СОКРОЙ Гали (Кийков Мухаметгали Габдессалихович, 1826–1889), башкирский поэт. Иногда пишут Чокрый Гали. Немецкий востоковед Михаэль Кемпер пишет: «Мухаммад Али бен Салих бен Абдаллах бен Шариф бен Кийик аль-Чукури принадлежал к старинному благородному роду, к башкирскому племени Иректы». По собственному признанию, стихи начал писать в 17 лет; заметное влияние на него оказало творчество среднеазиатских поэтов-мистиков Ахмета Ясави, Аллаяр-Суфи, Фирдоуси, Саади, Хафизa. Родился в семье муллы в деревне Старочукурово. Начальное образование получил в Таныпском медресе Пермской губернии. В 1833-1847 гг. учился в Бирском и Мензелинском медресе, в 1849-1852 — в Стерлибашевском медресе Хариса Биктимирова. C 1852 г. — мулла в родной деревне. Четыре раза совершил хадж в Мекку, первое паломничество (1872 г) описал в книге «Дастан Хаҗнаме» («Заметки о поездке в Хадж»). Занимался просветительством и краеведением, составил шежере башкирского рода кара-табын. Опубликовал пять сборников («Жемчужины Гали», «Луч светильника», «Хвала Казани» и др.).  В труде «История Булгарии» воссоздана многовековая картина жизни Урало-Поволжья. Много произведений осталось в рукописях, которые хранятся в музеях и библиотеках городов Казани, Санкт-Петербурга и Уфы. Из рукописного наследия большая часть (рукописное собрание сочинений из девяти тетрадей) хранится в республиканской библиотеке. На родине Сокроя в селе Старочукурово в 2001 году, к 175-летию со дня рождения поэта Дом-музей поэта, где представлены экспонаты, которые знакомят посетителей с бытом, укладок народа, а также стенды с рукописями, фотографиями родственников, шежэре. Его именем названа улица в селе Верхние Татышлы

Свою биографию описал поэтически:

«Мы из лесных башкир. У хлебороба сын хлебороб,
у крестьянина — крестьянин. Основное наше занятие —
рубить лес, очищая место для пастбища и пашни.
Я все свободное время и силу свою отдал этой работе.
С трудом, получив указ „О назначении имамом“,
построил дом, приобрел необходимые для хозяйства
вещи и, подобно сыну бедняка, погряз в долгах.
В то же самое время открыл медресе, сам отремонтировал его
здание и после многих мытарств, обучая детей из деревни
в своем доме, а из рода в медресе, выполняя одновременно
и духовные обязанности, сделался самым многострадальным
человеком среди ирактинских башкир».

Основные сочинения и публикации:
«Правила орфоэпического чтения Корана», 1860
«Жемчужины Гали», сборник стихов, 1873
«Сияние свечи», сборник стихов, 1883
«Хвала Казани», поэма, 1889.
книги религиозных наставлений:
Добавление к книге «Конец света» Сулеймана Бакыргани,
«Почитание рамазана».
Путевой очерк «Ветер утренней зари» 1872.
«История Булгарии, или Приближенный комментарий Гари», 1879 г.    Описание истории культуры Урало-Поволжья.
«Стихотворный сборник Гали»
Цикл стихов «Четыре времени года».

printfriendly-pdf-email-button-notext СОКРОЙ Гали Культура народов Башкортостана
КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаСОКРОЙ Гали (Кийков Мухаметгали Габдессалихович, 1826–1889), башкирский поэт. Иногда пишут Чокрый Гали. Немецкий востоковед Михаэль Кемпер пишет: «Мухаммад Али бен Салих бен Абдаллах бен Шариф бен Кийик аль-Чукури принадлежал к старинному благородному роду, к башкирскому племени Иректы». По собственному признанию, стихи начал писать в 17 лет; заметное влияние на...cropped-skrin-1-jpg СОКРОЙ Гали Культура народов Башкортостана