Коллекция автомобилей оренбургского атамана Белькова

423525 Коллекция автомобилей оренбургского атамана Белькова Люди, факты, мнения Оренбургская область

Коллекция автомобилей оренбургского атамана Белькова

Не знаю, откуда пошли слухи о том, что после смерти известного в Оренбурге атамана Юрия Белькова все принадлежавшие ему старинные авто, в том числе и «Жигули»-семерка жены Гагарина, родственники пустили с молотка. Но многие им поверили. И когда накануне Дня автомобилиста мы попытались найти следы единственной в городе коллекции, по большей части представляющей собой наследие созданного в Оренбурге в 1972 году клуба «Ретро», отговаривали: мол, нет этих машин в городе, исчезли, как янтарная комната.

Ретро без документов

Охрана, железные двери и мощный волкодав, рвущийся с цепи, – оказывается, все сокровища надежно защищены. И находятся не где-нибудь, а в специально построенном для них ангаре (который начал возводить еще Юрий Бельков, а завершил его сын Александр).- Все 50 машин у меня, даже мысли о продаже не было, — говорит Александр Юрьевич. – Отец всю жизнь собирал эту коллекцию, и я в любом случае ее сохраню.

Увидеть ретро отечественного и зарубежного автопрома — не проблема. Новый хозяин дает добро на бесплатный вход в ангар и фотосессии в нем всем желающим. Но сразу предупреждает: о том, чтобы выкатить какую-либо машину на улицу, и речи быть не может. И дело даже не в толстом слое пыли, покрывающем антиквариат, необходимости подкачать колеса и залить бензин: все авто сняты с учета, у них нет номеров и страховок.

— Я не хочу, чтобы они попали на штрафстоянку, — объясняет Бельков. — И не вижу смысла все 50 машин ставить на учет. Накануне праздников, например 9 Мая, о них вспоминают, просят поучаствовать, а до этого никаких средств на обслуживание и содержание этих автомобилей не предлагают. Нет со стороны города никакой заинтересованности в сохранении этой коллекции.

Вот почему у нас уже не устраивают парадов такой техники, которые не так давно были непременным атрибутом городских мероприятий. А ведь, глядя на отечественные машины 30 — 40-х годов, выставленные на параде Победы, ветераны не могли сдержать слез: «Именно на такой я воевал!», «А я на целине работал!». Знаменитый «ГАЗ-67» и сейчас стоит в гараже, за суперпроходимость в народе его называли «козликом». Считается, что он был любимой машиной маршала Жукова. Есть здесь и «Победа», созданная в честь победы нашего народа над гитлеровской Германией. И «ГАЗ М-1» — легендарная «эмка». Парадокс, но в этом автомобиле, который массово выпускался в Горьком в 30-х годах прошлого века, тормозная система – один в один с современной. И конечно, «Волга», за внешнюю импозантность и внутреннюю силу прозванная иностранцами «трактором во фраке». Ни одна приличная свадьба не обходилась раньше без такой машины…

60aa54682bb6822f1c8878e6abd0abb9 Коллекция автомобилей оренбургского атамана Белькова Люди, факты, мнения Оренбургская область

На мотоцикле — в смокинге

А вот и старый знакомый — желтый «Фольксваген Жук». Ровно 20 лет назад мы делали фото с этим «Жуком» для первой в городе цветной газеты. И принадлежал он тогда основателю оренбургского клуба «Ретро», ведущему автомобильной страницы Павлу Туркину. Его еще звали Паша Америка – за мечту попасть когда-нибудь в эту страну. Впоследствии туда уехал сын Туркина, и далеко не все у него там вызвало восторг. Но для советского человека, для автомобилиста в частности, не искушенного еще разнообразными иномарками, роскошные «Форды» и «Фольксвагены» были возможностью хотя бы во время ретропарадов ощутить свою сопричастность шикарной западной жизни. Кстати, Оренбургу повезло с автопарком: после войны у нас базировался штаб Приволжского округа, от него и остались трофейные машины из Европы. Вот только в 90-е большую часть из них члены ретроавтоклуба распродали коллекционерам из Москвы и Прибалтики.

По всей видимости, не только сохранить свою коллекцию, но и преумножить смог единственный из них — атаман Оренбургского казачьего общества «Славянское» Юрий Бельков, который после трагической гибели Павла Туркина стал именоваться председателем клуба антикварных автомобилей «Ретро». Он не раз отмечал, что содержание и восстановление старинных авто – недешевое удовольствие. При этом у Белькова многие машины были на ходу. На летних каникулах в клуб приходили школьники «крутить гайки», учиться настоящему мужскому ремеслу, а заодно и к истории приобщаться.

Оренбургские ретромодели попадали и на широкий экран: старинные авто нашего клуба использовал режиссер Станислав Говорухин для съемок в своем фильме «Не хлебом единым…».

Когда только формировался съемочный план, московские владельцы старинных авто запросили за аренду баснословные суммы. И тут режиссер узнал, что в Оренбуржье, куда выехала киногруппа на съемки, действует клуб «Ретро», — прекрасно сохранившиеся модели привели маэстро экрана в восторг. Вообще, Бельков откликался на любые предложения, был убежден, что клуб «Ретро» — общее достояние.

В память о космонавте

Гордостью своей коллекции Юрий Петрович считал автомобиль жены первого космонавта Валентины Гагариной. Тем более что в этой знаменитой семье было всего две машины: «Волга», выставленная в Кремле, и вот эта вазовская «семерка» небесно-голубого цвета. В 2010 году ее передал клубу племянник Валентины Гагариной Валерий Бардюкин, который живет в Оренбурге.

Автомобиль 1989 года вдове первого космонавта подарило государство. Галина Ивановна за все эти годы накатала на машине всего 5 тысяч километров. На автомобиле ни одной царапины, даже чехлы и резина сохранились в прекрасном состоянии.

— После того как Валера пригнал машину из столицы, он сразу приехал ко мне. Объяснил, что понимает всю ценность такого подарка и что ездить на ней попросту жалко. Он попросил принять меня в дар этот автомобиль в наш клуб, чтобы машина хранилась, ее мог увидеть любой желающий и вспоминать добрым словом семью Гагариных. Понимая, что семейная реликвия оказалась в моих руках и сколько может стоить этот автомобиль, я дал честное слово никогда его не продавать, ни за какие деньги, — говорил атаман.

Сейчас, по словам Александра Юрьевича, этот «ВАЗ-2107» вместе с еще несколькими восстановленными автомобилями стоит в теплом гараже. Но многие ли смогут его увидеть?

— Все эти автомобили могли бы служить воспитанию подрастающего поколения, — считает Владимир Кузнецов, активный член клуба и председатель Оренбургского отделения Национальной федерации мотоспорта. — Но общественный интерес должен, как это было в 70-е, подпитываться поддержкой администрации. При нашей федерации есть секция «Мужчина у себя в доме», где бывший военный учит мальчишек слесарным навыкам. И автопарк Белькова мог бы стать для них хорошей экспериментальной площадкой. А кто-то, возможно, получит здесь путевку в будущую профессию. На клуб могли бы обратить внимание и предприниматели, которые торгуют авто и мотоциклами, создав, таким образом, фонд для воспитания своих будущих покупателей. Думаю, и родители были бы не против приобрести своему сыну мотоцикл, зная, что он пойдет в общество, где не пьют, не курят, а занимаются техникой, путешествиями и парень будет при деле.

Автоспорт, мотоспорт — все, что объединяет людей, имеет прямое воспитательное значение. Но увы — пока, к сожалению, нет государственного понимания важности этого занятия, а уникальными автоэкспонатами интересуются лишь единицы.

Источник: Южный Урал

Автор: Валентина СОКОЛОВА Фото Галины ФОМИНОЙ

Григорий ВальтерЛюди, факты, мненияОренбургская областьОренбург,Оренбургская область,Южный УралКоллекция автомобилей оренбургского атамана Белькова Не знаю, откуда пошли слухи о том, что после смерти известного в Оренбурге атамана Юрия Белькова все принадлежавшие ему старинные авто, в том числе и «Жигули»-семерка жены Гагарина, родственники пустили с молотка. Но многие им поверили. И когда накануне Дня автомобилиста мы попытались найти следы...cropped-skrin-1-jpg Коллекция автомобилей оренбургского атамана Белькова Люди, факты, мнения Оренбургская область

Related Posts

Кому принадлежат предприятия Оренбургской области?

Кому принадлежат предприятия Оренбургской области?

В Оренбургской области снизилась поддержка КПРФ

В Оренбургской области снизилась поддержка КПРФ

Лошади Пржевальского в Оренбургской степи

Лошади Пржевальского в Оренбургской степи

Зимняя рыбалка на Павловке

Зимняя рыбалка на Павловке

Первый захват Оренбурга

Первый захват Оренбурга

На предприятиях Оренбуржья пытаются реанимировать советский опыт

На предприятиях Оренбуржья пытаются реанимировать советский опыт

Нет пока комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 5 =