ЧЕРЕМШАНСКИЙ Василий Макарович

5685858 ЧЕРЕМШАНСКИЙ Василий Макарович БАШКИРИЯ ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЧЕРЕМШАНСКИЙ Василий Макарович (1821-1869), историк, краевед. Окончил Горыгорецкое земледельческое училище в Могилёвской губернии. Преподавал курс сельского хозяйства в Оренбургской и Уфимской семинариях. В.М. Черемшанский известен, главным образом, как автор сочинения «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях». Еще в рукописи книга была удостоена золотой медали Ученого комитета Министерства государственных имуществ (1859 г.). Написана на основе богатейшего материала о природно-географических и климатических условиях, быте, хозяйстве и культуре жителей края (русских, башкир, татар, чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов). Эта книга получила, в частности, высокую оценку С. И. Руденко. В.М. Черемшанский дает сведения о сельскохозяйственных культурах, орудиях обработки почвы, об агротехнике, о луговодстве, огородничестве, садоводстве, лесном хозяйстве и лесных промыслах, о пчеловодстве, торговле, о промышленности, рыболовстве и орудиях лова, о промысловых животных и об охоте, о путях сообщения и т.д.

Книга содержит также ценный фактический материал: краткую историю края, краткое географическое описание, сведения о населении по ревизиям от 4-ой до 8-ой, население городов и уездов в 1850 г. по полу, народностям и вероисповеданиям, число помещиков и крепостных крестьян с любопытной группировкой «владельцев по числу крепостных душ», очень важные сведения об учебных заведениях: время основания, число учащихся, о лечебных учреждениях, много разнородных данных о хозяйстве губернии. Фактический материал книги очень богат. Кроме того, В.М. Черемшанский опубликовал статьи «Сведения о соляных озёрах Челябинского уезда», «Взгляд на судоходство и рыболовство в Оренбургской губернии» и др.

Сочинения: В.М. Черемшанский Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859; В.М. Черемшанский Сведения о соляных озерах Челябинского уезда //Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям, собранных и разработанных в течение 1866-67 гг. Уфа, 1868; В.М. Черемшанский Взгляд на судоходство и рыболовство в Оренбургской губернии //Труды Вольного Экономического Общества. 1954.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

 

ДОПОЛНЕНИЕ

В.М.Черемшанский о природе присоединения Башкирии к России

Почти полтора века назад, в 1859 году, в Уфе увидела свет книга «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях». Ее автор — выпускник агрономического училища, краевед, преподаватель Оренбургского и Уфимского духовных семинарий Василий Макарович Черемшанский. Сие сочинение было издано так называемым Иждивением Ученого Комитета Министерства Государственных Имуществ и получило золотую медаль этой организации. Сочинение В.М. Черемшанского ныне больше чем библиографическая редкость. По одному экземпляру книги имеется в Национальной библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди, библиотеке Башкирского государственного университета и Книжной палате. В советское время оно было переиздано малым тиражом и сегодня недоступно даже специалистам. Между тем книга эта воистину энциклопедична. В ней немало ценного фактического материала по истории, этнографии, демографии башкирского народа. Поэтому ее высоко оценивал и Сергей Иванович Руденко. В предисловии своей монографии «Башкиры», изданной всего несколько лет спустя после окончания Великой Отечественной войны и весьма большим тиражом (3,5 тысячи экземпляров), он писал: «В середине прошлого столетия вышла книга В.М. Черемшанского «Описание Оренбургской губернии», где автор о быте башкир сообщает много интересных сведений, не утративших своего значения до последнего времени. Эта книга дала обильный материал для ряда последующих изданий, из которых как наиболее крупные можно назвать работы Н.Казанцева (имеется в виду книга «Описание башкирцев», изданная в 1866 г. — М.М.), Н. Литуновского («Медико-топографическое описание Оренбургской губернии». М., 1878. — М.М.) и статьи, посвященные башкирам, в «Списках населенных мест» Уфимской и Оренбургской губерний». Безусловно, это высокая оценка труда В.М. Черемшанского, и она прозвучала из уст видного ученого-востоковеда.
В книге В.М. Черемшанского содержатся ценные материалы о всех народах Оренбургского края, в том числе о его коренном населении — башкирах. «Башкирцы, — пишет он, — самый древний народ из обитающих ныне в Оренбургской губернии. До нашествия монголов они составляли народ независимый, полудикий, живший более грабежами, которыми нередко наводили ужасы на путешественников и особенно на своих соседей — печенегов и болгар».
Далее В.М. Черемшанский сообщает о том, что «Башкирцы были покорены Батыем, внуком Чингиз-хана, в 1243 г.», что они, «волнуемые внутренними мятежами и раздорами одного рода с другим, часто обеспокаиваемые набегами кочевых народов, особенно от Киргизского хана Ак-Назара, и не имея возможности сами собой прекратить эти гибельные беспорядки, решились признать над собою власть Русского Правительства и в 1556 году обратились к Русскому Престолу с просьбою — о принятии их под свое покровительство; вследствие чего избрали из среды себя депутатов и отправили их в Москву к И.В.Грозному, который принял их ласково и изъявил согласие включить в число подвластных его скипетру народов. За эту непринужденную покорность (выделено нами. — М.М.) И.В. Грозный пожаловал башкирцам все занимаемые ими в то время земли в непосредственное владение — с правом собственности, вотчины, а башкирцы в свою очередь за милостивое к ним внимание могущественного владыки обязались добровольно вносить ясак, который и представляли ежегодно в Казань»1 .
Как видно, Василий Макарович Черемшанский считал, что башкиры были покорены Батыем. А венгерский монах доминиканец Юлиан, совершивший поездку в Поволжье и Приуралье в 30-е годы XIII века с целью поиска Магна Хунгарии (Древней и Великой Венгрии), утверждал, что башкиры заключили договор с татаро-монголами, участвовали в их походах и управлялись своими ханами. Российский историк С.А. Аннинский, изучавший сообщения венгерских миссионеров XIII—XIV вв., в 1940 г. писал: «Монголо-башкирская война тянулась 14 лет, то есть значительно дольше, чем война с Хорезмийским султанатом и Великий Западный поход. Столько же сопротивлялись монголам только чжурчжэни империи Цзинь…, но результаты башкирской и чжурчжэнской кампаний были различны. Башкиры неоднократно выигрывали сражения и наконец заключили договор о дружбе и союзе, после чего монголы объединились с башкирами для дальнейших завоеваний»2 .
Почти аналогичной точки зрения придерживались и авторы-составители справочника «Оренбургская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866 года». Башкиры, пишут они, снискав благорасположение завоевателей благородным и отважным образом своих действий, не только сохранили свою самобытность, но, в отличие от других покоренных народов, получили тамги, т.е. особые знаки для каждой волости (тюбы). С этого времени начинается тесная связь между победителями и покоренными3 . Хотя и они не отрицают, что башкиры были покорены татарами, но в отличие от других народов, например, волжских булгар, разгромленных в 1236 году татаро-монголами, они из рук золотоордынских ханов получили жалованные грамоты на владение своими вотчинными землями. Ни один народ Улуса Джучи, простиравшегося от низовьев Дуная и Финского залива на западе до Иртыша и Оби на востоке, от Черного и Каспийского морей на юге до Новгородских земель на севере, кроме башкир, не был удостоен такой чести.
Несмотря на это, башкиры, по характеристике В.М. Черемшанского, «народ дикий и необузданный, привыкший действовать самопроизвольно, не терпевший над собою никакой власти, неоднократно поднимались на войну против татаро-монголов».
В середине XV века Улус Джучи распался и на его развалинах возник ряд ханств. Башкиры вновь оказались расчлененными между ними и угнетаемыми. Осенью 1552 года 150-тысячное войско Иоанна Васильевича вступило в Казань, которая была отдана воинам на разграбление. После жесточайшего разгрома Казани царь мощного централизованного государства, державший «высокомерную речь» с самим султаном Османской (Оттоманской) империи, включавшей во второй половине XVI в., кроме собственно Турции, весь Балканский полуостров, значительную территорию на севере Африки, Мессопатамию и другие земли, перед которым трепетала сама Европа, обращается к башкирам с призывом добровольно прийти под его высочайшую руку: «Чтобы шли к государю, не бойся ничего; а кто лихо чинил, тому бог мстил: а их государь пожалует, а они бы ясаки платили якоже прежним казанским царям»4 .
Об этом же сообщает известный историк Н.М. Карамзин. В тот же день, пишет он, Иоанн послал жалованные грамоты (послания) во все окрестные места, объявляя мир и безопасность: «Идите к нам, — писал он, — без ужаса и боязни. Прошедшее забываю, ибо злодейство уже наказано. Платите мне, что вы платили Царям Казанским»5 .
Это событие нашло отражение и в шежере юрматинских башкир. В нем говорится: «Был девятьсот шестьдесят первый год (1554 год по христианскому летоисчислению), когда во все земли были направлены послы с грамотами, [которые] известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи»6 .
В шежере юрматинцев сообщается: «После того, как эти послы обошли [башкирские земли], я, Татигач-бий (бий юрматинцев до 972 г. хиджры, 1564—1565 гг. христианского летосчисления), не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял [с собой] три человека от трех тюб народа, сначала Азна-баба (родоначальник), второго Ильчикей Тимер-баба, третьего Кармыш-баба, и вчетвером, забрав с собой нескольких друзей — спутников, придя в город Казань, согласились быть подданными (преклонили головы) Белого бия падишаха».7
Башкиры откликнулись на призыв царя и на народных собраниях родов решили войти в состав Русского государства на основе соглашения. Это был второй случай в их многовековой истории, когда они заключали соглашение с иноземным государством. Первое, как уже указывалось, было с татаро-монголами (третье соглашение было подписано с Российским Рабоче-крестьянским и Башкирским правительствами в 1919 г.). Башкортостан вошел в XVI веке в состав Русского государства на основе соглашения с последним отпрыском Рюрика — Иоанном Грозным.
Башкирская Советская Автономная Республика — единственная в Советской России и ее правопреемнице Советском Союзе была образована на основе соглашения. Все другие автономные республики были учреждены по декрету, в том числе наш сосед — Республика Татарстан, которая была образована по декрету ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 27 мая 1920 года, под которым стояли подписи В.И. Ленина, М.И. Калинина, А.С.Енукидзе 8 .

Читайте также:  Лагерная гора - Уфа от А до Я

Л и т е р а т у р а 

1 Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. С. 130-131.
2 А н н и н с к и й С.А. Исторический архив. Т. 3. М.-Л., 1940. С. 85-86.
3 Список населенных мест. Ч.II. Оренбургская губерния, 1886. Уфа, 2006. С. 95-96.
4 Полное собрание русских летописей. T.XIII. С.221.
5 К а р а м з и н И.М. История Государства Российского. Книга вторая. Тома V, VI, VII, VIII. М.. 1989. С. 114.
6 Башкирские шежере. Составление, перевод текстов, введение и комментарии Р.Г.Кузеева. Уфа, I960. С. 33.
7 Там же.
8 К у з ь м и н В.В., С и н и ц ы н а К.Р., Ф а х р у т д и н о в Р.Г. История Татарской АССР. Казань, 1989. С. 107.

Мухамет Мурзабулатов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − восемь =

Next Post

ЧВАНОВ Михаил Андреевич

Вт Ноя 6 , 2012
ЧВАНОВ Михаил Андреевич (р. 1944), директор Дома-музея С.Т. Аксакова, писатель, публицист. Окончил Башгосуниверситет. Активно занимается изучением жизни и творчества семьи Аксаковых. Автор повестей «Вера из бухты Сомнения», «Лестница в небо», книги очерков «Башкирия: 13 счастливых дорог»,  рассказов, статей и др.