Звериный стиль в культуре Урало-Поволжья и Сибири

zverinyj-stil-komi-permjakov Звериный стиль в культуре Урало-Поволжья и Сибири Народознание

Звериный стиль — общее название широко распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных, частей их тела и композиций из нескольких животных

Впервые он возникает в бронзовом веке, развивается в железном веке и в культуре раннеклассических государств. Его традиции сохранены в искусстве средневековья, а также в народном творчестве. Особенную известность получил скифский звериный стиль. Реалистичность изображений в нём сочетается с условностью. Животные изображались в различных позах — борющиеся, скачущие, с согнутыми ногами или свернувшиеся в клубок.

Условные приёмы использовались и в передаче отдельных частей тела животного – рога в виде завитков, пасть в виде полукруга, глаза в виде кружков и т.п. Изображались части звериного тела, которые служили его символом — лапы, головы, когти зверей и птиц. Встречаются также изображения зверей, помещенные на изображения других животных.

88abfb6-pek2 Звериный стиль в культуре Урало-Поволжья и Сибири Народознание

Раскопки Большого Филипповского кургана, проведенные экспедицией известного ученого А.Х. Пшеничнюка, обогатили науку и культуру декоративными поделками савромато-сарматского варианта «звериного стиля». Золотые фигурки динамичных могучих животных были созданы степняками еще до нашей эры.

Зооморфные сюжеты прослеживается и в творчестве восточных соседей скифов – сарматов. Бытовые вещи сарматов украшают фигурки самых разных животных: медведей, козлов, грифонов, барсов, пантер, оленей, волков. Особо на этом фоне выделяется своим богатством конская сбруя. 

60657260 Звериный стиль в культуре Урало-Поволжья и Сибири Народознание

Первоначально связанные с тотемизмом, изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента

В зверином стиле сарматов выделяется общая схематизация и черты условности, изображения покрываются многочисленными цветными вставками. Мастера звериного стиля зачастую совмещают в одном произведении все художественные приёмы, известные им.

Одной из черт историко-культурного наследия народов Прикамья является Пермский звериный стиль VI-XII вв. — своеобразное искусство мелкой металлопластики. Выделяют художественно-прикладные изделия в зверином стиле, имеющие утилитарное значение (украшения и детали костюма, предметы быта и т.п.), а также культовые предметы, имевшие религиозное значение, использовавшиеся во время обрядов и религиозных церемоний.

hm3_10-1_00_19_big Звериный стиль в культуре Урало-Поволжья и Сибири Народознание

В дохристианской Европе звериный стиль отличается повышенной драматичностью и напряжённостью

44567 Звериный стиль в культуре Урало-Поволжья и Сибири Народознание

Наиболее близкий аналог пермского звериного стиля — знаменитый скифский звериный стиль. Стилистика исполнения очень близка, хотя, по мнению искусствоведов, в скифском стиле есть большая плавность и закрученность линий, тяготение к спиралям, чего в пермском стиле не наблюдается.

Собственно Пермским звериным стилем следует считать культовые ажурные или сплошные односторонние литые бронзовые и медные сюжетные пластины-плакетки. К Пермскому звериному стилю можно отнести также ряд фигурок-бляшек или медальонов, изображающих птиц, головы медведей и антропоморфные фигуры. Эти предметы также выполнены литьем, размер и форма пластин, блях и медальонов при этом не имеет решающего значения — они могут быть крупными (длиной до 16-17 см) и мелкими (3-5 см). 

Читайте также:  ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР

Звериные стили в искусстве и верованиях народов Урала и Западной Сибири эпохи средневековья известны далеко за пределами Прикамья. Таким образом, это явление средневековой культуры является урало-сибирским. Так, культовые плакетки представлены в Печорском зверином стиле и в Обском (Западносибирском) зверином стиле. Наиболее северные памятники с ажурными культовыми пластинами, аналогичными Приуральским и Зауральским, найдены на острове Вайгач и на Югорском полуострове.

Сюжеты культовых изделий отражают космогонические представления населения регионов, в них можно усмотреть своеобразные иллюстрации к мифологии. Наборы пластин, расположенные в определенном порядке, служили основой для изложения мифов, были обязательной принадлежностью каждого родового святилища

Пермский звериный стиль обладает всеми признаками системности (повторяемость сюжетов, общие технологические приемы, длительность существования, композиционная структурность). Прежде всего это плакетки с изображением лося, человеко-лося и ящера. Общим является и мотив птицы в художественно-прикладном и культовом зверином стиле, в том числе с личиной человека на груди.

Интересно совпадение сюжета всадника (всадницы), который в Печорском стиле едет на ящере-лосе, в Пермском — на лошади, в Западносибирском — на лосе или на лошади. В Печорском художественно-прикладном стиле практически отсутствует мотив медведя, наиболее ярко выраженный в Западносибирском стиле, и сюжеты типа «святое семейство», наиболее представленные в Пермском стиле.

 

permskij-zverinyj-stil Звериный стиль в культуре Урало-Поволжья и Сибири Народознание

«Пермский звериный стиль» — название, характеризующее стиль самобытных археологических находок из Верхнего Прикамья. Большая часть сюжетов не имеет аналогов в других культурах. Став своеобразной визитной карточкой Пермского края. Пермский звериный стиль практически не изучен — не известно в точности кто отливал подобные фигурки, когда они были созданы, что они означают

Сюжеты с лосем или человеко-лосем являются общими для всех территориальных стилей. Их отличает и единый подход к составлению композиции, и технология производства. Пластины с этим сюжетом отлиты, как правило, из золотистой бронзы, латуни, реже меди. Композиции двух — и трехъярусные. 

Человеко-лось почти всегда индивидуален, обычно имеет признаки мужского пола, но есть фигурки и без половых признаков. Лосиная голова либо не отделена от человеческой и плавно в неё перетекает, либо несколько отдалена от человеческой. Руки или руки-крылья чаще всего с неполным комплектом пальцев (это характерная особенность, как и ноги с неполным комплектом пальцев или с раздвоенными копытцами).

Читайте также:  ГОРОДИЩЕ

Интересно и общее распространение сюжета ящера — зооморфного существа с коротким плотным туловищем, короткими, обычно трехпалыми ногами, тупой или почти треугольной головой. Иногда голова может иметь выросты наподобие рогов или бивней.

Ящер — существо, заглатывающее людей и обитающее под землей, хорошо известный сюжет угорских урало-обских сказок. В традиции угро-самодийских народов Сибири ящер известен также как зверь-мамонт, обитающий под землей.

Изображения медведя в культовом литье Прикамья и Приобья весьма распространены. Они представлены изображениями медведя, медведя-человека и человека-медведя в виде медальонов круглой, овальной или прямоугольной формы. Особый интерес представляет сюжет «медведь в жертвенной позе», особенно ярко представленный в культовом литье Приобья. 

Стилистически единым во всех трех территориальных стилях являются бляхи-медальоны и плакетки в виде летящей птицы с антропоморфной личиной или фигурой на груди. В подобных предметах, видимо, отражаются представления о душе, характерные для сибирского шаманизма.

chelovekoptica-jpg Звериный стиль в культуре Урало-Поволжья и Сибири Народознание

В ананьинской культуре главным мотивом было изображение птицы. Птица выступала как проводник в неведомый мир и образ человеческой души. Часто птица изображалась с чертами человека, поэтому эти изделия называют человекоптицы

Птица с антропоморфным изображением на груди иллюстрирует такие угорские и урало-алтайские представления как: «душа-птица» человека; птицеподобный характер души шамана (птица на головных уборах, птицеподобные «наголовники» на обско-угорских граффити, накосники обских угров и т.п.); мать-зверь, порождающая шамана (как правило в представлении обских угров это орлица с железными крыльями); ипостась богини-матери Калтащ (у алтайцев Умай) и её сына Мир-сусуне-хум, одного из самых загадочных персонажей обско-угорской мифологии.

Говоря об этнической принадлежности Печорского и западносибирского звериного стилей, исследователи сходятся во мнении об их угорском характере. Действительно, культовые плакетки и бляхи-медальоны не встречены в бесспорно финских древностях у народов Поволжья и Прибалтики.

Показательны и датировки использования плакеток на указанных территориях. Так, Печорский стиль существовал в VI-IX вв. (а на святилищах вплоть до X-XII вв.), расцвет Пермского стиля приходится на период VIII-XI(XII) веков, расцвет Западносибирского стиля — на IX-XIII вв.

Читайте также:  Снижение террористической активности на Северном Кавказе

Если в X веке, после сложения на территории республики Коми-вымской культуры, носителями которой были предки пермских финнов, Печорский звериный стиль исчез, Обский стиль продолжал функционировать.

predmety-permskogo-zverinogo-stilja Звериный стиль в культуре Урало-Поволжья и Сибири Народознание

Характерные предметы пермского звериного стиля — литые бронзовые пластины размером с человеческую ладонь. Есть свидетельства о фигурках из серебра и золота более высокого качества, которые массово переплавлялись или свозились ко двору Петра для дальнейшей отправки коллекционерам в Европу

Даже в XVIII-XIX вв. угорское население Восточного Зауралья и Приобья продолжало использовать предметы, выполненные в зверином стиле, в том числе культовые плакетки и медальоны. По мнению большинства исследователей Печорского, Западносибирского и Пермского звериного стилей, все они выросли на единой культурно-идеологической основе, сформировавшейся в Предуралье в I тыс. до н.э.

Истоки многих сюжетов, ставших впоследствии частью угорских и урало-алтайских шаманистских представлений, можно видеть в сюжетах культовых поделок ананьинского звериного стиля, характерных для тех ананьинских памятников Волго-Камья, которые содержат керамику с веревочно-гребенчатой орнаментацией, ставшую генетической основой для угорской урало-сибирской посуды раннего средневековья.

zverinyj-stil-jpg Звериный стиль в культуре Урало-Поволжья и Сибири Народознание

Единой для Предуралья и Приобья является техника изготовления культовых пластин и медальонов — методом отливки, затем механической обработки (обрубались литники, ножом или резцом подрабатывались рельефные детали лицевой стороны, литейный шов заглаживался). 

Звериный стиль на востоке Европы и западе Азии в эпоху средневековья, можно уверенно считать маркером угорского этнического компонента населения. В Приобье в бронзовой художественной пластике он сохранился вплоть до XVI в., а в несколько измененном виде и в этнографическое время у хантэ и манси.

В Предуралье финское население еще в XIX в. отрицало принадлежность предметов звериного стиля к наследию своих предков. Лишь после многочисленных публикаций о предуральском (Пермском) зверином стиле, как о культурном наследии коми (зырян и пермяков), у представителей этих этносов сложилось представление о нем, как о своем культурном наследии.

Отмечаемый этнографами звериный стиль в этнографическом искусстве коми и коми-пермяков не является ни реликтом средневекового стиля, ни его продолжением, он, скорее, отражает орнаментальные традиций финнов (орнаменты в виде рогов лося-оленя, анималистическое оформление охлупня, утицы-солоницы и пр.). Часть этих сюжетов заимствовано у русского населения, часть можно наблюдать в орнаментации костяных изделий древних удмуртов (чепецкая культура) и древних коми (вымская культура).

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 4 =

Next Post

Город Янаул (Башкирия)

Пн Окт 30 , 2023
Город Янаул (Башкирия) Янаул — административный центр Янаульского района Республики Башкортостан. Население города — 25109 чел. (2023 г.). Площадь города — 26 км². По городской […]
Город Янаул (Башкирия)