострою» вновь за 134 млн рублей наблюдать за состоянием первого пускового участка Челябинского метрополитена.

Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска заключило с ОАО «Челябметрострой» контракт на 2015 год на сумму 541,7 млн рублей. Контракт предполагает выполнение в течение 2015 года следующих работ: сооружение конструкций обделок перегонных тоннелей (98 п. м.) в районе станции «Торговый центр», основные и внутренние конструкции станции «Торговый центр» (6646 м³), общешахтные работы по обслуживанию и мониторингу существующих строительных площадок, техническое обслуживание ТПМК «Ловат».

В феврале 2015 года глава Администрации Челябинска Евгений Тефтелев подписал распоряжение о подготовке документации по планировке территории, включающей строительство второго пускового комплекса первой очереди челябинского метрополитена в Курчатовском и Калининском районах города Челябинска. Глава администрации города заявил о поиске инвестора для строительства метрополитена.

Alex ZarubinАнализ - прогнозЧелябинская областьинтернет,строительство,Челябинск,Челябинская областьМетро в Челябинске достроить не удается, в тоннелях предлагают разместить IT-центр Как сообщает Znak, пока власти Челябинска думают, где найти десятки миллиардов на достройку хотя бы первой очереди городского метрополитена, рождаются все новые идеи альтернативного использования самого известного челябинского долгостроя. Задействовать инфраструктуру недостроенного метро в организации гигантских подземных хранилищ цифровой...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл