Медресе «Мухаммадия» в Казани (учебные предметы, преподаватели и выпускники)

866587544 Медресе «Мухаммадия» в Казани (учебные предметы, преподаватели и выпускники) Ислам ТАТАРСТАН

Одно из самых знаменитых медресе дооктябрьской поры «Мухаммадия» до 1913-1914 учебного года состояло из пяти от­делений: подготовительного, начального (ибтидаия), среднего (рушдия), выше сред­него (игдадия) и высшего (галия).

Окончив­шие ибтидаию получали начальное, а рушдию — среднее образование. Игдадия же го­товила шакирдов не только в высшее отде­ление, но и давала право на преподаватель­скую деятельность, что было равнозначно получению среднеспециального, т. е. педа­гогического образования. Высшее образова­ние давала галия, и это было преимуществен­но религиозное образование по образцу мно­гих медресе восточного типа.

В 1913-1914 учебном году медресе было реорганизовано и в нем осталось четыре от­деления: подготовительное, начальное, санавийя и галия. Санавийя образовалась за счет объединения начального с рушдией, рушдии — с игдадией.

В медресе, как в кон­фессиональном учебном заведении, преподавались следующие рели­гиозные дисциплины: Коран, основы веры, хадисы, орфоэпическое чтение Корана, зау­чивание Корана наизусть, ислам и другие религии, шариат, методы шариата, методы хадисов, книга о пророке и его сподвижни­ках, история ислама, гакаид (вера), толкова­ние Корана. Впрочем, историю ислама мож­но вполне отнести к светским предметам как часть всеобщей истории.

В то же время в «Мухаммадии» как в новометодном учебном заведении по ини­циативе его руководства и отдельных учи­телей, деятелей национального движения изучались очень многие дисциплины свое­го времени, входящие в курс общеобразова­тельной средней школы (а иногда и больше в связи с необходимостью подготовки педа­гогических кадров).

В программе мед­ресе за 1913-1914 учебный год значились следующие светские предметы: русский язык, арифметика, чистописание, рисование (черчение), счет, география, физика (приро­доведение), геометрия, история России, все­общая история, история тюркских народов, история науки и классов, фараиз (наука о разделе наследства), этика, гигиена (меди­цина), метрика, риторика, психология, логи­ка, философия, методика преподавания, пе­дагогика, татарский язык (под названием «тюрки тель»), татарское чтение (под назва­нием «кыраэте тюрки»), арабский язык, пер­сидский язык, арабская литература.

Есте­ственно, писались диктанты, изложения, сочинения, заучивались наизусть различные тексты. Надо отметить, что изучению рус­ского языка уделялось огромное внимание. В начальных и средних классах шакирды в течение 11 лет изучали его ежедневно (то есть имели 6 уроков в неделю).

685858568 Медресе «Мухаммадия» в Казани (учебные предметы, преподаватели и выпускники) Ислам ТАТАРСТАН

Таким образом, медресе «Мухаммадия» являлось учебным заведением, объединяю­щим все ступени образования от начально­го до высшего (правда, высшего религиоз­ного), в котором в разумных для своего вре­мени пропорциях сочеталось светское и ре­лигиозное образование. Для начала XX в. это было высшим достижением татарской педа­гогической мысли, которая ввиду реакцион­ной политики царизма никак не могла со­здать чисто светские учебные заведения.

Читайте также:  Обрезание под общим наркозом в Казани

Огромное значение медресе «Мухамма­дия» состояло, в первую очередь, в том, что из его стен за 36 лет существования вышли тысячи высококвалифицированных приме­нительно к национальной жизни кадров. Это был цвет и гордость нации. Среди них мы встречаем революционных деятелей (X. Ямашев, М. Дулат-Али, К. Якуб, К. Туйбактан, С. Габбасов), художников слова (Г. Камал, Ф. Амирхан, М. Гафури, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин, З. Башири, М. Укмаси, А. Исхак, А. Камал, Ф. Асгат, Ф. Туйкин), ученых и общественных деятелей (Г. Нугайбек, Г. Шараф, X. Бадиги, А. Рахим, Г. Губайдуллин), энциклопедиста-гуманитария (Н. Исанбет), просветителей-педагогов (Т. Ильяс, З. Шакиров, М. Галиев), революционера, поэта, полиграфиста (М. Алмаев), археографа и педагога (С. Вахиди), журналистов и изда­телей (Б. Шараф, А. Хасани), дипломатов высокого ранга (X. Биккенин, И. Амирхан), артистов (З. Султанов, Габдрахман Камал, Габдулла Камал), композиторов (С. Габяши, С. Сайдашев), художника-скульптора (Б. Урманче) и многих других.

Кто же «приложил» руку к подготовке такой блестящей плеяды национальных кад­ров? Из сборника «Марджани», изданного в Казани в 1915 г., мы узнаем, что талантли­вый ученик Ш. Марджани К. Сайфутдинов окончил знаменитый Каирский университет «Аль-Асхар» и несколько лет был препода­вателем тюркского отделения этого универ­ситета.

По возвращении в Казань К. Сайфут­динов в течение десяти лет вел курс исламс­кой философии в медресе «Мухаммадия». В разные годы здесь преподавали Г. Габидуллин аль-Кырлави (фикх — юриспруден­ция), Т. Габдулхакимов аль-Мачкарави (арабский язык, фонетика, морфология, кал­лиграфия), Дж. Сиразетдинов (этика), Б. Гумеров-Кулаткы (логика).

Преподавательский состав учебного за­ведения, где обучалось до 500 шакирдов, был для своего времени весьма значительным. Так, в 1906 г. помимо нескольких ассистен­тов здесь работало около 20 мугаллимов. В соседнем же медресе «Гаффария» даже в 1914 г. было всего пять преподавателей.

По архивным данным, в 1913-1914 учеб­ном году преподавательский коллектив «Мухаммадии» состоял из 20 человек. В него входили Г. Галиев-Баруди (толкование Ко­рана, хадисы), Г. Галиев (Коран), М. Ханафеев (букварь, Коран, вероучение, история ислама), Т. Ильяс (фикх, арабская литерату­ра и арабское чтение, изложение, догмати­ка, стихи, вероучение, изречение и нравоу­чение), Я. Адутов (жизнь Мухаммада, араб­ская литература), Ш. Бикбулатов (Коран, арабская этимология, вероучение), X. Азизов (арабская этимология, чтение, перевод, диктовка, изречение, всеобщая история, та­тарский язык), К. Беккенин (этимология, синтаксис арабского языка, арифметика, пе­ревод, диктовка, чтение, естественная исто­рия, арабская ритмика, изложение), М. Хабибрахманов (арифметика, география, исто­рия татар, татарский язык), Ш. Мустафин (арифметика, чистописание, рисование, из­речения Мухаммада, чтение, диктовка, араб­ский язык, сочинение), X. Султанов (русский язык, арифметика), А. Заитов (история ис­лама, рисование, арифметика, счет, этимо­логия, диктовка, география, изречение Му­хаммада, Коран, чтение), З. Уразаев (заучи­вание наизусть, диктовка, рисование, Коран, чтение, переложение, изречение, арабский язык, чистописание, счет, арифметика, ис­тория ислама), И. Джалялетдинов (диктов­ка, чистописание, Коран, вероучение, чте­ние), М. Мухаметзакиров (этимология араб­ского языка, перевод, диктовка, чтение, та­тарский язык, история ислама, естественная история), В. Булатов (Коран нараспев, чис­тописание), А. Нигматуллин (рисование, чтение, вероучение, переложение, заучива­ние наизусть, чистописание, арифметика, счет, диктовка, вероучение), К. Таржиманов (основы юриспруденции, татарский язык, философия, психология, логика), А. Кари­мов (изречение Мухаммада, арабская лите­ратура), С. Нигматуллин (вероучение, ариф­метика,татарский язык)1.

Читайте также:  Джихадисты имеют на русских девушек особые планы

По-видимому, эти данные были предо­ставлены руководством медресе губернско­му начальству по его требованию. Учиты­вая официальный конфессиональный статус учебного заведения, Г. Галиев-Баруди и его сподвижники «раскрывали не все карты», чтобы обезопасить себя от возможных на­реканий, а то и преследований. Поэтому были названы не все светские предметы, которые официально «не вписывались» в программу религиозного медресе. По вос­поминаниям питомца медресе «Мухаммадия» М. Галиева (1903-1993), в учебном за­ведении велись уроки по физике, химии, математике и другим светским дисципли­нам.

Интересен преподавательский состав и в следующем плане. Лишь руководитель медресе Г. Галиев, а также Ш. Бикбулатов, X. Султанов и К. Таржиманов не окончили учебное заведение, в котором преподавали. Остальные 16 мугаллимов являлись выпус­книками медресе «Мухаммадия» и с учетом их выдающихся успехов в учебе были ос­тавлены в нем в качестве преподавателей. Причем Г. Галиев-Баруди и его младший брат Г. Галиев как представители фамиль­ного медресе уроки давали бесплатно.

У ос­тальных заработная плата колебалась от 180 до 600 рублей в год в зависимости от квали­фикации и часовой нагрузки. Так, жалова­нье С. Нигматуллина, А. Нигматуллина, З. Уразаева составляло 180 рублей, Т. Илья­сова, Я. Адутова — 600 рублей. Это были немалые деньги, если учесть, что даже са­мый квалифицированный казанский рабо­чий получал не более 15-16 рублей в месяц.

Обращает на себя внимание широкое представительство преподавателей, выход­цев из различных губерний и уездов Казан­ской губернии. Казань была представлена двумя преподавателями, Казанская губерния — десятью (из Казанского, Лаишевского, Мамадышского, Свияжского, Спасского, Тетюшского уездов), Уфимская губерния — семью, Пермская — одним, Саратовская — одним.

Небезынтересно отметить, что учи­тель русского языка и математики X. Султа­нов, будучи дворянином Уфимской губер­нии, окончил четыре класса Уфимской гим­назии, затем сдал экзамен на звание сельс­кого учителя при Бирской учительской шко­ле. По отдельным сведениям, он занимал высокие должности в системе народного образования в советское время и дослужил­ся до поста комиссара народного просвеще­ния ТАССР.

Читайте также:  Молитвы для призывников и военнослужащих

По сведениям М. Галиева, племянника Г. Баруди, в различные годы в медресе «Му­хаммадия» преподавали З. Шакиров (исто­рия, география), З. Уразаев, М. Гузаиров, А. Богданов (математика), X. Бадигый (та­тарский язык, литература, фольклор), Б. Хабиб (физика, химия), Н. Заитов (физика). Способнейший Б. Шараф с 18 лет вел прак­тические занятия по арабскому и персидс­кому языкам.

Революция 1905-1907 гг. внесла коррек­тивы и в учебно-воспитательный процесс медресе «Мухаммадия», которое станови­лось своеобразным очагом распространения радикальных идей среди татарского населе­ния. Еще в 1900-1904 гг. Г. Камал препода­вал здесь татарский язык, который в те вре­мена был как бы вне закона и не вписывался в программу учебного заведения. В 1905-1907 гг. крупный идеолог татарского национального движения Ю. Акчура читал в мед­ресе лекции по турецкой истории и литера­туре, а также политическую историю.

В пе­риод своей преподавательской деятельнос­ти в «Мухаммадии» он написал и издал кни­гу «Тарих ва гыйлем» (История и наука). Хотя география в то время не входила в учеб­ную программу, с разрешения Г. Баруди в 1904-1906 гг. в рушдии предмет преподавал Ф. Амирхан, сам шакирд игдадии. Он же в одно время вел курс «История политичес­ких партий». Уроки также давали такие из­вестные и авторитетные люди среди татар, как адвокат С. Алкин (право), врач А. Терегулов (гигиена и медицина) и др.

По воспоминаниям того же М. Галиева, физика, заслуженного учителя РСФСР, предметы в основном преподавались на вы­соком уровне. Во время его учебы в четвер­том классе ибтидаия хальфа Заитов с помо­щью электричества «расщепил» воду на кис­лород и водород. Другой учитель, также в начальных классах, посредством специаль­ного прибора продемонстрировал вращение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, показывая при этом механизм изменения времен года, смены дня и ночи. Мой дядя М. Уразгильдиев (1902-1994) вспоминал, что на особенно добротную основу в медресе было поставлено преподавание естествен­ных наук, математики, истории. Те же слова можно было услышать от знаменитого ху­дожника и скульптора Б. Урманче (1897-1990).

Словом, в истории татарского просвеще­ния медресе «Мухаммадия» оставило неиз­гладимый след, вписав яркую страницу в летопись культурной жизни нации. Об этом свидетельствуют как знаменитые выпускни­ки учебного заведения, так и преподавате­ли, большинство из которых в разное время были питомцами «татарского университета» дооктябрьской поры.

Автор: Равиль Амирханов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 1 =

Next Post

Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь

Вс Мар 24 , 2024
На окраине старого Нижнего Новгорода, на одной из самых высоких точек Дятловых гор, расположился нарядный храм, имеющий форму креста. Церковь построена так не случайно, ведь […]
Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь