ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

01-006 ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ Люди, факты, мнения

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ сопровождает службу в христианской церкви и исполняется во внеслужебные часы. Православная церковная музыка, в отличие от католической и протестантской, является исключительно вокальной. Самый древний жанр церковной музыки — псалом. Переведенные на греческий язык и на латынь, псалмы легли в основу церковного богослужения, исполнялись в унисон без инструментального сопровождения. Основу римско-католического и православного богослужения составляли библейские тексты; постепенно к ним добавлялись новые части, специально сочиненные. Анонимным изначально было музыкальное оформление. Григорианское пение развивалось и усложнялось вместе с текстом литургии, на его основе складывались ранние формы церковного многоголосия — 2-голосный органум. Начиная с XI века в Западной и Центральной Европе распространялся орган — с ним в церковь пришло инструментальное сопровождение. Православная церковь не приняла «органное гудение», здесь единственным инструментом по-прежнему оставался человеческий голос.

Церковное пение с времен Византии для различных частей богослужения было различно, сложились манеры пения — распевы. Самой простой являлась псалмодия — чтение нараспев (предназначалась для чтения Евангелия, Апостола и Пророчеств). Самым сложным было кондакарное церковное пение — распев, украшенный мелодическими вставками. В Византии он применялся для самых торжественных песнопений службы — кондаков (значительных по объему гимнов, в которых строфы, исполняемые солистом, перемежались хоровыми рефренами) и киноников. Усложненность кондакарного пения в конце концов стала причиной его исчезновения.

В зависимости от характера песнопения и его места в службе применялись три разновидности распева: малый знаменный, отличавшийся простотой мелодики, построенный на чередовании музыкальных строк, от 2-4 до 9 и более. Центральное место в богослужении занимал знаменный, или столповой, распев, который складывался из попевок; в песнопении различные попевки соединялись, образуя единую линию мелодического развития. Выбор попевок и их последовательность определяли индивидуальную форму песнопения. Большой знаменный распев отличался богатством и развитостью мелодики, использовался обычно при исполнении праздничных стихир. Все эти распевы были одноголосными; в середине XVII века к ним добавились новые одноголосные распевы — киевский, болгарский и греческий. Однако уже в XVI веке на Руси зарождались ранние формы многоголосного пения, а в XVII веке распространилось так называемое партесное многоголосие, которое очень скоро вытеснило знаменное пение. Сложное партесное пение, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12, но могло достигать и 48-ми (в частности, в в партесных концертах XVIII века), способствовало дальнейшему развитию не только церковной музыкальной культуры, но и светской. Появились многоголосные обработки знаменного распева, а затем и новый жанр — партесный концерт a cappella.

Читайте также:  Жители Татарстана, вступившие в Исламское государство - ИГИЛ

Древнерусская музыка отличается красотой и самобытностью. Традиционными жанрами являются стихира, кондак, тропарь, акафист, канон, припев, славословие, величание, гимн, антифон (песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами). Православная служба, в отличие от католической, всегда оставалась исключительно вокальной, инструментальное сопровождение не допускалось; важнейшими её жанрами, помимо общих для всех конфессий псалмов, были стихира, тропарь, кондак, величание, позже сложились литургия и всенощная. В полностью сформировавшемся православном богослужении пение сопровождало все его части — литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение) и т. д., чины крещения, венчания, погребения, а также требы — молебны, панихиды и др.

В связи с учреждением Уфимской епархии (1799), открытием Уфимской духовной семинарии (1800) в крае активно развивались традиции церковного хорового пения. Церковное пение преподавалось в религиозных учебных заведениях, духовная музыка в исполнении архиерейских певчих звучала на праздничных церемониях. Лучшим в губернии считался соборный хор, во главе которого стоял В.А. Скворцов. Солисты хора, помимо выступлений в церкви, участвовали в концертах Дворянского собрания. В настоящее время церковные хоры есть при всех православных храмах. В некоторых из них поют профессиональные оперные артисты (Сергиевская, Покровская церковь г. Уфы и др.). Лит.: Музыкальная эстетика России Х1-ХУ1П вв. — М., 1973.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 7 =

Next Post

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ

Ср Ноя 7 , 2012
Первая соборная мечеть г. Уфы. Фото Сергея Синенко ЦДУМ — ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ находится в Уфе, но распространяет свою юрисдикцию на территорию всей России (исключая республики […]
Тукаева улица (Воскресенская)