85484 СУМАР ЧУК Культура народов Башкортостана

СУМАР ЧУК (Щумар чук) моление о дожде, древний языческий обряд у чувашей. Совершался рядом с водой. Накануне моления со всей деревни собирали припасы, приготовляли из них жертвенные блюда, в первую очередь кашу. Молились, просили о дожде, при этом приносили в жертву богу часть стряпни, а также яйда и воробьев. Аналогичные обряды зафиксированы в прошлом и у татар-кряшен.

В день Сумар чук по поручению стариков, дети собирали по деревне необходимые продукты для жертвоприношения: крупу, яйца, молоко, масло, соль, дрова, а женщины пекли обрядовые лепешки. Все это приносилось на выбранное для моления место, где под наблюдением стариков или йомзи варилась жертвенная каш а и готовились другие кушания. После соответствующих приготовлений происходило моление с просьбой о даровании дождя. Во время моления старики бросали в воду часть приготовленной еды, приносилась и специальная жертва воде, состоявшая из воробьев и яиц. По окончании моления и трапезы происходило массовое купание участников обряда. Нежелающих исполнить обряд обливали водой или насильно толкали в воду. Возвращаясь обратно в селение, участники моления продолжали обливать друг друга водой, полагалось не церемониться и с лицами, не бывшими на молении.

Интересные данные о молении Сумар чук приводит Т.С. Пассек на основе своих личных наблюдений. Местом моления служило озеро, а среди чуваш этих местностей существовала легенда о том, что во время усердного моления Сумар чук собравшимся является дух, живущий в озере, который выезжает на вороных конях. В таких случаях считалось, что молитва услышана и засуха должна прекратиться. Т. С. Пассек указывает, что. роль воды в обряде Сумар чук не ограничивается только реалистическими представлениями о необходимости дождя для урожая, здесь же прослеживается «магический образ воды как производящего женского начала, причем обе они в религиозном сознании не разграничивались».

Взгляд чуваш на воду, как на оплодотворяющую силу, и ее связь с плодородием вообще подтверждается и тем, «то во время моления о дожде молодежь молилась и об успехах в брачных делах. Например, почти во всех текстах молитв, произносимых во время Сумар чук встречаются благословения-пожелания о том, чтобы девушки вышли замуж , молодые люди переженились  («Помилуй, кашей от нового урожая справляем воробьиную жертву, если не смилостивишься, в следующем году не будем справлять жертвоприношение. Пусть у девушек — участниц Сумар чук лен уродится высотой по грудь, посконь — до шеи, конопля — до макушки, а сами они повыходят замуж . Пусть в замужестве у них будет полон дом детей, а дети их придут с воробьями на») — говорится в одном из текстов подобных молитв, записанных Н. И. Ашмариным.

Лит.: Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. – М., 1964.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

ДОПОЛНЕНИЕ

«Сумар чук – жертвоприношение дождю или моление о дожде. Сразу после хороводов дети и молодежь ходят по деревне и собирают по дворам понемножку крупы, масла, молока, яиц и отправляются к речке Табарке. На левом берегу речки Табарки находится холм — Киремет.

Место поклонения чувашей язычников до принятия христианства. Выбор места для Керемет (чувашское название киреме́т вы́рăнĕ) определялся ландшафтом. Выбиралось возвышенное место около водного источника (ручья или речки) к западу от деревни, так как западная сторона связывается с миром мертвых. В центре Керемет карти росло дерево или устанавливался столб. Это было любое дерево, кроме дуба. При отсутствии дерева устанавливался столб. На нашем Киремет растет вяз. Сколько ему лет, никто не знает. Именно здесь проводят обряд прошения дождя старожилы деревни. Во время обряда участники читают молитвы, обращённые к предкам. При проведении обряда используется пиво, изготовляемое в домашних условиях.

Сюда же приносят несколько жертвенных котлов, разводят огонь и варят ритуальную кашу и молочную похлебку с яйцами. Ритуальную кашу варят пожилые люди, они пекут блины и совершают молитвы. Все желающие угощаются у котлов.

К этому времени у воды собирается с ведрами молодежь всей деревни. Набрав в ведра воды молодежь, отправляется по селу, обливая всех встречных. Взаимное обливание продолжается до самого вечера. Никто не в праве противится обливанию, так как считается, что это может привести к засухе. Множество ребят с ведрами, полными воды, бегают в этот день по улицам, иногда даже забегают в дома и обливают спрятавшихся хозяев.

В то время как дети обливают друг друга и встречных водой, несколько человек на лошади ездят по деревне и собирают баранов, предназначенных для жертвоприношения на Учуке. Животных для обряда дают те люди, которые построили новый дом, часто болели в течение года и зареклись, что в случае выздоровления пожертвуют барана или просто хотят поблагодарить Бога за успехи, достигнутые в течение года. Жертвенные животные обязательно должны быть здоровыми, больное животное уже не годится для жертвоприношения. Местами учитывается и масть животных, так как Богу жертвуют только б е л ы х баранов. Место для жертвоприношений находится на опушке леса».

Источник

printfriendly-pdf-email-button-notext СУМАР ЧУК Культура народов Башкортостана
КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаэтнографияСУМАР ЧУК (Щумар чук) моление о дожде, древний языческий обряд у чувашей. Совершался рядом с водой. Накануне моления со всей деревни собирали припасы, приготовляли из них жертвенные блюда, в первую очередь кашу. Молились, просили о дожде, при этом приносили в жертву богу часть стряпни, а также яйда и воробьев. Аналогичные...cropped-skrin-1-jpg СУМАР ЧУК Культура народов Башкортостана