605497453

В Башкирии суфии и салафиты вступили в открытый конфликт

После событий в соборной мечети башкирского города Белорецка имам-мухтасиб Белорецка и Белорецкого района Исмагил Мухамедьянов обратился с заявлением в адрес президента России Владимира Путина, в нем он обвинил в проваххабистской политике председателя Духовного управления мусульман Башкирии Нурмухамета Нигматуллина.

Это обвинение прозвучало после стычки 30 августа в Соборной мечети Белорецка. Ранее в сети появилось видео, в котором эти события преподносились как сопротивление местных мусульман приезжему чужестранцу, известному мусульманскому деятелю и ученому шейху Мухаммаду Мехмету аль-Накшбанди. 

Шейх Мухаммад Назим Адиль Аль Кубруси, Аль Хаккани, Ан Накшабанди

На этом видео четко понять, что к чему, сложно. В самом начале есть картинка, где говорит отец шейха, покойный Назим Хаккани. Переводчик передает его слова, мол, он всех отправляет в ад. При каких обстоятельствах это было сказано и правильно ли передан смысл слов — остается загадкой.

Далее картинка показывает произошедшее в мечети. Слышны выкрики: «Кто разрешил нашего муфтия в ад отправлять?», но никаких имен не называется. Речь, по всей видимости, идет о Нурмухамете Нигматуллине, главе ДУМ РБ. Далее видно, как крепкие парни агрессивно выгоняют из мечети приезжего гостя и кричат вслед:

«Уезжай отсюда! И больше сюда не приезжай! Прочь из Башкортостана!» Видно, что к мечети приехала полиция. Один из парней утверждает, что его побили, но следов побоев не видно. Полицейский упреждает: «Сейчас всех заберем».

Богослов шейх Мухаммад Мехмет аль-Накшбанди  ранее не раз посещал Башкирию по приглашению председателя ЦДУМ Талгата Таджуддина. В этот раз его визит носил частный характер, он приехал в Белорецк по приглашению местного имама.лафитамив Башкирии

Исмагил Мухамедьянов

Имам-мухтасиб Белорецка и Белорецкого района Исмагил Мухамедьянов рассказал свою версию событий:

«30 августа всемирно известный богослов шейх Мехмет Адель аль-Хаккани по моей просьбе заехал в соборную мечеть Белорецка для чтения намаза и благословения. Внезапно, в течение нескольких минут, мечеть была захвачена сторонниками радикальных течений (ваххабиты, салафиты), приехавшими из Стерлитамака, Уфы, Челябинска, даже из Дагестана, примерно 20-25 человек, только 5-6 было из Белорецка.

Эти люди были хорошо организованной боевой группой, спортивного и даже военного вида, крепкого телосложения, с заранее заготовленной фото-и видеоаппаратурой. Выкрикивая оскорбительные выражения, угрожая, провоцируя столкновения, разбрасывая листовки, фиксируя все это на видео и фото, они вынудили высокого гостя, руководство мечети и прихожан покинуть мечеть».и салафитами в Башкирии

Шейх МехметБогослов шейх Мухаммад Мехмет аль-Накшбанди рассказал Proufu.ru, почему ему пришлось покинуть мечеть:

«Просто пришли почитать молитву после восхода солнца по приглашению имама мечети. Не успел он сказать «Бисмилля ир-рахман ир-рахим», как из зала какие-то люди начали кричать. Я даже не успел ни одного слова сказать. Их попросили не кричать, потому что по правилам в мечети нельзя поднимать голос. Но они продолжали кричать с большей силой. Мы приняли решение и вышли из мечети, потому что пророк Мухаммад говорит: «Если кто-то спорит с вами и вступает в горячие прения, вы оставьте этот спор, не спорьте с ними». Мы так и сделали».

Шейх также объяснил, почему так яростно эти люди встретили его присутствие в мечети: «Это представители ваххабитов и салафитов. Я точно не знаю, откуда они, но они однозначно хотели привнести раздор, совершить зло».

Исмагил Мухамедьянов в своем обращении к президенту России (имеется в редакции) обвинил муфтия Башкирии Нурмухамета Нигматуллина в проваххабистской политике:«За две недели до описываемых событий у меня был телефонный разговор с муфтием ДУМ РБ Нурмухаметом Нигматуллиным, который мне сказал:

«В случае твоего участия в каких-либо мероприятиях рядом с шейхом, последуют жесткие меры. Что и произошло. А за неделю до этого, после угроз со стороны муфтия ДУМ РБ, от должности был освобожден имам Учалинской мечети Мансур Альтапов. Вместо него был назначен Данил Сиражетдинов, получивший обучение на уровне ликбеза в ваххабистской среде. Такие же угрозы поступали и в адрес других имамов традиционного силама. Муфтият Башкирии назначает имамами сел и поселков открытых ваххабитов, как, например, в поселке Сосновка (где собираются сотни ваххабитов из близлежащих районов и областей), в деревне Рысыкаево, в Давлеканово, в Миякинском районе и проч. В медресе имени Марьям Султановой и в медресе Стерлитамака готовят сторонников ваххабизма. Все это, по моему мнению, звенья одной цепи, и имевшая место в Белорецке провокация произошла не без одобрения муфтия РБ и его окружения».

«Произошедшее четко показало, что идет опаснейший процесс радикализации республики, — делает вывод Исмагил Мухамедьянов. – Это результат открытой проваххабистской политики муфтия РБ Нурмухамета Нигматуллина, которая поддерживается председателем Совета по государственно-конфессиональным отношениям Пятковым В.П. Эта политика, проводимая последние 5-6 лет, дала возможность укрепиться радикализму в Башкортостане, в настоящий момент ваххабиты и салафиты чувствуют себя хозяевами, которые могут организовывать силовые акции, при этом совершенно безнаказанно».

О том, что ползучее вхождение ваххабизма происходит в республике последние 5-6 лет, по словам Мухамедьянова, он и другие имамы неоднократно говорили на съездах Духовного управления мусульман РБ.

«Ваххабизм является идеологической основой ИГИЛ и Исламского государства», — напоминает Исмагил Мухамедьянов и предлагает провести внеочередной съезд духовенства мусульман РБ и избрать нового муфтия Башкортостана, «который будет поддерживать и укреплять традиционный ислам, а не ваххабистско-салафитские радикальные секты». Также в своем обращении он попросил дать оценку деятельности Нурмухамета Нигматуллина «со стороны служб, обеспечивающих безопасность государства и республики».

После случившегося странную позицию заняли наши муфтии. По уже сложившейся традиции они отказались комментировать событие. В ЦДУМ РФ нам сказали, что мечеть эта не относится к ним, поэтому комментировать они не будут. А Нурмухамет-хазрат, председатель ДУМ РБ, сказал буквально следующее: «У каждой мечети есть свой имам, он и отвечает за происходящее в ней, обращайтесь к белорецкому имаму».

ПятковСвой комментарий Proufu-ru дал Вячеслав Пятков, председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при главе РБ:

«Произошла стычка, когда местные попросили чужестранца не устанавливать здесь свои порядки. Это вполне ожидаемая реакция со стороны местных мусульман. Мое личное мнение – нечего здесь делать, если нет приглашения муфтията, нечего со своим уставом лезть в чужой монастырь, у нас есть ДУМ РБ, который регламентирует работу мухтасибатов, который проповедует традиционный ислам, а к нам приезжают из Кипра и хотят нас учить. Мы живем мирно. Не приезжайте, уважаемые.

Вы можете представить, чтобы в другом регионе кто-то приехал, зашел в мечеть и начал проповедовать. Международные нормы надо соблюдать. Определенные выводы будут сделаны. Моя позиция четкая – приехать можно только по приглашению. В конце концов, есть Министерство иностранных дел, силовой блок. Наши муфтии по 30 лет работают и имеют колоссальный опыт. А тут приезжают чужестранцы и начинают нас учить».

А вот как отреагировал на эти события Айнур-хазрат Билалов, мечеть «Рамадан» г. Уфа:

Всем известен сам Шейх Махмед Адиль и его покойный отец Назим Хаккани. Сами эти люди называют себя аулия (приближенными к Аллаху людьми) и то что от них и от их палок исходит неведомая благодать. Я не нахожу в их учении Ислама, той чистоты религии, что принес Пророк Мухаммад мир ему и благословение, ни здравоумия, ни чего-то полезного для общества. Они совершают обход вокруг могилы на горе Нарыстау в Башкирии. А обход чего-то, помимо Каабы, это многобожие что выводит из ислама.

Меня удивляет отношение к Хакканитам людей, ответственных за религиозную жизнь в республике. Прежде всего это муфтии Централизованных религиозных организаций, как ДУМ РБ и ЦДУМ. Именно они должны были вмешаться в ситуацию.

Еще удивляет равнодушие совета по государственно-конфессиональным отношениям РБ. Совет все время ищет пути уравновешивания межконфессиональных отношений и наряду с этим допускает подъем в республике религиозного инакомыслия, что уже повлекло конфликты на религиозной почве. Хотя всем было понятно, чем это может обернуться».салафитами в Башкирии

сулейманов.jpgРаис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований:

— Суфизм представлен в Исламе несколькими тарикатами, к одному из таких относятся хакканиты. Они объединились вокруг духовного наставника, ныне уже покойного кипрского шейха Назима Хаккани. У него много мюридов по всему миру, одним из них является Исмагил-хазрат из Белорецкой мечети. Есть его последователи и в Татарстане.

Он часто бывал в Башкирии и поддержал своего рода паломничество к горе Нарыстау. Люди посещают это место, молятся, придают ему сакральный смысл. Их зикры (поминание Аллаха) сопровождаются танцами, похоже на зикры чеченцев, когда те бегают по кругу. У многих наших мусульман это вызывает недоумение: как можно в мечети плясать, шуметь?

Ваххабиты их недолюбливают. Это они устроили потасовку в Белорецке, в основном там были магнитогорские ребята. И провели все очень грамотно, используя лексику и методы тех, кто выступает против них, за традиционный ислам. Не зря там звучали выкрики: «Чужак, уходи. У нас свой, традиционный ислам».

То есть ваххабиты выставили себя сторонниками традиционного ислама. И в этом смысле счет 1:0 в пользу ваххабитов. В итоге хакканиты оказались в неловкой ситуации. Думаю, что дело до большого конфликта не дойдет, но это открытая стычка. Возможно, произойдет разделение, как в Дагестане – у суфиев будут свои мечети, у ваххабитов – свои, пересекаться они не будут.

В Уфе приехавшего богослова спросили про отношение ИГИЛ с исламом, и вот что ответил шейх Мухаммад Мехмет аль-Накшбанди:

«Нет никакой связи. Это – движение, не имеющее к Исламу никакого отношения. Потому, что то, что делается, не имеет никакого отношения к тому, о чем говорят Аллах, Пророк. Они проливают кровь людей, без решения суда убивают людей, в особенности мусульман. Поэтому, я думаю, что они не имеют к ним (мусульманам) никакого отношения.

Раньше тоже возникали такие движения, как ИГИЛ. Однако все они исчезли. Настоящий Ислам – это Ислам, который исповедует большинство, умеренные люди, это Ислам, который идет от нашего Пророка.

По их мнению, если ты не можешь ужиться с людьми, то получается, что ты должен убить всех. Этим они и занимаются. Они не соблюдают предписания Ислама. Пусть они их соблюдают. Аллах открыл врата покаяния. Пусть они покаются. Это то, что я хотел сказать.

Источником ИГИЛ являются ваххабизм и салафизм. У нас ваххабитов  и салафитов очень мало. Большинство жителей нашей страны – представители тариката, ахлю-сунна и джамаат. Ахлю-сунна и джамаат – это те, кто любит Пророка, его семью, всех сахабов.

Среди тех, кто сбился с истины, есть две группы людей. Одни из них не любят семью Пророка, другие – сахабов. Все они находятся за пределами истинного пути.

Мусульмане Турции – это мусульмане, которые уважают Аллаха, Пророка, это умеренные, милосердные мусульмане. Они против таких вещей.

Тасаввуф учит истине. Тасаввуф – это вера ахлю-сунны и джамаат. Поэтому ваххабиты и салафиты не любят представителей тариката. Во главе тариката стоят шейхи. Те, у кого нет шейха, сбиваются с пути. Шейхи показывают людям правильный путь».

Напрашивается вывод, что откровенный анализ происходящего в мусульманской среде республики давно назрел. Удивительно, но факт, в свежеизданном справочном издании «Религиозные организации Республики Башкортостан» (2014 г.) нет даже упоминания о ваххабизме.

У многих экспертов-религиоведов складывается четкое ощущение того, что в духовной жизни республики царит хаос. А позиция руководителя Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при главе Башкирии напоминает позицию страуса, уткнувшегося головой в песок.

Между тем радикализм в любой сфере опасен, и если ему не противостоять, то он дозревает и до силовых акций, вплоть до убийств. Этому наглядный пример показали события в Казани, когда в июле 2012 года взорвали машину  муфтия республики Илдуса Файзова и застрелили его заместителя Валиуллу Якупова, известного как одного из самых непримиримых противников ваххабизма в России.

Конфликт между последователями суфия Хаккани и салафитами в Башкирии

К сведению

Саха́ба, или асха́бы — сподвижники пророка Мухаммада, которые виделись с ним и уверовали в него.

Из справочника «Религиозные организации Республики Башкортостан», 2014 г.:

Исламская умма делится на две основные ветви: суннитов и шиитов. Суннизм распространен среди большинства мусульман планеты. В Башкортостане подавляющее большинство мусульман традиционно исповедует ислам суннитского толка. Религиозные группы суннитского толка в Башкортостане делятся на два основных сегмента: суфийский и салафитский.

Исторически заметное место в умме Башкортостана занимал суфизм. На сегодняшний день в Башкортостане получили распространение несколько суфийских и просуфийских сообществ. Одним из наиболее популярных является тарикат Накшбандия.

Салафизм

в настоящее время наиболее одиозное и популяризированное через СМИ мусульманское течение. Исторически салафизм является новым направлением в умме Башкортостана. Росту популярности салафизма в России, как впрочем, и на всем пространстве СНГ, способствовала привлекательность этого идеологического течения для религиозной молодежи – главного сегмента социальной базы этого движения. Социальный состав адептов движения довольно разнообразный – от современной образованной молодежи, до криминальных и социально-неблагополучных типов.

Ваххабизм

(из Википедии, в справочнике «Религиозные организации Республики Башкортостан» нет упоминаний) – религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в 18 веке. C точки зрения некоторых этнографов, ваххабиты — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей и богачей. Эмир города Эд-Диръия в 18 веке принял идеологию движения в качестве государственной, в результате чего Дирийский эмират из небольшого государства за короткое время превратился в обладателя почти всей территории Аравийского полуострова. Преемником этого государства является сегодняшняя Саудовская Аравия.

Сами представители данного течения отрицают зачастую данное именование, указывая, что являются, они не считают своё движение политическим, а только религиозным.

Автор: Разиф АБДУЛЛИН, ПроУфу

Яна Ямщикова (Галеева)БашкирияБлог писателя Сергея СиненкоИсламЛюди, факты, мненияБашкирия,Белорецк,ваххабиты,ДУМ РБ,ислам в России,конфликт,салафиты,суфизмВ Башкирии суфии и салафиты вступили в открытый конфликт После событий в соборной мечети башкирского города Белорецка имам-мухтасиб Белорецка и Белорецкого района Исмагил Мухамедьянов обратился с заявлением в адрес президента России Владимира Путина, в нем он обвинил в проваххабистской политике председателя Духовного управления мусульман Башкирии Нурмухамета Нигматуллина.Это обвинение прозвучало после стычки...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл