ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА, произведения для одного или нескольких голосов, с инструментальным сопровождением или без него, обычно связанные со словом – поэтическим текстом. В творчестве башкирских композиторов представлена песней, романсом, вокальным циклом и др. Развитие вокальной музыки началось в крае в 1920-е. Ведущим жанром была советская массовая песня в маршевых ритмах, с оптимистическими текстами, идейной доминантой «вперед» («Марш красных рот», «Марш ударников» и т.п.). Военно-патриотическая песня становит­ся ведущим жанром периода Великой Отечественной войны («Генерал Шаймуратов», «Генерал Белов», «Баллада о чер­ном вороне и молодом охотнике» и др.). Тематика башкирских песен 50–60-х традиционна для официальной советской песенной культуры того времени: советский патриотизм, борьба за мир, дружба народов, радость колхозного труда («Мы за мир», «Да здравствует мир», «Марш колхозной молодежи», «Привет Москве» и т.п.). Песенное искусство очень зависит от времени, музыка в значительной мере определяется словами, глубиной, многозначностью или отсутствием смысла, силой поэтического образа. Поэтому закономерно, что расцвет башкирской вокальной музыки в целом совпал с периодом подъема поэтического слова. Освобожде­ние от клише, штампов в музыке и слове происходило параллельно. В 60–70-е на стилистической основе русского классического романса, башкирских народных протяжных песен узун-кюй на стихи М. Карима, Н. Наджми и других поэтов композиторами 3. Исмагиловым, Р. Муртазиным, X. Ахметовым были написаны лирические песни, ставшие популярны­ми, выдержавшие проверку временем. Позже массовая песня окончательно перерождается в эстрадную песню концертного типа. Значительная заслуга в этом принадлежит композиторам Б. Гайсину, Р. Хасанову и др. Обогащению песенно­го искусства служило обращение башкирских композиторов к русской и зарубежной поэзии. Прежде всего нужно назвать циклы песен X. Ахметова – «Пушкиниана», «Русская лирика», «Персидские мотивы» на стихи С. Есенина, песенный цикл на стихи М. Лермонтова. Романсы на стихи А. Блока, цикл «Записки в аль­бом» на стихи М. Лермонтова были со­зданы композитором С. Низаметдиновым. Башкирские композиторы пишут песни на стихи Гарсиа Лорки, китайских, японских и др. зарубежных поэтов. Лит.: Галина Г.С. Вокальная музыка // Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996; Каримова С. Камерно-во­кальное творчество башкирских композиторов // Музыка композиторов Баш­кирской АССР и округа Галле. – Уфа, 1990.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

printfriendly-pdf-email-button-notext ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА Культура народов Башкортостана
КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА, произведения для одного или нескольких голосов, с инструментальным сопровождением или без него, обычно связанные со словом – поэтическим текстом. В творчестве башкирских композиторов представлена песней, романсом, вокальным циклом и др. Развитие вокальной музыки началось в крае в 1920-е. Ведущим жанром была советская массовая песня в маршевых ритмах,...cropped-skrin-1-jpg ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА Культура народов Башкортостана