764737583_udmurti УДМУРТЫ Культура народов Башкортостана Народознание и этнография Удмуртия

Семья удмуртов. Фото 1910-х гг.

УДМУРТЫ

— коренной народ Приуралья (самоназвание «удмурт», «утморт», «укморт», устар. название – «вотяки»), народ, коренное население Удмуртии (497 т. ч.). Общая численность – 747 тыс. чел.

В Башкирии удмуртов — 22,5 тыс. чел., из них в городах- 27,5%, в сельской местности — 72,5% (2002 г.). Язык удмуртский. Верующие в большинстве своем православные. Основа «мурт», «морт» имеет индоиранское происхождение («человек», «муж», «мужчина»).

Прежде удмурты были известны под именами вотяков, отяков, чуди отяцкой, арских людей, аров, арян. Татары называли удмуртов «ар», «арлан».

Основная масса удмуртов, около 70%, живет в Удмуртской республике. В РБ удмурты расселены преимущественно в лесных северных и северо-западных районах – Янаульском, Татышлинском, Калтасинском, Бураевском. Переселение удмуртов на территорию края началось в XVI в. после завоевания Иваном IV Грозным Казани и продолжалось с нарастанием до конца XIX в.

К к. XVIII — нач. XIX в. удмуртов в крае было 3000 чел., в сер. XIX в. – 13 тыс. чел., к началу XX в. – около 25 тыс. чел. Удмуртские деревни РБ в основном однонациональны. Часть живет в национально-смешанных поселениях, среди которых преобладают удмуртско-татаро-башкирские. Большинство здешних удмуртов разговаривают также на татарском языке, становясь, таким образом, трехъязычными (удмуртский, русский, татарский). Имена удмуртов Закамья в прошлом веке имели, преимущественно, тюркское происхождение, сейчас все большее распространение получают русские имена.

Тюркское влияние отражается в материальной культуре здешних удмуртов. В планировке усадьбы и некоторых особенностей жилища, в заимствовании ряда блюд татарской и башкирской кухонь, в общем колорите и отдельных элементах и деталях одежды и украшений. Определенное инокультурное влияние испытала и обрядовая сторона жизни удмуртов края: произошло заимствование ряда названий (например, «сабантуй» вместо «гырон быдтон»), перенесение сроков праздников (например, приурочивание традиционного весеннего праздника к православной пасхе), включение инокультурных элементов обрядности, музыкальной культуры, бытового поведения. При всех проявлениях влияния в языке и быте удмуртов проявляется ярко выраженное самосознание, тяга к развитию национальной культуры на профессиональной основе.

Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья.

В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён – носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).

Этимология самоназвания удмуртов не вполне ясна; наибольшего внимания достойна гипотеза, возводящая этноним удмурт к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед». В современном удмуртском языке слово членится на две компоненты – уд- (с неясной семантикой) и -мурт «человек, мужчина» (по этой причине этноним некоторыми исследователями переводится на русский язык как «человек из племени уд; удский человек», что, однако, не может считаться корректным). Прежнее русское название – вотяки (отяки, воть) – восходит к тому же корню уд-, что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство одо «удмурт»).

Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии, а позже – Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в состав России с присоединением Вятской земли в 1489 году.

Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты – 1557 или 1558 год – приняты в местной историографии условно).

В 1920 году образовалась Вотская автономная область (с 1932 года – Удмуртская АО, с 1934 – Удмуртская АССР, с 1991 – Удмуртская Республика).

Традиционные занятия удмуртов – пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель – 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство. Развиты были ремёсла и промыслы – рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка.

Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка. Основная социальная ячейка – соседская община (бускель). Это – несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие.

Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

Типичное поселение – деревня (удм. гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века).

Жилище – наземная бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями. Крыша – двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам – скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.

Североудмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м), опояску. Одежда – белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая – цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь – узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут). На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон). Девичьи уборы – укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями.

У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных – монеты.

Украшения – цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс), браслеты (поскес), ожерелье (весь). Мужской костюм – косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви – онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя одежда без половых различий – шубы. В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) – разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты – ряженка, простокваша, творог. Мясо – вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем).

Типичны пельмени (пельнянь – хлебное ухо, что говорит о финно-угорском происхождении названия), лепёшки (зыретэн табань и перепеч), блины (мильым). Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка). Ценные сведения о свадебных обрядах и обычаях удмуртов приводятся, в частности, в исследовании этнографа и миссионера среди удмуртов С. А. Багина «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда.

О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно.

В XIX веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент – геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон – белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.

Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники – Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров. Толсур – день зимнего солнцестояния (вожодыр), в него проводились свадьбы. Гырыны потон или акашка́ – Пасха, начало весенней страды.

Гербер – Петров день.

Выль ук – приготовление каши и хлеба из нового урожая. Сзьыл юон – окончание уборки урожая. Выль шуд – начало забоя скота. Праздновались и вскрытие рек и появление первых проталин (гуждор шыд).

Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр развит слабо,представлен разрозненными преданиями о Дондинских богатырях,предпринимались попытки объединить эти предания в цикл наподобие Калевипоэга. Существует народное музыкальное и танцевальное творчество.

Танцы – самые простые – хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером. Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.

Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов.

Для неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество – Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин). Злой дух, соперник Инмара – Шайтан.

Божество домашнего очага, хранитель рода – воршуд. Многочисленны низшие духи: вумурт, вукузё – водяной, гидмурт – дух хлева, нюлэсмурт – дух леса, толпери – дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё – леший, ягпери – дух бора, лудмурт – дух луга и поля, кутсь – злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние народного христианства (религиозный календарь, мифологические сюжеты).

Развитым был языческий клир – жрец (восясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен торо – уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях. Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают  наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра). Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

Источник: КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

printfriendly-pdf-email-button-notext УДМУРТЫ Культура народов Башкортостана Народознание и этнография Удмуртия
КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаНародознание и этнографияУдмуртияУдмуртия,удмурты,этнографияСемья удмуртов. Фото 1910-х гг. УДМУРТЫ - коренной народ Приуралья (самоназвание «удмурт», «утморт», «укморт», устар. название – «вотяки»), народ, коренное население Удмуртии (497 т. ч.). Общая численность – 747 тыс. чел.В Башкирии удмуртов - 22,5 тыс. чел., из них в городах- 27,5%, в сельской местности - 72,5% (2002 г.). Язык удмуртский....cropped-skrin-1-jpg УДМУРТЫ Культура народов Башкортостана Народознание и этнография Удмуртия